Выступление Президента на выездном республиканском семинаре в Дрогичине по вопросам реализации Государственной программы возрождения и развития села на 2005 - 2010 годы

    Уважаемые участники семинара!

    Чтобы объективно оценить значимость и своевременность нашей программы возрождения села, хочу напомнить вам, как мы к ней шли. С чего начинали.

    После развала СССР тогдашнее руководство Беларуси, ведомое так называемыми "демократами", начало реформу аграрной сферы с разрушения колхозно-совхозного, читай, крупнотоварного производства. Вот ее результат. Только за 2 года с 1992 по 1994 год почти в 2 раза сократились основные фонды сельхозпредприятий, более чем вдвое - оборотные. Резко ухудшилась экономика хозяйств. Короче, все стало разворовываться. Это было на наших глазах. Обострилось положение с кадрами руководителей и специалистов. Достиг высокого уровня диспаритет цен на сельскохозяйственные и промышленные товары. Возникли неплатежи за сданные государству молоко, мясо и другую продукцию. Нечем было платить крестьянам зарплату, да и уровень ее в 1994 году был 10 - 12 долларов США в месяц в среднем по отрасли.

    Именно с преодоления этого обвала, глубокого кризиса и пришлось начинать.

    Только принятыми неординарными мерами, напряжением не очень богатого в те годы бюджета страны, наведением порядка на земле и укреплением технологической дисциплины удалось спасти сельскохозяйственное производство. Большую роль сыграл созданный в 1995 году республиканский фонд поддержки производителей сельхозпродукции, продовольствия и аграрной науки. А также аналогичные местные стабилизационные бюджетные фонды. Средства этих фондов использовались преимущественно на создание механизированных отрядов и укрепление материальной базы сельскохозяйственных организаций. То есть в то время, когда были скудные ресурсы, мы думали, как же что-то купить и под какой крышей объединить это все, чтобы достичь наибольшей эффективности и отдачи от этой техники. Вы помните, мы стали создавать на базе сельхозтехник механизированные отряды. Они и сегодня есть, мы не сбрасываем со счетов это направление, они дают хороший положительный эффект, особенно в хозяйствах, которым сегодня очень тяжело.

    Удалось не только остановить падение, но и улучшить положение в отрасли. Уменьшился диспаритет цен. Начали приближаться к проектным показателям по продуктивности предприятия промышленного животноводства. Сельское хозяйство активно приступило к укреплению своего технического потенциала, используя преимущественно продукцию отечественного сельхозмашиностроения. Средняя месячная заработная плата в сельском хозяйстве еще низкая, но в 2000 году возросла более чем втрое по сравнению с 1995 годом.

    Следующий этап развития сельского хозяйства страны - реализация Программы совершенствования агрокомплекса на 2001 - 2005 годы. Она определила не только основные направления интенсификации производственной сферы АПК, но и пути решения жилищных и кадровых проблем.

    Программа получила хорошее финансовое обеспечение. На ее реализацию за 2001 - 2004 годы было выделено почти 5 триллионов рублей бюджетных средств. Вы заметили, я отвечаю на вопрос, как мы шли к этой программе. Сначала со дна поднимались, спасая сельскохозяйственное производство, потом, когда почувствовали, что мы что-то можем, мы вложили более 5 триллионов за 2001 - 2004 годы. То была программа совершенствования агрокомплекса, которую мы реализовали. И вот наработанные тогда подходы, пути легли в основу нынешней программы возрождения села.

    Развитию сельскохозяйственной отрасли был придан общегосударственный приоритет и особое внимание руководства страны и местных органов власти. Все это позволило добиться положительных результатов практически по всем направлениям развития аграрного комплекса.

    Во-первых, в растениеводстве благодаря специализации районов и оптимизации землепользования достигнуто значительное повышение урожайности зерновых. Впервые за 15 - 20 лет получено более 30 центнеров с гектара в среднем по стране. И это не та урожайность, что была в Советском Союзе, когда, вы помните, немеренно вносили азотные и прочие удобрения. Без проблем тогда с ними было. Сейчас мы вносим их намного меньше, но результат получили какой! Урожайность в десяти районах составила 35 - 40 центнеров с гектара, в шести - 40 - 50, а в трех - Гродненском, Берестовицком и Несвижском, напомню, - более 50 центнеров с гектара. В районах! Причем Гродненский район получил в среднем почти 61 центнер зерна с гектара.

    До трех миллионов тонн доведен валовой сбор сахарной свеклы, что позволило стране выйти на самообеспечение сахаром. Я уже об этом говорил. Это дало дополнительно около 50 миллионов долларов США и, конечно же, огромную поддержку крестьянам. Потому что это ликвидный товар - сахар. Он продается и за пределы страны, и внутри республики его закупаем. Он нигде не лежит на складах перерабатывающих предприятий.

    Отечественная пивоваренная промышленность полностью обеспечена качественным ячменем, не уступающим зарубежному. Легкая промышленность обеспечена льноволокном, урожайность которого превысила уровень предыдущих лет и составила почти семь с половиной центнеров с гектара. На 161 процент выполнен план закупки маслосемян рапса. Это в растениеводстве.

    Во-вторых, в животноводстве за счет модернизации ферм и улучшения дел в кормопроизводстве достигнута высокая динамика производства продукции.

    Надои молока впервые за 10 лет превысили 3.100 килограммов в среднем по стране. 267 хозяйств республики вышли на 4.000 килограммов удоя от коровы. Отдельные сельхозпредприятия достигли в молочном производстве хорошего европейского уровня. Например, в экспериментальной базе "Жодино" Смолевичского района надои молока от коров превысили 8.200 килограммов.

    Получили дальнейшее развитие предприятия промышленного животноводства. Практически полностью освоены мощности свиноводческих комплексов. Почти каждый четвертый комплекс реконструирован под новые ресурсосберегающие технологии, что при полноценном кормлении позволяет получать среднесуточные привесы свиней на выращивании и откорме 600 и более граммов.

    Улучшается положение с производством говядины. Комплексы по откорму скота в 2004 году впервые освоены на 90 процентов. Лучшие из них приближаются к килограммовым среднесуточным привесам. А в СПК "Прогресс" Гродненского района на 1 апреля нынешнего года этот показатель составлял 1.019 граммов.

    Успешно функционируют 52 птицефабрики республиканского объединения "Белптицепром". На половине из них завершаются реконструкция и техническое переоснащение с внедрением новейших технологий. На этой основе существенно возрастает продуктивность птицы. Например, на Дзержинской и Витебской бройлерных птицефабриках получены среднесуточные привесы бройлеров до 60 граммов, что соответствует мировым показателям. Отмечу, что такие привесы в начале 90-х годов республика имела на некоторых животноводческих комплексах по производству говядины.

    Выполнен большой объем работ по техническому перевооружению перерабатывающих предприятий агропромышленного комплекса. Это позволило освоить производство новых видов продукции, повысить ее конкурентоспособность. И что очень важно - на 10 процентов в мясной и на 12 процентов в молочной отраслях увеличился коэффициент использования сырья.

    Проведена оптимизация структуры управления агропромышленного комплекса и организаций, обслуживающих сельское хозяйство. Наряду с повышением эффективности их работы это дало экономию более 30 миллиардов рублей. В хозяйстве, в котором мы сегодня были - руководитель нам об этом говорил, - всего 35 управленцев. 35! Это пример для всех.

    В целом в результате реализации программных позиций обеспечен стабильный темп роста ВВП, который в 2004 году составил 112 процентов, а за первый квартал нынешнего года - 118 процентов. Сформировалась положительная тенденция наращивания экспорта продукции агропромышленного комплекса. Предприятиями Минсельхозпрода и организациями концерна "Белгоспищепром" в 2004 году реализовано за пределы страны продукции почти на 820 миллионов долларов США. За 4 года экспорт увеличился в два раза.

    В 2001 - 2004 годах 36,6 тысячи сельских семей получили новые квартиры. В среднем сельский новосел получил 108 квадратных метров благоустроенного жилья, на 23 квадратных метра больше, чем среднестатистический горожанин.

    Среднемесячная зарплата на селе в 2004 году выросла по сравнению с 2000 годом почти вдвое и составила около 95 долларов. Впервые за десятилетие аграрный сектор страны сработал без убытков.

    Количество убыточных сельхозорганизаций сократилось до полутора сотен. А на 1 января 2004 года их было 1.200.

    Вместе с тем не все важнейшие проблемы села удалось решить к настоящему времени. Пока сложным остается положение в экономике аграрной отрасли. И главное - социально-бытовые проблемы сельского жителя. Когда я называл эти факты, факты положительные, то я называл средние показатели, а в пример приводил лучшие предприятия. И, естественно, когда было сложно, мы вкладывали деньги и спасали предприятия, которые нам должны были дать через год-два немедленный эффект. Какие это предприятия? Это те, которые в советские времена были маяками, флагманами. Таких мы определили 60. Дальше. Мы спасали комплексы. Потому что они способны были дать стране необходимую продукцию. Птицекомплексы, свинокомплексы, комплексы по производству говядины. И это было оправдано. Потом пошли к средним предприятиям, колхозам, совхозам и так далее. И тоже получили определенный эффект. Сейчас настало время и остальными заняться. Довести до высочайшего уровня и те, которые сегодня на высоком уровне. Но много, много еще проблем.

    В первую очередь это сравнительно низкий уровень заработной платы работников сельского хозяйства. По сути, крестьяне оказались самой низкооплачиваемой группой населения нашей страны. Это противоречит социальной политике государства, важнейшим приоритетом которой является забота о человеке.

    Безусловно, крестьяне вправе иметь доходы не ниже, чем у городских жителей. Уровень их материального благополучия должен не только соответствовать рыночной конъюнктуре крестьянского труда, но и выполнять стимулирующую роль. Сельчанин должен получить медицинское обслуживание не хуже городских жителей. И главное - мы можем это обеспечить. Запросто это можем сделать сегодня. Нужно предоставить сельским детям возможность иметь конкурентоспособное общее среднее образование, чтобы они наравне с городскими могли продолжать учебу в вузах. И это мы можем сегодня сделать. Запросто можем. Мы и делаем, поддерживаем крестьян.

    Вчера у меня состоялось совещание по новой вступительной кампании в вузы. Мы в этой сфере как только можем поддерживаем крестьян. Это даже еще важнее, чем построить дом на селе, чтобы задержать там нашего молодого человека. Образованность - это главное. Самая большая ценность, как я часто повторяю, это образование. Не будет образования - ни дома, ничего другого нам не надо. Страна дураков нас не прельщает. Нам нужны образованные люди. Поэтому мы много в этом плане делаем и дальше будем делать. Житель села вправе наравне с городским населением пользоваться коммунальным, торговым, бытовым и транспортным обслуживанием. Именно из этих простых житейских истин мы исходили, приступая к разработке масштабной и долгосрочной программы возрождения села.

    Сформированный в результате выполнения Программы совершенствования АПК потенциал аграрной отрасли, социально-политическое и экономическое положение страны в настоящее время позволяют успешно решать эти задачи. Создана устойчивая база для дальнейшего развития всего народнохозяйственного комплекса. Прирост валового внутреннего продукта в 2004-м по отношению к 2003 году составил 11 процентов. Эффективно работает промышленность, в том числе обслуживающая аграрное производство. Создана устойчивая финансовая система государства. Имеются существенные достижения в аграрной науке как по проблемам организационного совершенствования отрасли, так и технико-технологического ее переоснащения. Называя цифры роста ВВП и другие цифры, я прошу иметь в виду, что мы ведь уже давно достигли уровня советских времен. А к огромному объему прибавить 11 процентов - это не к нулю прибавить 11. Нас некоторые сравнивают со статистикой по СНГ. У кого-то там рост 12 процентов, а в Беларуси - 11. Они первое место занимают, мы - второе. Да будет вам! Там же с нуля люди начинают, как мы когда-то начинали. К нулю прирастают. А здесь один процент - это намного весомее, чем там.

    Эта ситуация позволила ставить нам более масштабные задачи по развитию села. Изменить расстановку акцентов в этой сфере, отдав приоритет человеку.

    Человеку нелегкой судьбы, тяжелого крестьянского труда.

    В сущности, стоит задача возрождения белорусского села на принципиально новой основе. В основе всего этого лежит обычная, как я очень часто выражаюсь, жизненная формула: отработать можно в самых тяжелых условиях. Наш труд умственный не намного легче, если его сопоставить с крестьянским. Это адский, тяжелый труд: ответственность, это головоломки постоянные и так далее. У крестьян - физический труд колоссальный, в грязи, в пыли. В любых условиях можно 8 часов, 10, 12, сутки отработать, но желательно после этого прийти зимой в теплую квартиру, летом, как я вот заходил в домики, - в прохладную и обязательно принять душ, передохнуть, включить телевизор, 30 - 40 минут посмотреть новости, что-то перекусить приемлемое и нормальное, чтобы восстановить силы в этом уютном доме, чтобы возле тебя были дети, ты их видел. И тогда ты снова на следующие сутки готов жить и работать. Вот что нашему человеку надо. Мы отдаем себе отчет, что это непростое дело. Все, что делалось на селе ранее, было проще. Проще построить ферму или купить новый трактор, гораздо сложнее создать новое качество жизни на селе. Создать среду, привлекательную как для крестьянского труда, так и для сельского образа жизни.

    Село остро нуждается в возрождении, в комплексном решении проблем. Здесь проживает около 30 процентов нашего населения. У всех нынешних белорусов, как я уже говорил, корни в деревне. Село - продовольственный цех государства, родник национальных традиций, фольклора, народного творчества. Сохранить и развить этот источник - важнейшая государственная задача.

    И еще вот что важно. Я сегодня захожу в дом, спрашиваю: а сколько деток? Трое. А вот в этой семье? - спрашиваю у мальчика, который меня в детском саду вел. "У меня, - говорит, - три девочки, три сестрички и еще братик". То есть пятеро. Так сегодня же основной прирост населения дает деревня. Не город, а село! Так давайте поможем здесь, подкрепим их этими домами, сколько бы они ни стоили, это окупится, когда в семье 5 человек. В городе скоро в музеи будем записывать тех, у кого трое детей. Поэтому простая житейская истина: давайте поддержим крестьян, и мы получим приток населения отсюда самых сильных, крепких, красивых и, главное, убежденных белорусов - из этой деревни.

    Именно эти цели предусматривает новый программный документ, направленный на решение многоплановых проблем социального обустройства села. Коренное улучшение духовного и материального благополучия сельского населения. Вывод аграрной отрасли на более высокий уровень развития, базируясь на новейших технологиях, достижениях аграрной науки, зарубежного и отечественного опыта передовых хозяйств.

    Государственная программа возрождения и развития села на 2005 - 2010 годы рождалась долго, как я уже говорил, и нелегко. Подчеркиваю, разрабатывая ее, мы шли от жизни. От потребностей людей и возможностей государства.

    Для ее разработки были привлечены лучшие специалисты от науки и практики. Широко обсуждалась эта программа. Было много предложений, замечаний, и мы посчитали, 88 процентов из них были.

    Считаю, что принятый нами вариант программы почти в полной мере соответствует поставленным целям. Если нужна будет корректировка, мы ее откорректируем по ходу, это не проблема.

    В чем принципиальные отличия этого документа от принимавшихся ранее? Первое, и я уже это отмечал, - безусловная ориентация на человека. Поэтому мы и начали сегодня не с фермы, не с комплексов, не с машинных дворов, а тема наша - агрогородок. Деревня, село - это сфера жизни нашего крестьянина. Каким этот агрогородок должен быть и как он должен создаваться? Хороший пример - Закозель. Здесь в основном все своими руками делали люди.

    Второе - комплексность программы. Это не ведомственный, как это было раньше, не отраслевой документ. Это не просто головная боль министра сельского хозяйства или Ивана Михайловича Бамбизы. Это общегосударственная программа. Документ Президента страны, и всех тех, кто стоит с ним рядом, и кто по службе ему подчинен - то есть всей страны. В нем мы увязали всю социальную и производственную проблематику села.

    Третье - финансовое обеспечение программы. На 6 лет мы планируем выделить почти 70 триллионов рублей. Думаю, что подсократим. Это по максимуму считали. Губернаторы, руководители предприятий считали так: деньги-то не наши, давайте напишем больше. Все равно дадут наполовину меньше. Я это знаю. Я вот приводил пример, что недавно подписал указ о помощи сельхозпредприятиям в связи вот с погодными условиями. Вы представляете, под 20 миллиардов насчитали, - давай из бюджета. Нет, не будет таких денег. Это в соцстрах или госстрах идите и там просите эти деньги. Но кое-чем поможем.

    Мы приняли 70 триллионов. Эти деньги никуда не уйдут. Но давать их мы будем под каждый кирпич, под фундаментный блок, под метр дороги, газопровода, водопровода. То есть под каждый объект будем давать соответствующие средства, а потом еще десять раз перепроверять и обрезать, и обрезать, и обрезать.

    Что происходит? Когда-то рухнувшие сельскохозяйственные строительные организации, особенно сельские, они же сегодня еще не поднялись. И увидели хороший ломоть, и думают: вот тут мы "гребанем" денег и поднимемся за счет этого. Я не против. Конечно, на этом надо "подняться", но это не значит, что рентабельность их производства должна быть 40 процентов, а не 3 процента. Вот просто так деньги взять будет нельзя. Это надо понимать. Поэтому надо готовиться к тому, что мы вложим не 32 миллиарда долларов в эту программу, а, как я уже сказал, 25 - 26, ну максимум - 27, а может, и того меньше. И эта разница от 32 до 27никуда не денется, она останется у вас. Но она не будет прикарманена бездельником за счет невыполненных объемов работ плохого качества. Эти деньги мы лучше направим на модернизацию и переоснащение нашего агропромышленного комплекса и отрасли переработки.

    Эта программа является важнейшим долгосрочным инвестиционным проектом нашего государства. Государства! Подчеркиваю: мы не закапываем деньги в землю, как кричат наши оппозиционеры, а инвестируем капитал в важнейшую сферу народного хозяйства. Капитал должен работать на нашей земле, на благо нашего народа, а не "убегать" за рубеж или в спекулятивные сферы. И надо помнить, что один работающий крестьянин дает семи человекам в городе работу в переработке.

    Основа совершенствования производственной сферы села - ориентация на развитие крупнотоварных коллективных хозяйств, масштабное техническое и технологическое переоснащение агропромышленного комплекса, преимущественно на основе продукции отечественного машиностроения и внедрения научных разработок.

    Что получит село от реализации этой программы?

    Устойчивое развитие сельскохозяйственного производства на основе возрождения социальной и производственной сфер села. Выход сельскохозяйственных предприятий на принципы самофинансирования и самодостаточности при реальном уровне государственной поддержки. Улучшение материального благосостояния тружеников села. В 2010 году среднемесячная заработная плата должна перевалить за 300 долларов. Качество сельской жизни возрастет на основе внедрения социальных стандартов для сельского населения, близких к городским. Я говорю, перевалить за 300, и надо это спокойно воспринимать, потому что с 12, я уже вам говорил, в середине 90-х мы сегодня подошли к 100 долларам среднемесячной заработной платы. Вот в три раза надо увеличить нам к 2010 году заработную плату для крестьян. Работающих крестьян.

    Безусловно, нам нужно сохранить все населенные пункты и обеспечить их жителям достойную жизнь. Но решать эту задачу нужно поэтапно. В течение 2005 - 2010 годов намечается обустроить 1.500 населенных пунктов. О чем мы говорили? Придать им статус поселений нового типа, городского типа - агрогородков.

    Это самодостаточные благоустроенные населенные пункты, в которых будут созданы все необходимые условия для комфортного проживания их населения и жителей прилегающих территорий. Здесь предстоит решить проблемы водоснабжения и газификации. Построить сеть дорог и улиц с твердым покрытием, наладить устойчивое пассажирское транспортное сообщение с районным и областным центрами. Полностью обеспечить население телефонной связью. Разместить комплекс предприятий социальной сферы.

    Мы сегодня увидели этот агрогородок. Он будет совершенствоваться. Но дай Бог, чтобы у нас такие были везде. Ну и что мы увидели тут такого, что нереально, казалось бы, реализовать в каждом хозяйстве? Да ничего тут нереального нет. Здесь как раз все то, что надо, по-хозяйски. Толковый руководитель. Опять бы не перехвалить. Которого люди уважают и ценят. Было у него здание 2-этажное. Ходил, ходил вокруг. Думал. На первом этаже сделал сауну, банно-прачечный комбинат сделал. И притом ну не вычурный какой-то. Он уже сколько лет работает. Постирать можно: и спецодежду, и любая хозяйка может принести более тяжелые вещи - простыни, пододеяльники и так далее. По мелочевке дома постирает, в своей стиральной машине.

    А наверху, на втором этаже, амбулатория. Аккуратненько, без всяких излишеств. Там есть и дешевые медикаменты, и дорогие. И для дневного стационара три койки. Пожалуйста, старушка пришла, "прокапали" ее, отдохнула 2 часа, пошла домой. Она сутками не лежит там. То есть мы и в здравоохранении, и в образовании уже знаем, что делать. Это недорого. Разумно только надо делать. Здесь не надо строить уже новые какие-то объекты. А где надо - мы их построим, хотя таких мест и немного. Здесь не надо строить школы. Надо привести существующие в нормальное состояние. Все это реально. Я не знаю, кто из вас, проезжая по этому селу, не ощутил, что и он бы мог здесь жить спокойно. Красиво, чисто, аккуратно, зелено везде.

    Но жилищное строительство на селе следует перевести на более высокий уровень. Сельский дом не должен уступать по комфортности городскому, но и учитывать особенности деревенского уклада жизни, крестьянский менталитет. Намечается перейти на новые экономичные проекты жилья на селе. Не менее половины его должны представлять одноквартирные усадебные дома с хозяйственными постройками, а остальная часть, примерно в равной доле, - это блокированные одноквартирные и многоквартирные секционные дома. За счет государства нужно сделать то, что будущий житель не сможет сделать сам: дорогу, улицу, дом. Остальное пусть делает сам новосел. Причем я пришел к твердому убеждению, абсолютному убеждению - там, где по нашим требованиям и стандартам руководитель предприятия может сам построить жилье, не тащите туда подрядные организации. Отдайте ему эти 20 тысяч долларов, и пусть он строит такой дом, который мы ему укажем пальцем. Согласен - пусть строит. Сэкономит - пусть забирает деньги себе.

    Вы видели этот домик рядом с амбулаторией, я специально поинтересовался, сколько он стоит, - 12 тысяч долларов. Прекрасный домик, отличная усадьба вокруг. Что больше надо? Там две квартирки. Все говорят: да не может быть. Ну нашли причину, оказывается, там налоги не учтены, ладно, пусть 15 тысяч долларов. Так наши же подрядчики сегодня стонут, что за 20 тысяч не могут построить худший, чем этот. Ну так чего мне спорить. Есть желающие в Остромечево, Закозели строить такие дома - отдайте им эти деньги. Сэкономят - пусть это будет им. Нам такие подрядчики, которые стонут, постоянно плачут "давай деньги" - не нужны. И вообще, что касается строительства. Я уже поручал и Петру Петровичу Прокоповичу, и Правительству сегодня однозначно говорю: определитесь. В этом доме ничего вычурного нет: фундаментный блок, цемент, силикатный блок или кирпич. Сделайте полную калькуляцию по времени, по зарплате и подведите черту.

    Надо установить цены, чтобы производители стройматериалов не наживались за счет этого. Тогда мы подешевле сделаем. Пусть это будет не рыночно. Нас никто не упрекнет. Давайте мы сами решим свои проблемы. Анатолия Афанасьевича Тозика уговорили, и он пишет мне: за 25 тысяч уже дом построить на селе невозможно. Но за эту цену вы мне "гробы" на поле в грязь класть не будете, потому что ваши дома похожи на гробы, которые в советские времена еще строили. Этого не будет. Считайте, как себе вы строите, как себе, поэтому и подходить к этому строительству надо с этих позиций.

    Я уже говорил, чего не хватает в таких домах, особенно в крестьянском доме. Обязательно надо делать подвальное помещение, хорошо изолировав его. Никто не говорит, что отделывать его надо. Сделайте из фундаментных блоков, аккуратненько их выстройте, подштукатурьте, пусть у него будет это помещение под основным домом. Там котел поставьте для отопления и сделайте мансардную крышу. Тоже не надо ничего делать, просто оббейте и все, это будет резерв у человека. Разбогатеет он - внизу или сауну построит, или шкафы поставит. Наверху, если семья будет большая, он сделает еще комнату или две. Это небольшие будут затраты. Но там, где мы видим, что уже большая семья, то так надо делать. А подвальные помещения надо делать в деревне во всех домах. Еще раз подчеркиваю, это деньги небольшие, мы не требуем и не будем делать отделку. Крестьянин, сам жилец, должен для себя хоть что-то сделать.

    Жилье должно быть недорогим, но удобным! При этом, подчеркиваю, в строительстве и обновлении зданий необходимо задействовать местные ресурсы. Сельскому населению надо дать реальную возможность для решения жилищных проблем на индивидуальной основе.

    Государство будет оказывать всемерную поддержку личным подсобным хозяйствам, являющимся вторым по значимости источником доходов на селе. В этих целях хотел бы поставить задачу перед местными органами власти - создать в агрогородках коммунально-бытовые структуры для оказания комплекса услуг населению. В первую очередь по возделыванию сельскохозяйственных культур, уборке урожая, заготовке кормов, обеспечению топливом, реализации выращенной продукции. Но только там, где надо. Это не значит, что мы начнем сейчас в каждом колхозе еще один колхоз создавать, машинный двор создавать при сельском Совете или где. Я уже говорил руководителю Закозели, он сразу начал, волнуясь, свое выступление, что после того как нас перестали называть "красными директорами", мы воспряли и начали работать. А вы знаете, ведь да, действительно, извините за нескромность, все зависело тогда в этой неразберихе от моего решения. Вот если есть Бедуля, он помнит наши беседы тогда с ним. Когда он как раз боялся, что я как молодой Президент тогда возьму да и приму неправильное решение и опять пойду по пути этих шушкевичей и так далее, и так далее. Я тогда сказал: нет. Быть крупнотоварным субъектам хозяйствования на селе. Будет это колхоз или совхоз - не важно. Пусть будет. Ну некоторые начали упражняться - СПК, ОПКА, ПОКА и прочее. Ладно, это ваше дело. Я в это не вмешивался. Но все равно это осталось крупнотоварное производство. И тогда я сказал: быть этому "красному" помещику, директору и так далее. Да, они не без недостатков. Я тоже работал в этой шкуре. Все мы не без недостатков. Но я клоню к чему? Сказав, быть тогда крупным производствам и этим директорам, я понимал, что основа нашей жизни на селе, да и всей страны, на них лежит.

    Это не просто субъект хозяйствования на селе. Это административно-территори альная единица. Колхоз, совхоз - это основа, это основная территориальная ячейка в нашем государстве. И как только мы рубанули бы эту ячейку, посыпалась бы вся страна. И мы к этому шли. Так сохранив эту ячейку, сохранив руководителей предприятий, я тем самым передал им большие властные полномочия. Так я сегодня и спросить с них обязан за осуществление этой власти. За то, как они выполняют мои поручения, человека, который их сохранил, дал им возможность жить и работать, и, наверное, правильно поступили, жизнь это подтверждает, я с них должен спросить, а как же они моих избирателей обслуживают? И как они землю вспашут, как обмолотят, и так далее? Там, где надо создать дополнительно вот такие кооперативы, на базе КБО, там есть опыт, или же на базе Белкоопсоюза, ради Бога, или индивидуальные какие-то предприниматели. Конкуренция не повредит. Но, не дай Бог, вы объявите, что эту функцию колхозы не будут выполнять. Все, погубим услуги для крестьян. Поэтому ни одно хозяйство, сельскохозяйственное предприятие, не может отойти от удовлетворения обычных нужд обычного человека на селе. Человека! Не надо разрушать то, что долгое время нас спасало, и то, что сегодня нормально работает. Не надо спешить передавать социально-бытовые объекты району: детский сад, школу и так далее. Когда тут ты на месте хозяина, все равно будет больший эффект. Вот передали мы военный городок Уручье местному райисполкому. Теперь бардак несусветный. А был же нормальный городок. Чего мы этим добились? Зачем мы у военных забрали? Они там чистили, красили и так далее. Это был городок! За него отвечал командир части. Передав, чего мы этим добились? Когда у Павлова руки дойдут до этого городка?

    Поэтому не торопитесь ломать то, что нормально работает. Есть эта сфера у совхозов, колхозов, работает она, помогите лучше им - дайте деньги, дайте технику. Он же руководитель, ходит по этой земле, он всегда ее приведет в порядок быстрее, чем какой-то председатель или руководитель комхоза в городе Дрогичине. Я понимаю, что это лишняя нагрузка для руководителей колхозов и совхозов. Но, мужики, главное же не это, у кого какая нагрузка - это важно, но не главное. Главное - как лучше будет для человека. Ведь, в конце концов, если все это повалится, это на ваши плечи потом ляжет восстановление.

    Государство будет поддерживать по всем вопросам крестьян. Руководители хозяйств и сельские Советы должны обеспечить потребность граждан в сенокосах, пастбищах для содержания личного скота, проводить мероприятия по ветеринарному обслуживанию животных, находящихся в личных подсобных хозяйствах граждан. Программные мероприятия предусматривают комплексное решение дорожных проблем в сельской местности. Министерству транспорта и коммуникаций совместно с облисполкомами в первую очередь следует обеспечить ремонт, реконструкцию подъездов к агрогородкам и другим населенным пунктам. Но сделать это надо очень ответственно и качественно. Контроль со стороны власти будет исключительный. Мы не позволим эти деньги гробить. Потому что я вижу, там даже, где я контролирую, умудряются сделать кое-как. Я имею в виду кольцевую дорогу, выезды из Минска и так далее. Два года постояли, асфальт начинает выщербливаться, сыпаться. Что это такое?

    Поэтому ремонтируйте, укладывайте твердое покрытие улиц, где еще это не сделано, но делайте это очень качественно. Постройте надежные подъезды к производственным объектам, зернотокам, механизированным дворам, фермам и комплексам. Минтрансу и облисполкомам в течение 2005 - 2006 годов большую часть дорожного фонда надо направить на ремонт уже существующих дорог, обустройство подъездов к населенным пунктам и производственным постройкам. То есть надо спасти то, что еще можно спасти с учетом новых технологий, как вы здесь делали - наклеивали на асфальт мелкую эту щебенку и получилось нормальное покрытие.

    Предстоит оптимизировать автобусную маршрутную сеть, это очень важно, в целях регулярного сообщения районных центров с агрогородками и другими населенными пунктами. Чтобы сельчанин мог беспрепятственно решать свои бытовые и другие проблемы, пользуясь не только социальным комплексом ближайшего агрогородка, но и аналогичных инфраструктур других уровней - от районного до республиканского.

    Непросто, но, безусловно, необходимо Министерству образования, облисполкомам, райисполкомам решить проблемы повышения конкурентоспособности выпускников сельских школ при поступлении в вузы и средние специальные учебные заведения. Вот здесь опыт хороший. Председатель райисполкома сказал о том, что они 70 наиболее талантливых детишек отобрали и заставили в городе репетиторов работать на них, из районного бюджета им доплачивая. И говорит: мы посмотрим, какой будет результат. Смею заверить, уже есть результат. Это никуда не уйдет. Эти 70 ребят из Дрогичинского района, это в нашу копилку государственную. И наверняка большинство из них вернется к вам. Прекрасное начинание. Это действительно, ну только полешуки могли это придумать, которые всегда умеют вместе жить и друг за друга бороться. Как семья, понимаете? Он переживает за этих детей, как за своих детей. В этом вся суть.

    Министерству образования, местным органам власти нужно обеспечить дальнейшее развитие сети детских дошкольных учреждений. Открыть в сельских населенных пунктах образовательные учреждения нового типа - гимназии и лицеи. Создать гибкие формы трудового, профессионального образования. Только без упражнений. Вот гимназии, лицеи обязательно переименуем, а все останется, как в средней школе. Если уж идете на это, то вы должны четко видеть, что это будет такое. Это не значит элитарных детей собрать в одну кучу, а прежде всего детей крестьян.

    Программой предусмотрена существенная реорганизация здравоохранения на селе. Наиболее значимые изменения - это создание амбулаторий общей врачебной практики с обслуживанием населения в радиусе 10 - 15 километров. Сегодня министр здравоохранения и губернатор представили систему обслуживания в здравоохранении в Дрогичинском районе. Нормальная система. Можно списывать один к одному, учитывая территорию и специфику района. Нормально. И охват, и прочее, транспорт есть. Там, где нет, - закупим обязательно. И не нужен ФАП в каждом населенном пункте. Надо на более высокий уровень поднимать это обслуживание. А если это ФАП, то обязательно фельдшер должен подчиняться вот этой девчушке, врачу, которая хочет работать в этой врачебной амбулатории. Она четко должна быть "завязана" на председателя райисполкома, главного врача и председателя райисполкома.

    Здоровье людей - это выше всяких денег. Особенно тот, кто прошел через тяжелые испытания в жизни, почувствовал, что такое здоровье, тот должен понимать. А кто не прошел, спросите. И надо сделать все, чтобы человек мог получить минимальную медицинскую помощь. Но система и структура здравоохранения у нас неплохая. Мы ее совершенствуем и приводим в порядок. Но мы должны усилить роль районной больницы: там, где рожают, там, где женщине делают гинекологические операции, где делают хирургические операции, где солидно лечат, и эти районные больницы вы должны переоснастить в ближайшие два-три года. Так, Людмила Андреевна (Постоялко. - Прим. ред.)?

    Постоялко Л.А.: Да. У нас программа на пять лет.

    Лукашенко А.Г.: Два-три года вам времени на переоснащение районных больниц. Вы сами не будете их переоснащать. Ваши деньги пойдут на переоснащение серьезных медицинских центров, вашей собственности, а они, губернаторы и председатели, пусть думают о районных больницах. Как мы делали в советские времена. Каждому колхозу, совхозу: вот тебе две палаты, вот тебе одна палата. А уже "начинку" губернаторы путь делают, и мы где-то поможем. Хирургические отделения, операционные блоки, реанимации. Это главное, и мы поможем. А остальное. Давайте начинайте копать землю вокруг, сажать деревья там, где их нет, красить фасады, приводить внутри все в порядок. Это на месте изыскивайте средства.

    Для пожилых людей надо создавать медико-социальные больницы, больницы сестринского ухода - не менее одной в каждом районе. Вот они сделали на базе одной из участковых больниц отдаленных. 25 коек, так вы говорили? Спрашиваю: хватает? Хватает. Если старушку некому досмотреть, ее туда. Она 80 процентов пенсии платит. Вот, пожалуйста, пенсионеры 100 процентов оплачивают свои условия. И довольны, рады. Их там обслужат, накормят, оденут, медицинское обслуживание на месте. 25 коек и достаточно для населения. И мы как государство нормально выглядим, что мы не бросили своих стариков.

    Да и в городе этот опыт надо перенимать, хоть там вроде и условия хорошие, но есть же "неподъемные" старики. Ну да, к ним ходят сестрички. А может быть, посмотреть, и этот опыт пригодится. Но стариков мы должны как детей лелеять, особенно одиноких. Не факт, что мы в свое время в такую ситуацию не попадем. Поэтому больницы сестринского ухода нужны, но надо все делать разумно. Не для галочки. Я не требую. Там, где не надо, не делайте, но там, где нужно, вы видите, изучили ситуацию - сделайте, на 3, на 5, на 12, 40 коек. Сколько надо. Может, эта же старушка поедет, осень, зиму, весну там побудет, а на лето - с мая до сентября - вы ее вернете на свой хутор. Ей хочется по своей земле походить.

    Следует признать, что вопросы бытового обслуживания сельского населения относятся к наименее решенным в настоящее время в социальной сфере, хотя они и очень важны. В большей мере от этого страдают женщины.

    Социальные стандарты в области бытового обслуживания на селе предстоит обеспечить через совершенствование работы комплексных приемных пунктов и увеличение номенклатуры оказываемых бытовых услуг. Не хочу даже про это ничего говорить. Надо сделать, как мы думали, а не сделали в советские времена. Надо, чтобы человек мог отремонтировать и холодильник, и телевизор, и часы. Позвонил, заказал - должна действовать какая-то система - приехали, забрали, отвезли, подвезли, на месте отремонтировали. Вот смотрю в этом пункте, стоит человек - все разумно делает: костюмчик отремонтировал, юбку шьет и так далее. Он приехал 2 раза в неделю, и достаточно для этого. Ну что тут сложного? Все это уже мы проходили, надо вспомнить и сегодня сделать. Что поделаешь, на нашу долю, на нашу судьбу это досталось.

    Для решения задач государственному объединению "Белбыт" необходимо принять исчерпывающие меры по развитию материально-технической базы и техническому переоснащению организаций бытового обслуживания, обеспечить подготовку квалифицированных кадров.

    При любом уровне доступности сельскому населению городской торговли роль потребительской кооперации не снижается. Торговые точки на селе должны полностью учитывать специфику как крестьянского труда, так и особенностей сельского образа жизни. Как это делать? Сегодня председатель потребсоюза четко показал, как в районе должно быть, как в этом агрогородке и в этом хозяйстве в целом. Идеальная система, идеальная структура. Значит, знают, как делать. Вперед. Но надо не только продать, но и купить излишки у населения, и председатель Белкоопсоюза поклялся, что с этого года он это все сделает.

    В развитии кооперативной торговли большая роль принадлежит местным органам власти. Это вы должны на местах, председатели райисполкомов, выстроить эту структуру и сказать: делайте вот так. А потребкооперация должна выполнить ваши требования. Министерства и республиканские ведомства обязаны направить необходимое количество специалистов высшей и средней квалификации в местные органы власти, а они должны принять исчерпывающие меры по закреплению их на селе. Предоставить им благоустроенное жилье и льготы на оплату коммунальных услуг. Выплатить единовременное пособие работникам, прибывшим по направлению в организации, расположенные в сельской местности. Без этого мы кадровую проблему на селе не решим.

    На финансирование мероприятий по развитию социальной сферы села в период до 2010 года намечено выделить почти 17 трлн. рублей, эту цифру я назвал без учета экономии. Почти 57 процентов этой суммы - бюджетные средства. Все они расписаны по министерствам, ведомствам. Предупреждаю всех распорядителей бюджетных средств - ни один рубль не должен быть использован не по целевому назначению! При выявлении случаев использования программных средств на финансирование каких-либо других направлений деньги будут возвращены, а виновные понесут строжайшее наказание.

    Хочу также предупредить руководителей всех организаций, ответственных за выполнение социального блока программы, о необходимости выделять намеченные объемы собственных средств. Ошибается тот, кто считает, что поставленные нами крупномасштабные задачи по возрождению белорусского села будут решены полностью за счет республиканского бюджета. Нужно максимально мобилизовать местные источники и другие финансовые ресурсы.

    Уважаемые товарищи!

    Принятая нами программа - принципиально новый этап в развитии производственной сферы села. Мы все время говорили о социальной, социальной, и еще раз о социальной для того, чтобы подчеркнуть, что главное - это человек, я повторяюсь. Но без работы на селе, на ферме, машинном дворе, зернотоку мы ничего не сделаем.

    Скажу больше, я летел сюда, летел над Минщиной - жуткое настроение было, - я так расстроился, но благо, что к Константину Андреевичу (Сумару. - Ред.) подлетаю, Барановичский район посмотрел - как-то отлегло. Жуть. Там надо по новой проводить посевную кампанию в Дзержинском районе, видимо, в части Минского, я уже на карте у себя отметил. Но это же лучшие районы, Николай Федорович (Домашкевич. - Ред.), Минской области. И вот летишь и думаешь: вот мы им агрогородки, мы им то, мы им это, 70 триллионов, но это в том случае, если вы будете там горбатиться и на этой земле давать результат. Бездельникам, проходимцам, алкашам, которые не выполняют элементарное, денег нечего ждать.

    Я уже говорил группе, которая вместе со мной на семинаре была, сегодня сельское хозяйство - это не 10 лет назад. Тогда мы бегали, и я в том числе, не знали, где мешок сахара взять. Это не те времена. Сегодня у нас все есть. И сегодня министр сельского хозяйства сказал, что 800 хозяйств дадут нам 100 процентов необходимой продукции, нынешних объемов. А у нас 2,5 тысячи хозяйств. Так мы вложим в эти 800. Как когда-то меня все время толкали к этому: Александр Григорьевич, да что Вы за ними бегаете, да бросьте Вы, деньги нам отдайте, мы Вам дадим ту продукцию, которую Вы требуете сегодня. Ну я тогда не мог это сделать, потому что не по своей вине крестьяне попали в это болото. Но сегодня прошло 10 лет уговоров, поддержки, подъема, подтаскивания и так далее. Что еще надо? Когда будут поля как поля, фермы как фермы, машинные дворы и зернотока в порядке, ухоженные, пусть бедненькие, это не от крестьян зависит, но там будет порядок, не будет пьянства и воровства - приходите, будем помогать.

    Не будет этого, я сконцентрируюсь на тысяче хозяйств и обеспечу полностью белорусский народ необходимыми продуктами. И буду ездить туда отдыхать. Я утрирую. Этого я никогда не допущу. А скорее всего, спустим шкуру с тех, кто не выполнит то, о чем я сегодня говорю. Извините за резкие слова.

    В этом плане в аграрной отрасли, впрочем, как и во всем народном хозяйстве, наибольшую актуальность приобретают две проблемы: снижение себестоимости и повышение качества продукции. Только в этом случае мы сможем обеспечить ее выгодную реализацию. И все производственные программы должны быть сориентированы на требования конкурентоспособности продукции и услуг. Вот, например, хозяйство, которое посещали сегодня, - миллиард вы планируете получить прибыли за этот год?

    Голос: Миллиард.

    А.Г.Лукашенко: Миллиард. Ну почему такое же хозяйство, таких же размеров, имея такую же поддержку, сегодня имеет миллиард убытков? Ну почему? Все заключается в работе руководителя, специалистов и коллектива. Поэтому напрягайтесь.

    К сожалению, имея постоянно проблемы с высокой затратностью большинства видов сельскохозяйственной продукции, наши руководители хозяйств по-прежнему довольствуются наметившейся положительной динамикой роста ее объемов. Экономический анализ структуры производственных затрат если и проводится, то по итогам года, когда уже нельзя поправить происшедшее. Да и на перспективу не делается нужных выводов. В итоге продолжается наращивание производства продукции любой ценой. А деньги выпрашиваются у государства на покрытие убытков.

    Не забывайте, этот год мы не случайно назвали годом экономии и эффективности. Это касается не только промышленных предприятий, но и всех отраслей народного хозяйства. А села - прежде всего.

    Предупреждаю всех. Отныне мы избираем другой подход к субсидированию сельского хозяйства. Деньги выделяем на решение основополагающих крупномасштабных задач. На остальное село должно зарабатывать само, а мы для этого должны создать условия. И спросить.

    Я не собираюсь учить присутствующих технологиям добычи денег в процессе хозяйствования на земле и на фермах. Остановлюсь на принципиальных вопросах.

    В растениеводстве главное - внедрить ресурсоэкономные технологии, которые в совокупности с мероприятиями по повышению плодородия почв должны обеспечить среднюю по республике продуктивность пашни до 50 центнеров, луговых угодий - до 30 центнеров кормовых единиц с гектара при снижении удельных затрат не менее чем на 25 процентов. Такая растениеводческая программа позволит удовлетворить потребность республики в дешевых продовольственных и сырьевых ресурсах, создать прочную кормовую базу.

    Нам нужно восстановить и привести в нормативное состояние больше двух миллионов гектаров мелиоративных и водохозяйственных систем. Выйти на оптимальную структуру посевов на них. Повысить продуктивность пахотных мелиорированных земель в среднем по республике до 55 центнеров кормовых единиц с гектара. И мы уже начали масштабную мелиорацию. Это одно из направлений государственной программы, которую мы утвердили. Мы будем это финансировать. Это государственное дело. Мы возродим те предприятия, которые занимались и будут заниматься мелиорацией. Но там, где мы ее провели, то уже за эксплуатацию этих каналов, систем и участков полей спросим сполна с руководителей предприятий. По крайней мере, вы меня хорошо уже знаете, я не позволю, чтобы то, что при мне сделано, заросло бурьяном и деревьями. Это, кстати, на каналах у вас есть. Сейчас все выкорчевываем.

    Но еще попрошу, проводя мелиорацию, ну не спешите вы лезть в болото, где и трактор не проходит. Ну давайте восстановим вот то, что сегодня просится. Небольшие деньги - и получим эффект. А то возле Беловежской пущи какую-то склоку на поле затеяли. Ну если можно повременить, повремените. Если нельзя, я им так и ответил, тогда делайте мелиорацию, если она там была когда-то. А главное ведь состоит в том, чтобы, как руководитель нашего хозяйства здесь говорил, двусторонний процесс был. Надо - закрыли трубу, подняли уровень воды. Надо сбросить - сбросили. Я это к тому, что если где-то можем повременить, повторюсь, повремените. Ведь сегодня все надо мелиорировать. По-новому, можно сказать. Вкладывайте средства там, где наибольший эффект получим. А уже где кустарник растет, так вы хотя бы постарайтесь в сухое время его вырубить и перепахать, чтобы окончательно поля не заросли. В Гомельской, в Брестской областях, да и в Могилевской, Витебской, Минской, там, где мелиорация, эта проблема есть. Но на это денег не ждите.

    Проводя эти работы, необходимо учитывать как природные, так и экономические особенности каждого региона страны. Поэтому первоочередное значение в системе мелиорации нужно придать Белорусскому Полесью. Необходимо производить в этом регионе не менее 1,3 миллиона тонн молока и не менее 250 тысяч тонн мяса. Эта земля и эти люди способны на такие показатели.

    В республике более 60 процентов выручки сельскохозяйственных организаций в последние годы формируется в сфере производства и реализации животноводческой продукции. Следовательно, в этой отрасли находится главный источник финансового благополучия сельхозпредприятий.

    Вместе с тем здесь мы имеем существенные проблемы. В целом по стране в 2004 году рентабельность животноводческой продукции составляла около одного процента. Одна из причин - чрезмерно высокий удельный расход кормов, в полтора раза превосходящий нормативный уровень. А это потому, что качество кормов плохое. Сегодня вам показали, как надо делать. Наши ученые это прекрасно знают, поэтому их надо слушать. Если я порой даже скептически к ним относился, и было за что, то после того как они в Гомельской области рассчитали, какие там нужно выращивать новые культуры, и получили от этого финансовый эффект, у меня отношение к ним изменилось. И они зашевелились, и аграрная наука в целом. Это уже хорошо. Правда, там, где нечего делать и где меньший эффект, - там у Михаила Владимировича (Мясниковича. - Ред.) бездельников хоть отбавляй. Читал сегодня состав участников и обнаружил: оказывается, есть у вас Институт аграрной экономики и есть Институт экономики. Ну вы даете, а! Институтов экономики море, а экономики нет. Не знаю, чем Попков там занимается, который курирует науку, но пора уже там лишний этот жир поснимать, Александр Андреевич. Тем более ничего не потеряем. Всем работу дадим. Кто в этом Институте аграрной экономики, надо их переместить в общую экономику.

    Попков А.А.: Думаем, Александр Григорьевич.

    Лукашенко А.Г.: Да чего думать, надо переместить и все.

    Голос: Они участвовали в разработке.

    Лукашенко А.Г.: Молодцы, что участвовали в разработке. Только я не вижу живой мысли в этой программе от ученых. То, что мы натопали за 10 лет, как я уже рассказывал, то как-то еще оформили. И то с пятого захода. Александр Андреевич знает. Ты еще не был вице-премьером, а я уже сколько вернул таких ученых программ. Стыдно было читать. Но это в частности. Аграрная наука стала другой. Вот сидит, на меня смотрит Кадыров. Мы с ним всегда на поле встречаемся, это уже совсем другой человек. Он уже совершенно по-иному теорию переносит на землю. Приятно послушать. Он знает, где огурец, где капуста будет расти, где лук, чеснок, какой эффект от этого будет. Знает, где травы надо сеять, а где надо прекратить. И требует. И правильно, это уже подход. А вот там, где теории побольше: история науки, экономики и прочее, - там, Михаил Владимирович, надо шевелить хлопцев.

    Минсельхозпроду совместно с органами власти на местах необходимо принципиально обновить животноводческую отрасль. Надо сконцентрировать основные объемы производства продукции, что мы и делаем, на крупных фермах, комплексах и птицефабриках. Надо реконструировать и оснастить современным технологическим оборудованием предусмотренные программой молочнотоварные фермы. Произвести на них в 2010 году не менее 90 процентов валового объема молока, получаемого в сельхозорганизациях республики. Но опять же, уважаемые друзья, о чем я хочу вас предупредить. Вы видите, какие у нас производственные помещения - 50 - 60-х годов, в лучшем случае 70-х. Не додумайтесь в эти разрушающиеся сараи впихнуть импортное оборудование или даже отечественное. Не годится. Лучше сейчас снести. На этом месте, или рядом, или где вы решите надо построить новое здание и оснастить его. Ибо старое еще два года простоит, обвалится, и ваше оборудование там похоронят. Там, где уже нельзя восстанавливать, не надо ставить хорошее оборудование. Ни в коем случае. Поэтому там, где выхода нет, - сносите. Но там, где они могут еще просуществовать 10 - 15 - 20 лет, - там надо содержать скот.

    За счет реконструкции животноводческих комплексов и птицефабрик надо обеспечить к 2010 году производство на предприятиях промышленного животноводства до 90 процентов валового производства свинины, до 30 процентов говядины и весь объем мяса птицы.

    Создать стабильную кормовую базу под планируемые объемы производства животноводческой продукции с образованием не менее 50 процентов страхового фонда.

    Задача состоит в том, чтобы поднять годовую продуктивность коров в среднем по республике до 5.000 килограммов молока, среднесуточный привес крупного рогатого скота на откорме - до 900 граммов, свиней - до 500 и птицы - до 60 граммов.

    На внутреннем рынке, а еще в большей мере на зарубежных рынках потенциал аграрной отрасли реализуется через продукцию переработки сельскохозяйственного сырья. Мы неоднократно обращались к этой проблеме, и здесь немало сделано. Но предстоит сделать больше.

    Минсельхозпроду, "Белгоспищепрому", облисполкомам следует привести количество предприятий перерабатывающей промышленности в соответствие с потенциалом сырьевых ресурсов, реконструировать и технически переоснастить их на основе новейшего технологического оборудования отечественного и зарубежного производства. Освоить производство новых видов продукции, востребованных как в стране, так и на внешних рынках.

    Среди наиболее важных проблем в этой сфере выделю следующие:

    1. Завершение реконструкции предприятий сахарной отрасли и увеличение производственных мощностей по переработке свеклы до 28 тысяч тонн в сутки.

    2. Техническая модернизация льноперерабатывающей отрасли для обеспечения выхода длинного волокна не менее 50 процентов при хорошем качестве.

    3. Реконструкция и освоение современных технологий в мясо-молочной промышленности, чтобы выйти на зарубежные рынки не с сырьем, а с продукцией его глубокой переработки. Мы в качестве примеров называли Брест, Минск и так далее.

    4. Техническое и технологическое переоснащение овощесушильной и консервной промышленности с целью освоения новых видов продукции, широко востребованных на мировых рынках. При этом я еще раз хочу подчеркнуть то, что сказал недавно губернаторам. В прошлом году мы, извините меня, шлепнулись в лужу из-за того, что не заготовили нужное количество картофеля, капусты, моркови, свеклы. И получили бешеные цены весной. Поупражнялись - мол, рынок все отрегулирует. Так в этом году имейте в виду: в три раза больше вы должны как хозяева заложить на зиму продукции, чтобы были дешевые у нас свекла, капуста, морковь, яблоки - все, что мы производим. Все надо восстановить. Ямы вырыть, погреба сделать. Все надо сохранить, что произведем. Ну зачем из Польши везем яблоки? Свои же можем нормальные производить. И тем самым будет развиваться садоводство. Тем более задачу перед вами по садоводству поставил, и не слабую. Так, Борис Васильевич (Батура. - Ред.)? У вас, по-моему, это было. Так что же, он будет производить завтра яблоки, а куда их девать будем? Поэтому в городах, где только можно, я говорю, ямы, погреба на 100 процентов сохраните. Учитесь у Гродненской и Брестской областей, они еще не загубили это производство, а также сохранность продукции. Зимой ее как найдете. Это же деньги приличные.

    Техническое переоснащение сельскохозяйственного производства - один из важнейших приоритетов программы возрождения села.

    Вопросам развития отечественного сельскохозяйственного машиностроения в прошлом году было посвящено целевое республиканское совещание.

    Задачи поставлены конкретно. Оптимизировать структуру и обновить в течение 5 - 6 лет машинно-тракторный парк. Обеспечить к 2010 году полную потребность сельскохозяйственных организаций в основных видах технических средств нового поколения, отдавая приоритет продукции отечественных предприятий. Разработать систему машин для зональных научно обоснованных технологий производства сельскохозяйственных культур, предусмотрев сокращение в 1,5 - 2 раза разномарочности выпускаемой отечественной сельскохозяйственной техники. Создать систему сервисного обслуживания сложной сельскохозяйственной техники.

    Реализация программных требований по техническому переоснащению сельскохозяйственного производства должна обеспечить рост производительности труда не менее чем в полтора раза. Снизить удельный расход материальных и энергетических ресурсов на 15 - 20 процентов. Существенно повысить комфортность работы механизаторов.

    Реально ли выполнение этих задач?

    Сложившаяся сегодня в нашем сельхозмашиностроении ситуация не позволяет дать однозначный ответ. Пополнить машинно-тракторный парк и даже заменить всю вышедшую из строя технику можно. Но главная проблема - качественные показатели сельскохозяйственных машин. А ведь от этого зависит сокращение затратности сельскохозяйственной продукции.

    Я, конечно, отдаю должное и тому, что у нас еще в сельскохозяйственных предприятиях механизаторы наполовину не умеют работать на этой технике. И когда губернатор Витебщины Андрейченко показывал, где там что ломается, так надо еще разобраться почему. Потому что у нас контурность полей в Витебской области - высочайшая, и еще к тому же камень на камне. Если он пойдет, с этой сеялки не только сошник отлетит, там брус сломается. И это важно. Но это не снимает вопросов качества. Они же сравнивают импортную технику с нашей. Сельские труженики, губернаторы. И говорят, что лучше. Не должна быть импортная техника лучше нашей, не должна. Мы это можем сделать. И не упражняйтесь, и не думайте, что мы выделяем огромные деньги и вы за счет этого поднимете "Лидаагромаш", "Гомсельмаш", другие предприятия. Не получится. Поднимете только за счет качественной и хорошей техники.

    Республиканской программой создания сельскохозяйственной техники и оборудования для производства и переработки сельскохозяйственной продукции на 2002 - 2005 годы предусмотрено освоить в производстве 86 наименований технических средств для села. В том числе в 2002 - 2004 годах - 73 единицы. По состоянию на начало этого года освоено 50 наименований машин и оборудования (это 70 процентов от задания).

    Почему такие низкие темпы освоения новой техники? Кто виноват в этом - разработчики, промышленники, заказчики? Или все вместе?

    Правительству и Комитету государственного контроля поручаю детально разобраться и принять эффективные меры для исправления ситуации. Срывы здесь недопустимы! Сорвем всю программу.

    Постоянная проблема - качество машин отечественного производства. Это относится даже к одному из лучших брэндов нашей республики - тракторам "Беларус".

    Аналогичное положение с продукцией "Гомсельмаша". Здесь 100 процентов находившихся на гарантийном обслуживании машин различных наименований и марок получили рекламации в течение года.

    И о стоимости новой отечественной техники надо серьезно подумать. Коль государство вас систематически поддерживает, то и вы должны пойти навстречу по ценам. Правительство должно держать это на контроле. Оно должно контролировать ситуацию, складывающуюся в отечественном сельскохозяйственном машиностроении. Я очень надеюсь, Владимир Ильич (Семашко. - Ред.), на вашу напористость, жесткость в решении этой проблемы.

    Мы ставим достаточно напряженную задачу в области повышения уровня материального стимулирования работников аграрной сферы. К 2010 году нужно повысить заработную плату в среднем по отрасли больше чем в 3 раза.

    Полагаю, все понимают: речь идет не просто о выплате 300 или 350 долларов в месяц каждому работающему. Эти деньги нужно заработать. А задача государства и руководства сельхозпредприятий - обеспечить сельскому работнику реальный механизм мотивации высокопроизводительного труда и получения достойного вознаграждения.

    Для этого необходимо усовершенствовать внутрихозяйственную организацию сельскохозяйственных предприятий и систему оплаты труда. Никакой уравниловки быть не должно.

    Хороший опыт и конкретные примеры у нас есть. Именно на основе совершенствования организации и оплаты труда (жесткий хозрасчет во всех 15 структурных подразделениях и четкая мотивация труда каждого работника) в сочетании с техническим и технологическим переоснащением совхоз-комбинат "Заря" Мозырского района достиг высокого уровня производства сельскохозяйственной продукции и в последние годы занимает первое место в республике по экономическим показателям.

    Требует совершенствования механизм оплаты труда руководителей и специалистов сельского хозяйства, более тесной связи с результатами работы возглавляемых ими предприятий. Надо и часть прибыли направлять в большей степени руководителям и специалистам, тогда они будут давать результат.

    Поручаю Минсельхозпроду совместно с аграрной, так называемой экономической и, может быть, уже к тому времени в целом, наукой, Национальной академии наук и другим уже в этом полугодии разработать и внести Правительству конкретные предложения по реализации этой программной позиции. Совету Министров - не позже начала 2006 года ввести в практику предлагаемый механизм материального поощрения руководителей и специалистов сельхозорганизаций.

    Внедрение этой схемы в течение первого же года неизбежно приведет к упорядочению численности управленческого аппарата, о чем мы уже говорили.

    Нужно значительно, существенно усовершенствовать систему подготовки кадров. Это работа Минобразования, Минсельхозпрода, Администрации Президента и конкретно, Александр Андреевич Попков, ваша. Механизмы здесь в республике отработаны.

    Отмечу лишь, что должна резко возрасти практическая часть обучения. Чтобы на производство пришел специалист, своими руками потрогавший механизмы.

    В этих целях нужно создать учебно-производственные региональные центры, региональные полигоны высоких технологий в аграрном производстве для обучения студентов, а также для переподготовки руководителей и специалистов сельхозпредприятий.

    Более масштабные, чем в предыдущие годы, стоят задачи перед отечественной аграрной наукой. Имея огромный научный потенциал, мы не должны тратить валюту на поддержку зарубежных фирм, разрабатывающих новые сорта и технологии. Нужна полноценная отдача от наших капиталовложений в науку. От ученых мы ждем не только диссертаций, но и серьезных научно-прикладных разработок.

    Предстоит создать сорта зерновых культур с потенциалом урожайности до 100 центнеров, картофеля и сахарной свеклы - до 600, льноволокна - до 25 центнеров с гектара. Вывести отечественную породу коров продуктивностью до 10 тысяч килограммов молока в год. Мясного скота с потенциальной энергией роста не менее 1,5 килограмма в сутки, свиней - 900 граммов в сутки.

    Разработать конкурентоспособные комплексы технических и энергетических средств для реализации интенсивных технологий производства растениеводческой продукции, повышающих производительность труда не менее чем в 1,5 раза при уменьшении удельных материальных и энергетических затрат на 20 - 25 процентов.

    Безусловно, важнейшая роль в реализации производственной части программы, как и социальной, принадлежит полноте ее финансового обеспечения. Еще раз предупреждаю, что государство возьмет на себя лишь часть затрат, профинансировав важнейшие направления развития агрокомплекса. Это государственные программы, льготирование кредитов под бизнес-планы, дотирование цен на сельхозпродукцию пропорционально их росту на энергоносители, страхование урожая сельхозкультур, животных и птицы, дотации к ценам на зерноуборочные и кормоуборочные комбайны, энергонасыщенные тракторы, поставляемые по лизингу, субсидии 60 базовым сельскохозяйственным организациям.

    Эти централизованные ресурсы будут выделяться регионам и сельскохозяйственным организациям с учетом объемов производства и реализации продукции, естественных условий хозяйствования.

    Государственная поддержка будет оказываться, как правило, предприятиям, обеспечивающим высокую окупаемость ресурсов.

    Направление средств государственной поддержки на указанные цели позволит создать благоприятные условия для укрепления аграрной экономики.

    Следует по максимуму сконцентрировать все возможные финансовые источники вместе. Не распылять их, а использовать для реализации крупных проектов.

    И еще один аспект. Не следует заниматься повсеместно перестройкой зданий, возведением стен, но где надо - сломать. Главное сейчас - "начинка", современное производительное оборудование и его разумное использование.

    В нынешнем году на реализацию программы выделено 10 триллионов рублей. Заказчикам и исполнителям нужно тщательно разобраться, как и на что они будут использованы. При этом нужно четко определиться сегодня и на перспективу: все, что выделено, должно быть вложено именно в тот объект, который предусмотрен программой.

    Уважаемые товарищи!

    Как я уже говорил, мы живем в условиях реализации программы.

    Показанный опыт племзавода "Закозельский", высказанные здесь предложения должны быть положены в основу реализации региональных областных и районных программ. В каждой области надо иметь по несколько таких "Закозельских" для того, чтобы не рассказывать долго, как делать, а дать адрес и сказать: езжай, смотри и делай так, как там сделано.

    Надеюсь, что они, эти программы, повсеместно разработаны.

    Реализация программы - это самая большая политическая, социальная и экономическая задача для властей всех уровней на предстоящую пятилетку. Больше скажу. Если наше поколение руководителей, сидящих в этом зале, а их совсем немного, горстка, ничего больше не сделает, а мы, конечно же, сделаем и в других сферах, и решим только эту задачу, реализуем эту программу, мы будем этим гордиться. Все мы, сидящие в этом зале, сделаем великое дело, отдав должное крестьянину и поддержав этим самым крестьян и своих родителей. И ответственность за выполнение будет персональная - от Правительства и Администрации Президента до руководителей организаций на местах.

    Но подчеркиваю, это главное - центральным звеном выполнения программы становятся председатели райисполкомов. Без них ничего не может быть построено и ничего не может быть профинансировано. Их подпись под объектами строительства, приемом, финансированием обязательна. Губернаторы координируют и отвечают за всю деятельность, помогают почти на том же уровне, что председатель райисполкома. Правительство в масштабе страны обеспечивает выполнение своих задач. Но главное звено - председатель райисполкома. Предупреждаю: никаких комитетов госконтроля. Это уже они сами разберутся, где кого проверять.

    Председатель райисполкома должен посмотреть все домики. Где у него ровная стенка, где неровная, как "лежит" потолок. Подписал - все. Он хозяин. Деньги выделять - подписал председатель, тогда только финансировать. Но и ответственность с него будет на всю катушку. Вы становитесь главными людьми в реализации этой программы. Вот для чего я вас сегодня пригласил по главному поводу, чтобы вам сказать, что вы прежде всего персонально за это отвечаете. Потом - губернаторы и Правительство. Вам и дается полная власть в этом плане. Но вы должны стать на мою сторону, а не напротив и спрашивать с тех, кто будет реализовывать программу. Не старайтесь урвать что-то лишнее, не получится. Больше, чем есть, все равно не разделим. Но если сэкономите, я вам гарантирую: это останется у вас. Будьте бережливы, будьте хозяевами в этом деле. Развертывание работ по реализации программы немедленное, без раскачки. Итоги выполнения первого года обязательно подведем, определив результативность работы каждого причастного к программе. И если кому-то сошло с рук невыполнение программы строительства жилья, а точнее - за прошлый год (пусть на полдома, на четвертинку), то по итогам этого года такого уже не будет. Для обеспечения согласованных действий республиканских местных органов исполнительной власти в Правительстве под руководством вице-премьера, курирующего вопросы АПК, Ивана Михайловича Бамбизы, создана рабочая группа из представителей заинтересованных и специалистов.

    Оперативное управление реализацией программы, я уже сказал, возлагается на Министерство сельского хозяйства и продовольствия. Это государственный заказчик - координатор программы. Министерство полностью отвечает перед Правительством за согласованные действия по реализации программы. Поручаю Правительству поквартально, может быть, за полгода проводить подведение итогов, на котором заслушивать отчет каждого губернатора, руководителей министерств, ведомств, председателей райисполкомов, принимать корректирующие меры. При необходимости докладывать мне о возникших проблемах, требующих вмешательства Главы государства. В целях контроля реализации программы поручаю Минсельхозпроду с участием заинтересованных республиканских органов госуправления, облисполкомов до 1 февраля каждого года вносить в Совет Министров отчет о ходе реализации каждого пункта программы, который затем представлять на доклад Президенту Республики Беларусь. Мы найдем возможность отметить лучших в выполнении программы и принять адекватные меры там, где намечается провальная ситуация.

    Завершая свое выступление, отмечу, что задачу в области развития села мы поставили себе непростую и нелегкую. Но делом чести для всех органов государственной власти, руководителей и специалистов сельских предприятий, трудовых коллективов будет успешное ее решение. Всем следует осознать, что мы приступили к реализации амбициозных планов. И отступать нельзя. Осуществление программы позволит на новой основе возродить село, повысить благосостояние людей и престижность сельского уклада жизни.

    Уважаемые друзья!

    Почему мы этим решили заняться именно теперь? Это потому, что мы подняли из руин и пепелищ наши города. Мы их возродили. Мы определили направление промышленности. Промышленности только мешать не надо, она будет развиваться. Еще поддержим средние и малые предприятия, которые пока убыточны, и она пойдет вперед. Мы дали промышленности толчок, имея в виду, что это все-таки - основа экономики, локомотив всей экономики и государства. Поэтому мы ей уделяли больше внимания. Она развивается. Сегодня, зная, что делать в городах, мы обращаем свое внимание на село. Сегодня село - это убогость наполовину, старинушка, а где-то упадок. Раньше мы этого не могли делать: не было денег, не было возможности. Смотрели на рынок, как он еще вырулит, но занимались отдельными направлениями, которые вошли в программу. Я уже об этом говорил. Не было средств для того, чтобы вести такую глубокую и масштабную реализацию планов в сельском хозяйстве. Пришло время заняться селом, производством и налаживанием нормальных социальных условий. За эти годы, повторяю, мы узнали, что нам делать, и ошибок мы не допускаем и не допустим. Укрепить продовольственную безопасность страны - это наша задача. А это основа социально-политической стабильности и устойчивого развития государства.

    Я не ставлю и не ставил перед собой задачи, чтобы здесь глубоко проработать многие накопленные вопросы. Моей главной задачей было донести до вас свои рассуждения и мысли по реализации программы. От имени разработчиков, а к разработке этой программы была привлечена большая армия людей, в том числе и ученых, я должен был вам это сказать. А вы должны были услышать это из уст первого лица. И второе: я вам сказал о том, что эта вот армия, которая здесь находится: председатели райисполкомов, прежде всего, руководители хозяйств, - вы головой отвечаете за реализацию конкретных пунктов программы. Я вам это сказал. Это честно и по-мужски. Осталось только кому-то выполнять, кому-то контролировать, а вместе всем нам работать над выполнением этой программы. Поверьте, это очень хороший проект нашего государства. Реализуем его - можем сказать, что мы решили многие вопросы в нашей стране, если не все. Успехов вам, дорогие друзья, в этом благородном деле. Спасибо вам за сегодняшнюю работу. Всего вам доброго. До свидания.