СТЕНОГРАММА заключительного совместного заседания Палаты представителей и Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь третьего созыва

    23 октября 2008 года, Зал заседаний Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь

    Лукашенко А.Г. Уважаемые депутаты Палаты представителей и члены Совета Республики! Уважаемые товарищи! Завершается срок полномочий Национального собрания страны третьего созыва. Сегодняшнее заседание – последнее в работе нынешнего состава Парламента.

    Подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что депутаты Палаты представителей и члены Совета Республики плодотворно поработали и вписали яркую страницу в историю белорусского государства.

    Этот четырехлетний парламентский цикл пришелся на один из самых ответственных периодов современной Беларуси.

    Сложные и весьма неоднозначные процессы происходили как в мировом, так и в национальном масштабах. В международных отношениях со всей очевидностью обнажилась тенденция диктата с позиции силы. В разных точках планеты провоцировались ожесточеннейшие конфликты, обострялось противостояние отдельных государств и самое страшное – народов.

    Военно-политический блок НАТО активизировался так, как будто планета на пороге войны. Новые угрозы приблизились вплотную к границам Беларуси. Не учитывать этот фактор в нашей политике сегодня никак нельзя.

    Депрессивные явления, накапливающиеся в мировой экономике, переросли в глобальный финансовый кризис. Сначала стремительное удорожание энергетических ресурсов, затем нехватка продовольствия обрушились на многие страны. Как следствие – сегодня глубокий экономический спад охватил большинство государств.

    В такой ситуации архисложной задачей для нас было выдержать удары мирового рынка, сохранить высокие темпы социально-экономического развития и обеспечить свою энергетическую и продовольственную безопасность.

    В этой связи хотел бы подчеркнуть, уважаемые друзья, что в мире не просто поубавилось критиков социально-экономического развития нашей страны, не только нашей концепции и нашего пути развития, но они исчезли вообще. Более того, во всем мире и прежде всего в российских независимых средствах массовой информации всё больше и больше говорят о том: ”Ну что, ну критиковали Беларусь, Лукашенко. А теперь что? Даже в Америке этим путем пошли“. Это говорит о том, что мы в свое время, как я часто искренне говорю, где-то на ощупь, где-то идя от жизни, выбрали тот путь, по которому должна была идти наша страна.

    Помните, я говорил о государственном регулировании, о том, что государство не должно и не может выходить ни из одной из сфер жизнедеятельности общества, если оно в состоянии обеспечивать то или иное направление? Если не можешь – уходи. Это же от жизни идея. Мы так и поступили. Сегодня, к сожалению, на фоне обострившихся финансового и уже экономического кризисов к этому пришли даже американцы.

    В то же время не просто складывалась у нас внутриполитическая обстановка в этот период. Деструктивные силы при финансовой и организационной зарубежной поддержке пытались навязать нашему государству тупиковый путь развития. Расшатать с таким трудом достигнутую политическую стабильность нашего общества. Превратить по образцу ряда стран президентские выборы из средства всенародного волеизъявления в механизм насильственной смены власти и изменения стратегического курса развития страны.

    Защита конституционного строя, обеспечение мира, согласия в обществе, реализация принципов социальной справедливости стали важнейшими направлениями деятельности всех ветвей власти.

    И надо прямо сказать, что нам всем вместе, консолидировав здоровые силы общества, удалось справиться с этими труднейшими проблемами и новыми глобальными вызовами современности.

    Национальному собранию надо было не просто продолжать работу по совершенствованию национального законодательства, а создавать правовые предпосылки для перехода всех сфер общественных отношений на качественно новый уровень развития.

    Парламент внес важный вклад в выполнение решений третьего Всебелорусского народного собрания и правовое оформление базового принципа нашей политики – государство для народа.

    Законодательно обеспечена реализация масштабных программ возрождения села, развития малых и средних городов, демографической безопасности, других общественно-политических и социально-экономических проектов.

    Но самая большая заслуга нынешнего состава палат Национального собрания в том, что вы последовательно проводили в жизнь курс, одобренный белорусским народом, руководствовались не личными амбициями или частными политическими интересами, а потребностями своих избирателей и нашего белорусского государства.

    Может быть, поэтому работа белорусского депутатского корпуса для некоторых сторонних наблюдателей представляется скучной и неинтересной. Действительно, в нашей стране не вошли в моду сезонный роспуск Парламента, создание баррикад возле трибун, бесконечно длящийся процесс дележки портфелей, нет драк (в прямом и переносном смысле этого слова) среди тех, кому не хватило места у властной кормушки. Журналистам не удается получить картинку с ”места боевых действий“, в которое превращаются залы заседаний в ряде стран.

    Белорусские парламентарии занимаются повседневной кропотливой работой, нацеленной на полезный обществу результат.

    Спокойная, ответственная, предсказуемая деятельность Парламента явилась для страны важным стабилизирующим фактором. Другого подхода и быть не может, если депутат получил свой мандат действительно по итогам свободных выборов, а не за установленную плату или по зарубежному сценарию.

    В нашем понимании подлинно демократическими могут считаться только властные институты, способные проводить реформы без применения насилия. И скажу откровенно: как Президент я горжусь тем, что у нас Парламент – здоровая, полноценная ветвь власти, а не чужеродный болезненный нарост. Потому что в жизни, как и в природе: не дай Бог, вирус поразит одну ветвь – заболеет всё дерево.

    Следует признать, что сегодня высший законодательный орган Беларуси – это состоявшийся институт государственной власти, имеющий солидный политический авторитет не только у нас в стране, но и за рубежом, со сложившимся самостоятельным стилем деятельности.

    Совет Республики, Палата представителей работали весь этот срок с высокой эффективностью. Результатом стало улучшение качества законотворчества, формирование его устойчивых традиций, повышение правовой культуры.

    Это наглядное свидетельство того, что белорусский парламентаризм находится в процессе постоянной эволюции. От состава к составу возрастают профессионализм и конструктивность депутатского корпуса.

    Судите сами. В период деятельности Национального собрания первого созыва Совет Республики отклонил почти 7 процентов законопроектов, принятых Палатой представителей. В третьем созыве – чуть более 2 процентов. Если ранее Президентом с возражениями возвращалось до 13 процентов внесенных на подпись законов, то в последние годы – около 2 процентов.

    Однако это не означает, что Национальное собрание не имело собственной позиции, а парламентарии лишь выступали в роли статистов. Напротив, народные избранники демонстрировали независимость суждений, твердость и принципиальность при рассмотрении важнейших для государства и общества вопросов. Нередко возникали острейшие дебаты. Отдельные из них даже выходили на уровень Президента, как, например, по Закону ”О противодействии экстремизму“. Это нормальная парламентская практика. Но самое главное, что вы до голосования в последнем чтении всегда находили всех тех, кто должен был вместе с вами согласовывать окончательное решение и принимать те или иные законы.

    Сложившиеся благоприятные тенденции явились результатом углубления взаимодействия и взаимопонимания в законотворческом процессе всех ветвей власти. Более тесное и конструктивное сотрудничество различных государственных органов, палат Национального собрания Республики Беларусь, их секретариатов между собой позволило снимать ряд вопросов на самых ранних стадиях подготовки проектов законов, способствовало системности и повышению качества законотворчества.

    Хорошей практикой стало обсуждение значимых законопроектов на расширенных заседаниях постоянных комиссий с приглашением всех заинтересованных. Действительно, зачем нагнетать страсти на пленарных заседаниях, если можно согласовать и урегулировать всё на предварительных этапах. И в результате добились того, что законопроект находился на рассмотрении в Парламенте не более одного года. Это очень важный критерий оперативного и дебюрократизированного нормотворческого процесса. Он должен стать правилом и для следующего парламентского созыва.

    Решая задачи, поставленные в ежегодных посланиях белорусскому народу и Национальному собранию, усилия парламентариев были сосредоточены на формировании законодательства, адекватно реагирующего на вызовы времени, стимулирующего развитие всех сфер жизни общества и государства в интересах человека.

    Последовательно упорядочилась нормативная база, обеспечивалась ее системность, устранялись несогласованности и противоречия между правовыми нормами, отменялись устаревшие акты.

    О масштабности работ палат Национального собрания третьего созыва свидетельствуют принятие 8 кодексов, более 460 законов и рассмотрение свыше 70 декретов Президента. Среди них документы, которые можно считать принципиально новой страницей в национальной правовой системе. Это Бюджетный кодекс, Кодекс о судоустройстве и статусе судей, Процессуально-исполнительный кодекс об административных правонарушениях. Особо следует выделить Закон ”Об утверждении Основных направлений внутренней и внешней политики“, которым завершено формирование пакета программных законов.

    После многолетних дискуссий вам удалось преодолеть межведомственные разногласия и принять Закон “О Национальном собрании Республики Беларусь”.

    И сегодня мы можем говорить о том, что абсолютно все элементы политической системы суверенной Беларуси регламентированы в высшей правовой форме – законами.

    Принят ряд важнейших юридических актов, направленных на обеспечение безопасности личности, общества и государства. Это, прежде всего, законы ”О борьбе с коррупцией“ и ”О борьбе с организованной преступностью“. Я благодарен депутатам Палаты представителей, членам Совета Республики, что они поддержали мою позицию о необходимости беспощадной и даже безжалостной борьбы с коррупцией. Не побоялись включить в законы самые жесткие меры противодействия ей. Не пошли на поводу у демагогов о некоем оправданном риске руководителя. Порядочный руководитель, идя на производственный риск, берет ответственность, а не взятки.

    Жизнь показала, что мы были правы, сделав главным приоритетом нашей политики ее антикоррупционную направленность. Сегодня по этому пути уже пошли Россия, Украина и другие страны. Потому что в коррумпированной экономике нет ни эффективного хозяйства, ни социальной защиты. При этом, уважаемые товарищи, не знаю, согласитесь вы с этим или нет, согласится ли с этим заявлением общество, но хочу сказать, что в основе нынешнего финансового кризиса, который привел к экономическому спаду, – огромная составляющая мировой коррупции, которая поразила самые высочайшие эшелоны власти, прежде всего, западных государств. Дальше я ничего не хочу конкретизировать, вы, наверное, многое знаете, но подумайте над этим тезисом.

    Наш Парламент активно подключился к решению и такой фундаментальной задачи, как борьба с бюрократизмом. По сути, это два взаимосвязанных явления: бюрократизм – самая благоприятная среда для процветания коррупции.

    На создание четкого, прозрачного механизма совершенствования в стране административных процедур направлен Закон ”Об основах административных процедур“. Он определил единообразный порядок осуществления государственными органами юридически значимых действий для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Осталось только проконтролировать выполнение этих процедур по данному Закону.

    Важным событием стало появление Закона ”О регистре населения“. Понадобилось несколько лет поэтапной работы, чтобы наконец-то подойти к такой цивилизованной форме свода данных о гражданах. Это ”одно окно“ в масштабах целого государства. Оно дает возможность человеку оперативно получить необходимый ему документ, а не бегать по кабинетам в унизительных поисках многочисленных справок.

    Мы умышленно пошли на то, чтобы все вопросы административных процедур решались на уровне законодательных актов, а не в ведомственных инструкциях. С тем, чтобы в госаппарате не создавались правила, удобные для себя. Чтобы не было чиновничьего произвола, когда полномочия на выдачу самой незначительной бумажки являются символом неограниченной власти, порой граничащей с самодурством.

    Однако радоваться нам пока рано. Вроде бы везде расставили правовые барьеры бюрократизму, но в реальной жизни люди по-прежнему выпрашивают необходимые им документы. Регистрация предприятий, получение лицензий и сертификатов, проведение сделок по времени и сложности превратились почти в такой же процесс, как беременность и рождение ребенка.

    Я уже неоднократно говорил: в этом году все эти проблемы должны быть устранены. Соответствующие поручения даны Премьер-министру, Главе Администрации Президента, Председателю Правления Национального банка, губернаторам и мэру Минска. Это их экзамен на соответствие занимаемым должностям. Потому что любые прогрессивные начинания разобьются о чиновничий произвол и равнодушие.

    В этой связи хочу сказать о том, что было заявлено, согласовано с Президентом, Председателем Национального банка и другими заинтересованными. Сегодня в стране сложилась уникальная ситуация для того, чтобы сделать решительный шаг в борьбе с бюрократизмом и сделать поворот к народу, о чем мы очень много говорили. Вот на макроуровне, на верхнем уровне, и законы приняли, и правила обеспечили. Но до человека, к сожалению, всё это еще не дошло. Не дошло и потому, что всё законами не отрегулируешь. А наш чиновник умеет найти лазейку, как можно девальвировать весь закон, забыть о законе.

    И сегодня при обострившемся финансовом кризисе и прочих процессов мы договорились с Правительством и Национальным банком, что мы должны декретами Президента, указами Президента, если нужно законами немедленно дебюрократизировать эту систему и принять решительные шаги в направлении людей.

    Мне докладывают о том, что сегодня иностранные граждане поехали в Беларусь, и везут приличные суммы в валюте, чтобы разместить их в наших банках. Это почему? Потому что у нас банки сильные? Нет, это потому, что у нас нет такой коррупции в государстве, и люди верят власти. Но что получается, когда приходит человек со своими деньгами в наш банк? Ему говорят: пиши декларацию: где взял, откуда и так далее. Конечно, мы не отходим от всеми признанных международных принципов и стандартов по борьбе с отмыванием денег. Но почему мы должны бежать впереди, откровенно говоря, планеты всей?! И здесь, в Беларуси, на этом маленьком клочке планеты бороться с каким-то отмыванием американских там и прочих денег.

    Поэтому было принято однозначное решение о том, что мы не будем требовать деклараций у граждан. Ни у кого не будем требовать: ни у наших граждан, ни у иностранных граждан, которые сегодня изъявили желание разместить средства в депозитах наших банков. Я думаю, что в обществе этот сигнал услышан. Буквально днями будет подписан соответствующий документ о том, что каждый человек может спокойно принести свой вклад в банк и там разместить.

    Более того, в этом же документе мы должны прописать, что отходим от того что было порождено 13 – 15 лет тому назад, когда мы были вынуждены контролировать в интересах государства всё и вся. И мы там прописали контроль со стороны силовых структур, контролирующих органов, чтобы они знали и понимали что происходит в стране. Сразу хочу сказать, что этот период закончился, и любые контролирующие силовые структуры будут не просто ограничены, а выведены из банков. Они не будут иметь права влезать и требовать от банков информацию о вкладах физических и юридических лиц, если по этому направлению не будет возбуждено уголовное дело. Да и при возбуждении уголовного дела мы постараемся усложнить процедуру получения информации о банковских вкладах юридических и физических лиц.

    Думаю, настало время честно и прямо сказать, от жизни, опять же, идя, что в карман к человеку не надо без надобности залазить. Притом в карман ведь лезут порой те, которые вообще близко не должны ходить возле человека. Им самим место в тюрьме. И я знаю, что говорю. В ближайшее время вы еще об этом услышите. И я большие надежды возлагал на нового Генерального прокурора, да и на наших опытных судей. Но вот такого разительного поворота в борьбе с этой гадостью не происходит. Более того, порой люди самых высоких рангов этим занимаются. Не буду опережать время, мы в ближайшее время рассмотрим эти вопросы. Ну просто люди забыли то, что я говорил в конце прошлого года. Я не буду впереди всех бежать. Настало время, когда Президент должен как Главнокомандующий быть позади и смотреть: что же происходит в обществе, как действуют и функционируют системы власти, как себя ведут в этих системах те ответственные люди, которые несут ответственность за функционирование этих систем власти? И будут в связи с этим приниматься самые жесткие меры, если вдруг что-то не так! Они просто забыли. Но я им напомню к концу года…

    И еще об экономическом кризисе. Вы знаете, мы создали государство, нормальное государство, где основные рычаги управления находятся у власти. Почему мы не можем и не хотим сегодня задействовать эти рычаги, когда мы находимся в условиях мирового кризиса, когда экономический спад так или иначе затрагивает и нас?! Мы же не можем быть в стороне от этих процессов. И я на недавнем Совете Безопасности говорил самым высоким людям с большими портфелями: сегодня этот ресурс регулирования и управления государственными процессами должен быть в стране задействован на всю катушку! В основе лежат дисциплина и порядок.

    Как будто предчувствуя это, в свое время я подписал соответствующие декреты. Энергетическая безопасность, дисциплина, порядок, дебюрократизация страны – наиважнейшие сегодня вопросы. Как в воду смотрел. Всё это нужно реализовывать и реализовывать немедленно.

    Уважаемые парламентарии!

    За прошедшие четыре года вами системно решались вопросы законодательного обеспечения динамичного развития экономики, ее перехода на рыночные механизмы регулирования.

    Среди наиболее значимых нормативных правовых актов в этой области кодексы о земле и о недрах, законы ”Об электросвязи“, ”О транспортно-экспедиционной деятельности“, а также новые редакции законов ”О крестьянском (фермерском) хозяйстве“, ”О хозяйственных обществах“.

    Исключительно важную роль в повышении эффективности мелиорированных земель, составляющих треть фонда сельскохозяйственных угодий, призван сыграть Закон ”О мелиорации земель“.

    Дополнительным фактором привлечения инвестиций, в первую очередь в строительство, стало принятие Закона ”Об ипотеке“, формирующего правовое поле для развития системы долгосрочного кредитования, а также решения гражданами своих жилищных проблем. Мы долго подступались к введению этого рыночного инструмента. Он объективно необходим для скорейшей реализации объявленного нами приоритета – обеспечения жильем нуждающихся в нем белорусских граждан.

    Как известно, с 2011 года мы должны выйти на уровень ввода
    10 миллионов квадратных метров жилья в год. Банковскому сектору через ипотечное кредитование следует активно вовлекаться в решение этой наиважнейшей задачи, но продуманно, аккуратно, с учетом негативных тенденций, которые имели место в зарубежных странах.

    Законом ”О гарантированном возмещении банковских вкладов (депозитов) физических лиц“ создан правовой механизм надежной защиты денежных сбережений населения. Государство принимает на себя обязательство обеспечить сохранность денежных средств граждан в банках. На фоне разразившегося мирового финансового кризиса это должно стать действенной мерой по защите интересов вкладчиков, укреплению доверия населения к банкам страны.

    На снижение кредитных рисков, повышение платежной дисциплины и эффективности работы банковской системы направлен недавно принятый вами Закон ”О кредитных историях“.

    Стратегическое значение приобретает сегодня энергетическая безопасность. Осознавая особую важность комплексных решений по развитию атомной энергетики, депутаты приняли Закон ”Об использовании атомной энергии“, а также внесли изменения и дополнения в Закон ”О радиационной безопасности населения“. Это важнейший шаг в подготовке пакета документов, необходимых для создания атомной энергетики и ее безопасного функционирования.

    В целях укрепления позиции национальной экономики в системе мирохозяйственных связей упорядочено законодательство в таких важных областях, как техническое нормирование и стандартизация, обеспечение единства измерений, аудиторская деятельность, регулирование таможенных тарифов.

    Прочную финансовую основу для инновационного развития экономики, формирования привлекательной деловой среды создают законы о бюджете, а также проводимая корректировка законодательства по упрощению налоговой системы и снижению налоговой нагрузки.

    Вы определили очень грамотный и рациональный механизм работы над проектами этих документов: депутаты и сенаторы подключаются к их подготовке уже на начальных этапах. Тем самым, с одной стороны, эффективно используются интеллектуальный и профессиональный потенциал парламентариев, их знание социальной обстановки и проблем на местах. С другой – к моменту рассмотрения в Овальном зале все концептуальные разногласия уже снимаются.

    Новому составу Парламента следует также ответственно относиться к подготовке и рассмотрению бюджетных и налоговых законопроектов.

    Большой заслугой нынешнего состава Парламента явилось продолжение работы по поднятию уровня социальной защиты граждан.

    Так, новый Закон о занятости населения страны направлен на повышение эффективности использования трудовых ресурсов, формирование кадрового потенциала с учетом реальных потребностей производства.

    Закон ”Об охране труда“ призван обеспечить безопасность на рабочих местах, сократить производственный травматизм, снизить смертность населения, повысить социальную защищенность работающих.

    Комплексно решалась задача создания правовых условий для укрепления и охраны как физического, так и духовного здоровья нации. В этой связи появились новые редакции Закона ”О здравоохранении“, законы об общем среднем и о высшем образовании.

    Продолжилась работа по дальнейшему совершенствованию механизма социальной защиты семьи, поддержки материнства и детства: приняты законы о гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о государственных пособиях семьям, воспитывающим детей. Установлены дополнительные меры государственной помощи детям из неблагополучных семей.

    Беларусь была и остается социально ориентированным государством. Охрана прав и интересов наших граждан, социальная поддержка населения, особенно матерей, детей, пожилых людей, малоимущих, – приоритет государственной политики. От того, насколько защищены наши люди, зависит дальнейшее устойчивое развитие Беларуси.

    Динамичные геополитические процессы, новые угрозы и вызовы потребовали соответствующих государственных мер по защите национальных интересов. Поэтому были приняты законы по вопросам борьбы с финансированием террористической деятельности, об усилении ответственности за преступления, совершенные с применением оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств.

    Впервые в стране на законодательном уровне урегулированы вопросы, связанные с созданием единой государственной системы регистрации и учета правонарушений.

    Иными словами, законотворчество Национального собрания третьего созыва затрагивало практически все стороны жизнедеятельности государства и общества.

    Значение обновленной законодательной базы для развития страны трудно переоценить. За очень короткий промежуток времени сформирован свой национальный правовой фундамент, адаптированный к нашей действительности, отражающий собственный путь развития.

    Принятые законы закрепляют перспективные тенденции и направления государственного экономического и культурного строительства Беларуси, ставят на более высокий уровень обеспечение прав и свобод граждан и в полной мере отвечают самым современным мировым стандартам.

    Это результат колоссального высокоэффективного совместного труда всех ветвей власти и гражданского общества.

    Через работу с населением парламентарии узнают общественное мнение по тем или иным проблемам и переносят наказы своих избирателей в законопроекты.

    Поэтому очень большое значение имеет работа в округах, личные приемы граждан, рассмотрение их обращений. Убежден, что именно эта часть полномочий депутата и члена Совета Республики должна быть превалирующей.

    Отдельно следует сказать о международной деятельности Национального собрания. В современных условиях парламентская дипломатия становится всё более важным фактором мировой политики. И Беларусь не является здесь исключением. Анализ международных контактов наших депутатов и членов Совета Республики полностью опровергает безосновательные утверждения об изолированности белорусского Парламента и его непризнании.

    Палаты третьего созыва полноценно осуществляли сотрудничество с парламентами других стран, межпарламентскими организациями. Много внимания уделяли активизации интеграционных процессов на постсоветском пространстве, активно участвуя в деятельности Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, межпарламентских ассамблей СНГ, ЕврАзЭС.

    Будущему созыву следует продолжить работу в этих структурах, а также развивать конструктивное взаимодействие с Парламентской Ассамблеей ОБСЕ, Европарламентом, Межпарламентским Союзом, Парламентской структурой Центральноевропейской инициативы.

    Уважаемые товарищи!

    Без ложной скромности можно сказать, что за предыдущие годы в стране сделано немало.

    Прошедшие 28 сентября выборы еще раз показали, что избиратели одобрили не только деятельность нашего Парламента, но и нынешний курс страны в целом.

    Создав максимальную прозрачность избирательной кампании, мы всем дали возможность убедиться в высоком доверии граждан к власти.

    Состав нового Парламента показывает, что люди выбирали действительно своих, народных представителей, способных быть проводниками их интересов. Белорусские граждане открыто и свободно отдали голоса за тех, кому доверяют. Именно это самое важное: мы провели выборы для себя, для своей страны.

    И международные наблюдатели сделали главное заключение – избирательная кампания проведена в строгом соответствии с законодательством Республики Беларусь. В этом наивысшая оценка. А недостатки присутствуют у всех, кто что-то делает. Но всегда есть возможность последовательно устранять эти недостатки.

    Национальным собранием третьего созыва проведена масштабная работа по правовому обеспечению экономического роста и благосостояния населения, реализации конституционных принципов социального государства. Шло последовательное и целенаправленное формирование актуального и современного законодательства, отвечающего потребностям государства и общества.

    За время работы в Парламенте вы, уважаемые депутаты и члены Совета Республики, приобрели колоссальный политический опыт. Ваши знания должны и в дальнейшем служить во благо страны.

    Очень хорошо, что более четверти из вас избрано на очередной срок. Это обеспечит необходимую преемственность в парламентском корпусе.

    Что касается будущей деятельности иных депутатов, этот вопрос находится под контролем, решается. Многие уже, как мне докладывают, трудоустроены. Остальные тоже получат достойную работу в соответствии с уровнем подготовки.

    Уверен, что тот созидательный потенциал, который накоплен нынешним составом Парламента, будет приумножен вновь избранными депутатами и сенаторами. Им не будет ни проще, ни легче, чем вам.

    Ближайшие четыре года – это период напряженного труда. Они должны стать временем динамичного прорыва, обеспечивающего вхождение страны в число наиболее развитых стран мира.

    Для реализации этих амбициозных задач предстоит создавать законы нового поколения, научно обоснованные и глубоко выверенные с точки зрения всестороннего прогнозирования последствий их реализации как в ближайшее время, так и в перспективе, обеспечивать действенный контроль за их соблюдением.

    Законотворческий процесс должен стать более дисциплинированным и рациональным на всех стадиях – от планирования до оперативного принятия.

    Нужен поиск новых форм, методов законотворчества. В этом деле необходимо дальнейшее углубление взаимодействия и конструктивного сотрудничества Парламента со всеми ветвями власти. В первую очередь, с Советом Министров, Администрацией Президента, судами, Генеральной прокуратурой, научными центрами страны.

    Законы должны идти от жизни, соответствовать как потребностям, так и ожиданиям нашего общества и делать жизнь людей проще, легче и комфортнее.

    Способность Парламента воспринимать и адекватно реагировать на любые изменения в стране и в мире имеет большое значение. Последствия несогласованности правовых норм, пробелов в законотворчестве зачастую несут не только моральный, но и материальный ущерб правам и законным интересам граждан и организаций.

    Постоянный учет общественного мнения, научная экспертиза принимаемых решений, доверительный диалог с гражданами по важнейшим вопросам социально-экономического развития страны – это возможность скорректировать нашу работу, наполнить ее новыми идеями и избежать ошибок.

    В основе политики Президента, Правительства, Парламента лежит забота о благосостоянии народа, благополучии государства и общества. Только этот критерий, и никакой другой, определяет оценку наших действий.

    Мы обязаны точно знать, что тревожит людей, каковы их настроения и заботы. Вся наша работа должна иметь один главный ориентир – каждый год должен приносить улучшение жизни.

    Уважаемые друзья!

    Хочу еще раз поблагодарить нынешний состав Национального собрания за высокопрофессиональную плодотворную работу и конструктивное взаимодействие и поддержку всех выдвинутых руководством страны инициатив.

    И очень важное замечание. Я чувствую очень хорошо обстановку в нынешнем Парламенте. Если тот из депутатов, кто где-то трудоустроен и не очень себя комфортно чувствует, и считает, что он заслуживал большей должности и так далее, и так далее, в числе других возражений хочу еще раз им сказать: дорогие друзья, у вас что, жизнь на этом заканчивается? Я прошу тех, кто достаточно, в хорошем смысле, амбициозен иметь в виду, что жизнь у вас продолжается. И я хочу еще раз подчеркнуть, что новому Главе Администрации, который является человеком абсолютно исполнительным, он знает мои требования, и новому представителю Президента в Парламенте (ему будут даны при назначении соответствующие указания), чтобы банк данных о депутатах у них всегда лежал перед глазами. О депутатах не только этого созыва, но и прошлого. Чтобы мы могли отслеживать, как работают парламентарии. И самое главное – надо обеспечить связь с вами, депутатами нынешнего созыва.

    И вы должны смелее об этом говорить: да, я хочу работать там, да, я для этого созрел! Естественно, в установленном порядке мы будем серьезнейшем образом рассматривать вашу инициативу. Можешь – иди и работай, давай результат. На этом этапе вы сегодня здесь, завтра, хотелось бы, чтобы вы шли по этой лестнице и приносили еще больше нашему государству пользы.

    По многим кандидатурам мне доложено. В ближайшее время Президент примет волевое решение.

    Я к вам не имею никаких претензий, никаких, абсолютно. Ни к Ольге Абрамовой, ни к Виктору Кучинскому, ни к Борщеву, ни к Коноплеву, ни к Попову, Новицкому и так далее. То, что не решили – мы решим. Если вы патриотичны и профессиональны – вам дорога в нашей стране открыта. У нас идет обновление кадрового состава. И те, кто не попал, допустим, в новый Парламент, не должны расстраиваться. Запомните одно: если власть утопает в самой себе и ничего не меняется, прежде всего во властных кадровых структурах – завтра погибнет государство.

    Нынешний этап, тяжелый этап в мировой экономике и финансах, свидетельствует о том, что я экзамен перед вами выдержал. И вам действительно не стыдно будет где-то за пределами страны (да и внутри) сказать, что это наш Президент, мы его поддерживали. Я буду и так дальше стараться работать, чтобы вам за меня не было стыдно. А вы не забывайте, что ”бывших“ парламентариев не бывает. Вам придется работать на страну еще. Уже никому не удастся отойти от того, что было сделано в государстве: ни критически в основном относящейся к этому процессу Ольге Абрамовой, Кучинскому, как я называл, и другим. И я думаю, что они все-таки в душе, и не только в душе, довольны тем, что они были причастны к этому процессу.

    Я не говорю о том, что завтра будет всё идеально, что всё будет хорошо. Это жизнь. Но мы вот этот путь пятнадцатилетний прошли в правильном направлении. Потому что нам удалось создать самое главное – государство.

    И уже сегодня никто не говорит, что ”завтра мы его сдадим и куда-то там вступим, в состав чего-то…“. Уже это отпало. Мы создали государство! Мы его защитили и продолжаем защищать всеми формами и методами, в том числе и вооруженными (я это не скрывал на последних учениях). Мы подняли значимость всех ветвей власти и власти вообще, всех составляющих нашего общества: военных, милиции, ученых, педагогов, врачей. Никто не сможет обидеться на нас, показать на нас пальцем или бросить в нас камень потому, что мы для кого-то чего-то не сделали. Но надо понимать, что мы всегда делали в тех объемах и в тех рамках, в которых нам позволяла действовать сама жизнь.

    Так что я сегодня рассчитываю, что эти вот принципы, на которых мы строили наши отношения, будут основополагающими и для Парламента четвертого созыва.

    И конечно я хочу вам всем пожелать доброго здоровья, успехов на новых участках работы, мира и благополучия в ваших домах!

    Благодарю за внимание.

    (Аплодисменты)