Посещение СЗАО "БЕЛДЖИ"

  • 29
  • 2

Президент Беларуси Александр Лукашенко 19 января в ходе рабочей поездки в Борисовский район посетил СЗАО "БЕЛДЖИ".

На "БЕЛДЖИ" вертолет Президента приземлился на территории предприятия. Рядом - большая парковка с готовыми автомобилями. Отсюда и первый логичный вопрос от Александра Лукашенко: говорят, на покупку автомобилей очередь, а тут забит склад.

Как заверили Главу государства, находящиеся на парковке авто - это лишь трехдневный объем производства. Продукция поставляется покупателям как в Беларуси, так и в России. У дилеров в Беларуси в настоящее время находится порядка 800 автомобилей.

Как было доложено Александру Лукашенко, отечественное автомобилестроение в целом демонстрирует хорошие результаты работы. Например, в 2023 году удалось достичь максимального за более чем 20 лет объема экспорта. Реализуется масштабная инвестиционная программа, в том числе с участием российской стороны, которая в нынешних условиях очень заинтересована в продукции отечественного автопрома и готова финансировать соответствующие проекты. Ведь в Беларуси есть и производственные мощности, и специалисты, обладающие определенными компетенциями.

"Надо этим воспользоваться. Рынок есть, мы востребованы, - сказал Президент. - Они хотят с нами иметь дело. У нас есть компетенции, мы их сохранили. Надо этим воспользоваться, тем более деньги дают: "Ребята, делайте".

Большим спросом на рынке пользуется и белорусский электротранспорт. В стране реализуются два пилотных проекта по переводу пассажирского транспорта на электротранспорт в Жодино и Шкловском районе с развитием соответствующей инфраструктуры. Окончание реализации проектов и поставка электротранспорта планируется в 1-м квартале 2024 года. Цель заключается в поэтапном наращивании использования электрической энергии в пассажирских перевозках, снижении уровня загрязнения воздуха, отработке на практике имеющихся в стране компетенций в производстве электротранспорта и зарядных станций.

"Это правильно. Надо на местах людям показывать, что это перспектива и в этом направлении надо работать", - оценил проект Глава государства.

По словам специалистов, производители электротранспорта законтрактованы на текущий год и сейчас заключают контракты на 2025-й, продукция очень востребована.

"Значит, и я не ошибся, когда было принято решение о строительстве завода по производству автобусов. Надо бы только побыстрее, пока спрос есть, построить", - заметил Президент.

Говоря об автомобилестроении в Беларуси, Александр Лукашенко образно выразился, что в этом плане "мы - птица, летящая не на одном крыле, а на полутора крыльях". Он пояснил, что в стране производят грузовики, самосвалы, автобусы, но менее развито было производство легковых авто. "В этой линейке должен быть легковой автомобиль. Это для людей. Нам надо дойти до каждого человека. Очередь бешеная. Люди хотят покупать этот автомобиль. Правительства главная задача и министра - кровь из носа удовлетворить спрос. Желательно, чтобы мы удовлетворяли этот спрос. В противном случае - свято место пусто не бывает, придут конкуренты. Поэтому надо, насколько это возможно, увеличивать производство легкового транспорта", - подчеркнул Глава государства.

В настоящее время производство легковых авто развивается в Беларуси в основном по двум направлениям. Во-первых, это СЗАО "БЕЛДЖИ". Второе недавно появившееся направление - сотрудничество с китайским производителем FAW по марке "Хунци".

Александр Лукашенко отметил важность развития сотрудничества с китайскими партнерами, которые обладают современными компетенциями в автомобилестроении: "Это высокого уровня производства. Поэтому с Китаем надо сотрудничать, у них учиться и заимствовать все, что можно".

Но для производителей в Беларуси остается один вопрос - локализация. "Нам надо самим производить больше", - сказал Президент.

В связи с этим Главе государства было доложено о планах "БЕЛДЖИ" по модернизации завода для увеличения его мощностей. Сейчас спрос на его продукцию достаточно высокий. Так, за год продано почти 68 тыс. автомобилей, объемы продаж на внутреннем рынке выросли в три раза, а на российском рынке- в два раза.

Учитывая планы по наращиванию объемов производства и специфику автомобилестроения, заводу "БЕЛДЖИ" нужны профессиональные кадры. За последний год численность сотрудников выросла с 1,2 тыс. до 1,5 тыс. человек. Но даже такого количества рабочих рук не всегда хватает, поэтому руководство предприятия обратилось к Президенту с просьбой отрегулировать некоторые положения Трудового кодекса, которые в настоящее время налагают определенные ограничения даже при наличии согласия работника и двойной оплаты. Глава государства поручил срочно внести предложения для исправления ситуации.

На "БЕЛДЖИ" Александру Лукашенко доложили об итогах работы Национальной академии наук и Министерства промышленности в части разработки и создания электромобиля на базе платформы автомобиля "БЕЛДЖИ", а также продемонстрировали опытные образцы.

Президент сделал акцент на сроках запуска производства отечественного электромобиля, подчеркнув, что времени на раскачку нет и надо шевелиться, пока в мире тренд на такие машины и спрос растет.

"Минимум за сколько времени мы можем это сделать?" - спросил Глава государства. Выслушав пояснения ответственных лиц, Президент установил срок к началу следующего года. "Ваша задача - к 1 января 2025 года вы должны в основном все это сделать", - поручил Александр Лукашенко.

Задача, поставленная Главой государства, является довольно напряженной, ведь ранее сроки для разработки и производства отечественного электромобиля были определены в пределах 2021-2025 года.

Александр Лукашенко ознакомился с производством автомобилей, посетил цеха.

Вниманию Президента по время посещения СЗАО "БЕЛДЖИ" была представлена выставка с образцами выпускаемой продукции этого предприятия, а также СП ЗАО "Юнисон", электротранспортом производства предприятий Министерства промышленности и НАН Беларуси. Это, например, прототип самосвала БЕЛАЗ, работающего на водороде, туристический автобус МАЗ, опытный образец гибридного седельного тягача MAZ-X, современный электробус, легковые автомобили марки "HONGQI" (Хунци), опытный образец отечественного электромобиля.

Во время посещения Александр Лукашенко пообщался с работниками СЗАО "БЕЛДЖИ".

"Предприятие состоялось. Не будем себя перехваливать: большой путь нам еще надо пройти (в вопросе локализации производства. - Прим.), чтобы не таскать комплектующие со всего мира и прежде всего дружественного нам Китая. Спасибо им, что помогли нам создать такое предприятие. Сейчас мы уже созрели, чтобы делать автомобиль по максимуму белорусский. Мы смотрели ряд комплектующих, за которые наши предприятия взялись", - сказал Глава государства.

"Перспектива - чтобы мы построили здесь (как мы еще тогда планировали, когда открывали завод) кузовной цех и штамповали кузова здесь. Наверное, нет в мире такой компании, которая бы (все. - Прим.) комплектующие производила в одной стране, будь то самолет, автомобиль… Большая кооперация, кооперация вдолгую. Но в связи с тем, что мир ошалел, конкуренция доходит до военных действий, нам надо рассчитывать прежде всего на дружественные страны", - отметил Александр Лукашенко.

Одна из главных мировых тенденций сейчас - производство автомобилей на чистой электрической энергии. Это не только непосредственно электромобили, но и гибридные.

"Мир нам демонстрирует, куда двигаться. И мы определились, что и мы этим путем должны идти, но модернизируя и совершенствуя это производство, - отметил белорусский лидер. - Конечно, мы будем способствовать тому, чтобы развивать и модернизировать это предприятие. На очереди у нас цех, который будет отливать пластмассовые изделия. Мы будем его здесь делать. Что не сделаем - будут делать другие предприятия. И преимущество нашей системы в том, что у нас практически это все государственные предприятия. И если кто-то там не туда смотрит, то мы направляем туда, куда надо, чтобы работать на конечный результат".

Подводя итог, Александр Лукашенко пояснил, что в плане локализации при производстве отечественных автомобилей будет делаться не только все, что возможно, но также учтут, чтобы при этом продукция была конкурентоспособной на рынке.

"Дальше - только вперед! Мы будем производить те автомобили, которые пользуются спросом и которые вы производите сейчас, - сказал Александр Лукашенко. - Цель моего приезда - перспектива. Пока я Президент, мы этот завод не бросим. Это мой ребенок отчасти. Будем его совершенствовать, растить, обучать и так далее. Это наше достояние. Мы это сделали, и будем двигаться вперед".

Президент поблагодарил руководство предприятия и работников за то, что они на этом этапе сделали многое, чтобы люди встали в очередь за производимыми автомобилями.

"Мы будем вас всячески поддерживать. Только работайте честно, дисциплинированно", - заверил Глава государства. Он также высказал пожелание, чтобы в дальнейшем была преемственность в коллективе завода: "Сделайте так, чтобы ваши дети стремились на это производство. Чтобы они здесь росли, становились инженерами, руководителями. Нам это очень нужно".

Во время общения с трудовым коллективом Президент ответил на вопрос о возможности дальнейшего продления программы льготного кредитования отечественных автомобилей.

Глава государства отметил, что данная программа в свое время была принята, чтобы раскрутить производство. Действует она и в нынешнем году.

Но, говоря о некоторой перспективе, Президент высказал позицию о том, что подобное льготное кредитование нужно будет прекращать, ведь эти средства, которые тратит государство, востребованы и по другим важным для общества направлениям. "Я сторонник того, чтобы потихоньку ее сворачивать. Потому что деньги вы или те, кто покупает, берут чьи-то. В итоге это сходится к бюджету. Ну а что, у нас бюджетные деньги некуда тратить, у нас богатые учителя, врачи, пенсионеры? - пояснил свою позицию Александр Лукашенко. - Чтобы создать это предприятие и раскрутить спрос, я пошел на то, чтобы предоставить эту программу".

Однако в настоящее время экономика выдерживает эту дополнительную нагрузку. "Пока мы не отменяем ее (программу кредитования. - Прим.). Будем смотреть, как вы будете работать, будем считать деньги. И если ситуация будет более-менее терпимой, мы будем этой программы придерживаться. Но в данной ситуации, когда очередь стоит за автомобилями, это неправильно. Нигде в мире этого нет. Цель моя была дать деньги (льготы фактически) и раскрутить спрос. Мы этой цели и достигли - спрос бешеный. Надо эти механизмы отменять. Пока не будем. Да, это выгодно для людей, но это не ахти какие огромные деньги. Пока экономика наша терпит", - сказал Александр Лукашенко.

Президент также ответил на вопрос о безопасности страны ввиду недавно представленных вниманию Главы государства проектов обновленных Концепции национальной безопасности и Военной доктрины. Достаточно ли мер в этих документах для сохранения мира и спокойствия в стране?

"Мир дорого стоит. За него надо платить. Но вы можете не переживать. Мы никогда, наш народ и государство, не были так защищены, как сейчас. Как оно будет, если, не дай бог, вспыхнет война, это уже все будет зависеть от нас. Система выстроена, есть Вооруженные Силы, мобилизационный резерв, территориальная оборона, народное ополчение. Все выстроено. Вооружение, боеприпасы на местах розданы, складированы. На данном этапе всего достаточно", - заверил Александр Лукашенко.

Что касается названных документов, Президент констатировал, что мир меняется, а потому надо и национальное законодательство приводить в порядок. "Дайте мне экономику, а мир я обеспечу", - напомнил белорусский лидер о своем неизменном тезисе и требованиях как к Правительству, так и работникам на предприятиях.

Глава государства в плане решения вопросов безопасности особо отметил сотрудничество с Россией. "Как только в Беларуси появилось ядерное оружие - все крылья опустили. И соседи, ошалевшие наши, и другие. Хотя не дай бог не только мне, но и новому поколению политиков думать о применении этого ядерного оружия. Это страшное оружие", - сказал он.

Беларусь ранее получила от России ракетные комплексы "Искандер", развивает собственный военно-промышленный сектор, сохранив научные и производственные школы, оставшиеся еще со времен СССР. Все это является дополнительным фактором сдерживания. "Бедновато жили, людям было непросто. Но я знал, что надо это сберечь. Потому что это будущие рабочие места, перспективные. Космос, атомная станция. Мы раньше этим вообще не занимались. То есть уровень образования наших людей высочайший", - отметил Александр Лукашенко.

Во время общения Президент ответил на вопрос, как уберечь детей от негативного влияния интернета.

Эта тема волновала одного из работников предприятия - отца троих детей. Как оказалось, тема близка и Главе государства, младший сын которого также проводит достаточное количество времени в интернете. "Младший постоянно там. Но пользы от него много. Он мне приносит всю информацию: "Папа, посмотри, народ пишет", - сказал Александр Лукашенко.

Как подчеркнул Глава государства, прежде всего надо обеспечить занятость детей, загрузить их, чтобы поменьше времени оставалось "сидеть в интернете". "Надо, чтобы ребенок был в жизни задействован так, чтобы у него не было времени для этого", - подчеркнул Президент.

И в этом плане крайне важен личный пример родителей, задача которых - приобщать детей к труду, а не растить их избалованными. "Ты сам должен показать своему ребенку, каким он должен быть, (по принципу. - Прим.) делай как я, - заявил Александр Лукашенко. - Ни в коем случае не балуйте детей, сделайте так, чтобы они были заняты, чтобы они трудились. Надо приобщать к труду наших детей".

Кроме того, не стоит искусственно ограждать детей от трудностей, убежден Президент, потому что через их преодоление формируется характер, приходит понимание, как устроена жизнь. "От трудностей их не надо отводить и уберегать. Пусть они почувствуют трудности", - посоветовал Александр Лукашенко.

Что касается явно противозаконного контента, то здесь позиция Президента однозначна: такого рода информацию нужно ограничивать. И в ближайшее время в этой области будут дополнительные меры защиты.