Ответы Президента Беларуси Александра Лукашенко на вопросы представителей СМИ 23 марта 2014 г.

    Газета ”Беларусь сегодня“. На прошлых выборах в местные Советы Вы высказали пожелание, чтобы эти Советы и исполнительная власть работали активнее и плотнее непосредственно с населением. Как Вы оцениваете ситуацию сегодня? И какое Вы напутствие хотели бы дать новому составу депутатов?

    Лукашенко А.Г. Прежде всего хочу поблагодарить всех депутатов, которые слагают свои полномочия после этих выборов. Где-то чуть меньше половины, по моим данным, сегодня снова баллотируются в депутаты местных Советов. Это тоже неплохо, должна быть определенная преемственность.

    По линии работы местных Советов сделано немало – начиная от поддержания в порядке территорий и заканчивая принятием местных бюджетов. Очень большая работа, а самое главное, ответственная. Это нагрузка, притом деньги за нее никто не платит. Ну и, конечно, это дань уважения, поддержка. Это поднимает каждого человека, если избиратели доверяют.

    Я очень благодарен депутатам за тот мир, покой и спокойствие, который мы поддерживали, в том числе с их помощью. Они на передовой, лицом к лицу со своими избирателями. Более того, что греха таить, депутаты местных Советов сегодня между двух огней – с одной стороны, вертикаль исполнительной власти, а с другой стороны, население. Исполнительная власть не всегда действует так, как хотели бы депутаты местных Советов. А они выразители интересов своих избирателей. Они непосредственно на местах живут и болеют теми проблемами, которые надо было бы решать, но не всегда для этого есть возможности. Поэтому получается как между молотом и наковальней. Это не так просто: жить с людьми и, пытаясь что-то сделать, видеть, что это сегодня невозможно. Я был в их ”шкуре“ и знаю, что такое быть депутатом местного Совета – очень-очень непростой хлеб. Поэтому стоит их поблагодарить за ту работу, которую они провели в истекшем периоде.

    Думаю, в нынешнюю кампанию будут избраны очень конструктивные Советы и избраны абсолютно демократичным образом. В Минске, например, как сказал мэр, вчера даже очереди были на избирательных участках, потому что люди уезжали за город и спешили проголосовать. Это говорит о том, что наши люди политически активны, сознательны, люди болеют за те мир и стабильность, которые должны быть, и надеются на своих депутатов, верят, что эти мир и стабильность будут сохранены.

    Поэтому новым депутатам, которые будут избраны, желаю только одного – чтобы они, пообещав своим избирателям, выполнили свои обещания и были ближе к нашему народу. Наш народ того заслуживает!

    Телеканал Беларусь-1. Эти выборы можно назвать репетицией перед главными политическими кампаниями – парламентской и президентской. В избирательное законодательство внесены изменения. Надо сказать, что оно стало более либеральным. Ожидаете ли Вы усиления политической конкуренции через год-два?

    Лукашенко А.Г. Вы знаете, если уж в лоб отвечать на Ваш вопрос, политической конкуренции, особенно на президентских выборах, у нас хватало всегда, особенно на последних выборах. Мы до того уже демократизировались, что аж тошнило порой от того, что происходило на экранах телевизоров, в средствах массовой информации, да и на улицах, в аудиториях. Была беспрецедентная открытость и так далее и тому подобное. Чем это закончилось, вы знаете – с одной стороны, мы избрали Президента, а с другой стороны, очень активные демократизаторы попробовали демократизировать нашу Беларусь через лом, кайло какое-то, лопату и так далее. Чем закончилось, тоже известно.

    Я всегда говорил, что время нас рассудит. Да, плохо то, что происходит сегодня в нашей Украине и в других государствах. Но мы через призму этих событий оценили то, что было тогда. И, наверное, тот, кто хочет спокойно жить и растить своих детей, оценит это и в будущем.

    Поэтому конкуренции хватало. Та либерализация, которая произошла, соответствует нашей жизни.

    Да, наверное, в какой-то степени это усилит конкуренцию. Более открытыми, прозрачными будут предстоящие выборы. Но я не думаю, что уж настолько изменилось законодательство, что завтра эти изменения приведут к некоему ”майдану“ в Беларуси, не дай Бог.

    Поэтому я не задумывался как-то над тем, что вот изменения внесли в законодательство и завтра это существенным образом отразится на предвыборном процессе. Но то, что выборы будут честными, открытыми, принципиальными и справедливыми, это я вам гарантирую.

    Телеканал ОНТ. Сейчас главная мировая новость и тема – это Украина. Мы находимся рядом, и нас, безусловно, волнует, что там происходит. Как Вы относитесь к нынешним властям Украины? Как в целом оцените ситуацию в соседней стране?

    Лукашенко А.Г. Скажу вам откровенно: всë, что произошло и происходит в Украине, мне категорически противно и не нравится. По многим причинам. В силу личностных причин – вы знаете, что это не чужая для меня, да и для вас страна, это треть нашего славянского мира. Поэтому я очень болезненно воспринимаю те процессы, которые там происходят.

    И когда я говорю о том, что категорически не приемлю то, что произошло и происходит в Украине, говорю это как обычный человек, как гражданин. О человеке-политике скажу позже.

    Давайте посмотрим, что произошло в Украине. По-разному это называют – революционный переворот, революция, вооруженный захват власти, неконституционное свержение власти - короче неконституционный процесс. Может это нравиться мне, вам, людям, посвященным в политику? Конечно, нет. Это ненормально, когда таким образом свергают законную власть и устанавливают новую власть.

    Что касается пришедших к власти людей (мы пока о причинах не говорим), там есть разные люди: есть профессионалы, есть просто крикуны, как и всегда, везде, особенно, если власть формируется в результате подобных уличных событий и переворотов.

    Поэтому у меня отношение к ним разное.

    Приведу одну параллель. Я запросил определенные материалы, чтобы не выглядеть дилетантом или человеком, который в свое время поддался советской пропаганде.Некоторые из так называемых политиков, которые сегодня около власти и у власти в Украине, называют себя наследниками Бандеры, УНА-УНСО, Украинской повстанческой армии, организаций украинских националистов, которые действовали до войны. Оказывается, организации украинских националистов, а затем боевой отряд УПА, повстанческая армия, созданы еще в 1929 году на украинском Полесье. Затем они распространили свое влияние на все Полесье, и к концу войны уже боевиков этих организаций у нас действовало до 15 тысяч. Это уже приличная армия, и не одна. Как они себя вели – вы тоже знаете. Приведу только один пример – Хатынь. Да, в советские времена не принято было обсуждать, исследовать: кто там, как? Но потом-то мы разобрались, что грязными делами и не только в Хатыни занимались представители вот этих повстанцев, которые были в свое время сформированы на Украине. Они сожгли на территории Беларуси немало наших людей, в том числе Хатынь. И не только, наверное, Украине тоже хватило. Но больше всего они бесчинствовали на территории Беларуси. И ликвидировали эти банды только в 50-х годах, убрали последних, которые действовали на Полесье уже как одиночки.

    Они уничтожили тысячи наших людей! Скажите, если люди, которые сегодня во власти в Украине, ассоциируют себя с этими нелюдями, то какое у нас, белорусов, должно быть к этому отношение, да и не только у белорусов? Соответствующее.

    Но я сказал, что во власти в Украине очень разные люди. Там есть профессионалы, нормальные люди, бизнесмены. К одним я отношусь хорошо, к другим – не очень. За ними стоят группы людей. Как бы я к ним не относился, хорошо или плохо, с ними надо выстраивать отношения. Если они, конечно, будут работать во власти в Украине, если останутся политиками. Это определят будущие президентские и парламентские выборы в Украине. Вот кого народ на выборах поддержит, с тем мы и будем выстраивать отношения.

    Почему? Потому что это объективно. Украина – наша соседка. Дружественная, даже в личном плане не чужая для меня земля, и моя Украина, и республика. Поэтому мы будем с ними выстраивать отношения. Я неоднократно говорил: товарооборот между нашими странами достиг 7 миллиардов долларов. Это серьезный уровень.

    И, конечно, история очень близкая. Я привел отдельные примеры о нелюдях. Но абсолютное большинство украинского народа – наши люди. Они такие же, как мы.

    Мне пришлось еще пацаном, в 20-летнем возрасте, когда закончил свой первый вуз, служить в пограничных войсках, в войсках Комитета государственной безопасности, на западной границе. Центр нашего округа был в Киеве. Последний год службы, около того, я служил в отряде инструктором политического отдела. И в силу специфики своей работы (я вел всю комсомольскую работу)  мне пришлось очень часто бывать в своем округе на западной границе, во Львовском пограничном отряде. У нас был Брестский, Львовский, Одесский, по-моему, дальше Ленинградский, Прибалтийские отряды, я там часто бывал. И вот это было мое первое соприкосновение с так называемыми ”западэнцами“, как их называют в Украине.

    Знаете, я никогда не скажу, что это люди, которые отличаются от нас. Я с ними и после сталкивался, когда работал в сельском хозяйстве, они приезжали к нам работать. Это очень трудолюбивые, очень порядочные, добрые люди.

    Политики виноваты в том, что разделили Украину. Может быть и не разделили, может это в их головах, в средствах массовой информации они выплескивают, что Украина поделена на Западную и Восточную. И там, и там прекрасные люди. Уродов, простите меня, отщепенцев, плохих людей и у нас, и на Украине, и в России, а на Западе еще больше хватает. В семье не без урода. Но в основном это такой трудолюбивый народ, что нам просто и не снилось.

    Разделили, я еще раз подчеркиваю, Украину на Западную и Восточную только политики. Тоже можно провести параллель, вы это видели, у нас та же ситуация была: Западная Беларусь и Восточная.

    Еще до президентства, будучи депутатом, когда начинал работать, я часто бывал в Западной Беларуси и восхищался, как они работают, особенно в Гродненской области. Я работал на самом востоке и восхищался их работой. Мы всегда говорили о том, что благодаря тому, что они там, в западной части, жили в условиях частной собственности, они научились работать, не растеряли умение работать, да и под плетками работали. А мы на востоке так, шалтай-болтай.

    Но мы же эту грань никогда не проводили, что Западная Беларусь – это такие плохие, нехорошие, чужие, а на востоке – это хорошие, добрые люди. Мы никогда так не говорили! Передо мной стояла задача – выровнять такую ситуацию. И мы выравниваем ее за счет подтягивания восточных областей до уровня хозяйствования и работы в западных.

    Это наше достижение, что сегодня уже нет никакой разницы. В настоящее время даже в сельском хозяйстве (а Гродненщина, Брестчина этим всегда отличались) на востоке есть хозяйства, которые превосходят западные. Даже я не мог тогда такого представить. Сегодня это есть на самом деле, потому что мы проводили очень аккурат