Ответы Президента Беларуси А. Лукашенко на вопросы журналистов по предварительным итогам референдума и выборов

    Ответы Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко
    на вопросы журналистов по предварительным итогам республиканского
    референдума и выборов в Палату представителей Национального собрания
    Республики Беларусь, состоявшихся 17 октября 2004 г.

    (пресс–конференция 18 октября 2004 г.)

    Прежде всего, хочу поблагодарить вас за то, что приехали в нашу страну. Для нас это очень важно. Пусть даже это будет негативная информация о нашей стране, но мы не избалованы вниманием со стороны западных средств массовой информации, это правда. И любой кадр, снимок, сюжет о нашей стране для нас очень важен. С этой точки зрения я хочу вас поблагодарить.

    Закончилась очень важная, очень серьезная политическая кампания. Я считаю, что она прошла достойно.

    Главным результатом этой политической кампании стало то, что мы сформировали нижнюю палату нашего Парламента. Из 110 избрано 108 депутатов. Парламент дееспособный и буквально через несколько дней может приступить к исполнению своих обязанностей. Это — главный итог политической кампании.

    Я слукавил бы, если бы не сказал и о том, что одним из итогов, пусть не самым важным, является то, что народ Беларуси в очередной раз сказал «да» тому курсу, который проводим в нашей стране мы, руководство страны, и я как Президент. Это обязывает ко многому. Это очень большая ответственность. Это очень большая поддержка, которую оказал белорусский народ своему Президенту.

    Итоги референдума для меня были ошеломляющими. Я не ожидал и такой явки, и такого процента поддержки. Даже наблюдатели, здесь присутствующие, заявили, что у них нет претензий ни к избирательному процессу, ни к итогам голосования. Хочу повторить то, что сказал им. Вы не ищите никаких подвохов и фальсификации в процессе выборов и референдума. Нам это не надо было.

    Народ на 27 % дал больше голосов, чем в принципе нужно было для принятия решения на референдуме. Что можно больше желать, если из 110 депутатов избрали 108? Это поразительный результат! То есть мы не втянулись в перманентные выборы второго тура, повторные выборы и так далее.

    Поэтому при таких результатах не было абсолютно никакой необходимости фальсифицировать результаты выборов и референдума, чтобы на себя навлекать какую–то беду и дополнительную критику. Ее уже и так хватает. Мы исходили прежде всего из этого.

    Поэтому хочу поблагодарить граждан Республики Беларусь за ту колоссальную, ошеломляющую поддержку, которую они оказали мне.

    Я сделаю все, для того чтобы не пожалел за свой выбор, за то, что они меня в очередной раз поддержали.

    Я никогда не предавал своих людей, своих избирателей, своих граждан Беларуси, свой народ. И как бы мне ни было трудно и сложно — я никогда их не предам. Их поддержка меня ко многому обязывает.

    Результаты референдума — это убедительная победа власти или сокрушительный крах оппозиции.

    Лукашенко А.Г. Как Глава государства, после всего того, что произошло — результаты известны — не хотел бы говорить о чьем–то поражении, о чьей–то победе.

    Я не зря сказал о том, что благодарен своему народу, что он меня поддержал. А вы, как журналисты, которые в принципе всегда были со мной, освещали мою работу, активно интересовались всеми заявлениями и цифровыми выкладками нашей оппозиции, сравните, насколько были искренни и честны — оппозиционеры и Президент. Сделайте соответствующие выводы.

    Как бы ни закончились эти политические кампании, еще раз хочу повторить: я, как Глава государства, Президент всего белорусского народа — и даже те, кто меня не поддерживали и сегодня якобы находятся в оппозиции, они тоже граждане моей страны, и я должен для них работать. В очередной раз повторяю: тот, кто хочет работать во имя белорусского народа, но имеет иную точку зрения, тот, кто хочет работать во имя нашего государства, во имя сохранения этой земли для наших детей и внуков, но имеет иную точку зрения, — пожалуйста, пусть приходит, мы открыты для сотрудничества и я прежде всего. И мы готовы к этому сотрудничеству.

    Я не зря сказал, ”так называемая оппозиция“. Оппозиция — это та оппозиция, которая имеет иную точку зрения, критикует власть, борется за власть внутри страны и так далее. Но я не могу назвать ”оппозицией“ тех людей, которые ведут борьбу против своего народа, против государства за чужие деньги! Это что–то наподобие, как в советские времена говорили, — ”агенты влияния“, но не больше.

    Прокомментируйте, пожалуйста, критику представителей стран Запада о том, что результаты референдума и выборов были фальсифицированы. И как можно улучшить отношения с Западом?

    Лукашенко А.Г. Никак не могу понять: что, они действительно говорят, что референдум и выборы были фальсифицированы? Или это то, что они до выборов говорили? Или они после выборов уже делают такие заявления? Я, честно говоря, не слышал после выборов и референдума таких заявлений.

    Вы знаете, были некие штампы, и вы это чувствовали. Были некие стандарты заготовленные. Некоторые сюда приехали с докладами заготовленными. Я их читал. Искренне вам об этом говорю. С определенными заготовками приехали. Но их поразил сам процесс. Ну разве у нормального, здравомыслящего, доброго, порядочного человека повернется язык сказать, что этот процесс был недемократичным.

    Я искренне скажу — мы сделали из выборов праздник. Назовите хоть одну страну, которая бы так относилась к своему народу в процессе выборов. Мы сделали все, чтобы человеку было удобно на избирательном участке, чтобы он и музыку слушал, и кофе, чай попил, приобрел себе что–то и так далее. Мы каждого человека встречали. Даже парами приходили в свадебные дни на избирательные участки. Это был всенародный праздник.

    Мы это сделали специально, чтобы вы, прежде всего журналисты, которые понесете, я надеюсь, правду в свои страны, своим народам, убедились, что это нормальная страна, ваша, европейская страна, с которой вы рядом живете. И то, что о нас пишут и говорят, это на 95 процентов ложь. Никакой здесь нет диктатуры. Никакого здесь нет ущемления людей. Как я могу ущемлять народ, который мне доверяет и постоянно меня поддерживает?

    Но порядок в стране мы должны поддерживать в интересах в том числе и всех людей, живущих в Европе. Кому нужна нестабильная страна в сердце Европы? Она никому не нужна. России нужна, Западу? Через Беларусь перемещается в год 200 миллионов тонн грузов. 200 миллионов! Осуществляется вся торговля Запада и России. Если здесь нестабильно будет, где будут эти грузы?

    Поэтому я не понимаю тех людей, которые накануне ехали с каким–то предвзятым настроением.

    Но мы это знали. Поэтому должны были настолько четко провести выборы, настолько их провести порядочно, — чтобы не было к чему бы придраться.

    Я полагаю нам это удалось.

    Поэтому я не зря спросил: это после выборов ”они“ говорят, что выборы были не объективны, были фальсифицированы? Да нет. То, что я отследил в средствах массовой информации — и даже ”Евроньюс“, который предвзято накануне говорил о стране, — они фактически признали, что народ сделал свой выбор. Я, кстати, сегодня благодарен был ”Евроньюс“ за то, что все–таки они нашли в себе силы и дать информацию в динамике и близко к правде.

    Поэтому я не думаю, что по итогам этих выборов Запад критикует Беларусь. Запад просто молчит. И даже известная БДИПЧ. Я так понял, они не ожидали этого, и взяли тайм–аут, несколько суток, для того чтобы, придя в себя, подготовить какой–то доклад — я так расцениваю это. И даже встречу с журналистами перенесли на несколько дней. Это их дело.

    Я считаю, что мы порядочно поступили. И мы не должны были поступить непорядочно, потому что не только среди вас, но среди приехавших к нам наблюдателей было много порядочных людей, которые с душой к нам относятся, по–человечески. И если бы мы допустили ляпы в процессе выборов и референдума, мы бы просто вас подставили, вам бы стыдно было за нас. Это тоже нас ко многому обязывало.

    Вопрос: Удовлетворены ли Вы результатами парламентских выборов?

    Лукашенко А.Г. Я очень доволен, что около 30 процентов избранных в Парламент — женщины, на чем я очень настаивал. Я очень доволен, что треть депутатов смогли сохранить свои мандаты из старого Парламента — это очень важно для преемственности. Я очень доволен, что здесь представители всех сфер: больше промышленников; чуть меньше представителей аграрного комплекса; здесь есть представители образования, здравоохранения — наверное, самый большой удельный вес; есть молодежь, немного, и ветеранов немного — одинаково, по одному — два человека. То есть все слои представлены. Для меня–это благо. И что очень важно? Это люди, которые имеют уже за своей спиной определенный багаж — опыт и знания. Это меня тоже устраивает. Эти люди не просто будут заниматься политиканством, а, зная процессы общественные и в экономике, будут создавать такие законы, которые нужны нашему обществу.

    В общих чертах, я доволен. Но больше всего я доволен тем, что Парламент избран. Я готов работать с любым составом Парламента, главное, чтобы он был избран.

    Вопрос. Какова Ваша реакция на то, что послы Франции и США приняли участие в пресс–конференции оппозиции?

    Лукашенко А.Г. Вы знаете, а у меня никакой реакции по поводу присутствия послов США и Франции на каких–то там пресс–конференциях, в том числе оппозиционных. Они имеют право бывать на пресс–конференциях, они при этом не нарушают наши законы — ну и на здоровье. Это, во–первых.

    Во–вторых, если вы думаете, что это первый случай присутствия этих послов на пресс–конференциях и тусовках так называемой оппозиции, то вы ошибаетесь. Они регулярно общаются. И на здоровье, пусть общаются. Я думаю, американскому и французскому послу есть что сказать так называемой оппозиции и есть за что с них спросить.

    Вопрос. Каковы нынешние официальные отношения между Беларусью и Латвией?

    Лукашенко А.Г. Вы знаете, соседей не выбирают, они от Бога. Белорусский народ, характерная черта его менталитета, — это очень дружелюбный народ, очень спокойный и порядочный. Очень надежный народ. И к соседям мы всегда относились с трепетом. Мы хотели бы с Латвией иметь самые хорошие отношения. По всем направлениям. Это прежде всего выгодно для Латвии. Посчитайте, сколько государственного бюджета Латвии формируется за счет грузопотоков из Беларуси через латышские порты.

    Но я не стану считать, кто кому должен — не должен, кому выгодно — не выгодно. Хочу только сказать следующее: тот уровень наших отношений, которые сегодня присутствует, не соответствует тому потенциалу, которым мы обладаем. Но причину не надо искать в Беларуси. Причину этих ненормальных отношений, прямо скажем, надо искать там, у вас на родине.

    Мы готовы к любым отношениям. Но если у руководства — у руководства, не у народа Латвии — сегодня в их действиях превалирует попытка нас поучать демократии, правам человека — по известным причинам мы скептически к этому относимся. Я считаю, Латвия не должна так поступать. Надо начинать с тех вопросов, где у нас есть взаимопонимание и общий интерес. Тогда мы придем и к правам человека по–латышски, и к демократии по–латышски, и, может быть, к каким–то другим вопросам, тогда мы быстрее поймем друг друга во второстепенных вопросах. Главное — это экономика. Главное — это люди и взаимоотношения меду ними.


    Вопрос. Не могли бы Вы сказать несколько слов о внешней политике Беларуси.

    Лукашенко А.Г. Суть нашей внешней политики в следующем: мы присутствовали и будем присутствовать там, где наши интересы — экономические, человеческие. И внешняя политика наша — абсолютно прозрачная, дружеская, направленная на сотрудничество с любыми государствами.

    Вопрос. Белорусский народ голосовал прежде всего за сильную и процветающую Беларусь. Есть ли смысл ждать в ближайшее время в связи с новых реформ?

    Лукашенко А.Г. Народ высказался за тот курс, который мы проводим. Я не думаю, что я должен проводить иной какой–то курс. Я несколько раз сказал: если народ говорит ”да“, то он поддерживает этот курс. Поэтому я уже не имею права после этого сломать тот курс, который проводится в нашей стране.

    Реформ у нас предостаточно. Но эти реформы не в том понимании, как проводят наши соседи — сломал и создал что–то новое, а в основном сломали и ничего не создали.

    Наши реформы — это совершенствование той базы, которая досталась нам от экономики Советского Союза. И в этом мы получили неплохой результат. Возьмите любые предприятия, которые сегодня работают. Их таких много, предприятий. Поэтому мы будем эволюционным путем совершенствовать то, что у нас есть. Ну и конечно, есть немного предприятий, процессов, от которых мы должны просто отказаться, отказаться и всё. Но их немного. Я даже вам навскидку не назову их. Но мы будем находить такие предприятия и отказываться, или перепрофилировать их, или будем просто продавать, если они нам не нужны. Но это не характерно для нашего курса, для наших реформ. Тот курс, который мы проводили, выжимая всё из экономики во имя людей, если грубо сказать, мы его и будем проводить.