Александр Лукашенко ответил на вопросы журналистов

    Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко 4 ноября по просьбе журналистов ответил на их вопросы.

    В свое время Вы заявили о концепции развития малых городов, которые должны приближаться к уровню столицы, и сегодня, действительно, многие из них выглядят очень достойно. В этой связи какие у Вас требования к самой столице, какой бы Вы хотели видеть ее?

    Лукашенко А.Г.:
    Я хочу видеть столицу, которая сохранила лучшие черты из прошлого, традиционные. Сохранила историческое наследие, которое здесь осталось. А где потеряли — восстановить. Так, мы будем гостиницу «Европа» восстанавливать. Она небольшая, но она когда–то была у нас, и мы ее должны восстановить. Ратушу восстановили. Торговые ряды восстанавливаем. И дальше будем так же этим заниматься, чтобы пользу для народа приносить.

    То есть надо восстановить историю этого города — Минска. Где утратил — восстановить, воссоздать.

    Но и с учетом новых веяний — это, во–вторых, — придать Минску современный вид.

    То есть совместить старинное, воссоздав его, и современное.

    Ну и, конечно, — чистота и порядок.

    Для чего? Самое главное — чтобы сюда приехали из тех же регионов люди и посмотрели, как надо строить и делать на основе новых технологий. Чтобы не повторить то, что было в советские времена. Но тогда, после войны, нам из землянок людей надо было выводить и хоть что–то построить надо было. А сейчас настало время строить на перспективу, чтобы это осталось на века. Поэтому люди будут приезжать: если это тротуарная плитка, значит, вот она должна быть такой; если это современное строительство, значит, технологии вот такие. То есть, это пример, на этом мы учим представителей регионов — строителей, архитекторов — как надо делать. Наверное, так и должно быть.

    Это наша перспектива.

    Как я сказал, гостиницу «Европа» воссоздадим, а рядом сделаем целый ряд шикарнейших магазинов–подарим минчанам кусок Запада, с теми же товарами и ценами. Пусть придут и посмотрят. Если их устраивает эта жизнь — с такими ценами, шикарными товарами, будем в этом направлении двигаться. Если их это не устраивает, они хотят жить по–своему, пусть не очень богато, но стабильно, значит, будем так делать. То есть предложим выбор минчанам. Да и не только минчанам, но и всем другим, кто будет приезжать в наш город, в нашу столицу.

    Как Вы оцениваете ход избирательной кампании в Украине, Ваш прогноз на второй тур выборов. Как, на Ваш взгляд, отразится победа того или иного кандидата на взаимоотношениях Украины с Беларусью, с Россией, на участии Украины в межгосударственных образованиях — СНГ, ЕЭП и так далее?

    Лукашенко А.Г.:
    Расхожее рассуждение по поводу того, что, мол, пророссийский Янукович, прозападный Ющенко, советский Симоненко — это, знаете, болтовня. Украина выбирает проукраински настроенного президента. Там будет человек — будь то Ющенко или Янукович — это будут проукраинские президенты. Иного не дано.

    Во–вторых, я не понимаю, из–за чего сыр–бор. В Украине президент — не то, что в России или Беларуси. Там парламентская республика. Градус политики, температуру там определяет Рада. Просто журналисты пример подали, политики поддались на это и по общим критериям, стандартам, российско–белорусским к примеру, начали переживать за Украину. Там есть Верховная Рада, она определяет политику. Конечно, президент способен и там что–то сделать и влиять на эту политику.

    Украина обречена в силу своего положения жить вместе с Беларусью и Россией в теснейшей дружбе. Два года назад мы в товарообороте с Украиной наполовину «свалились», получали даже меньше 500 миллионов долларов в год товарооборота. Сегодня выходим опять на уровень больше миллиарда. И это благо для Украины. Они даже как–то с горечью говорят, что «ну вот мы ездим на белорусских грузовых автомобилях — «МАЗ», «БелАЗ», пашем землю белорусскими тракторами (хотя у себя когда–то они выпускали Т–150, был тракторный завод), время сверяем по белорусским часам (то есть, часовой завод там работает, открыли производство)» и так далее.

    Но, с другой стороны, это мне и вам в радость, что туда пошли наши товаропроизводители и завоевывают рынок, открывают свое производство. Значит, конкурентоспособны.

    Это неизбежно: какой бы президент ни пришел к власти, он все равно будет продолжать такую политику. Потому что другая политика — это вред экономике Украины. Кто же откажется от сотрудничества, прежде всего, экономического? Ну, если политический крен какой–то у них будет иной, это на время, потом все стабилизируется. Мы будем жить и сотрудничать вместе.

    Меня критиковали: «вот ты там с Симоненко, с Ющенко общаешься, с Януковичем» и так далее. А как я не могу, допустим, не общаться с Петром Симоненко? Вы помните, насколько открыто, честно, принципиально и на съезде, во всех политических кампаниях, человек открыто, откровенно поддерживал не только меня, но и белорусский народ. Он поддерживал нас и то, что происходило в Беларуси. Или с Виктором Ющенко — я с ним немало встречался, работал, решал проблемы. И я вам должен сказать, что у меня хорошее впечатление осталось от его работы, когда он был Премьер–министром. У меня хорошие с ним были отношения. Мы по возрасту практически одинаковые люди. Поэтому почему я должен сегодня как–то отмахиваться от этого человека. Или Янукович? У него корни в Беларуси. Поэтому я обязан сотрудничать с ним как с Премьер–министром, как с человеком.

    Но я не хочу вмешиваться в их политические дела, абсолютно не хочу вмешиваться. Я приехал в Киев на празднование 60–летия освобождения Украины. В противном случае, я бы туда не поехал. Чего мне навязывать какую–то точку зрения? Побыл там столько, сколько был у нас Кучма, и уехал — больше мне там делать нечего. Они сами разберутся.

    Единственное, что настораживает, это такой глубокий раскол — 50 на 50 — в украинском обществе. Такого еще не было. Это плохо для моей, тоже не чужой Украины. Это плохо и опасно.

    Но в целом, нам нечего остерегаться того, что там что–то произойдет. Прогноз такой и будет — 50 на 50, какой–то процент в одну или другую сторону –не больше.

    Очень не хотелось, чтобы там какая–то часть общества, а это значительно больше, чем у нас, сотни тысяч людей, подняли какую–то бучу и начали оспаривать результаты президентских выборов. Поэтому там все должно быть чисто, честно и достойно. Я думаю, так и будет.

    Владимир Путин как раз перед украинскими выборами озвучил ряд инициатив. В частности, он заговорил о возможности, может быть в какой–то перспективе, гражданства в рамках Беларуси, России и Украины. Ваше отношение к этому?

    Лукашенко А.Г.:
    Элементарное: это пока разговоры, в которые я не верю. Мы с Владимиром Владимировичем на эту тему не раз разговаривали. И я задавал ему прямой вопрос: «Вы готовы сегодня на двойное гражданство, чтобы наши люди пользовались в России полностью теми же правами, всеми правами — и политическими, и в экономике — что и россияне?». Они к этому не готовы.

    Только надо понимать, что наши граждане не могут быть второсортными ни в одном государстве. Так же как и россияне здесь тоже не будут людьми второго сорта. Если равные права, значит, равные, равные во всем. Думаю, что это не скоро будет. Мы, по крайней мере в Беларуси, такие варианты не рассматриваем.

    Как результаты кампании по выборам Президента Соединенных Штатов Америки скажутся на дальнейших отношениях Беларуси с Соединенными Штатами Америки и что они могут принести стране?

    Лукашенко А.Г.:
    Вы знаете, результаты президентских выборов в США меня почти не волнуют, почти, я искренне об этом говорю, и на наших отношениях они не скажутся никак. Я думаю, что никак. Особенно с точки зрения нашей позиции. Мы люди открытые, мы готовы сотрудничать с американцами. Сегодня мяч — на поле Соединенных Штатов Америки. Хотят сотрудничать с государством в центре Европы, пожалуйста, мы не против. Но мы не хотели бы, чтобы нам навязывали их ценности. Равно как и президентские выборы по их стандартам у нас недопустимы. Вы представляете, если бы мы провели так выборы, как в США они избирали своего президента, нас давно бы уже танками задавили, наверное. Поэтому я спокойно отношусь к этим выборам. Результат для меня не новость, лично для меня был предсказуем. Поэтому, будем жить.

    Обычно народ связывает с ростом зарплаты, она у нас, как известно, поднялась с ноября, и рост цен в магазинах. Следует ли ожидать роста цен и на какие группы товаров? Тем более, что и энергоносители дорожают. И тот же вопрос в отношении тарифов на жилищно–коммунальные услуги.

    Лукашенко А.Г.:
    Знаете, что касается энергоносителей, то они уже подорожали и в последние две недели даже снизились в цене. Поэтому, если где–то кто–то начнет в плане ценообразования заниматься шарлатанством и разбоем, то они получат адекватную оценку.

    У нас — во всех постсоветских республиках и в Европе тоже — сегодня самый высокий уровень цен в силу того, что стоимость энергоносителей и сырья –металлов и так далее — очень высока. Мы уже достигли этого высокого уровня цен. Уже некуда цены повышать, потому что товар будет неконкурентоспособный и люди его не купят.

    Поэтому у нас нет объективных причин для еще большего роста цен. А то, что у нас зарплата повысилась, стипендии, пособия, пенсии и так далее — это не причина повышения цен.

    На что вырастут цены? На хлеб? Мы давно за хлеб заплатили крестьянам. На молоко, мясо? У нас и так цены на них достаточно высоки. Если в связи с инфляцией колебания будут на полрубля, на рубль или на 10 рублей в 2–3 тысячах, конечно, для нас это не повышение цен. Это сезонные какие–то колебания.

    Что касается ЖКХ, еще в конце прошлого года Правительству была поставлена задача: за год на 5 долларов повышайте квартплату, мы это выдержим, но не больше. 5,5 уже не будет. Они это четко выдерживают.

    Топлива мы заготовили достаточно, для того чтобы в домах было тепло. Газ — мы тоже достаточно заготовили и заключили контракты. Мы никому ничего не должны за газ.

    Поэтому я не вижу необходимости в повышении цен и изменении ценообразования в нашей стране. притом еще раз подчеркиваю — мы это жесточайшим образом отслеживаем. И если какой–то монополист пытается «вздуть» где–то цену, то мы его моментально на место поставим.

    Памятуя о событиях почти годичной давности, многие люди с беспокойством ждут зиму. Скажите, возможно ли вообще нынче повторение событий вроде прошлогоднего газового шантажа?

    Лукашенко А.Г.:
    Думаю, что нет. Для этого нет абсолютно никаких оснований. Я еще раз подчеркиваю, мы сегодня имеем договоренности на закупку газа. По нефти и нефтепродуктам у нас вообще проблем нет. Достаточно нам договоренностей по газу. По ценам мы тоже договорились — и по транзиту, и по получаемому газу.

    Ну и должен вам сказать, что этот конфликт многому научил не только нас, но и другую сторону. И вы видели, кто в этом конфликте проиграл.

    Мы очень аккуратно с Владимиром Владимировичем подходим сейчас к этим проблемам и, откровенно говоря, так уже аккуратно себя ведем, даже побаиваемся думать про это. Поэтому, мне кажется, что такого не будет.

    В последнее время очень много разговоров ведется о развитии туризма в Беларуси. Сегодня Вам доложили о строительстве пятизвездочного отеля в центре Минска. Свидетельствует ли это о том, что в самой ближайшей перспективе в Беларуси ожидают большого притока зарубежных туристов, зарубежных бизнесменов?

    Лукашенко А.Г.:
    Беларусь трудно объехать — она находится в центре. Поэтому признают они это или не признают — они все равно двигаются через нашу страну, они смотрят на нашу страну, на нашу столицу. И конечно, количество этих людей будет постоянно увеличиваться.

    И мы занимаемся и благоустройством, и строительством, в Минске, в других городах, чтобы заранее быть готовыми к этому.

    Помните, пять лет назад я убеждал наших людей, что придет время, когда на нашу продукцию будет бешеный спрос. И что получилось? Через пять лет мы не успеваем выполнить заказы по «БелАЗам», «МАЗам», тракторам, холодильникам, телевизорам и так далее. Бешеный спрос на нашу продукцию. На наши изделия легкой промышленности пошел спрос — только продавай.

    То же самое я говорил, что придет время и у нас будет спрос на сельхозпродукцию, что мы не будем успевать удовлетворять этот спрос за пределами нашей страны. Что мы сегодня видим? Сегодня Россия покупает мясо в два раза дороже, чем у нас, лишь бы только дали. Мы больше его производим, но могли бы еще больше производить и продавать.

    Точно так будет и с туризмом. Опоздаем — потом не сделаем. Поэтому сейчас надо сделать и быть готовыми к тому, что к нам приедут люди, заплатят и оставят здесь деньги. Это тоже одна из причин, почему я постоянно подталкиваю людей: быстрей, быстрей, быстрей должны жить, для того, чтобы потом иметь вот эту «удочку», чтобы поймать ту «рыбу», которую нам сюда привезут наши соседи.

    Поэтому, конечно, мы готовимся к этому наплыву. Более того, это же не только в Минске. В ближайшее время проведем совещание по водному туризму. Мы хотим восстановить путь, как говорили, «из варяг в греки» или «из Балтики в Черное море». Восстановить водные каналы. На Августовском канале уже ведем работы. Я думаю о том, что, может быть, нам это объявить молодежной стройкой, как когда–то делали, в хорошем смысле слова, и дать возможность молодежи это сделать для своего будущего, для будущего детей и деньги там заработать. Такие проекты мы будем рассматривать и финансировать.

    Я хочу, чтобы вы понимали, что Беларусь — это самое уникальное место в Европе. Там уже, извините меня, всё загадили. Красиво, шикарно, натыкано всё плотно, но там человеку вздохнуть негде. Россия — холодновато, красиво, разная есть природа. А вот в центре Европы, здесь — и зима, и лето, и настоящие осень и весна есть, и природа шикарная. И не перенаселена Беларусь. И леса хватает, и водных ресурсов, и болотных ресурсов. А болота — это же кислород. Всё есть в Беларуси.

    И этим иностранцы уже пользуются. В свое время, 7 лет назад, я спохватился: приехал в Беловежскую пущу, а там уже крутые ребята начали деревни целые создавать, сёла, особняки строить. Мне пришлось два года воевать, чтобы их оттуда вытолкнуть. Это все народу принадлежит! Мы там отдыхать должны, деньги получать от этого. Но жить там нельзя. Это достояние всех. А то они там уже разбили по кварталам, заборы повыстраивали. Но тогда вы, простые люди, туда не сможете приехать.

    Поэтому спрос будет бешеный. Уже сейчас много предложений — построить какой–то дом и продать и прочее. Вы же видите, как у нас недвижимость стала дорожать: от жилья до офисов — цены уже приличные. Это говорит о том, что спрос появился. Сюда едут люди и с России, и с Европы. Они знают, что это центр, это сердце Европы. Поэтому мы к этому должны быть готовы.

    Думаю, что уже на нашей памяти, при нашей жизни, я очень надеюсь, мы станем свидетелями этого туристического бума в Беларуси.