Александр Лукашенко ответил на вопросы журналистов

    Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко 4 ноября по просьбе журналистов ответил на их вопросы.

    В свое время Вы заявили о концепции развития малых городов, которые должны приближаться к уровню столицы, и сегодня, действительно, многие из них выглядят очень достойно. В этой связи какие у Вас требования к самой столице, какой бы Вы хотели видеть ее?

    Лукашенко А.Г.:
    Я хочу видеть столицу, которая сохранила лучшие черты из прошлого, традиционные. Сохранила историческое наследие, которое здесь осталось. А где потеряли — восстановить. Так, мы будем гостиницу «Европа» восстанавливать. Она небольшая, но она когда–то была у нас, и мы ее должны восстановить. Ратушу восстановили. Торговые ряды восстанавливаем. И дальше будем так же этим заниматься, чтобы пользу для народа приносить.

    То есть надо восстановить историю этого города — Минска. Где утратил — восстановить, воссоздать.

    Но и с учетом новых веяний — это, во–вторых, — придать Минску современный вид.

    То есть совместить старинное, воссоздав его, и современное.

    Ну и, конечно, — чистота и порядок.

    Для чего? Самое главное — чтобы сюда приехали из тех же регионов люди и посмотрели, как надо строить и делать на основе новых технологий. Чтобы не повторить то, что было в советские времена. Но тогда, после войны, нам из землянок людей надо было выводить и хоть что–то построить надо было. А сейчас настало время строить на перспективу, чтобы это осталось на века. Поэтому люди будут приезжать: если это тротуарная плитка, значит, вот она должна быть такой; если это современное строительство, значит, технологии вот такие. То есть, это пример, на этом мы учим представителей регионов — строителей, архитекторов — как надо делать. Наверное, так и должно быть.

    Это наша перспектива.

    Как я сказал, гостиницу «Европа» воссоздадим, а рядом сделаем целый ряд шикарнейших магазинов–подарим минчанам кусок Запада, с теми же товарами и ценами. Пусть придут и посмотрят. Если их устраивает эта жизнь — с такими ценами, шикарными товарами, будем в этом направлении двигаться. Если их это не устраивает, они хотят жить по–своему, пусть не очень богато, но стабильно, значит, будем так делать. То есть предложим выбор минчанам. Да и не только минчанам, но и всем другим, кто будет приезжать в наш город, в нашу столицу.

    Как Вы оцениваете ход избирательной кампании в Украине, Ваш прогноз на второй тур выборов. Как, на Ваш взгляд, отразится победа того или иного кандидата на взаимоотношениях Украины с Беларусью, с Россией, на участии Украины в межгосударственных образованиях — СНГ, ЕЭП и так далее?

    Лукашенко А.Г.:
    Расхожее рассуждение по поводу того, что, мол, пророссийский Янукович, прозападный Ющенко, советский Симоненко — это, знаете, болтовня. Украина выбирает проукраински настроенного президента. Там будет человек — будь то Ющенко или Янукович — это будут проукраинские президенты. Иного не дано.

    Во–вторых, я не понимаю, из–за чего сыр–бор. В Украине президент — не то, что в России или Беларуси. Там парламентская республика. Градус политики, температуру там определяет Рада. Просто журналисты пример подали, политики поддались на это и по общим критериям, стандартам, российско–белорусским к примеру, начали переживать за Украину. Там есть Верховная Рада, она определяет политику. Конечно, президент способен и там что–то сделать и влиять на эту политику.

    Украина обречена в силу своего положения жить вместе с Беларусью и Россией в теснейшей дружбе. Два года назад мы в товарообороте с Украиной наполовину «свалились», получали даже меньше 500 миллионов долларов в год товарооборота. Сегодня выходим опять на уровень больше миллиарда. И это благо для Украины. Они даже как–то с горечью говорят, что «ну вот мы ездим на белорусских грузовых автомобилях — «МАЗ», «БелАЗ», пашем землю белорусскими тракторами (хотя у себя когда–то они выпускали Т–150, был тракторный завод), время сверяем по белорусским часам (то есть, часовой завод там работает, открыли производство)» и так далее.

    Но, с другой стороны, это мне и вам в радость, что туда пошли наши товаропроизводители и завоевывают рынок, открывают свое производство. Значит, конкурентоспособны.

    Это неизбежно: какой бы президент ни пришел к власти, он все равно будет продолжать такую политику. Потому что другая политика — это вред экономике Украины. Кто же откажется от сотрудничества, прежде всего, экономического? Ну, если политический крен какой–то у них будет иной, это на время, потом все стабилизируется. Мы будем жить и сотрудничать вместе.

    Меня критиковали: «вот ты там с Симоненко, с Ющенко общаешься, с Януковичем» и так далее. А как я не могу, допустим, не общаться с Петром Симоненко? Вы помните, насколько открыто, честно, принципиально и на съезде, во всех политических кампаниях, человек открыто, откровенно поддерживал не только меня, но и белорусский народ. Он поддерживал нас и то, что происходило в Беларуси. Или с Виктором Ющенко — я с ним немало встречался, работал, решал проблемы. И я вам должен сказать, что у меня хорошее впечатление осталось от его работы, когда он был Премьер–министром. У меня хорошие с ним были отношения. Мы по возрасту практически одинаковые люди. Поэтому почему я должен сегодня как–то отмахиваться от этого человека. Или Янукович? У него корни в Беларуси. Поэтому я обязан сотрудничать с ним как с Премьер–министром, как с человеком.

    Но я не хочу вмешиваться в их политические дела, абсолютно не хочу вмешиваться. Я приехал в Киев на празднование 60–летия освобождения Украины. В противном случае, я бы туда не поехал. Чего мне навязывать какую–то точку зрения? Побыл там столько, сколько был у нас Кучма, и уехал — больше мне там делать нечего. Они сами разберутся.

    Единственное, что настораживает, это такой глубокий раскол — 50 на 50 — в украинском обществе. Такого еще не было. Это плохо для моей, тоже не чужой Украины. Это плохо и опасно.

    Но в целом, нам нечего остерегаться того, что там что–то произойдет. Прогноз такой и будет — 50 на 50, какой–то процент в одну или другую сторону –не больше.

    Очень не хотелось, чтобы там какая–то часть общества, а это значительно больше, чем у нас, сотни тысяч людей, подняли какую–то бучу и начали оспаривать результаты президентских выборов. Поэтому там все должно быть чисто, честно и достойно. Я думаю, так и будет.

    Владимир Путин как раз перед украинскими выборами озвучил ряд инициатив. В частности, он заговорил о возможности, может быть в какой–то перспективе, гражданства в рамках Беларуси, России и Украины. Ваше отношение к этому?

    Лукашенко А.Г.:
    Элементарное: это пока разговоры, в которые я не верю. Мы с Владимиром Владимировичем на эту тему не раз разговаривали. И я задавал ему прямой вопрос: «Вы готовы сегодня на двойное гражданство, чтобы наши люди пользовались в России полностью теми же правами, всеми правами — и политическими, и в экономике — что и россияне?». Они к этому не готовы.

    Только надо понимать, что наши граждане не могут быть второсортными ни в одном государстве. Так же как и россияне здесь тоже не будут людьми второго сорта. Если равные права, значит, равные, равные во всем. Думаю, что это не скоро будет. Мы, по крайней мере в Беларуси, такие варианты не рассматриваем.

    Как результаты кампании по выборам Президента Соединенных Штатов Америки скажутся на дальнейших отношениях Беларуси с Соединенными Штатами Америки и что они могут принести стране?

    Лукашенко А.Г.:
    Вы знаете, результаты президентских выборов в США меня почти не волнуют, почти, я искренне об этом говорю, и на наших отношениях они не скажутся никак. Я думаю, что никак. Особенно с точки зрения нашей позиции. Мы люди открытые, мы готовы сотрудничать с американцами. Сегодня мяч — на поле Соединенных Штатов Америки. Хотят сотрудничать с государством в центре Европы, пожалуйста, мы не против. Но мы не хотели бы, чтобы нам навязывали их ценности. Равно как и президентские выборы по их стандартам у нас недопустимы. Вы представляете, если бы мы провели так выборы, как в США они избирали своего президента, нас давно бы уже танками задавили, наверное. Поэтому я спокойно отношусь к этим выборам. Результат для меня не новость, лично для меня был предсказуем. Поэтому, будем жить.

    Обычно народ связывает с ростом зарплаты, она у нас, как известно, поднялась с ноября, и рост цен в магазинах. Следует ли ожидать роста цен и на какие группы товаров? Тем более, что и энергоносители дорожают. И тот же вопрос в отношении тарифов на жилищно–коммунальные услуги.

    Лукашенко А.Г.:
    Знаете, что касается энергоносителей, то они уже подорожали и в последние две недели даже снизились в цене. Поэтому, если где–то кто–то начнет в плане ценообразования заниматься шарлатанством и разбоем, то они получат адекватную оценку.

    У нас — во всех постсоветских республиках и в Европе тоже — сегодня самый высокий уровень цен в силу того, что стоимость энергоносителей и сырья –металлов и так далее — очень высока. Мы уже достигли этого высокого уровня цен. Уже некуда цены повышать, потому что товар будет неконкурентоспособный и люди его не купят.

    Поэтому у нас нет объективных причин для еще большего роста цен. А то, что у нас зарплата повысилась, стипендии, пособия, пенсии и так далее — это не причина повышения цен.

    На что вырастут цены? На хлеб? Мы давно за хлеб заплатили крестьянам. На молоко, мясо? У нас и так цены на них достаточно высоки. Если в связи с инфляцией колебания будут на полрубля, на рубль или на 10 рублей в 2–3 тысячах, конечно, для нас это не повышение цен. Это сезонные какие–то колебания.

    Что касается ЖКХ, еще в конце прошлого года Правительству была поставлена задача: за год на 5 долларов повышайте квартплату, мы это выдержим, но не больше. 5,5 уже не будет. Они это четко выдерживают.

    Топлива мы заготовили достаточно, для того чтобы в домах было тепло. Газ — мы тоже достаточно заготовили и заключили контракты. Мы никому ничего не должны за газ.

    Поэтому я не вижу необходимости в повышении цен и изменении ценообразования в нашей стране. притом еще раз подчеркиваю — мы это жесточайшим образом отслеживаем. И если какой–то монополист пытается «вздуть» где–то цену, то мы его моментально на место поставим.

    Памятуя о событиях почти годичной давности, многие люди с беспокойством ждут зиму. Скажите, возможно ли вообще нынче повторение событий вроде прошлогоднего газового шантажа?

    Лукашенко А.Г.:
    Думаю, что нет. Для этого нет абсолютно никаких оснований. Я еще раз подчеркиваю, мы сегодня имеем договоренности на закупку газа. По нефти и нефтепродуктам у нас вообще проблем нет. Достаточно нам договоренностей по газу. По ценам мы тоже договорились — и по транзиту, и по получаемому газу.

    Ну и должен вам сказать, что этот конфликт многому научил не только нас, но и другую сторону. И вы видели, кто в этом конфликте проиграл.

    Мы очень аккуратно с Владимиром Владимировичем подходим сейчас к этим проблемам и