Охрана труда

В Республике Беларусь вопросам безопасности труда придается безусловное приоритетное значение. Право работника на безопасный труд - одна из важнейших гарантий в области труда, установленных Конституцией Республики Беларусь.

Отличительная черта политики в области охраны труда в Республике Беларусь - это активное влияние государства на процессы в сфере охраны труда через доступные ему механизмы и процедуры. Это, прежде всего, разработка и принятие законодательства, которое устанавливает обязательные требования и гарантии, определяет компетенцию в области охраны труда всех заинтересованных сторон.

На сегодняшний день в республике создана развитая законодательная база в области охраны труда, которая учитывает имеющийся положительный международный опыт и многолетнюю практику регулирования этих вопросов на национальном уровне.  

Основным нормативным документом в области охраны труда является Закон Республики Беларусь "Об охране труда", который был принят в 2008 году.

На основании данного закона создана целостная и взаимоувязанная система управления охраной труда, определяющая роль и задачи каждого из участников процесса обеспечения безопасных условий труда на всех уровнях: от республиканского уровня до конкретных организаций, должностных лиц и работников. Она позволяет комплексно решать вопросы обеспечения безопасности на рабочих местах, создавая необходимые условия для реализации права на работу в безопасных условиях труда, а также на защиту работником своих прав и получение соответствующих компенсаций при наступлении несчастного случая на производстве или профессионального заболевания.

Система обязательного страхования от несчастных случаев на производстве, формируемая за счет взносов работодателей, обеспечивает социальную защиту работников, получивших производственную травму или профессиональное заболевание.

В республике на законодательном уровне урегулированы вопросы обучения работников и руководителей по вопросам охраны труда, проведения медицинских осмотров работающих, предоставления средств индивидуальной и коллективной защиты, расследования несчастных случаев на производстве.

Осуществляется мониторинг вредных условий труда путем проведения в организациях аттестации рабочих мест по условиям труда. Работникам, работающим во вредных условиях труда, предоставляются компенсации по условиям труда: право на повышенную оплату труда, сокращенный рабочий день, дополнительный трудовой отпуск.

Для отдельных категорий работников предусмотрена возможность более раннего выхода на пенсию - на 5 и 10 лет. В этих целях с 2009 года в республике специальным законом введена система профессионального пенсионного страхования, основанная на дополнительных взносах работодателей в зависимости от наличия у них рабочих мест с вредными условиями труда.

В целях обеспечения прав граждан на безопасный труд в Республике Беларусь с 1993 года введен институт государственного надзора за соблюдением законодательства об охране труда.

В настоящее время его осуществляет специально созданный надзорный орган - Департамент государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.

В решении вопросов охраны труда активно участвуют и социальные партнеры. Закон Республики Беларусь "О профессиональных союзах" наделил профсоюзы правами по защите прав работников на безопасные условия труда в рамках общественного контроля.

Меры по обеспечению безопасного труда являются неотъемлемой частью общей системы управления организацией. В этой работе учитываются особенности конкретного предприятия, те риски, с которыми связаны осуществляемые на нем производственные процессы.

Учесть данные особенности и обеспечить комплексную работу по управлению рисками в области охраны труда призвана система управления охраной труда. Закон Республики Беларусь "Об охране труда" обязывает нанимателя разрабатывать, внедрять и поддерживать функционирование системы управления охраной труда.

С 2005 года в Республике Беларусь действует национальный стандарт СТБ 18001 "Системы управления охраной труда. Требования", устанавливающий основные требования к системе управления охраной труда в организации. В 2009 году с учетом общепризнанных международных стандартов он изложен в новой редакции.

Весь комплекс мероприятий в области охраны труда, от принятия законодательства и разработки систем управления охраной труда до государственного надзора и общественного контроля, направлен на решение одной главной задачи - сокращение производственного травматизма. В Республике Беларусь в этом вопросе удалось достичь  положительных результатов.

По сравнению с показателями 1991 года в 2020 году:

  • количество работников, получивших травмы на производстве, сократилось в 12 раз;
  • показатели смертельного травматизма снизились практически в 4 раза;
  • коэффициент частоты травматизма со смертельным исходом на 100 тыс. работающих снизился с 8,7 в 1991 году до 3,1 в 2020 году и находится на уровне европейских стран.

В то же время современное развитие требует новых идей и концепций, делая акцент на профилактику. В этой связи в последние годы в республике политика в области охраны труда направлена на внедрение новых форм и методов профилактической работы по предупреждению производственного травматизма.