Приоритеты участия Республики Беларусь в ЕАЭС

Приоритеты председательства в ЕАЭС

Как страна с экспортоориентированной экономикой Беларусь серьезно заинтересована в свободе движения товаров и услуг в ЕАЭС, в развитии его внешнеторговой активности.

Полноправными членами Союза являются 5 государств: Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика и Российская Федерация.

В соответствии с Договором о ЕАЭС основной задачей функционирования Союза является повышение благосостояния граждан государств – членов. С этой целью пять государств проводят активную работу по формированию общего рынка Союза, который призван обеспечить «4 свободы»: свободу движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы на всем пространстве Союза.

Наряду с оптимизацией полномочий наднациональных институтов осуществляется поэтапное формирование скоординированных (энергетической, транспортной) и единых (промышленной, сельскохозяйственной) политик в ЕАЭС.

С точки зрения обеспечения равных условий конкуренции для субъектов хозяйствования ключевым остается вопрос о недискриминационных подходах к формированию цен на энергоресурсы и тарифов на их транспортировку.

Важным направлением является устранение перекосов в системах технического регулирования, санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер, приводящих к техническим барьерам на внутренних рынках Союза.

Белорусская сторона выступает за расширение внешней торговли государств – членов ЕАЭС путем заключения соглашений о зонах свободной торговли между ЕАЭС и третьими странами. Помимо ранее заключенных соглашений с Вьетнамом, Сербией, Сингапуром, а также временного соглашения с Ираном, в активной стадии находится переговорный процесс с Египтом, Индонезией и ОАЭ. На завершающей стадии подписание полноформатного Соглашения о свободной торговле с Ираном.

Дееспособность Союза обеспечивается через внедрение механизмов, способствующих безусловному исполнению решений органов ЕАЭС, направленных на устранение барьеров на его внутреннем рынке.

Требуется усиление наднациональной компетенции Евразийской экономической комиссии. В первую очередь это касается сфер, где применяется наибольшее количество барьеров и изъятий (техническое регулирование, применение санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер, осуществление государственных закупок, предоставление субсидий).

Важным вопросом остается достижение единства в применении инструментов государственного контроля за движением товаров в странах союза (маркировка товаров средствами идентификации, прослеживаемость товаров). Применение этих инструментов не должно создавать новых технических барьеров на рынках, а также неоправданно увеличивать фискальную и административную нагрузку на бизнес.

Сохраняет актуальность вопрос согласования подходов в деятельности контрольных и надзорных органов государств-членов, обеспечивающих безопасность продукции, обращающейся на рынках ЕАЭС, включая выработку действенных механизмов защиты рынка от контрафактной продукции, унификацию мер защиты интеллектуальной собственности.

Продолжается создание правовых, экономических и технологических условий для функционирования общих рынков электроэнергии, газа, нефти и нефтепродуктов ЕАЭС в соответствии с программами формирования указанных рынков.

Существенным шагом для развития интеграции и экономики стран Союза должна стать поэтапная либерализация в сфере грузовых и пассажирских перевозок на внутреннем рынке ЕАЭС, формирование скоординированной транспортной политики в отношении транзитных перевозок по территории государств – членов ЕАЭС из/в третьи страны.

В числе приоритетов остается формирование общего финансового рынка ЕАЭС через гармонизацию законодательства в финансовой сфере до уровня, обеспечивающего равные условия для поставщиков и потребителей финансовых услуг на всей территории государств – членов союза; проработка возможности создания общей союзной платежной инфраструктуры, обеспечивающей возможность проведения трансграничных платежей в национальных валютах стран ЕАЭС и взаимную конвертацию национальных валют.

Актуальное направление – взаимодействие государств – членов ЕАЭС в области цифровой повестки. Сближение организационно-правовых основ регулирования цифрового развития общества и цифровой экономики обеспечивается через реализацию Стратегии развития трансграничного пространства доверия и Основных направлений реализации цифровой повестки Евразийского экономического союза до 2025 года.

Что касается международного сотрудничества Союза, то Беларусь сохраняет приверженность идее интеграции интеграций, сопряжения и гармонизации интересов существующих интеграционных форматов на пространстве Евразии.