Приоритеты председательства в ЕАЭС в 2020 году

Это дает возможность Беларуси более эффективно продвигать свою повестку и свое видение приоритетов экономической интеграции в ЕАЭС.
Как страна с экспортно ориентированной экономикой Беларусь крайне заинтересована в свободе движения товаров и услуг в ЕАЭС и в развитии его внешнеторговой активности.
Повестка белорусского председательства изложена в Обращении председателя Высшего Евразийского экономического совета, Президента Республики Беларусь Александра Лукашенко.
Беларусь предлагает партнерам по союзу поставить во главу угла обеспечение свободы движения товаров и услуг на рынках государств - членов ЕАЭС и создание равных условий конкуренции на трансграничных рынках. Наряду с оптимизацией полномочий наднациональных институтов, для этого понадобятся элементы поэтапного формирования скоординированных (энергетической, транспортной) и единых (промышленной, сельскохозяйственной) политик в ЕАЭС.
С точки зрения обеспечения равных условий конкуренции ключевым является вопрос о недискриминационных подходах к формированию цен на энергоресурсы и тарифов на их транспортировку.
Необходимо устранение перекосов в системах технического регулирования, санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер, приводящих к техническим барьерам на внутренних рынках союза.
Расширение внешней торговли государств - членов ЕАЭС будет продолжено путем заключения новых соглашений о зонах свободной торговли между ЕАЭС и третьими странами. Помимо Индии, Израиля
и Египта, с которыми такие переговоры уже ведутся, в 2020 году будет определен перечень стран, с которыми такие переговоры стартуют в дальнейшем.
Дееспособность союза должна быть обеспечена через внедрение механизмов, обеспечивающих безусловное исполнение решений органов ЕАЭС, направленных на устранение барьеров на внутреннем рынке союза.
Потребуется усиление наднациональной компетенции Евразийской экономической комиссии. В первую очередь это касается сфер, где применяется наибольшее количество барьеров и изъятий (техническое регулирование, применение санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер, осуществление государственных закупок, предоставление субсидий).
Необходимо прийти к установлению разрешительного порядка введения национальных ограничительных мер с рассмотрением Коллегией ЕЭК проектов национальных нормативных правовых актов на предмет их соответствия праву союза.
Важным является достижение единства в применении инструментов государственного контроля за движением товаров в странах союза (маркировка товаров средствами идентификации, прослеживаемость товаров). Применение этих инструментов не должно создавать новых технических барьеров на рынках, а также неоправданно увеличивать фискальную и административную нагрузку на бизнес.
Также будет обеспечиваться согласование подходов в деятельности контрольных и надзорных органов государств-членов, обеспечивающих безопасность продукции, обращающейся на рынках ЕАЭС, включая выработку действенных механизмов защиты рынка ЕАЭС от контрафактной продукции, унификацию мер защиты интеллектуальной собственности.
Продолжится создание правовых, экономических и технологических условий для функционирования общих рынков электроэнергии, газа, нефти и нефтепродуктов ЕАЭС в соответствии с программами формирования указанных рынков. При этом сохранится двухуровневая модель (наряду с общими энергетическими рынками будут функционировать и национальные).
Существенным шагом для развития интеграции и экономики стран союза может стать поэтапная либерализация в сфере грузовых и пассажирских перевозок на внутреннем рынке ЕАЭС, формирование скоординированной транспортной политики в отношении транзитных перевозок по территории государств - членов ЕАЭС из/в третьи страны.
Формирование общего финансового рынка будет вестись через гармонизацию законодательства в финансовой сфере до уровня, обеспечивающего равные условия для поставщиков и потребителей финансовых услуг на всей территории государств - членов союза. Приоритетом является создание общей союзной платежной инфраструктуры, обеспечивающей возможность проведения трансграничных платежей в национальных валютах стран ЕАЭС и взаимную конвертацию национальных валют.
Взаимодействие государств - членов ЕАЭС в области цифровой повестки будет продолжено. Сближение организационно-правовых основ регулирования цифрового развития общества и цифровой экономики будет вестись через реализацию Стратегии развития трансграничного пространства доверия и Основных направлений реализации цифровой повестки Евразийского экономического союза до 2025 года.
Что касается международного сотрудничества союза, то Беларусь как председатель сохраняет приверженность идее интеграции интеграций, сопряжения и гармонизации интересов существующих интеграционных форматов на пространстве Евразии.