Участие Беларуси в Евразийском экономическом союзе

Приоритеты председательства в ЕАЭС

Евразийскому экономическому союзу в 2024 году исполнилось 10 лет. 

Полноправными членами Союза являются пять государств: Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика и Российская Федерация.

Интеграция в рамках ЕАЭС за прошедшие 10 лет принесла заметные результаты и стала важным инструментом экономического развития для всех государств - членов ЕЭАС, в том числе для Республики Беларусь.

Совокупный ВВП стран участниц вырос в сопоставимых ценах на 7 % - по итогам 2024 года общий показатель оценивается более чем $2,6 трлн. 

Промышленное производство в ЕАЭС выросло на 16 %, что отражает развитие производственных мощностей в государствах - членах ЕЭАС.

Почти 90 % расчетов между странами проводится в национальных валютах, что снижает валютные риски и способствует макроэкономической стабильности.

Беларусь с 1 января 2025 года в третий раз приняла председательство в органах Евразийского экономического союза и в течение года председательствует в Высшем Евразийском экономическом совете, Евразийском межправительственном совете и Совете Евразийской экономической комиссии.

В целях поддержания положительных тенденций и определения точек роста дальнейшего развития Союза, подготовлена программа председательства Республики Беларусь.

Цели и задачи председательства изложены в обращении Президента Республики Беларусь к главам государств - членов ЕАЭС. Особое внимание уделяется вопросам формирования общего кооперационного пространства, реализации проектов в области промышленности, агропромышленного комплекса, цифровой трансформации экономик, расширению международного сотрудничества. 

В период предыдущего председательства Беларуси в ЕАЭС были приняты Стратегические направления развития евразийской экономической интеграции до 2025 года. Их реализация завершится в 2025 году.

Логическим продолжением Стратегии-2025, исходя из важности совместной работы по дальнейшему развитию общих рынков в рамках ЕАЭС, в целях обеспечения свободного передвижения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, устойчивого экономического роста государств - членов ЕАЭС и улучшения благосостояния их жителей, стала подписанная главами государств ЕАЭС Декларация о дальнейшем развитии экономических процессов в рамках Евразийского экономического союза до 2030 года и на период до 2045 года "Евразийский экономический путь".

В качестве задач дальнейшего развития экономических интеграционных процессов в ЕАЭС до 2030 года главы государств определили шесть основных направлений:

  1. обеспечение общего рынка Евразийского экономического союза ключевыми товарами и ресурсами и его эффективное функционирование;
  2. формирование общего пространства кооперационного взаимодействия и сотрудничества в сфере технологического развития;
  3. формирование общего транспортно-логистического пространства;
  4. формирование общего финансового рынка;
  5. развитие экономического сотрудничества в сферах, имеющих интеграционный потенциал;
  6. функционирование ЕАЭС как полюса экономического притяжения на международной арене.

В ЕАЭС функционирует режим таможенного союза, в рамках которого применяются Единый таможенный тариф, осуществляется единое таможенное регулирование и администрирование, иные единые меры регулирования внешней торговли товарами с третьими сторонами, происходит свободное перемещение товаров между территориями государств-членов без применения таможенного декларирования и государственного контроля (транспортного, санитарного, ветеринарно-санитарного, карантинного фитосанитарного), за исключением случаев, предусмотренных Договором.

В рамках Союза реализуется единая внешнеторговая политика, осуществляется единое техническое регулирование, применяются единые санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры.

Сформированное единое экономическое пространство позволяет государствам-членам проводить координацию экономической политики в отношении ключевых отраслей (промышленность, сельское хозяйство, финансы, налоги, госзакупки). 

С целью эффективного функционирования ЕАЭС осуществляется согласованная макроэкономическая политика, предусматривающая разработку и реализацию совместных действий государств-членов в целях достижения сбалансированного развития экономики.

Утвержден перечень секторов услуг, в которых функционирует единый рынок услуг в рамках ЕАЭС, предполагающий предоставление национального режима в отношении поставщика услуг из стран-партнеров без каких-либо ограничений. Стороны стремятся к максимальному расширению этих секторов, в том числе путем поэтапного сокращения изъятий и ограничений.

Государства-члены договорились о проведении скоординированной транспортной политики, направленной на обеспечение экономической интеграции, формирование единого транспортного пространства, объединяющего общие рынки транспортных услуг в сферах автомобильного, воздушного, водного и железнодорожного транспорта. 

Высокой степени либерализации достиг единый рынок труда - не применяются квоты и разрешения на работу; признаются дипломы и документы об образовании. Урегулированы вопросы реализации пенсионных прав трудящихся, приобретенных при осуществлении ими трудовой деятельности на территориях других государств-членов. 

Свобода движения капитала обеспечивается реализацией мер по гармонизации законодательства по трем секторам финансового рынка, которая должна быть завершена в банковском и страховом секторах в 2025 году, в секторе рынка ценных бумаг - в 2029 году. Работа по формированию общего биржевого пространства рассчитана до 2030 года.

Разработана нормативно-правовая база по созданию нового формата финансирования проектов промышленной кооперации за счет бюджета ЕАЭС.

Обеспечивается реализация Основных направлений реализации цифровой повестки ЕАЭС до 2025 года - программного документа, определяющего контуры сотрудничества при формировании единого цифрового пространства Союза, создания соответствующей инфраструктуры и развития кадрового потенциала.