Всебелорусское народное собрание
Впервые Всебелорусское народное собрание было созвано в 1996 году. Затем заседания этого важнейшего органа народовластия проходили раз в пять лет - в 2001, 2006, 2010, 2016 и 2021 годах.
Согласно изменениям и дополнениям, внесенным в Конституцию Республики Беларусь по результатам республиканского референдума 27 февраля 2022 года, Всебелорусское народное собрание стало конституционным органом. Компетенция, порядок формирования и деятельность Всебелорусского народного собрания определяется главой 31 Конституции и законом.
Первое заседание VII Всебелорусского народного собрания - впервые в новом конституционном статусе - состоялось 24-25 апреля в Минске и прошло под девизом "Время выбрало нас!".
Делегатами Всебелорусского народного собрания являются:
- Президент Республики Беларусь;
- Президент Республики Беларусь, прекративший исполнение своих полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности либо досрочно в случае его отставки;
- представители законодательной, исполнительной и судебной власти;
- представители местных Советов депутатов;
- представители гражданского общества.
Представители местных Советов депутатов и гражданского общества на Всебелорусское народное собрание избираются от каждой области и города Минска в порядке, определяемом законом.
Предельная численность делегатов Всебелорусского народного собрания составляет 1200 человек.
Срок полномочий Всебелорусского народного собрания составляет пять лет.
Заседания Всебелорусского народного собрания проводятся не реже одного раза в год.
Всебелорусское народное собрание наделено правом утверждать основные направления внутренней и внешней политики, военную доктрину, концепцию национальной безопасности; утверждать программы социально-экономического развития Республики Беларусь; заслушивать Премьер-министра о выполнении программ социально-экономического развития Республики Беларусь. Всебелорусское народное собрание наделено правом законодательной инициативы.
Решения Всебелорусского народного собрания являются обязательными для исполнения и могут отменять правовые акты, иные решения государственных органов и должностных лиц, противоречащие интересам национальной безопасности, за исключением актов судебных органов.