Встреча с членами Республиканского совета ректоров учреждений высшего образования

  • 30
  • 22:05

Президент Беларуси Александр Лукашенко 13 февраля провел встречу с членами Республиканского совета ректоров учреждений высшего образования.

"Самое важное - мы сохранили преемственность и качество классического образования. Был риск кинуться в реформы и эксперименты. Нас очень активно пытались втянуть в них деятели различных зарубежных фондов. Это делалось не случайно. И, давайте откровенно говорить, кое-где мы туда вступили. Будем честными: советская высшая школа дала миру гениальные открытия, прославленные на весь мир имена. Тогда полученные в наших вузах знания были на вес золота. И сейчас в Беларусь едут учиться, потому что мы сохранили лучшие советские традиции", - подчеркнул белорусский лидер.

Александр Лукашенко заметил, что для такой компактной страны, как Беларусь, 30 тыс. студентов из более чем 100 стран мира - это хороший показатель. "Экспорт образовательных услуг за 2023 год составил более $90 млн. Тоже неплохо", - сказал Глава государства.

Президент напомнил, что в 90-е в стране сделали невозможное, чтобы сохранить научные школы и компетенции по подготовке специалистов с высшим образованием. "Берегли каждую копейку, вкладывали в сферу немалые средства. И результат: количество вузов выросло с 33 до 50, а студентов - в полтора раза", - отметил Глава государства.

Однако Александр Лукашенко особо обратил внимание, что важно не только количество, но и качество.

Беларусь также открывала вузы в регионах. В 2004 году в Барановичах и в 2006 году в Пинске. Таким образом высшее образование стало еще ближе и доступнее в каждом уголке страны. Причем это делалось в период, когда экономика только-только начала оздоравливаться после финансового коллапса первых лет независимости.

"В Барановичах, Пинске, кое-где еще частные вузы мы открыли. Но вопрос сегодня в том, насколько они загружены, особенно в Пинске и Барановичах. Тогда губернаторы слезно просили открыть эти вузы, чтобы на региональном уровне готовить специалистов. Какой результат?" - поставил вопрос Глава государства.

"То есть мы не просто определили тогда стратегический приоритет государственного развития, а сделали его практикой. Все предусмотрели: укрепили материально-техническую базу, обновили лаборатории и учебные аудитории, построили и продолжаем строить новые корпуса и общежития, обновляем старые", - перечислил Александр Лукашенко.

Например, сейчас работы ведутся в Белорусском государственном университете, Белорусском национальном техническом университете, Белорусском государственном университете информатики и радиоэлектроники и других учреждениях.

В Беларуси почти год посвятили самым острым вопросам образования, и теперь нужно лишь дошлифовывать уже определенные подходы. "Приняли окончательные решения по организации вступительной кампании в вузы, разобрались со школьным образованием. В этой теме поставили точку. Теперь надо дошлифовать конкретные подходы. Сегодня перед нами стоить задача встряхнуть вузы: образование, науку в вузах - все, чем занимаются вузы", - заявил белорусский лидер.

Он поручил, чтобы к 1 сентября ректоры вузов вместе со своими коллективами приняли необходимые решения. Ориентир - обеспечение качественного образования, в том числе в сравнении с зарубежным. "Ваши выпускники должны четко осознавать и понимать, что наше вузовское образование в Беларуси лучшее. Многие сбежавшие туда (за рубеж. - Прим.) за образованием быстро начинают понимать разницу. Многие возвращаются, но не все. Этого шатания быть не должно. А это - программы, это преподавание, преподаватели и качественный результат. Как вы будете это делать - это ваша проблема. Но до сентября, предупреждаю Правительство, Администрацию и министра, мы, как по школе, соберемся и спросим с каждого", - сказал Александр Лукашенко.

"Задачу знаете: наша молодежь должна учиться и работать здесь. И прекращайте бегать ко мне с какими-то очередными новациями. Народ разброда и шатания в образовании не примет. Поэтому тихо, спокойно работаем в вузах. Еще раз подчеркиваю: программы, учебники, преподаватели. И выходит здоровый нормальный выпускник, который может работать в тех сферах производства, где он мечтал до поступления, - подчеркнул белорусский лидер. - Сделано для сферы высшего образования много. Созданы условия. Научные школы, интеллектуальный потенциал сегодня бережем как зеницу ока. Поэтому мы все: абитуриенты, студенты, их родители, наши предприятия и организации, да и я в том числе вправе ожидать отдачи".

Президент также напомнил, что девиз Года качества - превзойти себя: "Чтобы нормально конкурировать на всех рынках и выжить. То есть поднимаем планку требований к себе и честно признаем, где недоработали".

"Вопросы жизнь ставит нам с вами принципиальные и острые. Вы люди умные, ученые со степенями, понимаете и меру своей ответственности, и суть исторического момента. Знаете, как важно не упустить его в эпоху смены поколений. Треть века назад нам удалось пройти по краю пропасти, не свернув с дороги, которую прокладывали наши предки. Посмотрите на тех, кто свернул с этой дороги, - Прибалтика, Украина и другие. Загублены промышленность и сельское хозяйство. Куда готовить кадры? Понятно: для тех стран, на чьи подачки живут. Вот такая национальная идея. Это не наш путь", - сказал Президент.

Александр Лукашенко отметил вопрос востребованности качественного образования на примере Узбекистана, куда он на днях совершил официальный визит. Ведь наряду с новыми технологиями должны быть и подготовленные кадры, специалисты.

"Но и нам расслабляться ни в коем случае нельзя. И нельзя недооценивать вызовы сегодняшнего дня", - добавил Президент.

Александр Лукашенко на встрече с ректорами вузов назвал пять главных проблем, характерных для системы высшего образования, и ждет их решения.

Глава государства напомнил, что на совещании по актуальным вопросам деятельности БГУ 25 августа 2023 года он обозначал ряд проблем в системе высшего образования. Президент поинтересовался, что было сделано с того времени для их решения, и конкретизировал наиболее актуальные проблемные вопросы. Они касаются, в частности, востребованности и качества национального образования, распределения и отработки после обучения, ситуации с кадрами в профессорско-преподавательском составе, а также идеологической и воспитательной работы со студентами.

Первая проблема, обозначенная Президентом, - разрыв между спросом и предложением на рынке труда. "Упаси вас господь готовить то, что нам не нужно в стране", - предупредил Александр Лукашенко.

"Мы как будто забыли, как в 90-е начали готовить толпы юристов, экономистов, которые, получив диплом, пошли работать таксистами и разносчиками пиццы. Да и сейчас после окончания вуза многие выпускники работают не по профилю", - заметил Президент, добавив, что неоднократно обращал внимание на эту тему.

"Подготовка непрофильных специалистов, низкая закрепляемость на первом рабочем месте, уход из профессии - это непозволительная роскошь для нашего государства. Что, нам деньги некуда тратить? А если учесть, сколько государство платит, то что это, если не экономическое преступление", - подчеркнул Александр Лукашенко.

Президент потребовал от ответственных лиц объяснить факты уклонения от отработки, а еще хуже - "договорняки" между нанимателями и вузами. "Причем на бумаге не подкопаешься. Где ваш контроль? Получается: выпустили и забыли. Так дело не пойдет, - заявил Глава государства. - И напомню: вы не коммерсанты - вы ректоры вузов и мыслить обязаны по-государственному".

Александр Лукашенко ориентировал на то, чтобы в первую очередь готовить кадры под потребность отечественного реального сектора. Пока системной работы министерств экономики, образования, труда и соцзащиты, да и губернаторов в этом вопросе не видно, заметил Президент. Правительство, по его словам, также не стало координатором тех процессов, которые происходят в образовании.

Вторая проблема, на которую обратил внимание Президент, - это стремление выпускников получить высшее образование за границей. Такая тенденция, по словам Александра Лукашенко, есть, но она не катастрофическая.

Глава государства спросил присутствующих, является ли это некой модой или объективным выбором. "Это будущая элита государства. Нашего государства. Как вы за них боретесь? Конкретный вопрос, на который я хотел бы услышать конкретный ответ. Конечно, они могут вернуться, но с совершенно перевернутым сознанием", - сказал Александр Лукашенко.

"И почему БГУ, БНТУ, медицинские университеты или БГУИР не являются для наших вундеркиндов приоритетом для поступления?" - задал вопрос Глава государства, отметив, что социологические опросы свидетельствуют о наличии такой проблемы.

Отдельно Президент поинтересовался, как выстроена работа вузов со школами, как они презентуют себя выпускникам, как взаимодействуют с предприятиями, которые должны быть заказчиками кадров.

"Как объясняете дефицит кадров по востребованным специальностям? - продолжил Александр Лукашенко. - По моей информации, целевая подготовка не решает проблему. И для чего мы создали столько профильных классов, если менее 30% выпускников этих классов поступает по профилю?"

Речь шла также о качестве учебных программ: своевременно ли их обновляют, внедряются ли новейшие технологии в обучение. "У меня есть данные: чуть ли не половина студентов сегодня недовольны качеством образования. Мы опросили и старшекурсников, и первокурсников. Вы чем там занимаетесь? Докладывают, вы не успеваете за технологиями, молодые специалисты доучиваются на производстве. А ведь мы требуем у заказчика гарантировать первое рабочее место. Кому нужны такие "специалисты"'?" - обозначил проблемные моменты Глава государства.

"Но с другой стороны, если специалисты не отвечают запросам заказчиков, то где их, заказчиков, участие в процессе обучения? - продолжил Президент. - Почему они не приходят в вузы или не везут своих будущих специалистов к себе на конвейер? Почему производственники сами не идут в аудитории? Вопросы всем: ректорам, отраслевым министрам и прежде всего Правительству".

Президент констатировал, что молодежь не слишком охотно идет в науку и преподавание, и это третья проблема для системы высшего образования. "А мы при этом еще и позволяем себе разбрасываться высококвалифицированными специалистами. Не думайте - обращаюсь к руководителям вузов, - что на ваш век хватит преподавателей", - сказал Глава государства.

Президент не исключает, что при должном распределении кадров и преобразовании обучающих программ дефицита преподавателей не будет, а скорее, наоборот, возникнут дополнительные незадействованные кадры. Это в первую очередь сфера ответственности ректоров вузов, которые должны инициировать как обновление программ обучения, так и усилить спрос с преподавателей. "Если преподаватели хотят большую заработную плату, как на Западе, так надо и работать, как на Западе - с утра до ночи (особенно молодежи), чтобы заработать", - заметил Александр Лукашенко.

Особое внимание Глава государства обратил на качество учебников. Президент рассказал, что недавно ознакомился с учебником по философии для студентов вузов, по которому обучается младший сын Николай. "Слушайте, какой кошмар! - дал свою оценку Александр Лукашенко. - Что они написали - это ужас! Советские учебники давали четкие структурированные ответы на все вопросы, а там такой хлам… Ни один студент это не выучит". В этой связи Глава государства еще раз повторил свое требование привести в порядок учебники, особенно школьные, изложив информацию в них нормальным, доступным для учащихся языком.

Касаясь проблемы старения профессорско-преподавательского состава, Александр Лукашенко подчеркнул, что дело не столько в возрасте. "Мы всегда бережно относимся к наработанному годами опыту и мудрости. Дай Бог многим сил и здоровья как можно дольше делиться своими знаниями с молодежью, если эти знания есть и они совершенствуются у наших мудрых и в возрасте преподавателей. Не желтые конспекты трясущимися руками держать на трибуне, а нормальные чтобы были преподаватели, - сказал Президент. - Беспокоит другое. Хотелось бы видеть достойную смену. Завтра, после нас кто будет? Особенно по тем специальностям, в которых остро нуждается наша страна сегодня и есть перспектива в будущем".

"Запомните, пока вы не положите мне новую методику преподавания, новые программы, новые учебники и преподавателей, желающих работать, - о зарплате забудьте разговор, - предупредил Глава государства. - Мы найдем деньги, чтобы заплатить, но дайте качественный результат. Спокойной жизни с сегодняшнего дня у вас не будет. Начинайте вертеться, крутиться. Вы знаете самые современные образцы и уровни образования. Сделайте у себя лучше. Вот и Год качества".

При этом Президент отметил, то ситуация с профессорско-преподавательским составом в высшем образовании не критическая, однако по отдельным направлениям, в первую очередь техническим, она настораживает. Поэтому он ожидает от всех ответственных лиц конкретных предложений по обозначенной тематике.

Самое важное, что потребовал Глава государства, - нигде не должно быть самоуспокоенности. "Это касается всех и по всем направлениям", - подчеркнул Александр Лукашенко.

По его словам, есть серьезная настороженность по отдельным направлениям в высшем образовании. И по этому поводу Президент адресовал ряд вопросов председателю Высшей аттестационной комиссии Александру Гучку: все ли темы кандидатских и докторских актуальны, сами ли их пишут претенденты на ту или иную степень?

"Образование никогда не было и не может быть вне политики. Вы не просто даете профессию, вы формируете мировоззрение молодых людей, - обратил внимание Президент, говоря о четвертой проблеме в системе высшего образования. - Скажу прямо: вы первые отвечаете за национальную безопасность и несете ответственность за сохранение суверенитета страны. Если среди вас до сих пор работают люди, которые не разделяют наши подходы и нашу политику, государственную идеологию, если вы трудоустраиваете вчерашних шатателей "режима", то какие выводы я должен делать о вас? Вопрос для размышления и принятия решений".

"Это ваших студентов, одурманенных западными ценностями, мы видели на площадях в 2020-м. И многие "смыслы", которые их вывели на улицу, были заложены, к сожалению, в ваших аудиториях", - добавил Глава государства.

Пятой проблемой для системы высшего образования Александр Лукашенко назвал неудовлетворительную идеологическую и воспитательную работу с молодежью: "Махровейший бюрократизм! Все для отцепки: и молодежные организации, и профсоюзы, и студенческие советы, и прочее!" По этому поводу у Президента много вопросов к вузам, Министерству образования, правительству, Администрации Президента, молодежной организации: "Прекратить этот формализм. Никому ничего для галочки не нужно".

"О чем говорить, если отдельные преподаватели, мягко говоря, сами не являются образцами патриотизма. Что мы можем требовать от студентов, если, например, профессор не может или не хочет компетентно ответить им на сложные жизненные, политические вопросы? - риторически спросил Глава государства. - В такой ситуации никакие концерты, шоу-программы и прочие флешмобы не научат детей искренне любить Родину, уважать старшее поколение, беречь историческую правду". Да и ярких мероприятий на уровне вузов, которые бы стали событием и сплотили молодежь, по словам Президента, не наблюдается.

Зачастую ответственные за сферу высшего образования увлекаются статистикой и самоотчетами, критично заметил Глава государства. Например, Министр образования Андрей Иванец до настоящего времени не предложил кандидатуру на вакансию замминистра по идеологии, хотя она была открыта по его просьбе в ноябре 2023 года.

"В кратчайшие сроки внесем предложения", - заверил министр.

Подытожив все вышесказанное, Президент отметил, что разговор будет непростой: "Предупреждаю категорически всех, кто хотел выступить: самоотчеты, самолюбование, великие "достижения" нам не нужны. Здесь - совет ректоров, который должен предложить дальнейшие пути совершенствования нашего образования". Тем более что основные направления развития других ступеней образования (в частности, дошкольного и школьного, системы поступления) уже определены. "С детскими садами определились: там хватает проблем, но знаем куда идти. Со школой, вступительными экзаменами - тоже. Настало время вузов", - подчеркнул Глава государства.

Президент поручил создать рабочую группу для проверки системы образования по аналогии с тем, как это было недавно с системой здравоохранения. "Нам надо, Андрей Иванович (Министр образования Андрей Иванец. - Прим.), группу, как в здравоохранении, создать и проверить вузы. Надо их встряхнуть. Закостенели до неимоверности!" - сказал Глава государства. В первую очередь Президент потребовал обратить внимание на содержание и качество программ обучения и рассмотреть возможность сокращения времени подготовки по отдельным специальностям: "Нам надо точно посмотреть в ходе работы этой рабочей группы, какие будут программы и под эти программы - соответствующее образование. Может быть, не пять лет где-то, не четыре года, а три и четыре года".

"До 1 сентября мы должны четко определиться, что будем делать. И если нужно (а скорее всего, нужно будет), встретимся в конце августа после работы той комиссии, которая будет создана и прошерстит все вузы, посмотрит, как и в здравоохранении. Мы подведем итоги и сделаем выводы, с кем дальше будем работать", - сказал Александр Лукашенко.

Обращаясь к ректорам, Президент подчеркнул: "Вы - интеллектуальный пул страны. В ваших руках сотни тысяч молодых людей. За каждого вы несете ответственность. Мною принято решение о создании Республиканского совета ректоров с такими широкими полномочиями не для того, чтобы он превратился в какой-то дискуссионный, формально-бюрократический клуб. Вы должны были стать локомотивом развития системы высшего образования".

На встрече Президент подчеркнул, что без науки и образования не может быть никакого качества.

"Науке надо уделить первостепенное внимание. Нужно спланировать мою работу в вузах, Академии наук, научных учреждениях", - сказал Глава государства.

Президент подчеркнул, что если раньше для него было актуальнее работать в полях, на конкретных предприятиях, то сегодня многие практические вопросы решены, и нужно работать на более высоком уровне. "Наука - вот, что нам надо. Это основное звено, за которое, ухватившись, мы можем вытащить всю цепь. И образование. Никакого не может быть качества без науки и образования", - уверен белорусский лидер.

По его словам, в этих целях в том числе необходимо переориентировать финансирование и денежные потоки, где необходимо. "Но только под конкретный результат. И жесточайший спрос за исполнение", - предупредил Глава государства.

Общаясь с ректорами вузов, Александр Лукашенко подчеркнул, что в работе с молодежью важен не формальный подход, а реальные интересные мероприятия. При этом каждая организация должна заниматься своим делом, не дублируя функции других.

"Как говорят: "Ну, не каждый должен быть в БРСМ". Не каждый там будет, естественно. Не хочет и прочее. Но бороться БРСМ должен за каждого. Но не просто прийти там, сказку какую-то рассказать или затащить силой, а своими мероприятиями. Нормальными, неформальными. Не только для того, чтобы в телевизоре посмотрел Президент или еще кто-то. Надо не формально", - подчеркнул белорусский лидер.

Высказался Глава государства и по поводу работы различных молодежных объединений, будь то на базе БРСМ, профсоюзов, студенческих советов при вузах и так далее: "Надо, чтобы каждый занимался своим делом. Чтобы дубляжа не было. Определитесь. Вот объем работы со студентами: этот кусок - БРСМ, этот - профсоюз, этот - студенческий совет. Каждому свое. Тогда не будет дубляжа. И вместе они должны работать. Все это направляет ректор".

На встрече с ректорами Александр Лукашенко посоветовал бороться с фейками и дезинформацией живым словом и активной общественной работой.

"Интернет (вызовы, которые он порождает. - Прим.) - это еще семечки или цветочки. Искусственный интеллект - как мы будем завтра бороться против этого?" - поставил вопрос белорусский лидер.

На встрече Ирина Китурко, ректор Гродненского государственного университета имени Янки Купалы, выступила на тему роли высшей школы в воспитании личности и гражданина. Она в том числе говорила о важности диалоговых площадок, прямой работы с молодежью.

"Правильно вы сказали - диалоговые площадки. Живое слово. К людям надо идти. У нас управляемая страна, мы можем достучаться до каждого. Прийти и опровергнуть то, что они увидят (в своих смартфонах. - Прим.), - отметил Глава государства. - В это поле переходит борьба. Там и политика, и финансы. Все будет там. И выборы, и невыборы. Поэтому нам надо готовиться здесь работать".

"Поэтому надо окунуть молодежь в живую работу. Живое слово - взял повел, и они будут тогда верить тебе. Мы от этого (современных технологий и интернета в том числе. - Прим.) избавиться не можем. Тем более, интернет и большое положительное имеет значение. Это огромное подспорье и помощь. Но надо уметь работать прежде всего с молодежью - теми, кто пороха не нюхал. И мы от этого никуда не денемся", - резюмировал Президент.

Во время встречи Александр Лукашенко поручил до сентября решить все выявленные в высшем образовании проблемы: "Мое требование после сегодняшней нашей встречи: все проблемы озвучены, надо их перелопатить, посмотреть. Эта проблема есть - ее надо решать, эта не так прозвучала - в сторону или ставим 25-й проблемой. Все это по ранжиру выстроить и решить. До сентября это должно быть решено. Вы должны организовать этот процесс. Здесь члены правительства, высшие должные лица присутствуют и ректоры вузов. Организуйте это. Спрос будет серьезным. До 1 сентября мы должны на моем уровне собраться. И вы мне должны и показать, и доложить. И учебники, и прочее. Начините с гуманитарного (направления. - Прим.)".

Что касается учебников, Президент констатировал, что не так много тех дисциплин, где нужно действительно основательно поработать с учебными материалами. Ведь, например, в точных дисциплинах такой необходимости, как правило, нет. В остальном же подготовку обновленных учебников Александр Лукашенко предложил поручить ректорам вузов: "Давайте дадим по учебнику каждому ректору. Пусть он организует написание этого учебника".

Глава государства при этом ориентирует, чтобы материал излагался понятным и доступным языком, а что-то, возможно, стоит взять в том числе из советских учебников.

Президент во время встречи активно интересовался всеми проблемами, которые имеются сегодня в системе высшей школы, и тем, чего не хватает для их решения. Были затронуты темы финансово-экономической составляющей деятельности вузов, стоимости платного обучения и рентабельности работы учреждений высшего образования. "Посмотрите экономику деятельности вузов", - потребовал Глава государства.

Александр Лукашенко жестко потребовал, в том числе от Правительства и Министерства образования решать имеющиеся проблемы четко, своевременно и с учетом современных требований.

Министр образования Андрей Иванец подробно доложил о принятых мерах по повышению качества высшего образования.

"Нам необходимо определить перспективы развития высшей школы. Во-первых, оптимизация структуры подготовки. Важно определить оптимальную структуру, исключить дублирование специальностей, а самое главное - каждый вуз должен получить свой профиль подготовки и должен готовить тех специалистов, которых в состоянии готовить. Проводим полную инвентаризацию открытых в вузах специальностей с анализом взаимодействия с заказчиками и распределения выпускников. Эта работа пока только начата и впереди предстоит много сделать", - сказал Андрей Иванец.

В своем докладе он в том числе рассказал о возможностях ранней профориентации школьников, целевой подготовки специалистов, требованиях к кадровому составу в вузах, практической подготовке студентов, предложениях по закреплению кадров на рабочих местах после учебы в вузе, подходах в работе с молодежью, экспорте образовательных услуг.

О роли Республиканского совета ректоров и реализации государственной политики в сфере высшего образовании на мероприятии доложил председатель этого совета, ректор БГУИР Вадим Богуш.

"За последних два годы мы провели большую работу по внедрению новых образовательных стандартов и в тесном сотрудничестве обновляем квалификации, разрабатываем новые специальности", - отметил он.

В модернизации учебных пособий стараются "идти от земли", задействуя технологическую базу организаций и специалистов-практиков.

Вадим Богуш отметил и большую проделанную работу в части расширения возможностей для подбора мотивированных абитуриентов, но констатировал, что нужно активнее действовать еще на уровне школ. Не менее важная тема - укрепление связи образования, науки и производства, вовлечение студентов в профессиональную деятельность.

Председатель Высшей аттестационной комиссии Александр Гучок рассказал о проблемах повышения эффективности воспроизводства кадрового потенциала научных работников высшей квалификации. Он констатировал некоторые тревожные тенденции в воспроизводстве научных кадров. Центральные - это увеличение среднего возраста научных кадров и снижение количества присуждаемых ученых степеней кандидата наук.

Несмотря на эти моменты, Александр Лукашенко подчеркнул недопустимость снижения планки требований к соискателям на получение той или иной ученой степени. "Лишь бы кандидаты, лишь бы доктора - они нам не нужны, - сказал он. - Вы должны жестоко стоять на страже нормативно-правовой базы, которая формирует требования к этим соискателям. Никакого здесь послабления быть не должно. Нам не нужны диссертации ради диссертаций. Жесточайший спрос здесь должен быть. - Ах, у нас меньше кандидатов будет! Ну пускай будет меньше, но это будут настоящие ученые. Точно так, как и доктора наук. Доктор наук - это светило".

Ректор Белорусской государственной орденов Октябрьской Революции и Трудового Красного Знамени сельскохозяйственной академии Виталий Великанов рассказал о развитии системы подготовки кадров с учетом потребностей рынков труда. Речь здесь и о целевой подготовке, практикоориентированном подходе, создании привлекательных условий для работы молодых специалистов.

Александр Лукашенко отдельно интересовался организацией учебы в вузе тех, кто уже работает в сельском хозяйстве, но хотел бы получить дополнительные знания, развиваться в профессии. Здесь, подчеркнул он, важно не отпугнуть людей завышенными требованиями или перегруженной образовательной программой, а целенаправленно давать студентам именно те знания, которые им необходимы.  Глава государства обозначил данный вопрос в том числе на собственном опыте, так как в свое время окончил сельхозакадемию по экономическому профилю.

"Это третье уже было образование после политического (первое - историческое. - Прим.). Я осознанно пришел на экономический факультет, потому я знал, что в сельском хозяйстве мне и нужна будет экономка. Все остальное - растениеводство, животноводство и прочее, - я там освою на практике. Я - деревенский", - сказал он.

Однако во время учебы там были и куда менее профильные для работы в сельском хозяйстве предметы. "Статистика на таком уровне! Я, Президент сегодня, вспоминаю - и то думаю: "Зачем это мне было?" Поэтому задаю вопрос и предъявляю требования к вашим программам и вижу заведующую фермой, которая поработала немножко после колледжа. Прекрасный специалист, но к вам она не пойдет - она боится вашей программы, она боится учиться в этой академии, - привел пример Глава государства. - Упрощаться не надо. Но надо предложить то, что что им нужно".

Глава государства и в данном случае, и в целом требует отходить от формализма. Это касается не только процесса учебы в вузе, но и вступительных экзаменов, отбора перспективных студентов, подходов в работе с молодежью и закреплении кадров.

"Отходить нужно от формализма. Для меня важно, чтобы мы не потеряли еще и привлекательность белорусского образования. Я жестко ставлю этот вопрос не потому, что у нас совсем плохо. Нет. 30 тыс. обучаются из-за рубежа и платят хорошие деньги. Значит, не все плохо. Но надо встряхнуться, чтобы было лучше. Потому что завтра потеряем тот уровень, который есть", - сказал Президент.

Например, Александр Лукашенко предупредил, что в будущем году будет серьезный спрос со всех за прием абитуриентов и комплектование вузов: "В противном случае зачем ректор нужен? А уже ректор должен закрутить всех. Это же не дело: собираемся и тут друг другу рассказываем, какие у вас проблемы и сложности. Ну вы их решайте на своем уровне. И надо прекратить эту болтовню и всякие разговоры".

Президент пояснил, почему он так жестко ставит этот и другие вопросы. "У нас идет смена поколений. Все, сидящие здесь, рано или поздно уйдут. А кто придет за нами? Не будем ли мы себя корить, что что-то не сделали? Надо всем зашевелиться, встряхнуться! От нас же с вами зависит, что будет завтра в Беларуси, - подчеркнул Александр Лукашенко. - Мы сегодня должны думать, кто придет после нас. Нам надо для наших детей выстроить нормальную систему и оставить ее. И мы же не умираем. Мы будем смотреть со стороны, будем локти кусать: почему мы этого не сделали, почему не решили. Надо привести в чувства высшую школу. Без этого мы никуда не двинемся".