Участие в расширенном заседании Конституционной комиссии

  • 27
  • 3

Президент Беларуси Александр Лукашенко 28 сентября принял участие в расширенном заседании Конституционной комиссии.

"Позади месяцы напряженного труда, большой работы, споров, претензий друг к другу. На наш призыв принять участие в разработке новой редакции Основного закона откликнулось огромное количество людей, в том числе общественные объединения, - сказал Глава государства, открывая заседание. - Вам пришлось детально изучить все предложения и инициативы, проанализировать мировой опыт государственного строительства, изучить современные тенденции развития конституционного законодательства. Это, безусловно, большая работа".

Александр Лукашенко поблагодарил всех членов комиссии за ответственный подход к делу, неравнодушие, искренность и вовлеченность. "Я внимательно следил за процессом, слушал ваши выступления в средствах массовой информации. Словом, был вовлечен в происходящее. Можно констатировать, что есть вариант проекта нового Основного закона страны", - заявил белорусский лидер.

Президент отметил системный характер предлагаемых изменений, которые затрагивают практически все разделы Конституции. Поправки, по его словам, направлены на то, чтобы сделать Основной закон страны более современным. 

Отдельно Глава государства выделил те положения, которые ему импонируют в предложенном проекте.

Александр Лукашенко позитивно оценил закрепление в Конституции ценностных ориентиров общества, в том числе сохранение исторической правды и памяти о подвиге белорусского народа в годы Великой Отечественной войны.

"На мой взгляд, это абсолютно правильно. Именно патриотизм и историческая память делают нас действительно одним народом, единой нацией. Если мы в Конституции акцентируем внимание на этом, то, давайте так, по-житейски говорить, это нам не помешает, это не будет противоречить нормам и принципам юриспруденции", - подчеркнул Президент.

"Вы верно предлагаете оставить незыблемыми конституционные принципы, направленные на обеспечение суверенитета и территориальной целостности Беларуси, - согласился с предложенными поправками Александр Лукашенко. - С ними мы состоялись как нация, как суверенное государство, о котором наш народ мечтал столетиями".

Президент обратил внимание, что в Основном законе предлагается сохранить преемственность социальной политики государства и даже заметно повысить уровень социальной защищенности граждан. "С этим я согласен. Это соответствует государственному курсу, который поддерживает большинство граждан страны. Но тут есть опасность скатиться к льготированию всего и вся. Вот этого допустить нельзя ни в коем случае, - подчеркнул Александр Лукашенко. - Социальная защищенность - это не есть расширение льготирования".

Белорусский лидер считает, что новая Конституция должна предоставить, если это возможно, большие возможности для самореализации людей, чем нынешняя. "Наши люди очень привязаны к государству и считают, что государство должно делать все (большинство граждан, не все) - от ремонта заборов до строительства жилья", - заметил Президент. В будущем, по его мнению, ситуация должна постепенно меняться. 

"Убежден, что белорусы позитивно воспримут предложения комиссии о закреплении гарантий пенсионного обеспечения, поддержки семей с детьми, ценности семьи и брака, равных возможностей для лиц с инвалидностью", - заявил белорусский лидер. 

Как отметил Глава государства, одно из важных предложений Конституционной комиссии касается политической системы страны и направлено на то, чтобы сделать ее более гармоничной и сбалансированной, перераспределив полномочия Президента, парламента и Правительства, установив конституционный статус Всебелорусского народного собрания, Центризбиркома.

"Думаю, Всебелорусскому народному собранию надо придать полномочия изменения Конституции. Законотворчество - это серьезная вещь. И, может быть, нам, сформировав Конституцию на референдуме, все-таки дать право вносить изменения и дополнения Всебелорусскому народному собранию", - сказал Александр Лукашенко.

"Также предложено расширить гарантии судебной защиты прав граждан. Проработано практически все, о чем мы стали говорить задолго до начала работы Конституционной комиссии", - отметил белорусский лидер.

"Не могу не остановиться на спорных моментах. Я не нашел переходных положений, дающих ответы на вопросы, как будут действовать органы власти после принятия Конституции (если это из Конституции не вытекает, нам предстоит доработать в этой части, переходные положения должны быть, чтобы не образовался какой-то вакуум), как будет формироваться Всебелорусское народное собрание, как будет работать Уполномоченный по правам человека? Конечно, можно отослать все к законам и подзаконным актам. Это тоже нормальная технология. Но желательно, чтобы фундаментальное было закреплено в Конституции. В проекте не предусмотрены декреты. В таком случае что будет с уже изданными? Они приняты до Конституции, в законы их перенесем в конце концов. Я не думаю, что это большая проблема. Но, тем не менее, специалисты говорят, что здесь есть вопрос. Нет ответа, каким будет механизм проведения выборов в единый день голосования при досрочном роспуске палат парламента", - заявил белорусский лидер.

Александр Лукашенко отметил, что назвал не все проблемные вопросы, их значительно больше. "Одним словом, нам есть что обсудить. Мы должны бережно и рационально отнестись к предложениям, которые по тем или иным причинам не учтены в подготовленном проекте Конституции. Кроме того, убежден, что поступят предложения и в ходе всенародного обсуждения", - сказал он.

Президент считает правильным, если последующей дошлифовкой проекта Конституции займутся эксперты-юристы, которые в сжатые сроки доработают текст с учетом результатов обсуждения, устранят юридические противоречия. "Не думаю, что юристы должны работать в одиночку. Здесь должны быть опытные люди, особенно управленцы. Конституцию ни один юрист не напишет. Это должны быть практики, люди от жизни. Чтобы юристы, обсудив те или иные вопросы, могли их правильно юридически сформулировать", - отметил белорусский лидер.

"Важно, чтобы вся проводимая работа по конституционному строительству стала основой для консолидации белорусского общества, заложила прочный правовой фундамент для развития страны на перспективу. Уверен, так и будет, потому что окончательное решение примет народ. Как я уже говорил, референдум состоится не позднее февраля будущего года", - сказал Президент.

Он отметил, что в обществе существуют разные точки зрения, особенно среди людей, которые многое сделали для становления государства. Есть, в частности, и те, кто считает, что референдум не нужен и нужно идти нынешним путем, не меняя Конституцию. "Это не принимается. Мы пообещали провести референдум по Конституции. От нас требовали "перамен" и не только. Мы сами понимали, что суть жизни состоит в том, чтобы постоянно меняться. Только на пользу должно быть. Перемены - это не ломка, не слом, а эволюционное развитие", - сказал Александр Лукашенко.

"Конституция нужна, потому что нужно нормальное движение вперед. Будем подразумевать это как перемены. И это разумно, когда мы перемены осуществляем не с бухты-барахты, а основываясь на фундаментальном. И это все должно быть законно. Конституция как раз и заложит основы этих перемен", - подчеркнул Глава государства.

Александр Лукашенко отметил, что в стране делают Конституцию для белорусского народа. "Когда вы дотрагиваетесь до проекта Конституции, думайте о своих детях. Потому что им жить. Ну и мы еще умирать не собираемся. Поэтому думайте о своих детях", - посоветовал Глава государства.

Александр Лукашенко подчеркнул, что при изменении Конституции надо отвечать на два основных вопроса: зачем это делается и кому это надо. При этом ответа на вопрос, что этого не нужно делать, быть не должно. "Конституцию мы должны усовершенствовать, как бы хороша она ни была. Потому что процессу совершенствования нет предела", - сказал Президент. 

"Сегодня новое время, сегодня ситуация иная", - подчеркнул белорусский лидер.

Александр Лукашенко обратил внимание, что в Конституции нужно в том числе учитывать и уроки событий прошлого года, когда оппоненты пытались фактически разрушить страну. "Мы после прошлого года понимаем, что их допустить к власти нельзя. Потому что это не только нас ликвидируют. Ладно бы нас… Уничтожат страну! Поэтому Конституция новая должна учитывать эти нюансы. И это больше будет относиться к органам власти, их полномочиям, функциям", - сказал Глава государства.

При формировании поправок в Конституцию и определении статуса Всебелорусского народного собрания важно избежать конфликта полномочий между Главой государства и ВНС, считает Президент. "Все говорят, а какие полномочия передать наверх? Мы будем обсуждать, я не имею окончательного решения. Я только понимаю, что двоевластия в стране быть не должно. Глава государства есть Глава государства", - подчеркнул белорусский лидер.

Александр Лукашенко обратил внимание, что уже накоплен опыт проведения всебелорусских народных собраний и его нужно использовать, в том числе и при определении численного состава этого органа в обновленной Конституции. Например, в предыдущих собраниях участвовали, как правило, около 2,5-3 тыс. человек. А сейчас предлагается закрепить в Основном законе его состав из порядка 500 человек, что по численности немногим превышает состав парламента. "Сегодня мы хотим Всебелорусское народное собрание сократить до 500 человек. Если посмотреть с этой позиции, это правильно? Наверное, не очень. Тем более это же не постоянно работающий орган", - высказал свою точку зрения Президент. 

Он также обратил внимание на периодичность проведения ВНС, которую планируется прописать в Конституции или в законах. "Если это будет конституционный орган, конечно, это не один раз в 5 лет", - считает белорусский лидер. По его словам, раз в пять лет нужно будет проводить основное фундаментальное собрание, где будут определены перспективы на пятилетку. Причем практика формирования пятилетних планов себя оправдала и сейчас ее используют многие государства, даже те, кто раньше был скептически настроен, называя это советским наследием. 

"Там должны идти дебаты, определяться фундаментальные вещи. И постоянно действующие органы власти от Президента до местных исполкомов, органов власти, которые принимают решения, должны свято придерживаться этого пути", - подчеркнул Александр Лукашенко. 

Президент отметил, что решения, принятые на ВНС, должны "железобетонно выполняться" и это нужно закрепить в проекте Основного закона. "Если мы определили социальные какие-то вопросы - все. Ни Президент, никто не может от этого отойти. Вот это фундаментальные решения пятилеток", - сказал он. 

Глава государства предположил, что целесообразно также проводить ежегодные ВНС, "чтобы проконтролировать ситуацию, как выполняются пятилетние решения, как действуют органы власти". 

"А вдруг возникнет чрезвычайная ситуация… На западных границах, не дай бог (сейчас очень актуально), еще важнее - на южных границах? Мир меняется и, может, нам придется решать эти вопросы", - отметил белорусский лидер.

"Мы определили, что должен быть какой-то сдерживающий фактор. Не только для Президента. Вообще, для общества в целом. Поэтому мы вышли на Всебелорусское народное собрание, на этот коллективный орган. Но ни председатель, ни президиум не должны обладать такими полномочиями, которые будут довлеть над другими органами власти и особенно над Президентом. Тогда мы лишимся вообще президентской республики, и тогда это шаг к порождению двоевластия", - подчеркнул Глава государства.

Президент также указал на такую важную роль ВНС, как передача опыта старшего поколения молодому с целью предостеречь от возможных ошибок. "Мы не мешаем. Пожалуйста, вы - будущее, творите! Но мы наблюдаем. Мы создали это государство, у нас опыта больше, мы видим, в каком направлении развиваться", - обратил внимание Александр Лукашенко. 

"Поколение это, уходящее, много сделавшее для страны и опытное, оно не должно мешать новому поколению создавать новую жизнь и двигаться вперед. Но наблюдать и иметь в случае чего полномочия, чтобы пресечь не то движение (я так жестко, резко говорю), оно должно иметь право", - добавил Глава государства.

По словам Президента, речь может идти и о наделении ВНС функцией формирования состава Центризбиркома. Рассуждая на эту тему, Александр Лукашенко сказал: "Почему бы не отдать на Всебелорусское народное собрание? Пускай Всебелорусское народное собрание, где и Президент, определит, что это за ЦИК".

Также к полномочиям ВНС можно отнести вопрос формирования Конституционного Суда, считает Глава государства: "Почему не отдать его на Всебелорусское народное собрание? Пусть там утверждают".  

Кроме того, ВНС должен нести функции общественного контроля за решениями нового Президента, когда он будет избран. "Он будет понимать: если я чего-то сделаю не так, то даже наверху, во власти меня покритикуют, как минимум - на Всебелорусском народном собрании, и это пойдет в общество. То есть Президент становится не то что более зависим, но более ответственным перед избранниками народа", - обратил внимание Александр Лукашенко. 

Это позволит придерживаться фундаментального принципа сдержек и противовесов в новой системе политического управления, которая будет прописана в проекте Конституции. "Формировать функции, полномочия и само ВНС надо из практики и из той жизни, которая складывается у нас сегодня. Но не тащить туда лишние функции. Ибо мы разрушим существующую систему власти, где у нас президентская республика (она должна остаться)", - заявил белорусский лидер.

Александр Лукашенко также упомянул о разговорах, что якобы он в будущем займет пост Председателя ВНС. "Я иногда Наталье Ивановне говорил, когда она затрагивала вопрос ВНС: ты запомни сама и передай другим - если Лукашенко еще согласится стать Председателем Всебелорусского народного собрания, так вы должны меня попросить на коленях и поблагодарить, если я соглашусь, а не в упрек мне ставить, что я там для себя чего-то..." - отметил Глава государства. Он подчеркнул, что за годы управления страной "наелся" президентства, о чем не раз говорил. 

"Будет новый Президент, он вам расскажет потом, что это за хлеб, особенно в Беларуси. Это не в Америке, очумелые. Что творит Президент? Если бы я так работал, страны бы не было давно, - сказал белорусский лидер. - Там ошибку совершили - завтра напечатаем эти доллары. А то, что напечатали - инфляция захлестнула весь мир".

В ходе дискуссии директор информационно-аналитического учреждения "Круглый стол демократических сил" Юрий Воскресенский высказал мнение, что работа комиссии была очень конструктивная и носила доктринальный характер. "Но мне кажется, что уже в том проекте, который мы подготовили, потенциал комиссии себя несколько исчерпал. В том плане, что на этом этапе к делу уже должны подключаться профессиональные президентские юристы. Те, кто профессионально вырабатывает законопроекты, согласовывает. Чтобы не допустить шероховатостей", - сказал он.

"То, что ты сказал по поводу шлифовки, - это будет последний этап. Я и говорю - это вариант проекта. Его надо сейчас еще дописать: ВНС, дележка власти, переформатирование, перераспределение. Это - Президента, это - Правительства. Кстати, что мы и делаем. Мы же сейчас потихоньку вплоть до областей передаем эти полномочия, - отреагировал Александр Лукашенко. - Я как Президент вижу, что некоторые вещи подписываю формально. Они прошли уже фильтр".

В качестве примера Глава государства привел периодически подписываемые им указы о присвоении званий полковника. Соответствующие предложения формирует Министр обороны, а потом они через Госсекретариат Совбеза поступают на подпись Президенту. "Он (Министр. - Прим.) наверх отдает предложения. Он знает, что там не должно быть "свой-чужой", что этот нравится, а этот нет. Потому что там еще один фильтр. И потом это же к Президенту идет. Если он внесет, и мне кто-то скажет или я буду знать, что там какое-то левое предложение, ну такое и мнение о Министре. То есть раз наверх, значит, ответственность больше. Вот только в этом. А остальное - это фактически формально, - рассказал Александр Лукашенко. - И сегодня вопрос встает, надо мне - Главе государства - звания полковников присваивать, или оставить только генеральский корпус".

По словам Президента, аналогичная ситуация и во взаимодействии по некоторым вопросам по линии Правительства. Более того, когда сейчас идет речь о передаче дополнительных полномочий, Глава государства акцентирует внимание, что вместе с ними переходит и соответствующая доля ответственности. "Это уже моя позиция. То, что Правительство должно делать - экономический блок - оно должно этим заниматься. А Президент, особенно будущий, должен это видеть и контролировать. Должна быть система контроля", - подчеркнул белорусский лидер.

Член Комиссии Владимир Басько - генеральный директор научно-технологической ассоциации "Инфопарк" - обратился к Главе государства со словами: "После того, как Вы оставите пост Президента, очень хотелось бы, и я Вас лично прошу об этом, все-таки попытаться остаться в роли гаранта независимости нашего государства, спокойствия и мира в нашей стране", - сказал он.

"Отвечаю сразу на вопрос, чтобы у вас не было шальных мыслей: я никогда ниоткуда не бежал и не сбегу!" - подчеркнул белорусский лидер.

Владимир Басько поблагодарил Александра Лукашенко за то, что он и его соратники построили белорусское государство. "Я рад, что я белорус. Я рад, что пока мои дети никуда не собираются уезжать", - сказал он.

Что касается практических вопросов, член Комиссии провел аналогию, что фактически Беларусь управляется как большая корпорация, и в этом деле Президент проявляет большое личное участие. Подходы, аналогичные корпоративному управлению, он предложил закрепить и в работе Всебелорусского народного собрания. "То есть рассматривать его как своего рода наблюдательный совет или совет директоров, который представляет интересы акционеров. А акционеры - это народ", - пояснил Владимир Басько.

Конечно, продолжил он, ВНС целиком таковым быть не может. Но оно может иметь свой президиум: "Это, собственно, и будет в узком смысле слова наблюдательный совет. У президиума будет свой председатель".

Член Комиссии также предложил обсудить возможность того, чтобы ВНС назначало руководителей силового блока, а контроль за ними также мог быть за президиумом и его председателем: "Определенный хотя бы период времени. Новый Президент, опыта недостаточно, воля неизвестно насколько сильна и так далее. Гарантия переходного периода - силовой блок контролируется и должным образом управляется со стороны президиума и его председателя".

Александр Лукашенко соответствующие предложения поддержал лишь частично. "Если мы оставляем президентскую республику с сильной президентской властью, Президент - главнокомандующий, и ему должны подчиняться эти силовики", - заметил он. Наряду с этим Глава государства согласен, что в переходный период, пока все не устоится, ВНС должно иметь право вмешиваться и принимать соответствующие решения. Он напомнил, что в том числе будет предусмотрена процедура импичмента в отношении Главы государства, если он "не так себя повел". "Но не с бухты-барахты. А парламент, Конституционный Суд, ВНС (участвуют в решении этого вопроса. - Прим.). Или в каких-то исключительных случаях - собрал ВНС, приняло решение. Но не дай бог, потому что вся полнота власти будет у Президента и у вертикали власти. И это будет такое столкновение Президента с сильной вертикалью со Всебелорусским народным собранием, которое, вроде, там не имеет какой-то опоры", - порассуждал белорусский лидер.

Доктор юридических наук, заслуженный юрист Григорий Василевич во время мероприятия высказал мнение, что в процедуре отстранения от должности Главы государства, если возникнут такие условия и необходимость, должно быть задействовано не только Всебелорусское народное собрание, которому планируется придать конституционный статус, но и парламент. "Да, окончательное решение за собранием. Но механизм предварительный, может быть, стоило бы сохранить как раз за парламентом", - сказал он.

Александр Лукашенко поддержал этот тезис, высказавшись в том числе насчет нынешней процедуры импичмента Главе государства, которая предусмотрена в Конституции. "В принципе, если поставить вопрос, возможно ли по этой Конституции объявить импичмент Президенту? Ответ однозначный - нет. Практически нет", - сказал он.

Президент пояснил, что в то время, когда формировалась нынешняя Конституция, в обществе был раздрай, и нужна была сильная власть. "А что такое сильная власть? Президент тогда должен был действовать, не боясь, что его завтра возьмут и сметут", - отметил Глава государства.

Он напомнил, что сам лично в начале своей президентской карьеры сталкивался с попытками отстранить его от власти.

"Я даже многие вопросы знаю изнутри, что делалось в Конституционном Суде" - сказал Григорий Василевич.

Александр Лукашенко констатировал, что ныне обстановка уже не та. Он уверен, что норма о возможности отстранения Президента от власти "из-за дуроломства" должна остаться в Конституции. "Она в принципе во всех конституциях есть. Но какая эта должна быть норма? Какова роль будет при отстранении от власти у парламента (обязательно надо сохранить эту норму, что парламент - обе палаты - должен вносить предложение). Возможно, заключение делает Конституционный Суд. И тогда ВНС - народ собрался и окончательно поставил точку. Реально? Реально. Без всякой казуистики. Все понятно", - предложил белорусский лидер.

Еще одна тема, которую поднял Григорий Василевич, касается согласования парламентом назначаемого Президентом Премьер-министра. "Есть перегибы с точки зрения наделения полномочиями палат парламента. Когда обе палаты дают согласие Президенту на назначение Премьер-министра. Если заглядывать в послезавтра, может быть конфликт между палатами с различным мнением", - высказался он по предварительному проекту обновленной Конституции. 

Он отметил, что, как вариант предлагал предусмотреть, что Палата представителей дает согласие Президенту на назначение Премьер-министра, но с более мягкой формулировкой - с учетом мнения Совета Республики.

В целом же он отметил, что положения относительно дачи предварительного согласия Президенту на назначение тех или иных кандидатур в том числе вытекают из текста действующей Конституции. 

Александр Лукашенко отметил, что не хочет окончательно высказываться по тем или иным вопросам, но, тем не менее, поделился своим суждением по обозначенным вопросам. Глава государства считает, что если вести речь о согласовании кандидатуры Премьер-министра парламентом, который двухпалатный, то по смыслу это нормально. "Но, самое главное, мы ведь усиливаем Правительство. И Премьер-министра усиливаем. Мы же ему передаем полномочия. Это будет правильно. Определенные полномочия и по формированию Правительства будут в руках Премьера. Знаете, когда усиливаем Премьера, так пусть он идет через две палаты", - порассуждал Глава государства.

Что касается возможности возникновения конфликта между палатами парламента, Президент отметил, что в этом как раз и заключается суть их работы. "Они всегда должны находиться в хорошем смысле этого слова в конфликте", - считает Александр Лукашенко.

А то, что до сих пор не было каких-то конфликтов между ними, Президент объяснил тщательной работой над законопроектами, когда парламентарии изначально на всех этапах основательно вовлечены в законотворческий процесс. Более того, серьезные законопроекты часто рассматриваются на совещаниях вплоть до президентского уровня. "Всегда в контакте. По-свойски, по-человечески работаем вместе", - пояснил белорусский лидер.

Александр Лукашенко также отметил, что если Палата представителей в основном занимается законотворчеством, то Совет Республики наделен и кадровыми полномочиями: "В основном кадры идут через Совет Республики и ЦИК, и Конституционный Суд, и Национальный банк, и прочие". 

В этом плане, считает Президент, нежелательно допустить какое-то смещение в функциях, слишком "окунать" Палату представителей в кадровые вопросы. Например, если допустить, что Палата представителей будет формировать Правительство. "А Правительство - это исполнительный орган власти. Это другая ветвь власти. Чтобы не было здесь конфликта. Чтобы излишне законодательная ветвь власти не вмешивалась в деятельность исполнительной. Вот этого быть не должно", - подчеркнул Президент.

Вместе с тем Глава государства не исключает, что стоит сохранить действующий порядок, когда Премьер-министр назначается Президентом с согласия Палаты представителей. "Если мы о кадровых вопросах будем говорить, ну, устоялась практика утверждения Премьер-министра с согласия парламента - Палаты представителей у нас. Наверное, не стоит от этого отходить. Хотя это уже тоже смешение, если уж так "рубом" ставить вопрос", - отметил белорусский лидер.

Опять же, в Беларуси пока удалось избежать смешения функций и полномочий ветвей власти, потому как в стране Президент фактически выведен над ветвями власти, констатировал Александр Лукашенко. 

"Вот над этим надо подумать и иметь в виду, чтобы не было этого смешения. Каждый должен заниматься своим делом. И усиление Премьер-министра - это как раз усиление исполнительной ветви власти, и это делает ее более независимой. Плюс еще Президент же будет. Он за это несет ответственность. Президентская республика - у него будут соответствующие полномочия. Без излишнего вмешательства в законодательную ветвь власти", - сказал Глава государства.

"Просто рассуждения. К чему мы придем, на что мы выйдем - посмотрим", - добавил он.

Александр Лукашенко также согласился с Григорием Василевичем, что в Конституции важно прописывать именно социальные гарантии гражданам, а не вести речь о неких льготах. "Должны быть гарантии. Это более широкое понятие. А все эти гарантии должны воплощаться в законах", - отметил Президент.

Во время расширенного заседания Конституционной комиссии Глава государства также выразил свою позицию по вопросу сохранения в стране возможности применения смертной казни.

Член Конституционной комиссии кандидат экономических наук Сергей Дубков высказал мнение по поводу 24-й статьи действующей Конституции, которая предусматривает смертную казнь. "Мне кажется, что сейчас заложена ментальная ловушка. С одной стороны, предлагаемые изменения (в проекте обновленной Конституции. - Прим.) усиливают традиционные ценности белорусского общества. Эти традиционные ценности базируются на христианских ценностях. Это заложено в ментальном культурном коде белорусской нации. И эти изменения поддержаны большинством членов Конституционной комиссии. При этом одна из фундаментальных христианских ценностей - право на жизнь - стоит в стороне. Получается, с одной стороны, мы усиливаем фундаментальные традиционные ценности. При этом по вопросу смертной казни мы опускаем этот вопрос", - сказал он.

Сергей Дубков признал, что, вероятно, любой вариант решения этого вопроса так или иначе вызовет противоречия в обществе. Однако, уверен он, невозможно называть себя христианами, выступать за традиционные ценности и при этом их нарушать.

"Точка зрения расхожая, понятная, мотивированная, обоснованная. Упор сделан на христианские ценности. Может, не совсем к месту пример. У нас же и на Западе христиане живут. Недавно в Швейцарии, что меня удивило, прошел референдум - 65% примерно высказались за однополые браки. Как это соотносится с христианскими ценностями? - задал риторический вопрос Глава государства, реагируя на сказанное. - Теоретически - да, трудно опровергнуть сказанное. Но Конституция - это не теоретический трактат. Это реакция на то, что происходит в нашем обществе, и наше будущее. На какое-то обозримое будущее".

"Давайте будем идти все-таки от жизни. Хотя я не опровергаю эту точку зрения. Она мне знакома. Всегда об этом говорили", - отметил белорусский лидер.

Александр Лукашенко подчеркнул, что его часто упрекали в том, что Беларусь - единственная в Европе страна, где не отменена или не введен мораторий на смертную казнь. "Я всегда говорил: я не могу подписать Указ вопреки тому, что было на референдуме. Запад это не слышал. Они слушали мою мотивацию, а потом я понимал, что они кукиш в кармане держали, просто помалкивали, а потом за глаза меня критиковали. Но согласитесь, что я поступил честно. Я не стал идти вопреки мнению народа. Хотя если бы я подписал Указ о приостановлении смертной казни, думаю, рейтинг бы мой не упал. Но я на это не пошел, понимая, что это нельзя делать. Потому что народ принял вот такое решение, сохранив смертную казнь на референдуме. Конституционным большинством, по-моему", - объяснил свою позицию Президент.

Александр Лукашенко признался, что не раз думал о том, чтобы показать обществу некоторые преступления, совершенные людьми, приговоренными к смертной казни. "Когда вы на все это посмотрите, тогда поймете, надо это отменять или не надо", - сказал он. 

Президент отметил, что некоторые аргументируют необходимость отмены исключительной меры тем, что это наказание не применяется в странах Запада. "Как на Западе, мы уже с вами увидели. Пофиг им жизни людей. Вы видели, как за шасси  самолета в Афганистане люди цеплялись и падали? Они выжили? Ни один. Возьмите недавний пример Соединенных Штатов Америки, "оплота демократии":  нанесли удар в Афганистане, там террористы были. А недавно извинились - по ошибке. А погибли 12 детей", - обратил внимание белорусский лидер.

"Разброс по смертной казни большой. Это действительно так. Если мы сейчас поднимем этот вопрос… Все-таки я думаю, что большинство за сохранение (смертной казни. - Прим.)", - сказал Глава государства.

Президент согласился с мнением, что надо соответствующий вопрос все-таки отнести в будущее. "Если уже на то пошло, рассмотреть его отдельно на референдуме. И людям об этом сказать", - отметил Александр Лукашенко.

Подводя итоги дискуссии на расширенном заседании Конституционной комиссии, Глава государства определил, как и кто до референдума будет дорабатывать проект новой Конституции.

"Это не последняя наша встреча. Я еще раз озвучу то, что вначале говорил. Администрация Президента подготовит распоряжение Президента, которым будет создана группа, которая доработает проект Конституции и выйдет на более совершенный проект. Я буду с ними часто встречаться, чтобы ответить на какие-то вопросы. А потом, перед внесением на всенародное обсуждение того проекта, мы с вами в таком же составе соберемся. Комиссия не распускается, не исчезает. Она продолжает работать. Группу вы будете знать. Вносите вы тоже туда свои предложения, - сказал Александр Лукашенко. - Группа юристов после всенародного обсуждения каждую строчку просмотрит и окончательно юридическим языком пропишет документ, который будет выноситься на референдум. Вот где юристы будут. А эта группа должна быть не только юристов. Эта должна быть группа специалистов, где должны быть и экономисты, и управленцы".

В качестве примера Глава государства привел вопрос о том, какими должны быть функции и роль Всебелорусского народного собрания: "Вы что, считаете, что юристы по специальности лучше будут знать, чем Андрейченко (Председатель Палаты представителей Владимир Андрейченко. - Прим.) функции эти? Нет. Он это прошел, это вся его жизнь. И он уже будет знать, как эксперт: это подойдет, это - нет. Это будет его мнение. Вот он не юрист, хотя в парламенте давно уже юристом тоже стал".

"Поэтому разные должны быть люди. Высокого уровня. Управленцы должны быть крепкие. А потом окончательный вариант, Ольга Ивановна (Заместитель Главы Администрации Президента Ольга Чуприс. - Прим.), пожалуйста, соберите юристов и посмотрите с юридической точки зрения. Потому что Конституция - это прежде всего юридический документ", - сказал Глава государства.

Таким образом, после доработки нынешнего проекта и его всенародного обсуждения юристы окончательно доработают документ и представят Президенту для последующего вынесения на референдум. Александр Лукашенко акцентировал внимание: на этом этапе в группе по доработке проекта новой Конституции могут принять участие и члены Конституционной комиссии. "Эта группа не только из ныне присутствующих людей. Этих людей надо определить. С такой группой я дорабатывал лично Конституцию эту (речь о практике подготовки проекта ныне действующего в стране Основного закона. - Прим.), - отметил белорусский лидер. - Не надо говорить, что Конституция - это дело юристов. Нет. Юристы, если будет идея, могут ее облечь в любую форму. Но это уже будет на последней стадии".

В заключение Александр Лукашенко поставил четкие задачи и довел сроки: "Надо в ближайшую неделю внести предложение по этой группе. Чтобы мы в течение хотя бы месяца доработали Конституцию. Потом соберемся, еще раз обсудим, внесем на рассмотрение народа. И в конце юристы доработают. Мы снова с вами соберемся перед вынесением на референдум. Вы заранее получите проект, прочитаете, просмотрите, и окончательно примем решение".