Послание Президента Беларуси Александра Лукашенко Парламенту
Уважаемые председатели палат Национального собрания!
Уважаемые депутаты Палаты представителей, члены Совета Республики!
Ежегодное Послание Главы государства к Парламенту и белорусскому народу я рассматриваю в качестве одной из важнейших составляющих формирующейся в нашем молодом государстве политической традиции. Его предназначение состоит в осмыслении того, что сделано и что происходит в стране и мире. В прогнозе того, что произойдёт, определении главных задач, стоящих перед государством.
Думаю, правильно будет начать Послание с оценки положения Беларуси в общей системе международных отношений.
Международная и национальная безопасность
Время подтвердило верность высказанных в прошлом Послании прогнозов развития основных мировых тенденций. Доминирующей проблемой в сфере международных отношений остается борьба с терроризмом.
Безусловно, терроризм - это вызов современному миру, в равной степени угрожающий всем народам, в том числе и белорусскому.
Противостоять эффективно этой угрозе можно только единым фронтом государств. Беларусь исключительно ответственно относится к своей роли в общей антитеррористической системе. Наши правоохранительные органы активно и конструктивно сотрудничают с соответствующими структурами зарубежных государств по защите жизни и здоровья людей от террористических актов. Мировое сообщество и впредь может полагаться на Беларусь, как на надёжного партнёра в борьбе с этой исключительно опасной угрозой.
Но вместе с тем мы с сожалением вынуждены констатировать, что за прошедший год мир в решении этой проблемы вперёд не продвинулся.
Причин несколько. Важнейшая из них в том, что борьба, в основном, ведётся не с истоками терроризма, а с его отдельными проявлениями. И в том, что на место одного обезвреженного террориста заступают два новых, нет ничего удивительного: условия, порождающие терроризм (нищета, обездоленность, угнетение), не только не устраняются, но всё больше обостряются.
Несмотря на все разговоры, думаю, что сильные мира сего недооценивают степень опасности этой беды. Иначе они не стали бы использовать тему терроризма как повод для решения своих, сугубо говоря, ”шкурных“ вопросов. Вторжение в Ирак не сделало мир более безопасным и предсказуемым. Оно разъединило даже ближайших сотрудников и союзников Соединенных Штатов Америки.
Пора, наконец, осознать две простые истины. Во-первых, терроризм нельзя победить только силой оружия. А во-вторых, в борьбе с этим злом все члены мирового сообщества должны выступать сообща.
Беларусь, повторяю, делает и будет делать всё от неё зависящее в борьбе с этой ”чумой“ ХХI века. Но в геополитические игры под лозунгом борьбы с терроризмом вовлекаться не намерена. Мы должны думать о своей стране, своих людях, потому что за каждым решением политиков наступают последствия для народов. И, в конце концов, жизнь даже одного человека гораздо дороже миллионов тонн нефти.
Посмотрите, во что обошлось Испании участие в иракской авантюре. Да и многие государства нашего региона, с энтузиазмом пославшие войска в Ирак, чувствуют свою уязвимость до такой степени, что вынуждены принимать чрезвычайные меры безопасности.
Наш народ может быть уверен в том, что руководство страны и далее будет вести ответственную внешнюю политику, избегать шагов, которые могут навлечь беду на наш общий дом.
Но не всё зависит от нас.
Днями завершился очередной этап продвижения НАТО на Восток. Сегодня три государства из пяти, граничащих с Беларусью, являются участниками Организации Североатлантического договора. Это почти полторы тысячи километров нашей границы.
Мы честно и открыто с самого начала заявляли: для расширения сферы деятельности Североатлантического блока оснований нет. Мы этой точки придерживаемся вот уже 10 лет.
В ответ со всех сторон шли заверения о безобидности этого процесса. О том, что НАТО - чуть ли не благотворительная организация.
И что же в итоге? На территории новых стран-участниц разворачивается военная инфраструктура НАТО. Наша территория полностью ”простреливается“ средствами технической разведки. Да что там наша! Сегодня с учетом техники не только наша, но и российская территория до Кремля ”простреливается“ средствами разведки. Когда такое было? Воздушные границы патрулируются военно-воздушными силами блока.
Ясно, что Беларусь не располагает таким военным потенциалом, который сопоставим был бы с военной мощью блока НАТО. Но в мире есть пример государств нашего масштаба, преуспевших в создании эффективной системы обороны, способной нанести неприемлемый ущерб возможному агрессору.
Проводя в течение последних лет реформу Вооруженных Сил, мы неуклонно продвигаемся по пути создания армии, которая по выучке и вооружённости способна вести современную войну.
Следуя принципу ”держать порох сухим“, Беларусь и впредь намерена обеспечивать свою внешнюю безопасность за счёт политических инструментов. Ни с одним государством мира у нас нет споров и противоречий, которые угрожали бы интересам нашей страны.
Белорусским профессиональным оппозиционерам, если их можно так назвать, несмотря на все их старания, не удаётся натравить зарубежные государства на Беларусь. В столицах ведущих государств мира здравый смысл в отношении нашей страны преобладает. Объективный человек не может не видеть, что сегодня Беларусь - это фактор международной безопасности. Создавать в центре Европы зону нестабильности обойдётся себе дороже.
Событием, сопоставимым по масштабам с геополитическими сдвигами конца 80-х годов прошлого века, стало расширение Европейского союза. Разумеется, процесс создания единой Европы - дело сложное и противоречивое. Будут споры, демонстрации крестьян и многое другое. Но огромная махина, объединяющая 25 европейских стран с населением 450 миллионов человек, надеюсь, преодолеет эти болезни. Потому что есть воля к единению. Потому что осознают опасность существующим вызовам. Потому что хотят жить лучше.
Как в теоретическом, так и в практическом плане мы пока не осознали в полной мере значения для нас формирования Соединенных Штатов Европы с единой внешней и экономической политикой. Многие традиционные связи, наработки по сотрудничеству с каждой страной в отдельности уже не срабатывают. В национальных столицах внутри Евросоюза уже нет самостоятельной политики и самостоятельных решений принципиального характера, в том числе и по отношению к нашей стране.
Правительству необходимо системно проработать все аспекты наших взаимоотношений, прежде всего экономических с Евросоюзом, и предложить конкретный перечень мер по обеспечению национальных интересов. Наработанные с Польшей, странами Балтии и другими новыми членами Евросоюза экономические, культурные и другие связи надо сохранять и развивать.
Очевидно одно - с объединенной Европой мы должны иметь не просто хорошие, а очень хорошие отношения. Сегодня Евросоюз - наш ближайший сосед, а с соседями, как говорят в Беларуси, ”трэба жыць, як з раднёй, - у міры і згодзе“.
На фоне динамично развивающегося Евросоюза совершенно вялым, ”квёлым“ и безвольным выглядит наше Содружество Независимых Государств. Эта структура ещё дышит, но за год не решила ни одного серьёзного вопроса.
Позиция Беларуси остаётся неизменной: мы за сильное Содружество и действующую Организацию Договора коллективной безопасности.
Не встала на ноги так называемая ”четвёрка“. Формирование Единого экономического пространства так и не выходит из стадии бюрократических проработок. В связи с тем, что позиция Минска по этому вопросу толкуется по-разному, хотел бы официально чётко обозначить подход нашего государства: успех этого проекта исключительно выгоден Беларуси, и мы готовы к самым серьёзным решениям по передаче полномочий структуре, обеспечивающей функционирование Единого экономического пространства.
Этот проект будет успешным, если все участники ”четвёрки“, по примеру Евросоюза, признают обязательным для себя единый свод правил экономических взаимоотношений.
То, что сейчас происходит (эта статья соглашения мне выгодна - я соблюдаю, а другую - не признаю), - повторение худших традиций СНГ. Если договариваться, то только всем четверым вместе (Беларуси, Казахстану, России, Украине), без всяких оговорок и исключений. А устраивать интеграцию разных скоростей внутри Единого экономического пространства - это значит дурить наши братские народы. Этим пусть занимаются без нас. Такая была моя позиция. Я о ней вас информировал еще в начале этого пути по формированию Единого экономического пространства.
Год минувший был годом больших испытаний для Союза Беларуси и России.
Я исхожу из того, что союзное строительство не может продвигаться методом кулуарных договорённостей. Всё должно быть гласно, открыто и понятно людям. Думаю, будет уместным именно в Послании ещё раз обозначить нашу принципиальную позицию по этому жизненно важному вопросу.
Беларусь будет следовать духу и букве подписанных с Россией договоров. Мы против поправок, которые выхолащивают содержание действующих соглашений и превращают наш Союз Беларуси и России в подобие СНГ.
Принятие Конституционного Акта, тем более на референдуме, имеет смысл только в том случае, если этот Конституционный Акт обеспечит заметное продвижение вперёд в союзном строительстве. Прямо говоря, если Конституционный Акт будет содержать конституционные нормы и будет значительно сильнее, чем Договор, который ныне действует между Беларусью и Россией. Тогда есть смысл выходить на референдум с таким документом.
Если предлагается документ слабый, который выхолащивает основные положения ныне действующего Договора, более того, низводит этот Договор, зачем тогда референдум и такой Конституционный Акт. Тогда надо бороться за сохранение ныне действующего Договора. Что мы и делаем.
Российский рубль станет единым платёжным средством при выполнении всех публично обнародованных мер, обеспечивающих интересы Беларуси и России. Еще раз хочу повторить, что введение российского рубля - верхний венец того дома, который мы строим. А верхний венец нельзя положить до тех пор, когда не будут положены на фундамент нижележащие венцы. Хочу еще раз подчеркнуть, что мы не против введения российского рубля как единого платежного средства, как сильного единого платежного средства, но мы хотели бы, чтобы были выполнены все те договоры и соглашения, прежде всего в экономической и социальной сферах, которые подписаны нами и россиянами. ”Белтрансгаз“ и все другие акционируемые предприятия открыты для российского капитала, но по реальной стоимости. Попытки давить на нас, требуя отдать наши объекты по бросовым ценам, да ещё увязывать это с состоянием белорусско-российских отношений, бесполезны и бесперспективны, более того, они очень вредные.
И, наконец, Союз может быть прочным и привлекательным для других, если
Уважаемые депутаты Палаты представителей, члены Совета Республики!
Ежегодное Послание Главы государства к Парламенту и белорусскому народу я рассматриваю в качестве одной из важнейших составляющих формирующейся в нашем молодом государстве политической традиции. Его предназначение состоит в осмыслении того, что сделано и что происходит в стране и мире. В прогнозе того, что произойдёт, определении главных задач, стоящих перед государством.
Думаю, правильно будет начать Послание с оценки положения Беларуси в общей системе международных отношений.
Международная и национальная безопасность
Время подтвердило верность высказанных в прошлом Послании прогнозов развития основных мировых тенденций. Доминирующей проблемой в сфере международных отношений остается борьба с терроризмом.
Безусловно, терроризм - это вызов современному миру, в равной степени угрожающий всем народам, в том числе и белорусскому.
Противостоять эффективно этой угрозе можно только единым фронтом государств. Беларусь исключительно ответственно относится к своей роли в общей антитеррористической системе. Наши правоохранительные органы активно и конструктивно сотрудничают с соответствующими структурами зарубежных государств по защите жизни и здоровья людей от террористических актов. Мировое сообщество и впредь может полагаться на Беларусь, как на надёжного партнёра в борьбе с этой исключительно опасной угрозой.
Но вместе с тем мы с сожалением вынуждены констатировать, что за прошедший год мир в решении этой проблемы вперёд не продвинулся.
Причин несколько. Важнейшая из них в том, что борьба, в основном, ведётся не с истоками терроризма, а с его отдельными проявлениями. И в том, что на место одного обезвреженного террориста заступают два новых, нет ничего удивительного: условия, порождающие терроризм (нищета, обездоленность, угнетение), не только не устраняются, но всё больше обостряются.
Несмотря на все разговоры, думаю, что сильные мира сего недооценивают степень опасности этой беды. Иначе они не стали бы использовать тему терроризма как повод для решения своих, сугубо говоря, ”шкурных“ вопросов. Вторжение в Ирак не сделало мир более безопасным и предсказуемым. Оно разъединило даже ближайших сотрудников и союзников Соединенных Штатов Америки.
Пора, наконец, осознать две простые истины. Во-первых, терроризм нельзя победить только силой оружия. А во-вторых, в борьбе с этим злом все члены мирового сообщества должны выступать сообща.
Беларусь, повторяю, делает и будет делать всё от неё зависящее в борьбе с этой ”чумой“ ХХI века. Но в геополитические игры под лозунгом борьбы с терроризмом вовлекаться не намерена. Мы должны думать о своей стране, своих людях, потому что за каждым решением политиков наступают последствия для народов. И, в конце концов, жизнь даже одного человека гораздо дороже миллионов тонн нефти.
Посмотрите, во что обошлось Испании участие в иракской авантюре. Да и многие государства нашего региона, с энтузиазмом пославшие войска в Ирак, чувствуют свою уязвимость до такой степени, что вынуждены принимать чрезвычайные меры безопасности.
Наш народ может быть уверен в том, что руководство страны и далее будет вести ответственную внешнюю политику, избегать шагов, которые могут навлечь беду на наш общий дом.
Но не всё зависит от нас.
Днями завершился очередной этап продвижения НАТО на Восток. Сегодня три государства из пяти, граничащих с Беларусью, являются участниками Организации Североатлантического договора. Это почти полторы тысячи километров нашей границы.
Мы честно и открыто с самого начала заявляли: для расширения сферы деятельности Североатлантического блока оснований нет. Мы этой точки придерживаемся вот уже 10 лет.
В ответ со всех сторон шли заверения о безобидности этого процесса. О том, что НАТО - чуть ли не благотворительная организация.
И что же в итоге? На территории новых стран-участниц разворачивается военная инфраструктура НАТО. Наша территория полностью ”простреливается“ средствами технической разведки. Да что там наша! Сегодня с учетом техники не только наша, но и российская территория до Кремля ”простреливается“ средствами разведки. Когда такое было? Воздушные границы патрулируются военно-воздушными силами блока.
Ясно, что Беларусь не располагает таким военным потенциалом, который сопоставим был бы с военной мощью блока НАТО. Но в мире есть пример государств нашего масштаба, преуспевших в создании эффективной системы обороны, способной нанести неприемлемый ущерб возможному агрессору.
Проводя в течение последних лет реформу Вооруженных Сил, мы неуклонно продвигаемся по пути создания армии, которая по выучке и вооружённости способна вести современную войну.
Следуя принципу ”держать порох сухим“, Беларусь и впредь намерена обеспечивать свою внешнюю безопасность за счёт политических инструментов. Ни с одним государством мира у нас нет споров и противоречий, которые угрожали бы интересам нашей страны.
Белорусским профессиональным оппозиционерам, если их можно так назвать, несмотря на все их старания, не удаётся натравить зарубежные государства на Беларусь. В столицах ведущих государств мира здравый смысл в отношении нашей страны преобладает. Объективный человек не может не видеть, что сегодня Беларусь - это фактор международной безопасности. Создавать в центре Европы зону нестабильности обойдётся себе дороже.
Событием, сопоставимым по масштабам с геополитическими сдвигами конца 80-х годов прошлого века, стало расширение Европейского союза. Разумеется, процесс создания единой Европы - дело сложное и противоречивое. Будут споры, демонстрации крестьян и многое другое. Но огромная махина, объединяющая 25 европейских стран с населением 450 миллионов человек, надеюсь, преодолеет эти болезни. Потому что есть воля к единению. Потому что осознают опасность существующим вызовам. Потому что хотят жить лучше.
Как в теоретическом, так и в практическом плане мы пока не осознали в полной мере значения для нас формирования Соединенных Штатов Европы с единой внешней и экономической политикой. Многие традиционные связи, наработки по сотрудничеству с каждой страной в отдельности уже не срабатывают. В национальных столицах внутри Евросоюза уже нет самостоятельной политики и самостоятельных решений принципиального характера, в том числе и по отношению к нашей стране.
Правительству необходимо системно проработать все аспекты наших взаимоотношений, прежде всего экономических с Евросоюзом, и предложить конкретный перечень мер по обеспечению национальных интересов. Наработанные с Польшей, странами Балтии и другими новыми членами Евросоюза экономические, культурные и другие связи надо сохранять и развивать.
Очевидно одно - с объединенной Европой мы должны иметь не просто хорошие, а очень хорошие отношения. Сегодня Евросоюз - наш ближайший сосед, а с соседями, как говорят в Беларуси, ”трэба жыць, як з раднёй, - у міры і згодзе“.
На фоне динамично развивающегося Евросоюза совершенно вялым, ”квёлым“ и безвольным выглядит наше Содружество Независимых Государств. Эта структура ещё дышит, но за год не решила ни одного серьёзного вопроса.
Позиция Беларуси остаётся неизменной: мы за сильное Содружество и действующую Организацию Договора коллективной безопасности.
Не встала на ноги так называемая ”четвёрка“. Формирование Единого экономического пространства так и не выходит из стадии бюрократических проработок. В связи с тем, что позиция Минска по этому вопросу толкуется по-разному, хотел бы официально чётко обозначить подход нашего государства: успех этого проекта исключительно выгоден Беларуси, и мы готовы к самым серьёзным решениям по передаче полномочий структуре, обеспечивающей функционирование Единого экономического пространства.
Этот проект будет успешным, если все участники ”четвёрки“, по примеру Евросоюза, признают обязательным для себя единый свод правил экономических взаимоотношений.
То, что сейчас происходит (эта статья соглашения мне выгодна - я соблюдаю, а другую - не признаю), - повторение худших традиций СНГ. Если договариваться, то только всем четверым вместе (Беларуси, Казахстану, России, Украине), без всяких оговорок и исключений. А устраивать интеграцию разных скоростей внутри Единого экономического пространства - это значит дурить наши братские народы. Этим пусть занимаются без нас. Такая была моя позиция. Я о ней вас информировал еще в начале этого пути по формированию Единого экономического пространства.
Год минувший был годом больших испытаний для Союза Беларуси и России.
Я исхожу из того, что союзное строительство не может продвигаться методом кулуарных договорённостей. Всё должно быть гласно, открыто и понятно людям. Думаю, будет уместным именно в Послании ещё раз обозначить нашу принципиальную позицию по этому жизненно важному вопросу.
Беларусь будет следовать духу и букве подписанных с Россией договоров. Мы против поправок, которые выхолащивают содержание действующих соглашений и превращают наш Союз Беларуси и России в подобие СНГ.
Принятие Конституционного Акта, тем более на референдуме, имеет смысл только в том случае, если этот Конституционный Акт обеспечит заметное продвижение вперёд в союзном строительстве. Прямо говоря, если Конституционный Акт будет содержать конституционные нормы и будет значительно сильнее, чем Договор, который ныне действует между Беларусью и Россией. Тогда есть смысл выходить на референдум с таким документом.
Если предлагается документ слабый, который выхолащивает основные положения ныне действующего Договора, более того, низводит этот Договор, зачем тогда референдум и такой Конституционный Акт. Тогда надо бороться за сохранение ныне действующего Договора. Что мы и делаем.
Российский рубль станет единым платёжным средством при выполнении всех публично обнародованных мер, обеспечивающих интересы Беларуси и России. Еще раз хочу повторить, что введение российского рубля - верхний венец того дома, который мы строим. А верхний венец нельзя положить до тех пор, когда не будут положены на фундамент нижележащие венцы. Хочу еще раз подчеркнуть, что мы не против введения российского рубля как единого платежного средства, как сильного единого платежного средства, но мы хотели бы, чтобы были выполнены все те договоры и соглашения, прежде всего в экономической и социальной сферах, которые подписаны нами и россиянами. ”Белтрансгаз“ и все другие акционируемые предприятия открыты для российского капитала, но по реальной стоимости. Попытки давить на нас, требуя отдать наши объекты по бросовым ценам, да ещё увязывать это с состоянием белорусско-российских отношений, бесполезны и бесперспективны, более того, они очень вредные.
И, наконец, Союз может быть прочным и привлекательным для других, если