Обращение с Посланием к белорусскому народу и Национальному cобранию
- 12
Дорогие соотечественники!
Уважаемые депутаты, члены Совета Республики!
Уважаемые приглашенные!
По сложившейся традиции и в соответствии с нашей Конституцией я обращаюсь к вам с ежегодным Посланием.
Надо признать, что ситуация в мире в последнее время меняется гораздо стремительнее, чем мы могли себе представить.
Ну кто мог вообразить, что в соседней с нами Украине будут падать бомбы и рваться снаряды. Что в Европе вновь запахнет большой войной и градус напряжения между великими державами возрастет до уровня холодной войны. И это уже никто не скрывает, в том числе и в этих великих державах.
Наша заслуга в том, что Беларусь остается островком мира, спокойствия и порядка.
К несчастью, кое-кто забыл уроки Великой Отечественной войны. Эти уроки мог забыть кто угодно, но только не белорусы. Та война стоила нам миллионов жизней, и потому, несмотря на время, мы твердо знаем и помним: нет на Земле ничего дороже, чем мир!
Сегодня перед нашим народом стоит задача сберечь величайшие ценности – мир, порядок и независимость Беларуси.
Слава богу, что сегодня судьба нашей страны решается не на фронтах, не на площадях. Наше будущее определяется в другой, мирной сфере – в экономике.
Но именно здесь нам приходится вести бои с крайне неблагоприятными внешними условиями, а также с собственными ленью, заблуждениями, безответственностью и непрофессионализмом.
От добросовестного труда каждого из нас, от точности и правильности решений власти сегодня зависит очень многое.
Не первый раз говорю: именно в экономике гарантия нашей независимости, залог мира и фундамент будущего. И именно экономика сегодня переживает не лучшие времена.
Мы не так давно ”успокоили“ ситуацию на валютном рынке. Но темпы роста экономики сократились. Многие наши предприятия загружены продукцией и не находят сбыта. Об этом не единожды сказано.
В обществе, в средствах массовой информации, простыми людьми все чаще обсуждаются острые вопросы.
Почему те обещания о средней зарплате в стране, которые власть публично давала людям, так и остались невыполненными?
Почему буксует наша промышленность, несмотря на значительную помощь государства и постоянное внимание на всех уровнях власти?
Но главное, люди ждут ответа на ключевой вопрос: что будет дальше?
Что будет с курсом рубля и ценами?
Что будет с рабочими местами как на госпредприятиях, так и в частном секторе?
Что нового предлагает власть в ответ на очевидные кризисные явления в нашей экономике и в экономике наших соседей?
Это сложные и часто неприятные вопросы. Легче всего было бы уйти от них и сделать вид, что ничего не происходит.
Но по-настоящему сильная политика всегда основана на искренности. Честное признание проблемы – это половина ее решения.
Мы всегда шли этим путем – путем прямого, откровенного разговора власти и народа. И впредь не будем отступать от этого правила. Никакого популизма, хоть и год, как я сказал, непростой, очень важный.
Экономика – основа развития государства
Причины возникшей сложной ситуации в экономике очевидны: санкции против главного нашего партнера, падение цен на нефть, девальвация российского рубля, сужение российского рынка. Все это привело к естественному и резкому падению сбыта продукции на рынках наших ключевых партнеров не только в Беларуси, но и в самой России, Украине и Казахстане, на всем постсоветском пространстве.
Нет продаж – нет выручки у предприятий. В результате меньше валюты, налогов, денег в бюджете. Отсюда невозможность повышать зарплату, сокращается занятость людей.
Эти внешние факторы нам неподвластны. Мы живем в глобальном мире, и у нас открытая экономика, от которой отгородиться невозможно. Проблемы соседей немедленно становятся нашими собственными. И это объективная сторона кризисных явлений.
Время, технический прогресс не стоят на месте. За последние двадцать лет мировая экономика радикально изменилась. На смену индустриальной экономике идет экономика знаний и услуг. Она уже стала основой в наиболее развитых государствах мира, таких как США, страны Европейского союза, Япония, Израиль и ”азиатские тигры“. Курс на ее строительство взял и Китай, по праву имеющий статус ”фабрики мира“.
Перед нами стоит ровно такая же задача. И, видимо, надо признать, что мы запаздываем с ее решением.
Есть и еще одна причина наших проблем. Качество и производительность труда. Они не всегда конкурентны.
Естественно, это лишь контурное, схематичное обозначение причин нынешней ситуации. Но оно крайне необходимо, так как ясное понимание истоков проблем позволяет быстрее найти пути их решения.
Давая четкие ответы на самые острые вопросы людей, сегодня мало сказать: мы удержим курс, сдержим цены и сохраним рабочие места. Гораздо важнее показать, как мы это сделаем.
В этой связи полагаю возможным и необходимым уже до конца года принять ряд важных решений в экономической политике, которые позволят обеспечить новые факторы роста. Я еще раз говорю: это предложение нисколько не опровергает и не отвергает то, что сделано, и то, что мы сегодня делаем. Просто к тому, что мы делаем, надо добавить следующее.
Во-первых, эффективное управление экономикой.
Главный принцип: каждый должен заниматься своим делом и давать результат. Правительство управляет экономикой в целом, министры – отраслями, губернаторы – регионами, директора – предприятиями.
Министерства должны заняться отраслевым регулированием: совершенствовать законодательство, разрабатывать технологические стандарты, обеспечивать благоприятные условия для ведения бизнеса, равные права для всех форм собственности.
Правительству необходимо внести пакет нормативных документов о разделении функций государства как собственника и регулятора, а также о системе управления предприятиями с учетом современного мирового опыта.
Директор – главное лицо, которое отвечает за предприятие. При этом я еще раз хочу подчеркнуть, что Правительство отвечает в целом за экономику. Но экономика делается прежде всего на предприятиях. Поэтому от конкретики на предприятии, от того, чтобы вникать каждый день в его работу, мы никуда не денемся. Поэтому, да, Правительство должно быть крупным, серьезным регулятором, который стратегию определяет и добивается реализации этой стратегии. Но каждый министр, член Правительства, вице-премьер и Премьер должны видеть предприятия, должны понимать, какие процессы происходят в трудовых коллективах, и, может быть, спрашивать с тогоже директора за решение тех или иных вопросов, если он их не решает.
Хочу напомнить: конкурентоспособность предприятий определяется эффективностью управления этими предприятиями. И если мы оперативно не усовершенствуем свою систему управления госактивами и предприятиями, то и дальше будем проигрывать в борьбе за рынки. И этот проигрыш будет только усугубляться. Все современные механизмы управления, которые используют наши конкуренты, должны быть внедрены и у нас. Сегодня необходимо ускорение информатизации экономики. Тем более что мы это можем делать. Современные информационные технологии – это не просто отрасль, это один из ключевых рычагов управления экономикой и обществом в целом. У нас быстро развивается сектор IT-индустрии. Буквально в последнее время Беларусь серьезно продвинулась в мировых рейтингах развития информационно-коммуникационных технологий. По этому показателю мы уже опережаем все страны постсоветского пространства и наших соседей. Только системный характер информатизации обеспечит ее дальнейший успех.
Отдельно хочу остановиться на такой теме, как банкротство, ликвидация бесперспективных предприятий.
Поддержка предприятия, которое объективно не нужно рынку и экономике, которое фактически изжило себя и не может существовать, – это прямое омертвление ресурсов, если мы, пытаясь его спасти, вваливаем туда деньги. Ликвидация отсталого предприятия не трагедия, а элементарный здравый смысл. Я бы даже не сказал – ликвидация, а перепрофилирование таким образом.
Предприятие оказывается ненужным не только потому, что там слабое руководство или нерадивый коллектив. Может устареть конкретный вид продукции, сузиться рынок или обнаружиться новое направление бизнеса, гораздо более выгодное по сравнению с прежним.
В этом случае выигрывает тот, кто первым сворачивает бесперспективное направление, борется за создание и создает новое направление на этом же предприятии с этим же трудовым коллективом.
Причем надо создать такие условия, чтобы рядом с закрывающимся предприятием возникло другое, более перспективное, с новыми рабочими местами и более высокой зарплатой. Это решит и проблемы занятости. И это будет только стабилизировать обстановку в трудовом коллективе и в нашей стране.
Быстрая реакция на изменившиеся условия – залог победы в конкурентной борьбе. Поручаю Правительству организовать работу по реструктуризации неплатежеспособных производств с привлечением инвесторов. Именно по той формуле, о которой я только что сказал.
Когда мы парализуем человека страхом совершения ошибки, мы гарантированно убиваем любой прогресс. Именно на свободе поиска решений, на праве риска основаны все успешные экономические модели как на Западе, так и на Востоке. Но при этом прошу не путать, как у нас некоторые, подбрасывая этот тезис, говорят о том, что у нас на предприятии директора ну так связаны, бедолаги, ну такие бедные, они боятся шаг ступить, потому что завтра кто-то придет, куда-то посадит. Ничего подобного. Тот, кто рискует и радеет о государстве, радеет за свое предприятие и трудовой коллектив, никогда не будет наказан. Мы всегда поддержим его, а ошибку поможем исправить.
Второе – совершенствование контроля за экономикой.
Для нового экономического рывка нужны инициатива, раскрепощенность, эмоциональный подъем, возможность идти на разумный риск, принимать оперативные решения.
Это не означает правовой нигилизм. Законы будут соблюдаться, и упор мы здесь главным образом сделаем на налоговую дисциплину. Мы значительно укрепим налоговую службу. И Правительство, и Министерство по налогам и сборам получили прямые указания, все контрольные службы – прямое указание: налоги, налоги и еще раз налоги. Заплатил налог и иди или отдыхай, или спи. Притом спокойно.
В следующем году мы вводим мораторий на рост количества и ставок налогов.
Одновременно уберем излишний контроль за экономикой, резко сократим дублирование проверок.
Надо ликвидировать ситуацию, когда правоохранительные и контролирующие органы, ”наблюдающие“ за каждым шагом директора, фактически берут на себя управление предприятием, при этом не несут никакой ответственности за его работу.
Необходимо сместить акценты контроля с текущей деятельности предприятия на конечные результаты – прибыль и рентабельность.
Поручаю Правительству, Администрации Президента, Госсекретариату и соответствующим специа