Доклад о перспективах развития национальной системы образования
- 1
Ломать сложившуюся систему образования в Беларуси нельзя, но совершенствовать ее необходимо. Об этом Президент Беларуси Александр Лукашенко заявил 1 февраля, заслушивая доклад о перспективах развития национальной системы образования.
"К вопросам образования мы обращаемся постоянно. Я просто хочу прежде всего сам убедиться, насколько реализуются наши решения в сфере образования. Если есть необходимость, подтолкнуть те реформы, которые идут. Хотя реформами мы никогда не занимались и заниматься в образовании не будем. Мы должны совершенствовать то, что имеем сегодня, и то, что получили вчера. Ломать ничего нельзя", - подчеркнул Александр Лукашенко.
В то же время Президент не исключил, что при совершенствовании системы образования в школах и вузах придется отказаться от некоторых аспектов. "Если мы понимаем, что от этого надо отказаться, это надо делать решительно. Самое главное в образовании, да и вообще (в экономике и других вопросах) - когда мы знаем, что надо делать, но из-за нашего махрового бюрократизма начинаем затягивать эти процессы. Тогда проходит время, и мы видим: то, что надо было делать вчера, уже неприемлемо для сегодняшнего и тем более завтрашнего дня. Получается, этап непройденный, и мы хватаемся за передовое, а под этим передовым нет фундамента, - заметил Глава государства. - Поэтому все надо делать постепенно, как говорят в народе, плавно. И двигаться от меньшего к большему, от простого к сложному. Так, мы договорились, будем действовать в образовании".
В связи с этим, напомнил Александр Лукашенко, он поручал усилить практико-ориентированную подготовку, сократить сроки обучения в вузах по многим дисциплинам, обновить учебные программы и учебники.
"Мы договорились о том, что, начиная со школьных программ и заканчивая вузовскими, где только возможно, поменяем эти программы, уберем все лишнее, оставим нужное. И критерием здесь будет наша жизнь, действительность, которая будет требовать от будущего специалиста тех или иных навыков, тех или иных знаний", - сказал Президент.
Глава государства обратил внимание, что ему приходится каждый день сталкиваться со школьными программами, поэтому он видит все недочеты. "Похоже, математиков одних только готовим. Давайте говорить откровенно, не хочу быть ретроградом: нам, наверное, меньше всего в стране нужно математиков. Понятия в математике (у школьников. - Прим.) должны быть, потому что мы в жизни всегда сталкиваемся с математикой. Но в великих математиках потребность меньше всего", - констатировал он.
Кроме того, убежден Александр Лукашенко, великих математиков много быть в принципе не может. Это, по его мнению, редкость. "А мы под эту редкость начинаем косить. В школе математику начинаем преподавать так, что отпугиваем детей от этой математики, от учебы, - заметил Президент. - Я не хочу, чтобы математики обиделись на мои рассуждения, я ничего плохого о них не сказал. Но еще раз повторяю: математик - это редкость. Давайте готовить математиков где-то на факультативе, но в основном - в вузе. А мы начинаем университетские программы перебрасывать в школу. Зачем вы это делаете?"
Он добавил, что есть и другие предметы, программы по которым выстроены неправильно. В пример Глава государства привел биологию, на которой чуть ли не половину учебного года могут подробно изучать червей. Хотя, если школьник не собирается становиться биологом, эти знания в жизни ему просто не пригодятся.
Александр Лукашенко рассказал и о своем отношении к учебникам, подчеркнув, что их также необходимо обновлять в соответствии с новыми программами. "Учебники - это икона, это святое. Я как педагог по образованию отношусь к учебнику, как к иконе, даже в современной жизни, когда книга не стала потребной, насущной для людей: интернет и прочее… Одно другое, правда, не исключает. Но для меня книга как была иконой, так и осталась. А учебник на порядок выше, чем обычная книга, даже самая ценная, - сказал Президент. - И нам с этих позиций надо было подойти к учебникам, прежде всего в школе".
Глава государства подчеркнул, что детей надо научить ценить учебники, а содержание и качество изданий должны быть на высшем уровне.
Такие же подходы должны применяться и к вузовским пособиям, обратил он внимание. "Но с вузом проще: студент должен сам уметь искать знания, начиная от учебников и заканчивая интернетом, какими-то монографиями, научными работами. Но все равно учебник - это основное, это книга, на основании которой студент ориентируется в материале", - резюмировал Александр Лукашенко.
Касаясь учебных программ, Александр Лукашенко также поставил задачу расширять трудовую подготовку в школах. По его мнению, трудовое обучение в старших классах не только позволяет школьникам приобрести профессиональные навыки, но готовит их к жизненным, бытовым ситуациям. Нынешнее же поколение с ними едва справляется, считает Президент.
"Вы посмотрите на наших ребят. Я не знаю, как они женятся. Почему их жены выгоняют из дома и семьи рушатся? Да потому что ничего делать не умеют! Он лампочку не может в люстру завернуть, элементарно починить чайник или кофеварку. Он не может понять, почему она не работает. Не знает, что такое рубанок, фуганок, стамеска, долото, молоток, топор и как работать ими, - отметил Глава государства. - Это же нас научили в школе. Почему же мы на это "забили" и так относимся к детям? Почему девчонка не знает, как поджарить яичницу, не может пришить пуговицу?"
Есть проблемы и с физическим воспитанием в школах, обратил внимание Александр Лукашенко. Он подчеркнул, что детям надо прививать здоровый образ жизни, обучать их различным видам спорта. Президент вспомнил, как в его школьные годы учителя относились к урокам физвоспитания: "Не дай бог ты не пришел и не освоил программу по лыжной подготовке, по игровым видам спорта, по легкой атлетике. Куда это делось?"
Также он раскритиковал введенный недавно в школах единый день информирования "Школа активного гражданина" (ШАГ). "Ваш этот ШАГ, который вы ввели, так называемая "Школа активного гражданина" - это отдельный разговор. Это должно пронизывать все курсы: от математики до гуманитарных дисциплин. Это надо преподавать на каждом уроке по каждому курсу, формируя гражданскую позицию человека, а не выделением какого-то отдельного курса - "Школа активного гражданина", - сказал Глава государства.
Александр Лукашенко отметил, что сам по себе этот проект вроде бы и неплохой. Но он засомневался, готовы ли учителя заниматься им. "Вы об этом подумали? И что, после того как вы придумали в Минобразования этот ШАГ, они будут преподавать на нем? Для этого у нас есть исторические дисциплины, есть литература и так далее. Там надо преподавать элементы этих ШАГов, семью надо задействовать и средства массовой информации, чтобы сформировать этого активного гражданина", - считает Президент.
Он также высказал ряд критических замечаний к другим курсам, в том числе по основам безопасности жизнедеятельности.
"Надуманность вместо того, чтобы развивать, продвигать то, что уже опробовано жизнью, и то, что нужно будет завтра", - подчеркнул Александр Лукашенко.
Ранее Глава государства поручал определиться с необходимым количеством обучаемых в высших учебных заведениях: вузы должны выпускать столько специалистов, сколько необходимо для развития экономики. Президент спросил, как выполняется это поручение, и пояснил, что оно не распространяется на экспорт образовательных услуг, который приносит стране немалые деньги.
"Система белорусского образования очень востребована. По-моему, 108 стран обучаются в Беларуси, около 25 тысяч человек. Это здорово, - отметил он. - А нам надо столько выпустить из вузов студентов, сколько нужно для нашей экономики и жизни".
Александр Лукашенко предупредил, что вопрос экспорта образовательных услуг держит всегда на контроле. Он рассказал о недавнем запросе на обучение зарубежных студентов в Гродно, белорусской стороне были готовы заплатить хорошие деньги. Однако вопрос застопорился: не хватало общежитий, чтобы разместить иностранных студентов. "Уже начали строить", - обратил внимание Президент.
Отдельно Глава государства остановился на особенностях обучения в бакалавриате и магистратуре. По его мнению, студент должен уходить из вуза уже полностью подготовленным специалистом, а не просто обладающим первоначальными знаниями и навыками. В магистратуру же, подчеркнул Александр Лукашенко, должны идти только те, кто планирует заниматься наукой или преподавательской деятельность, а не поступающие ради "корочки". "Я категорически запрещаю подобным образом строить систему образования. У нас есть нормальная система образования: человек окончил вуз, получил высшее образование - иди и работай. Я не против магистратуры, но туда должны идти самые способные и желающие дальше получать образование, заниматься наукой и преподаванием. И у нас такая традиция с советских времен, а может, еще и досоветских. И это хорошо. Как обстоят дела здесь? Я поручал проверить. Выполнено ли мое поручение?" - спросил Президент.
Если дело в зарплате педагогов, которая зависит от количества часов, то, по мнению Главы государства, необходимо просто увеличить им зарплату. "Пусть будет меньше часов, ставок, но деньги оставим те же, еще добавим. Но преподаватель не должен все время ходить за студентами. Половину рабочего дня он должен преподавать, а половину - заниматься самообразованием. В противном случае, какой он преподаватель", - считает Александр Лукашенко.
Что касается зарплат учителей, то, по его мнению, их уже вывели на приемлемый уровень, остальное в руках самих педагогов. "Школа имеет возможность доплатить. Учитель у нас уже за Br900 получает в среднем. Может, где-то надо молодежь поддержать, может, еще что-то. Смотрите, чтобы вы дошлифовали зарплату. Нельзя учителя обижать - это наша опора и основа. Без учителя ничего быть не может - ни сегодняшнего дня, ни завтрашнего", - заявил белорусский лидер.
Особое внимание Президент поручил уделить подготовке педагогических кадров. "Нет того контроля и того спроса, который был когда-то за преподаванием. Чтобы учитель шел и по-хорошему дрожал за то, чтобы прийти со знаниями и передать их ученикам", - констатировал он.
Глава государства подчеркнул, что необходимо ценить как школьных учителей, так и педагогов в вузах, сколько бы лет им ни было. Если они хотят и могут работать, приносят пользу университету, надо беречь таких специалистов и ни в коем случае не выгонять.
Александр Лукашенко также высказался о проблемных вопросах вузовской подготовки, отметив, что обучение должно быть более практико-ориентированным. "Порой образование ни к черту! Люди начинают не то что доучиваться на производстве (это естественно, жизнь меняет быстро), они переучиваться начинают. Мы переучиваем на производстве, если приходит человек. То есть в некоторых вузах работаем вхолостую. Это ненормально, мы отрываемся от жизни. Этого быть не должно", - убежден Президент.
Что касается частный вуз или государственный, он заметил, что это всего лишь форма собственности, а требования к ним предъявляются одинаковые. "Мы не против частных вузов, но они должны работать не хуже, чем государственные. Нужно соблюдать тот стандарт, который мы сегодня выработали и имеем в Беларуси", - сказал Глава государства.
У Президента также обсуждались вопросы проведения экзаменов после окончания школы, а также централизованного тестирования при поступлении в вузы. "Посмотрите, сколько мы, после того как ввели тестирование, сделали отступлений, нужных для жизни, чтобы не угробить талант. Не всегда только тестирования могут дать представление преподавателям, которые набирают в вузы абитуриентов, об их жизненном уровне, знаниях, способностях", - обратил внимание Александр Лукашенко.
О своем видении обозначенных проблем в системе образования Главе государства рассказали Глава Администрации Президента Наталья Кочанова, Министр образования Игорь Карпенко и представители учебных заведений. В их числе ректор Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники Вадим Богуш, ректор Академии управления при Президенте Беларуси Геннадий Пальчик, директор Национального института образования Валентина Гинчук и директор минской гимназии №10, председатель Ассоциации руководителей учреждений образования ОО "Белорусское педагогическое общество" Марина Ильина.
Александра Лукашенко проинформировали об обновлении школьных учебных программ и подготовке новых учебников, трудовом обучении старшеклассников, подготовке специалистов с высшим образованием, реализации направлений государственной молодежной политики, экспорте услуг в сфере образования и заработной плате педагогов.