Участие в комплексном оперативно–тактическом учении "Щит Отечества–2004"
- 7
Учение «Щит Отечества–2004» продемонстрировало способность белорусской армии, войск и воинских формирований республики надежно защищать суверенитет и территориальную целостность государства. Все поставленные цели достигнуты. Такую оценку Главнокомандующий Вооруженными Силами, Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко дал комплексному оперативно–тактическому учению. Органы управления войсками, части и подразделения Вооруженных Сил, пограничных войск, МВД, МЧС и территориальных войск успешно выполнили поставленные задачи. Все участники учения, в том числе призванные из запаса, показали добросовестное отношение к исполнению воинского долга, заявил белорусский лидер.
Александр Лукашенко принял участие в комплексном оперативно–тактическом учении «Щит Отечества–2004» 2 октября, на завершающей стадии мероприятия. Как и в предыдущие годы, учение носило исключительно оборонительный характер. Но, что характерно, была особенно усилена его составляющая, касающаяся защиты гражданского населения от негативных последствий военных действий и терактов, а также их упреждения.
Главная цель учения в этом году — оценить предпринимаемые меры по обеспечению обороны государства, проверить эффективность создаваемой системы военной безопасности Беларуси, уровень боевой и мобилизационной готовности органов военного управления, соединений и воинских частей. Впервые совместно с подразделениями Вооруженных Сил Российской Федерации отрабатывались вопросы подготовки военнослужащих Беларуси к деятельности по поддержанию международного мира и безопасности.
В первой половине дня Президент ознакомился с системой управления и составом Совета обороны Минской области, его способностью обеспечить координацию мер по защите территории и мирного населения. Как было доложено Главнокомандующему Вооруженными Силами страны, в соответствии с указаниями Президента в Беларуси создана нормативно–правовая база территориальной обороны.
Затем Главе государства были продемонстрированы действия подразделений МЧС по ликвидации последствий террористического акта. В присутствии Президента отработаны действия по эвакуации мирного населения из опасной зоны, ликвидации последствий радиационного заражения местности.
Далее Президент ознакомился с организацией приема эвакуированного населения из предполагаемых районов боевых действий. Важным компонентом учения явилась отработка совместных действий территориальных войск и милиции по поддержанию порядка в условиях военного положения, в том числе и по пресечению мародерства.
Также были продемонстрированы действия по охране и обороне важного объекта, в частности, по отражению диверсии на электростанции.
На полигоне «Борисовский» были развернуты подразделения белорусских и российских вооруженных сил, проводивших «миротворческую операцию». Глава государства ознакомился с оборудованием лагеря для беженцев и организацией жизнедеятельности в нем. Президент также осмотрел лагерь миротворцев.
Следующим этапом учений стала операция по блокированию и уничтожению «незаконного вооруженного формирования». Примечательно, что в ходе операции впервые за последние 10 лет была осуществлена высадка парашютного десанта с военно–транспортного самолета Ил–76.
Важной частью программы учений стала демонстрация Президенту новых и модернизированных образцов военной техники, не имеющих аналогов в мире. Особый интерес вызвала демонстрация применения модернизированных самолета Су–27 и вертолета Ми–8, выполнивших в ночных условиях сложные задания по ведению боевых действий.
Как подчеркнул Александр Лукашенко, в сжатые сроки, буквально за год–два, продемонстрированные образцы «были воссозданы, созданы, а по некоторым направлениям на основании новейших технологий соответствующая техника была модернизирована».
Президент с сожалением констатировал, что до сих пор война остается средством разрешения противоречий в современном мире. «Именно поэтому совершенствование военной организации государства составляет приоритетную сферу деятельности руководства страны», — сказал Александр Лукашенко. По его мнению, проведенные в прошлом учения «Неман–2001», «Березина–2002», «Чистое небо–2003» подтвердили правильность выбранных направлений военного строительства.
По словам белорусского лидера, в контексте современной международной обстановки нынешние учения вписываются в реализацию стратегии сдерживания, а, значит, служат решению таких задач, как предотвращение вооруженных столкновений, возможных диверсий и провокаций. На фоне войн, конфликтов, терактов, периодически происходящих в различных частях света, в Беларуси сохранены мир и стабильность, согласие и спокойствие. Это является свидетельством взвешенности и последовательности внутренней и внешней политики нашей республики, основа которой — интересы безопасности народа и миролюбия.
Президент подчеркнул, что Беларусь последовательно проводит миролюбивую политику в строгом соответствии с Конституцией, Концепцией национальной безопасности, Военной доктриной, а также международными обязательствами в сфере обеспечения военной безопасности.
«Без Беларуси, а значит, и без наших Вооруженных Сил не может быть обеспечена безопасность в центре Европы. Эта аксиома, от которой нельзя отмахнуться», — сказал Александр Лукашенко. Глава государства напомнил, что именно наша республика первой выступила с идеей создания безъядерного пояса в регионе от Балтийского до Черного моря.
Беларусь, понесшая наибольшие потери во второй мировой войне, имеет право на свою оценку происходящего. «У нас четкая позиция: нет сегодня ни предпосылок, ни оснований для наращивания военной мощи НАТО в центре Европы. Но, тем не менее, это происходит. Более того, реализуются планы передислокации войск блока, в том числе и к нашим границам. Мы не можем этого не замечать, тем более не учитывать», — считает Президент.
Глава государства заявил, что Беларусь рассматривает международный терроризм как одну из самых серьезных угроз международной безопасности и полностью поддерживает усилия мирового сообщества, предпринимаемые в целях его искоренения. Но любые шаги, призванные предотвращать распространение терроризма, других современных угроз и вызовов, не должны подрывать доверия мирового сообщества к сложившимся формам и методам работы в рамках уже существующих структур международной безопасности, считает он. Недопустимо, чтобы под предлогом борьбы с терроризмом развязывались агрессивные войны против суверенных стран.
Подводя итоги учения, Александр Лукашенко отметил, что в результате получен большой научно–исследовательский материал для дальнейшего успешного решения вопросов взаимодействия между структурными элементами военной организации государства, подготовки наших военнослужащих к деятельности по поддержанию международного мира и безопасности.
«Мирное небо над головой наших граждан, стабильность, согласие и спокойствие — вот главное условие благополучия народа и государства. У руководства страны есть воля и все необходимое для сохранения достигнутой в обществе стабильности и мира. Этому способствует богатейший интеллектуальный потенциал республики», — подчеркнул Александр Лукашенко.
Президент вручил награды 24 военнослужащим — от рядового до генерала, наиболее отличившимся в ходе нынешнего учения. После торжественной церемонии состоялся смотр войск, принимавших участие в комплексном оперативно–тактическом учении «Щит Отчества–2004».
В рамках учения Глава государства ответил на вопросы представителей белорусских и российских средств массовой информации:
– Александр Григорьевич, Вы ежегодно принимаете «экзамен» у белорусских Вооруженных Сил. Если сравнивать с первыми учениями, прошедшими в суверенной Беларуси, и нынешними, то каков, по Вашей оценке, профессиональный рост белорусских военных?
–«Учения есть учения. Если бы их не было вообще, не было бы армии. Каждый год тематика учений различна. Сегодня мы смотрели действия войск в разных ситуациях: оборона объектов, эвакуация населения, дезактивация территории после радиационного загрязнения, действия миротворческих сил. Каждый год разная тематика, но войска действуют, как всегда, отлично. Молодцы. Хотя были ситуации, которые ни военные, ни подразделения других силовых ведомств не ожидали. Но даже если мы «выводили» из строя генералов, которые должны были командовать учениями, то в течение трех часов они были замещены. Это радует».
–Какова была общая цель учений?
–«Самая общая цель учения — надо быть готовым ко всему. Всякое может быть. Мы находимся на острие нашего белорусско–российского Отечества, если можно так сказать, на острие нашего того большого Советского Союза, если брать территорию. К сожалению, мы всегда первыми сталкивались с противоправными агрессивными действиями. Думаю, что и сейчас может так произойти, если, не дай Господь, это случится.
Мы в открытую говорили на заседании Совета Безопасности о том, что нас не может не беспокоить — то же самое и Российскую Федерацию, мы тоже видим это понимание военным руководством России — движение НАТО ближе к границам РФ, создание военных баз рядом с нашими границами. Встает вопрос: зачем? На этот вопрос надо отвечать. Но отвечать никто не хочет.
Поэтому мы каждый год проводим плановые учения, но они привязываются к реальной ситуации, которая складывается вокруг нас. Это не значит, что мы будем воевать. Сейчас никто не рискнет воевать против объединенной группировки Беларуси и России, потому что она достаточно боеспособна.
Но мы должны быть готовы ко всему: и к миротворческим операциям, и к обороне наших объектов, и к эвакуации населения, и к вооруженной защите нашей территории и граждан».
–Вы поставили задачу глубокой модернизации Вооруженных Сил в течение пяти лет. Какие конкретные мероприятия предусматриваются этой программой, и какую роль в ней должен сыграть отечественный военно–промышленный комплекс?
–«В предстоящие пять лет, я думаю, мы закончим модернизацию. Реформирование наших Вооруженных Сил началось не сегодня и не вчера. Фактически мы заканчиваем эту реформу. У нас будет компактная боеспособная армия. Части других ведомств полностью приспособлены к нынешним условиям, допустим — КГБ, МВД, МЧС, пограничные войска. Они полностью адаптированы, там нечего реформировать. Если нужно, мы на определенных направлениях насыщаем их новым вооружением, насколько мы сегодня можем.
Армию мы структурно перестроили. Мы создали в нужном месте столько боевых подразделений и баз, сколько нам надо сейчас и на случай развертывания военной агрессии против нас. Мы создали территориальную оборону и территориальные войска, советы обороны территорий. Они полностью оснащены материальными, людскими ресурсами, средствами связи. Сейчас стоит задача — обратиться более плотно к вооружениям. В настоящее время продолжается этап модернизации наших вооружений. Мы уже научились модернизировать все, даже самолеты, вертолеты. Поэтому за пять лет мы хотели бы модернизировать все наши части и подразделения, особенно те, которые оснащены сложной военной техникой. И мы многое можем сделать сами. Для этого был создан Военно–промышленный комитет, объединены предприятия, которые принадлежали разным ведомствам. Сделали мы это не только для того, чтобы предприятия работали — они уже все работают. Нам надо собрать все идеи и нацелить в то русло, которое нужно для нашей армии. И вместе с Российской Федерацией мы таким образом попытаемся воссоздать тот военно–промышленный комплекс, как это было в советские времена.
Если Российская Федерация на это пойдет, будет гораздо проще. Если у России нет такой задачи, то нам многое придется совершенствовать и модернизировать на месте. Это дешевле, чем закупать новое вооружение. И мы в этом уже убедились на примере модернизации самолетов, вертолетов, бронетехники и так далее. Этот путь уже опробован во всем мире.
Поэтому за пять лет мы модернизируем наши Вооруженные Силы, прежде всего, ПВО и ВВС».
–В чем была потребность в отработке миротворческого компонента? Были ли какие–то приглашения белорусских военных в выполнении такой миссии? Видите ли Вы ситуацию, при которой этот опыт был бы востребован?
–«На всякий случай, прежде всего. Мы должны уметь все. Белорусы — люди умные, подготовленные, так же как и россияне. Поэтому на всякий случай мы должны уметь делать это.
Что касается приглашений, то, конечно же, здесь проблем нет. Нас приглашали и приглашают до сих пор в любой регион для того, чтобы нести службу по поддержанию мира.
Во–вторых, у нас принята законодательная база, на основании которой мы должны уметь это делать.
Пока не стоит вопрос о том, что мы будем участвовать в каких–то миротворческих операциях, хотя это и экономически, и финансово, и в плане подготовки очень выгодное дело. Но пока, например, хоть я должен принимать такие решения, я не собираюсь их принимать.
Всякое может быть. Может, нам в России и Беларуси надо будет заниматься такими операциями. Может быть, где–то вблизи наших границ. И мы должны уметь это делать. Хотя, я думаю, что в Беларуси, на нашей территории, нам это не пригодится. Я просто убежден в этом».
–Недавно Вы заявили о необходимости укрепления совместной региональной белорусско–российской группировки войск. Какие шаги в ближайшее время будут предприниматься в этом направлении?
–«Я не могу полностью раскрыть все, что знаю и что мы делаем в этом направлении. Но должен сказать: уже не только с нашей белорусской стороны есть предложения в плане укрепления этой совместной группировки. Но, наконец–то, и со стороны Российской Федерации появились очень сильные, существенные предложения по укреплению белорусско–российской группировки на этом направлении.
Я уже говорил, что ядром этой группировки является белорусская армия. В случае конфликта она укрепляется со стороны Российской Федерации. Так вот это ядро сегодня абсолютно боеспособно и находится на высочайшем уровне. Сегодня никто из окружения не может сравниться с боеготовностью этого белорусско–российского ядра, которым является наша белорусская армия.
Думаю, придет время, и мы расскажем вам о конкретных мерах. Они, конечно же, будут предприняты по всем направлениям обороны и по всем видам войск и вооружению. Уже есть соответствующие планы».
–В ОДКБ входят не все страны СНГ. Как Вы лично оцениваете полезность участия Беларуси в Договоре Организации о коллективной безопасности?
–«Любое объединение и любые контакты полезны. Во–первых, мы демонстрируем тем, кто хотел бы «погреть» на этом руки — или у нас, или в России, что мы не одни. Но если откровенно говорить, то мы больше ценим и пытаемся сохранить наше белорусско–российское единство на базе нашей общей группировки. Здесь, прежде всего, наш интерес.
Нас пригласили в ОДКБ, и мы там честно и принципиально выполняем свои функции. Как вы понимаете, Россия, Беларусь прикрывают пространство ОДКБ с Запада. А Казахстан, Россия, Кыргызстан и другие республики — на Юге. Там мы мало принимаем участие, так же как и они на западном направлении меньше участвуют — нет такой необходимости.
У нас нет таких «горячих точек», как, допустим, в Армении и Азербайджане. Это в зоне ответственности ОДКБ, и Армения является членом ОДКБ. Поэтому я сразу заявил о том, что мы никак не будем участвовать в тех операциях, нет пока такой необходимости.
Но это очень важно, что мы участвуем в такой организации, что она есть, ну, пусть, на всякий случай. Организация, к которой, если ситуация сложится так, могут прийти и другие государства, не входящие сегодня в эту военно–политическую группировку».