Транспорт и логистика

Географическое положение Республики Беларусь предопределило ее роль в качестве важной транзитной страны в Восточной Европе.

Беларусь находится на перекрестке основных транспортных маршрутов и связывает государства Западной Европы со странами Востока, а также регионы Черноморского побережья с регионом Балтийского моря.

По итогам 2020 года доля транспортной отрасли в валовом внутреннем продукте Республики Беларусь составила 5,1%. Транспортные услуги формируют почти 42% общего объема экспорта услуг страны и более 50% сальдо внешней торговли услугами. За 2020 год экспорт транспортных услуг составил $3,7 млрд, положительное сальдо внешней торговли транспортных услуг - $1,8 млрд.

В сфере транспортного комплекса Республики Беларусь по состоянию на 1 января 2021 года функционирует 10,9 тыс. организаций различных форм собственности и около 36 тыс. индивидуальных предпринимателей.

С начала текущей пятилетки до 2019 года было обеспечено опережающее развитие транспорта по отношению к росту национальной экономики в целом - темп роста валовой добавленной стоимости транспортной деятельности за период составил 108,9%. Улучшены показатели транспортной работы: грузооборот автомобильного, железнодорожного, воздушного и водного транспорта возрос на 9% к уровню 2015 года.

При этом отмечается перераспределение транспортной мобильности населения в пользу воздушного транспорта: доля авиаперевозок в 2020 году составила около 16% от общего пассажирооборота республики.

В Национальном аэропорту Минск в декабре 2019 года был обслужен 5-миллионный пассажир.

Для обеспечения повышения качества обслуживания, эффективности работы и безопасности реализуется ряд инфраструктурных проектов.

В 2019 году завершена реконструкция автомобильной дороги Р80 Слобода - Паперня; автомобильной дороги М6 Минск - Гродно - граница Республики Польша (Брузги); моста через р.Мухавец на автомобильной дороге М1/Е 30. Осуществлено строительство подъездной автомобильной дороги к мультимодальному промышленно-логистическому комплекту "Болбасово".

Введена в эксплуатацию вторая искусственная взлетно-посадочная полоса в Национальном аэропорту Минск. Продолжается работа по электрификации железнодорожных путей и обновлению подвижного состава Белорусской железной дороги. В области водного транспорта основные работы сконцентрированы на участке международного водного пути Е40, реконструкции судоходных сооружений Днепро-Бугского канала.

Развитие транспортной отрасли тесно связано с развитием логистической системы Республики Беларусь. В настоящее время в стране действуют 58 логистических центров различной функциональности.

Эффективно развиваются перевозки контейнерными поездами через территорию Республики Беларусь в сообщении Китай - Европа - Китай, инфраструктура грузовых терминалов Белорусской железной дороги, расположенных на белорусско-польской границе, открыт Центр управления перевозками.

В активной проработке проект создания на территории индустриального парка "Великий камень" крупного регионального логистического центра.

В настоящее время на территории парка функционирует первая очередь логистического комплекса общей площадью 50 тыс. кв.м с технологическими площадками для погрузочно-разгрузочных работ и контейнерным терминалом.

Следующим этапом является строительство бимодального грузового терминала площадью 800 тыс. кв.м с участием управляющей компании крупнейшего речного порта Европы "Дуйсбург Хафен", логистического оператора "Чайна Мерчантс Групп", Белорусской железной дороги и "Хупак Интермодал СА" (Швейцария). Строительство терминала позволит нарастить транспортные потоки через Беларусь

В транспортной сфере продолжается работа по совершенствованию действующих технологических процессов и повышению уровня их автоматизации и цифровизации. В 2019 году Республика Беларусь присоединилась к Конвенции о договоре международной перевозки грузов, касающейся электронной накладной.