Транспорт и логистика

Географическое положение Республики Беларусь предопределило ее роль в качестве важной транзитной страны в Восточной Европе.

Беларусь находится на перекрестке основных транспортных маршрутов и связывает государства Западной Европы со странами Востока, а также регионы Черноморского побережья с регионом Балтийского моря.

По оценке за 2021 год доля транспортной отрасли в валовом внутреннем продукте Республики Беларусь составила 5,1%. Транспортные услуги формируют почти 43% общего объема экспорта услуг страны и около 41% сальдо внешней торговли услугами. За 2021 год экспорт транспортных услуг составил $4,4 млрд, положительное сальдо внешней торговли транспортными услугами - $1,8 млрд.

В сфере транспортного комплекса Республики Беларусь по состоянию на 1 января 2022 года функционирует 10,8 тыс. организаций различных форм собственности и более 37 тыс. индивидуальных предпринимателей.

 

В 2021 году всеми видами пассажирского транспорта (включая таксомоторный) перевезено около 1591,6 млн. человек.

При этом отмечается перераспределение транспортной мобильности населения в пользу воздушного транспорта: доля авиаперевозок в 2021 году составила более 22% от общего пассажирооборота республики.

В Национальном аэропорту Минск в 2021 году обслужено 1,9 млн пассажиров.

Для обеспечения повышения качества обслуживания, эффективности работы и безопасности реализуется ряд инфраструктурных проектов.

В 2019 году завершена реконструкция автомобильной дороги Р80 Слобода - Паперня; автомобильной дороги М6 Минск - Гродно - граница Республики Польша (Брузги); моста через р.Мухавец на автомобильной дороге М1/Е 30. Осуществлено строительство подъездной автомобильной дороги к мультимодальному промышленно-логистическому комплекту "Болбасово".

Введена в эксплуатацию вторая искусственная взлетно-посадочная полоса в Национальном аэропорту Минск. Продолжается работа по электрификации железнодорожных путей и обновлению подвижного состава Белорусской железной дороги. В области водного транспорта основные работы сконцентрированы на участке международного водного пути Е40, реконструкции судоходных сооружений Днепро-Бугского канала.

Развитие транспортной отрасли тесно связано с развитием логистической системы Республики Беларусь. На начало 2022 года в стране действовал 61 логистический центр различной функциональности.

Эффективно развиваются перевозки контейнерными поездами через территорию Республики Беларусь в сообщении Китай - Европа - Китай, инфраструктура грузовых терминалов Белорусской железной дороги, расположенных на белорусско-польской границе, открыт Центр управления перевозками.

В активной проработке проект создания на территории индустриального парка "Великий камень" крупного регионального логистического центра.

В настоящее время на территории парка функционирует первая очередь логистического комплекса общей площадью 50 тыс. кв.м с технологическими площадками для погрузочно-разгрузочных работ и контейнерным терминалом.

Следующим этапом является строительство бимодального грузового терминала площадью 800 тыс. кв.м с участием управляющей компании крупнейшего речного порта Европы "Дуйсбург Хафен", логистического оператора "Чайна Мерчантс Групп", Белорусской железной дороги и "Хупак Интермодал СА" (Швейцария). Строительство терминала позволит нарастить транспортные потоки через Беларусь

В транспортной сфере продолжается работа по совершенствованию действующих технологических процессов и повышению уровня их автоматизации и цифровизации. В 2019 году Республика Беларусь присоединилась к Конвенции о договоре международной перевозки грузов, касающейся электронной накладной.