Транспорт и логистика
Географическое положение Республики Беларусь предопределило ее роль в качестве важной транзитной страны в Восточной Европе.
По предварительной оценке за 2024 год доля транспортной отрасли в валовом внутреннем продукте Республики Беларусь составила 4,9%. Транспортные услуги формируют более 40% общего объема экспорта услуг страны.
В сфере транспортного комплекса Республики Беларусь по состоянию на 1 января 2025 года функционирует 12 тыс. организаций различных форм собственности и более 36 тыс. индивидуальных предпринимателей. В транспортной отрасли работает 267,2 тыс. человек.
В 2024 году всеми видами пассажирского транспорта перевезено 1723 млн человек.
В транспортной отрасли для повышения качества обслуживания пассажиров и обеспечения безопасности реализуется ряд инфраструктурных проектов.
В 2024 году выполнена реконструкция значимых объектов дорожной инфраструктуры:
- участок автодороги Р-46 Лепель - Полоцк - граница Российской Федерации (Юховичи);
- участок автодороги М-3 Минск - Витебск;
- подъезд к городу Лида от автодороги М-11/Е 85;
- участок автодороги Р-53 Слобода - Новосады.
В 2024 году отремонтировано 5,3 тыс. км дорог республиканского и местного значения, а также 6,4 тыс. погонных метров мостовых сооружений на них (121 единица).
Динамично развиваются контейнерные железнодорожные перевозки грузов, в том числе в сообщении Беларусь - Китай. По итогам 2024 года общий объем таких перевозок составил 1,6 млн контейнеров в ДФЭ, или 156,5% к уровню 2023 года.
Международные автомобильные перевозки грузов с использованием разрешений в настоящее время выполняются белорусскими перевозчиками по территории 14 иностранных государств. Минтранс Беларуси ведет целенаправленную работу с другими странами с целью упразднения действующей разрешительной системы в сфере международных автоперевозок грузов, в том числе с государствами - участниками инициативы "Один пояс - один путь".
В области пассажирских перевозок 25 января 2024 года принят Указ № 32 "Об автомобильных перевозках пассажиров". Нормы документа направлены на обеспечение безопасности автомобильных перевозок, создание условий для добросовестной конкуренции на рынке и повышение качества услуг. В созданный в стране реестр включаются сведения о перевозчиках, транспортных средствах, водителях, диспетчерах перевозок в нерегулярном сообщении, в том числе диспетчерах такси.
В 2024 году в рамках реализации пилотного проекта в городе Шклове и Шкловском районе Могилевской области на электрический транспорт переведены все маршруты, обслуживающие пассажиров в регулярном сообщении.
В области гражданской авиации в 2024 году подписаны соглашения о воздушном сообщении с Республикой Сейшельские Острова, Королевством Саудовская Аравия, меморандумы о взаимопонимании с авиационными администрациями Социалистической Республики Вьетнам и Государства Кувейт.
В 2024 году национальным авиаперевозчиком "Белавиа" регулярные рейсы выполнялись из Национального аэропорта Минск, а также областных аэропортов Гомель и Брест в 20 аэропортов 11 государств мира.
В отрасли продолжается работа по обновлению подвижного состава. В 2024 году приобретено более 2,7 тыс. единиц грузового железнодорожного подвижного состава, порядка 660 единиц автомобильного и городского электрического пассажирского транспорта общего пользования.
В настоящее время на территории парка функционирует первая очередь логистического комплекса общей площадью более 40 тыс. кв.м с технологическими площадками для погрузочно-разгрузочных работ и контейнерным терминалом.
Следующим этапом станет строительство бимодального грузового терминала площадью 800 тыс. кв.м с участием управляющей компании крупнейшего речного порта Европы "Дуйсбург Хафен", логистического оператора "Чайна Мерчантс Групп" и "Хупак Интермодал СА" (Швейцария). Строительство терминала позволит нарастить транспортные потоки через Беларусь. Ввод объекта в эксплуатацию запланирован на первое полугодие 2026 года.
В транспортной сфере продолжается работа по совершенствованию действующих технологических процессов и повышению уровня их автоматизации и цифровизации.