Транспорт и логистика

Географическое положение Республики Беларусь предопределило ее роль в качестве важной транзитной страны в Восточной Европе.

Беларусь находится на перекрестке основных транспортных маршрутов и связывает государства Западной Европы со странами Востока, а также регионы Черноморского побережья с регионом Балтийского моря.

По предварительной оценке за 2022 год доля транспортной отрасли в валовом внутреннем продукте Республики Беларусь составила 5%. Транспортные услуги формируют более 40% общего объема экспорта услуг страны.

В сфере транспортного комплекса Республики Беларусь по состоянию на 1 января 2023 года функционирует около 11,2 тыс. организаций различных форм собственности и более 36 тыс. индивидуальных предпринимателей.

 

В 2022 году всеми видами пассажирского транспорта перевезено более 1568,3 млн человек.

В Национальном аэропорту Минск в 2022 году обслужено 2,1 млн пассажиров.

Для обеспечения повышения качества обслуживания, эффективности работы и безопасности реализуется ряд инфраструктурных проектов.

За 2021-2022 годы выполнена реконструкция таких значимых для страны объектов дорожной инфраструктуры как:

  • автодорога Р-23 Минск-Микашевичи от Солигорска до Слуцка;
  • автодорога Р-53 от Минска до Смолевич, реконструкция которой продолжается в сторону Борисова;
  • мост через р. Западная Двина на подъезде к г. Новополоцку.
  • Возведены Юго-западный обход г. Могилева и обход г.п. Мир.

Введена в эксплуатацию вторая искусственная взлетно-посадочная полоса в Национальном аэропорту Минск. Продолжается работа по модернизации железнодорожной инфраструктуры и обновлению подвижного состава Белорусской железной дороги. В области водного транспорта основные работы сконцентрированы на участке международного водного пути Е40, реконструкции судоходных сооружений Днепро-Бугского канала.

Эффективно развиваются перевозки контейнерными поездами через территорию Республики Беларусь в сообщении Китай - Европа – Китай.

В активной проработке проект создания на территории индустриального парка "Великий камень" крупного регионального логистического центра.

В настоящее время на территории парка функционирует первая очередь логистического комплекса общей площадью 50 тыс. кв.м с технологическими площадками для погрузочно-разгрузочных работ и контейнерным терминалом.

Следующим этапом является строительство бимодального грузового терминала площадью 800 тыс. кв.м с участием управляющей компании крупнейшего речного порта Европы "Дуйсбург Хафен", логистического оператора "Чайна Мерчантс Групп" и "Хупак Интермодал СА" (Швейцария). Строительство терминала позволит нарастить транспортные потоки через Беларусь

В транспортной сфере продолжается работа по совершенствованию действующих технологических процессов и повышению уровня их автоматизации и цифровизации.

18 августа 2023 г. в Москве в рамках выполнения мероприятий Союзной программы по унификации регулирования транспортного рынка подписано Соглашение о международных автомобильных перевозках. Реализация подписанного Соглашения позволит выполнять каботажные автомобильные перевозки грузов по территории России при выполнении определенных Соглашением условий, а также к 1 января 2030 года поэтапно перейти к полной безразрешительной системе на осуществление международных автомобильных перевозок грузов. Данный шаг сделает для белорусских перевозчиков доступным емкий внутренний российский рынок перевозок грузов.