Дошкольное и общее среднее образование

Дошкольное образование

Дошкольное образование

В Беларуси хорошо развита система дошкольного образования. И хотя оно не является обязательным, большинство детей, прежде чем пойти в школу, посещают учреждения дошкольного образования.

В 2020/2021 учебном году функционирует 3799 учреждений дошкольного образования (из них 14 - частной формы собственности), в которых насчитывается более 424,1 тыс. воспитанников. В 2019 году созданы дополнительные места для 6,6 тыс. детей раннего и дошкольного возраста.

Укреплены лидирующие позиции среди государств - участников СНГ по охвату детей в возрасте от 1 года до 6 лет, посещающих учреждения дошкольного образования. В 2019 году он составил 84,5%, а детей от 3 до 6 лет - 98,7%.

Сохраняется достигнутый в предыдущие годы 100%-ный охват детей пятилетнего возраста подготовкой к обучению на I ступени общего среднего образования.

Общее среднее образование

Общее среднее образование

Обучение детей в Беларуси начинается с 6 лет. Общее среднее образование предусматривает три ступени: начальное, общее базовое и среднее. Курс базовой школы рассчитан на 9 лет, средней - на 11 лет. Получив базовое образование, молодые люди имеют возможность продолжить обучение не только в X-XI классах своей школы или гимназии, но и в колледжах, лицеях и профессионально-технических училищах, где одновременно получают среднее образование и профессиональную подготовку. Аттестат об общем среднем или среднем специальном образовании является основным документом, дающим право на поступление в учреждения высшего образования.

В 2020/2021 учебном году функционирует 2989 государственных учреждения общего среднего образования и 20 - частной формы собственности. Количество учащихся в них составляет 1,1 млн.

С 2002 года внедрена 10‑балльная система оценки результатов учебной деятельности.

Среди последних тенденций системы общего среднего образования - введение профильного обучения в старшей школе.

Функционируют классы профессиональной направленности, учащиеся которых, кроме предметов на повышенном уровне, обязательно посещают факультативные занятия по таким направлениям, как педагогическое ("Введение в педагогическую профессию"), аграрное ("Введение в аграрные профессии"), спортивно-педагогическое ("Введение в спортивно-педагогические профессии").

В учреждениях общего среднего образования для учащихся X-XI классов, изучающих все учебные предметы на базовом уровне, введен предмет "Трудовое обучение". Он реализует образовательную программу профессиональной подготовки рабочих (служащих). Основной целью трудового обучения учащихся III ступени общего среднего образования является предоставление им возможности получить профессиональные умения и навыки, освоить определенную профессию.

В образовательный процесс общего среднего образования прочно вошли современные информационные технологии. Идет формирование облачной информационно-образовательной среды, содержащей качественные ресурсы и услуги и базирующейся на современных технических средствах информации.

Белорусские учащиеся на международных предметных олимпиадах среди школьников с 2014 по 2019 год завоевали 265 медалей (24 золотые, 107 серебряных и 134 бронзовые).

Республика Беларусь впервые участвовала в тестировании PISA. В исследовании PISA-2018 в нашей стране принимали участие 236 учреждений образования. Выборка учреждений и учащихся, принявших участие в исследовании, осуществлялась случайным образом организацией Westat (США). Оценивались знания около 6 тыс. 15-летних школьников: языковая и компьютерная грамотность, знание естественных наук. Среди 79 стран, участвовавших в 2018 году в PISA, Республика Беларусь заняла по читательской грамотности 36-е место; по математической грамотности 38-е место; по естественно-научной грамотности 37-е место.

В учреждениях общего среднего образования Республики Беларусь реализуется принцип равного доступа к получению образования. Важным условием реализации этого принципа является обучение на двух государственных языках - белорусском и русском. Обязательным для изучения является также один из иностранных языков - английский, немецкий, французский, испанский или китайский.

С 2015/2016 учебного года идет поэтапное обновление содержательной части общего среднего образования, в связи с чем обновлены учебные стандарты, планы и программы, учебники и учебно-методические пособия. По новым учебным программам в 2019/2020 году обучаются I- IX классы. Переход на новые программы полностью завершится в 2021/2022 учебном году.

В новых пособиях активно используются информационные технологии: реализуется технология дополненной реальности, разрабатываются электронные приложения, позволяющие работать с учебным пособием в интерактивном режиме; электронные версии новых учебников дополнены гиперссылками на электронные образовательные ресурсы. Электронные версии всех учебников, которые используются в образовательном процессе, размещены на Национальном образовательном портале.

Образовательный процесс в учреждениях общего среднего образования организуется в режиме шестидневной школьной недели, включающей пятидневную учебную неделю и один день (шестой) для проведения с учащимися спортивно-массовых, физкультурно-оздоровительных, иных воспитательных мероприятий, организации трудового обучения.

Специальное образование

Республика Беларусь добилась хороших результатов в организации работы с детьми с особенностями психофизического развития, в том числе инвалидами. Обеспечивается возможность получения образования всеми детьми, независимо от характера и степени выраженности имеющихся нарушений, от момента выявления нарушения до получения профессионального образования и трудоустройства. Охват специальным образованием и коррекционно-педагогической помощью в 2019 году составил 99,9%.

Создана система учреждений дошкольного, общего среднего и специального образования, обеспечивающая не только получение образования, но и социально-педагогическую поддержку, социальную реабилитацию, оказание психологической и коррекционно-педагогической помощи, персональное сопровождение в образовательном процессе.

Более 70% детей с особенностями психофизического развития получают образование в условиях интегрированного обучения и воспитания.

Функционируют 237 учреждений специального образования, которые концентрируют материальные, информационные, методические и иные ресурсы по работе с детьми с особенностями психофизического развития, являются базой для повышения качества специального образования, квалификации педагогических работников. Координацию деятельности в сфере специального образования осуществляют центры коррекционно-развивающего обучения и реабилитации.