Законодательство Беларуси
Систему актов законодательства составляют нормативные правовые акты:
- Конституция Республики Беларусь;
- решения, принятые республиканским референдумом;
- законы Республики Беларусь;
- декреты, указы Президента Республики Беларусь;
- постановления Совета Министров Республики Беларусь;
- постановления Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь; постановления Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь; нормативные правовые акты Верховного Суда Республики Беларусь, Генеральной прокуратуры, нормотворческих органов, подчиненных (подотчетных) Президенту Республики Беларусь;
- нормативные правовые акты министерств, иных республиканских органов государственного управления;
- решения, принятые местным референдумом, решения местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов;
- нормативные правовые акты иных нормотворческих органов (должностных лиц);
- технические нормативные правовые акты.
В состав законодательства входят решения Всебелорусского народного собрания, принятые по вопросам, предусмотренным пунктами 1, 2, 8 и 11 статьи 893 Конституции Республики Беларусь.
Конституция Республики Беларусь - Основной Закон Республики Беларусь, имеющий высшую юридическую силу, прямое действие на всей территории Республики Беларусь и закрепляющий основополагающие принципы и нормы правового регулирования важнейших общественных отношений.
Парламент принимает законы - нормативные правовые акты, закрепляющие принципы и нормы правового регулирования наиболее важных общественных отношений.
Закон может приниматься в виде кодекса, который является системообразующим нормативным правовым актом, закрепляющим принципы и нормы правового регулирования наиболее важных общественных отношений и обеспечивающим наиболее полное правовое регулирование определенной сферы общественных отношений.
Президент на основе и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь издает указы и распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории Республики Беларусь.
В целях системного решения вопросов, имеющих приоритетное политическое, социальное и экономическое значение, Президент может издавать указы программного характера - директивы.
Правительство, министерства и иные республиканские органы государственного управления, местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы принимают в пределах компетенции нормативные правовые акты на основе и (или) во исполнение Конституции Республики Беларусь, иного законодательного акта или в целях реализации международных договоров и иных международно-правовых актов.
Система законодательства Республики Беларусь выстраивается в соответствии с Единым правовым классификатором Республики Беларусь.
Этот Классификатор предназначен для упорядочения принимаемых в стране актов, их отнесения к определенным отраслям и сферам правового регулирования. Так, например, Закон от 1 июня 2022 г. №175-З "О государственной службе" в соответствии с Классификатором относится к рубрике 01.21.01.01, что означает раздел "Конституционное законодательство", подраздел "Основы государственного управления", параграф "Государственная гражданская служба" и пункт "Общие положения законодательства о государственной гражданской службе". На основании Классификатора осуществляется систематизация и кодификация законодательства.
Ежегодно массив белорусского законодательства пополняется более чем на 10 000 правовых актов. Всего по состоянию на 1 января 2023 года в Реестр включено 255 690 правовых актов.
Нормотворческая деятельность - это государственно-властная деятельность по планированию, реализации нормотворческой инициативы, подготовке, проведению экспертиз, принятию (изданию), официальному опубликованию, изменению, официальному толкованию, приостановлению, возобновлению, продлению и прекращению действия нормативных правовых актов.
Нормотворческая деятельность включает ряд последовательных стадий, совокупность которых называется нормотворческим процессом. Одним из видов нормотворческого процесса является законотворческий процесс.
Правом законодательной инициативы в соответствии с Конституцией Республики Беларусь обладают:
- Президент,
- Всебелорусское народное собрание,
- депутаты Палаты представителей,
- Совет Республики,
- Правительство,
- граждане, обладающие избирательным правом, в количестве не менее 50 тыс. человек.
Любой законопроект, если иное не предусмотрено Конституцией Республики Беларусь, сначала рассматривается в Палате представителей, затем в Совете Республики.
Законопроект, за исключением случаев, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь, становится законом после принятия Палатой представителей и одобрения Советом Республики большинством голосов от полного состава каждой палаты.
Закон, принятый Палатой представителей и одобренный Советом Республики, представляется в десятидневный срок Президенту на подпись. Перед подписанием закона он может быть направлен в Конституционный Суд для проведения предварительного контроля на предмет конституционности принятого закона.
Палата представителей и Совет Республики законом, принятым большинством голосов от полного состава палат, по предложению Президента могут делегировать ему законодательные полномочия на издание декретов, имеющих силу закона. Этот закон должен определять предмет регулирования и срок полномочий Президента на издание декретов.
Президент Республики Беларусь:
- подписывает законы;
- имеет право в порядке, установленном Конституцией, возвратить закон или отдельные его положения со своими возражениями в Палату представителей;
- имеет право отменять акты Правительства;
- непосредственно или через создаваемые им органы осуществляет контроль за соблюдением законодательства местными органами управления и самоуправления;
- имеет право приостанавливать решения местных Советов депутатов и отменять решения местных исполнительных и распорядительных органов в случае несоответствия их законодательству.
- Президент утверждает ежегодные планы подготовки проектов законодательных актов.
- Методическое руководство нормотворческой деятельностью, в том числе деятельностью по применению требований нормотворческой техники, осуществляется Национальным центром законодательства и правовых исследований.
- Скоординированность нормотворческой деятельности в Правительстве (в системе республиканских органов государственного управления, подчиненных Правительству) обеспечивает Министерство юстиции.
В соответствии с Конституцией Республики Беларусь нормативные правовые акты подлежат официальному опубликованию или доводятся до всеобщего сведения иным предусмотренным законом способом. При этом акты, затрагивающие права, свободы и обязанности граждан и юридических лиц, вступают в силу только после их официального опубликования.
Официальным опубликованием правовых актов является доведение этих правовых актов до всеобщего сведения путем размещения их текстов в полном соответствии с подписанными подлинниками на Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь.