Образование

Система образования Республики Беларусь

Образование

Образование в Республике Беларусь - обучение и воспитание в интересах человека, общества, государства, направленное на формирование гармоничной и разносторонне развитой личности.

Государственная политика в сфере образования базируется на укреплении ведущих принципов развития национальной школы, среди которых:

  • государственно-общественный характер управления;
  • обеспечение принципа справедливости, равного доступа к образованию;
  • повышение качества образования для каждого.

По показателю "Доступ к базовым знаниям" в Индексе социального прогресса за 2022 год Беларусь занимает 17 место среди 169 стран мира.

Уровень грамотности населения Беларуси в возрасте 15 лет и старше всегда был одним из самых высоких в мире, сейчас он достигает 99,9%. По данным переписи населения 2019 года охват населения в возрасте 15 лет и старше общим базовым, общим средним, профессионально-техническим, средним специальным, высшим и научно-ориентированным образованием составил 97,8%.

Система образования в Республике Беларусь обеспечивает образование на основном, дополнительном и специальном уровнях. Всего в стране насчитывается около 8 тыс. учреждений основного, дополнительного и специального образования, в которых обучение и воспитание более 2 млн. детей, учащихся, студентов и слушателей обеспечивают 422 тыс. работников (11,7% от численности работающих в организациях страны).

Основное образование включает дошкольное, общее среднее, профессионально-техническое, среднее специальное, высшее и научно-ориентированное. Дополнительное подразделяется на дополнительное образование детей и молодежи, дополнительное образование взрослых.

 Таким образом, в стране на практике обеспечивается реализация принципа "образование через всю жизнь".

В 2015 году Республика Беларусь вошла в Европейское пространство высшего образования (Болонский процесс), что подчеркивает высокий уровень качества образования в стране.

Однако наряду со вступлением в Болонский процесс республика не отказалась и от лучших приобретений единой советской системы образования (интернациональность, государственная поддержка, доступность, бесплатность, стабильность функционирования, учет социально-экономических условий).

Основным источником финансирования системы образования по-прежнему является бюджетное финансирование, рассматриваемое как государственные инвестиции в человеческий капитал.

С целью создания единого, целостного механизма правового регулирования образовательных отношений, обеспечения систематизации и упорядочения правовых норм, а также полной кодификации законодательства об образовании принят Кодекс Республики Беларусь об образовании, вступивший в силу с 1 сентября 2011 года. В настоящее время с учетом происходящих и планируемых изменений в системе образования подготовлен проект новой редакции документа.

Важным является то, что белорусское законодательство в этой сфере органично сочетается с планами социально-экономического развития не только нашей страны, но и Союзного государства, Содружества Независимых Государств, ЕАЭС.

Белорусское образование включает в себя как процесс обучения, так и воспитания, в котором на первое место ставится любовь и уважение к своему Отечеству, народу, языку, культуре, традициям и обычаям.

Образование в интересах устойчивого развития обеспечивает возможность участия каждого человека в повышении качества собственной жизни и жизни общества.