Рус
Главная   /  Беларусь   /  Общество

Общество

Термин «белорус» как само название выходцев с современной этнической территории Беларуси впервые начал употребляться в конце ХVI века. К концу XIX века данный термин полностью закрепился за населением современной территории Беларуси.

Белорусы составляют более 80% населения. В силу исторического прошлого в стране проживают русские, поляки, украинцы, евреи, литовцы, татары и представители других национальностей.

Гражданское общество

В Республике Беларусь по состоянию на 1 января 2017 года зарегистрировано 15 политических партий, 31 профсоюз, 2 тыс. 731 общественное объединение.

Партийная система Беларуси представлена Либерально-демократической партией, Белорусской социально-спортивной партией, Белорусской партией "Зеленые", Социал-демократической партией Народного Согласия, Белорусской аграрной партией, Республиканской партией, Консервативно-Христианской Партией – БНФ, Партией БНФ, Республиканской партией труда и справедливости, Белорусской партией левых "Справедливый мир", Объединенной гражданской партией, Белорусской патриотической партией, Партией "Белорусская социал-демократическая Грамада", Белорусской социал-демократической партией (Грамада), Коммунистической партией Беларуси.

Достаточно разнообразна структура общественных организаций в Беларуси. Они создаются по интересам, профессиональному признаку и другим критериям. На сегодняшний день в республике действуют более 2400 таких организаций.

Самым массовым объединением является Федерация профсоюзов Беларуси (ФПБ) – единый национальный профсоюзный центр, республиканское добровольное независимое объединение отраслевых профсоюзов с общим количеством более 4 млн человек.

Одним из самых массовых объединений является Республиканское общественное объединение "Белая Русь". Сегодня в объединение входят 6 областных, городские и районные в крупных городах организации. В рядах "Белой Руси" состоят более 132 тыс. человек. Количество первичных организаций - 7 тыс. 175.

В Беларуси работает около 400 благотворительных организаций. В числе самых авторитетных - Общественное объединение «Белорусский фонд милосердия и здоровья», который является членом Международного фонда милосердия и здоровья, Европейского союза обществ милосердия.

В Беларуси активно развивается молодежное движение. Крупнейшими и наиболее влиятельными из организаций являются Белорусский республиканский союз молодежи (БРСМ) и Белорусская республиканская пионерская организация. БРСМ объединяет свыше 480 тыс. юношей и девушек, в рядах пионерской организации состоит более 580 тыс. детей и подростков.

Активное участие в общественной жизни страны принимают ветеранские и экологические организации. Более 100 организаций объединяют представителей национальных меньшинств.

В Беларуси деятельность политических партий, общественных организаций, профсоюзов регулируется Законом Республики Беларусь "О политических партиях", Законом Республики Беларусь "Об общественных объединениях", Законом Республики Беларусь "О профессиональных союзах".

Отличительной особенностью новейшей политической истории Беларуси является использование установленных Конституцией Республики Беларусь с изменениями и дополнениями 1996 г. форм непосредственной демократии, среди которых следует особо отметить референдум, выборы и Всебелорусские собрания.

Социальная политика

Для современной Беларуси характерен высокий уровень социальной защиты населения, обеспечиваемой государством. Каждый житель страны имеет право на качественное бесплатное здравоохранение и образование.

Многодетные семьи получают льготное жилье от государства, матерям выделяются различные пособия и возможность находиться в оплачиваемом декретном отпуске в течение трех лет после рождения ребенка.

Особая поддержка оказывается социально уязвимым слоям населения - пенсионерам, инвалидам, молодежи, жителям территорий, пострадавших от последствий Чернобыльской катастрофы и т.д.

Главной целью белорусской социальной политики является предоставление каждому трудоспособному человеку возможности своим трудом и предприимчивостью создать свое семейное благосостояние, а нетрудоспособным и нуждающимся гражданам – обеспечить надежную социальную защиту. При этом поддержка должна быть исключительно адресной и направлена на конкретные, самые незащищенные группы и слои населения.

Социальные гарантии в рамках белорусской модели развития выражаются:
- в гарантиях равенства мужчин и женщин в образовании и трудовой деятельности;
- в гарантиях права молодежи на духовное, нравственное и физическое развитие;
- в гарантиях права на труд как наиболее достойный способ самоутверждения экономического, морального и социального содержания жизнедеятельности человека;
- в гарантиях справедливой доли вознаграждения в экономических результатах труда, но не ниже уровня, обеспечивающего гражданам и их семьям свободное и достаточное существование;
- в гарантиях права на охрану здоровья, включая бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения;
- в гарантиях права на социальное обеспечение в старости, по болезни и другим причинам.

Важную роль в реализации планомерного курса на обеспечение благополучия людей играет выполнение в социальной сфере минимальных государственных стандартов, предусматривающих снабжение граждан продовольствием, теплом, коммуникациями, транспортом, бытовыми услугами, нормальную работу учреждений образования, здравоохранения, культуры.

В системе материальной помощи семьям с детьми государство использует льготы по налогообложению, оплате за питание детей в детских дошкольных учреждениях, оплате за учебники и учебные пособия. Значительную помощь многодетным и неполным семьям оказывают местные исполнительные и распорядительные органы за счет средств местных бюджетов.

Планомерность государственного курса заключается и в поддержке талантливой молодежи, студентов. Создан не имеющий аналогов на территории СНГ специальный фонд Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов.

Особое внимание уделяется в республике жителям сельской местности, которые острее других ощущают жизненные трудности: неразвитость социальной инфраструктуры, транспортных услуг, бытового обслуживания.

Поставлена задача осуществлять работу по введению государственных социальных стандартов по всей стране с обязательным учетом региональных особенностей. Введение социальных стандартов направлено на то, чтобы уровень социальной защиты гарантированно улучшался.

Демография

Белорусское государство последовательно и целенаправленно проводит демографическую политику в стране. Одна из главных целей политики - переломить негативные тенденции депопуляции.

Численность населения Беларуси на 1 января 2017 года составила 9 млн 504,7 тыс. человек. По сравнению с 1 января 2016 года жителей страны стало больше на 6,3 тыс. человек.

В 2002 году был принят Закон Республики Беларусь «О демографической безопасности». Усилия государства направлены на увеличение рождаемости, средней продолжительности жизни, снижение смертности, проведение взвешенной миграционной политики в интересах страны.

Церковь и религия

Особенностью Беларуси является поликонфессиональный уклад ее религиозной жизни.

На территории страны не было религиозных войн, здесь веками бок о бок жили и исповедовали свою религию православные и католики, иудеи и приверженцы ислама, протестанты и униаты.

В Республике Беларусь созданы благоприятные правовые условия для деятельности религиозных организаций, обеспечения прав граждан на свободу совести и вероисповедания, сохранения межконфессионального мира и согласия в обществе, развития межрелигиозного диалога.

Свобода вероисповедания в Беларуси гарантирована Конституцией страны. Права и свободы верующих закреплены также в Законе Республики Беларусь «О свободе вероисповеданий и религиозных организациях».

Государство поддерживает конструктивные инициативы представителей различных религий. В то же время ведется работа по предотвращению деятельности деструктивных религиозных сект.

В Беларуси действуют 3524 зарегистрированные в установленном законодательством порядке религиозные организации 25 конфессий и направлений, в том числе 174 организации, имеющие общеконфессиональное значение (религиозные объединения, монастыри, миссии, братства, сестричества, духовные учебные заведения), и 3350 общин (православные, римско-католические, христиан веры евангельской, евангельских христиан баптистов, адвентистов седьмого дня, лютеранские, иудейские, мусульманские и общины других религиозных направлений).

Во взаимоотношениях с религиозными организациями государство руководствуется законодательно закрепленным принципом равенства религий перед законом и учитывает их влияние на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа.

Ведущее место в религиозной жизни страны занимает Белорусская православная церковь, которая объединяет 1681 общину, 15 епархий, 7 духовных учебных заведений, 35 монастырей, 15 братств, 10 сестричеств, 1 миссию. Она составляет основу конфессиональной стабильности в республике. Сегодня БПЦ реализует ряд программ взаимодействия с республиканскими органами государственного управления.

Укрепляются позиции Римско-католической церкви. РКЦ относится к числу традиционных религий Беларуси. Католики составляют 14,5% населения Беларуси (свыше 1,4 млн человек). По состоянию на 1 июля 2017 года в состав РКЦ в Беларуси входят 4 епархии, 496 католических общин, 5 духовных учебных заведений, 11 миссий и 9 монастырей.

Протестантские религиозные организации представлены 1033 общинами, 21 объединением, 22 миссиями и 5 духовными учебными заведениями 14-ти религиозных направлений.

Наиболее многочисленными среди протестантских направлений являются объединения христиан веры евангельской (521 община), евангельских христиан баптистов (280 общин), адвентистов седьмого дня (73 общины).

Исторически традиционным на территории республики является лютеранство, которое насчитывает 27 общин.

В трех иудейских религиозных объединениях насчитывается 52 общины, 10 из них имеют автономный статус, располагают 9 культовыми зданиями, 1 духовным учебным заведением.

В республике действуют 24 мусульманские религиозные общины, 8 мечетей и 2 молитвенных дома, в том числе Соборная мечеть в г. Минске, официальное открытие которой состоялось 11 ноября 2016 года с участием Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко и Президента Турции Р.Т.Эрдогана.

В 2015 году зарегистрирована буддистская община в г. Минске «Шен Чен Линг» традиции Бон.

Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко лично уделяет пристальное внимание вопросам деятельности религиозных организаций. Традиционными стали встречи Главы государства с членами Синода Белорусской православной церкви и руководством Римско-католической церкви в Республике Беларусь.

Уполномоченный по делам религий и национальностей, местные исполнительные и распорядительные органы государственного управления осуществляют взаимодействие с религиозными организациями в решении социально значимых вопросов, принимают меры по предотвращению нарушений действующего законодательства Республики Беларусь. С 2008 года при Уполномоченном по делам религий и национальностей действует Консультативный межконфессиональный совет.

Межнациональные отношения

На 01.07.2017 года в Беларуси зарегистрировано около 200 национально-культурных общественных объединений представителей 26 национальностей. Среди них - имеющие статус международных, республиканских и региональных. Основные уставные задачи – это культурно-просветительская и благотворительная деятельность.

При объединениях созданы творческие коллективы, работают воскресные школы по изучению языка и культуры своей исторической Родины. Национально-культурные общественные объединения активно участвуют в мероприятиях, посвященных государственным праздникам Беларуси, других событиях республиканского и местного значения и вносят значительный вклад в духовную жизнь белорусского общества.

При Уполномоченном по делам религий и национальностей с 2006 года работает Консультативный межэтнический совет, в состав которого входят руководители 26 национальных общностей, представляющих более двухсот национально-культурных объединений.

Информационное общество

Информационное общество – современный этап развития цивилизации, отличающийся доминирующей ролью знаний и информации во всех сферах жизнедеятельности общества, решающим воздействием информационно-коммуникационных технологий на образ жизни людей, а также на взаимодействие государства и гражданского общества.

При этом информационно-коммуникационным технологиям отводится роль необходимого инструмента развития высокотехнологичного сектора экономики, создающего условия для перехода к цифровой экономике, совершенствования институциональной и формирования благоприятной бизнес-среды.

Развитие в Республике Беларусь национальной информационно-коммуникационной инфраструктуры и проникновение услуг на ее основе находятся на высоком уровне: об этом свидетельствует 31-я позиция Республики Беларусь среди 175 стран мира в рейтинге Международного союза электросвязи по индексу развития информационно-коммуникационных технологий со значением индекса равным 7,26.

Сетями сотовой подвижной электросвязи охвачено 98,2% территории, на которой проживает 99,9% населения. Ведется активное развитие сетей сотовой подвижной электросвязи четвертого поколения.

Количество абонентов сотовой подвижной электросвязи на 1 января 2017 года составляло 11,4 миллиона.

На 1 июля 2017 года в Беларуси доступ к сети Интернет имели 70% домашних хозяйств (среднее значение этого показателя в мире составляет 52,3%).

На сегодняшний день в Беларуси услугами Интернета пользуются около 67% населения в возрасте 6 лет и старше, 68% из них ежедневно используют Интернет.

Республика Беларусь первая среди стран СНГ завершила полный переход на цифровое эфирное вещание.

На протяжении более чем десяти лет в результате выполнения Государственной программы «Электронная Беларусь» и Национальной программы ускоренного развития услуг в сфере ИКТ на 2011 - 2015 годы созданы и функционируют основные базовые компоненты электронного правительства, многофункциональные общегосударственные и ведомственные информационные системы.

В соответствии с отчетом ООН «Электронное правительство. Обзор 2016: Электронное правительство как поддержка устойчивого развития», в 2016 году Республика Беларусь заняла 49 место в рейтинге по индексу готовности к электронному правительству из 193 стран мира, поднявшись за 2 года на 6 позиций.

© 2017, Пресс-служба Президента Республики Беларусь