Обращения граждан и юридических лиц
Данную сферу деятельности государственных органов Президент Беларуси держит на постоянном жестком контроле. Особые функции по мониторингу работы с обращениями граждан возложены на Администрацию Президента. Ее проводит главное управление по работе с обращениями граждан и юридических лиц. Основными задачами управления являются обеспечение своевременного рассмотрения обращений и организация личного приема граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и представителей юридических лиц.
Обращения, поступившие в Администрацию Президента Республики Беларусь, рассматриваются в соответствии с:
- Законом Республики Беларусь от 18 июля 2011 года "Об обращениях граждан и юридических лиц";
- Указом Президента Республики Беларусь от 15 октября 2007 года № 498 "О дополнительных мерах по работе с обращениями граждан и юридических лиц";
- Директивой Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2006 года № 2 "О дебюрократизации государственного аппарата и повышении качества обеспечения жизнедеятельности населения".
Обращения, поступившие на имя Президента Республики Беларусь, в том числе по вопросам обжалования решений государственных органов, иных организаций, подчиненных (подотчетных) непосредственно Президенту, могут рассматриваться от имени Президента Администрацией Президента Республики Беларусь.
Администрация Президента не наделена правом пересмотра (рассмотрения) судебных, а также иных процессуальных решений, поскольку в соответствии со статьей 2 Закона Республики Беларусь "Об обращениях граждан и юридических лиц" действие данного закона не распространяется на обращения, которые подлежат рассмотрению в соответствии с законодательством о конституционном судопроизводстве, гражданским, гражданским процессуальным, хозяйственным процессуальным, уголовно-процессуальным законодательством, законодательством, определяющим порядок административного процесса, законодательством об административных процедурах либо в соответствии с законодательными актами установлен иной порядок подачи и рассмотрения таких обращений.
Электронные обращения граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей (далее - граждане), и юридических лиц на имя Президента Республики Беларусь, Администрации Президента направляются и рассматриваются в соответствии с требованиями Закона Республики Беларусь от 18 июля 2011 года "Об обращениях граждан и юридических лиц".
Обращения, поступившие на имя Президента Республики Беларусь, в том числе по вопросам обжалования решений государственных органов, иных организаций, подчиненных (подотчетных) непосредственно Президенту Республики Беларусь, могут рассматриваться от имени Президента Республики Беларусь Администрацией Президента Республики Беларусь (часть вторая подпункта 1.1 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 15 октября 2007 года № 498 "О дополнительных мерах по работе с обращениями граждан и юридических лиц").
Электронное обращение гражданина в обязательном порядке должно содержать:
- фамилию, собственное имя, отчество либо инициалы гражданина;
- адрес места жительства (места пребывания) гражданина;
- изложение сути обращения.
Электронное обращение юридического лица в обязательном порядке должно содержать:
- полное наименование юридического лица;
- место нахождения юридического лица;
- изложение сути обращения;
- фамилию, собственное имя, отчество лица, уполномоченного подписывать обращения.
Электронные обращения должны быть рассмотрены не позднее 15 дней, а требующие дополнительного изучения и проверки - не позднее 1 месяца.
Ответы на электронные обращения направляются посредством системы учета и обработки обращений либо в письменном виде по месту жительства (месту пребывания) гражданина или месту нахождения юридического лица в случаях, установленных Законом Республики Беларусь от 18 июля 2011 года "Об обращениях граждан и юридических лиц".
В случае, если поступающие электронные обращения аналогичного содержания от разных заявителей носят массовый характер (более 10 обращений), ответы на такие обращения могут размещаться на официальном сайте без направления ответов (уведомлений) заявителям (статья 25-1 Закона Республики Беларусь от 18 июля 2011 года "Об обращениях граждан и юридических лиц").
Оставляются без рассмотрения по существу обращения, которые (по которым):
- изложены не на белорусском или русском языке;
- не содержат фамилии, собственного имени, отчества, адреса места жительства (места пребывания) гражданина;
- не содержат полного наименования юридического лица и адреса его места нахождения, фамилии, собственного имени, отчества руководителя или лица, уполномоченного в установленном порядке подписывать обращения (для юридических лиц);
- содержат текст, не поддающийся прочтению;
- содержат нецензурные либо оскорбительные слова или выражения;
- подлежат рассмотрению в соответствии с законодательством о конституционном судопроизводстве, гражданским, гражданским процессуальным, хозяйственным процессуальным, уголовно-процессуальным законодательством, законодательством, определяющим порядок административного процесса, законодательством об административных процедурах;
- в соответствии с законодательными актами установлен иной порядок подачи и рассмотрения таких обращений;
- пропущен без уважительной причины срок подачи жалобы;
- подано повторное обращение, если оно уже было рассмотрено по существу и в нем не содержатся новые обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения обращения по существу;
- с заявителем прекращена переписка.
Прием граждан и представителей юридических лиц в резиденции Президента по ул. К.Маркса, 38
Прием высшими должностными лицами и руководством Администрации Президента Республики Беларусь:
- Прием граждан должностными лицами осуществляется согласно графику и начинается, как правило, с 10.00.
- Прием высшими должностными лицами и руководящими работниками Администрации Президента Республики Беларусь, Государственного секретариата Совета Безопасности Республики Беларусь, Комитета государственного контроля и Управления делами Президента Республики Беларусь осуществляется по предварительной записи.
- Решение о приеме принимается должностным лицом, проводящим личный прием, на основании результатов рассмотрения письменного или электронного обращения заявителя по существу вопроса с просьбой о личном приеме, которое должно быть предоставлено в Администрацию Президента Республики Беларусь не позднее чем за 5 дней до даты приема.
- Информация о принятом решении доводится до сведения заявителя письменно, при необходимости дублируется по телефону
Ежедневный прием сотрудниками управления
Прием граждан и представителей юридических лиц в Администрации Президента Республики Беларусь осуществляется ежедневно (кроме субботы и воскресенья) с 8.00 до 17.00 (перерыв на обед с 13.00 до 14.00), по адресу: г. Минск, ул. К.Маркса, 38 (вход со стороны ул. Кирова, 43).
Телефон приемной граждан и представителей юридических лиц резиденции Президента Республики Беларусь по ул. К.Маркса, 38: +375-17-222-37-78.
Прием ведется уполномоченными лицами - сотрудниками главного управления по работе с обращениями граждан и юридических лиц в порядке живой очереди.
При себе необходимо иметь документы, удостоверяющие личность (паспорт, вид на жительство, удостоверение беженца). Рекомендуется также иметь ответы на предыдущие обращения в другие организации и иные необходимые для рассмотрения вопроса документы.
В соответствии с нормами статей 12 и 13 Закона Республики Беларусь "О ветеранах" инвалиды и участники Великой Отечественной войны принимаются в первую очередь.
Телефоны специалистов по областям и г. Минску (понедельник - пятница с 9.00 до 13.00 и с 14.00 до 18.00):
- Брестская область - +375-17-222-30-65;
- Витебская область - +375-17-222-30-65;
- Гомельская область - +375-17-222-32-50;
- Гродненская область - +375-17-222-33-35;
- Минская область - +375-17-222-37-10;
- Могилевская область - +375-17-222-33-35;
- г. Минск - +375-17-222-37-41.