Выступление Президента Беларуси на совещании по социальным вопросам

    Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко 6 октября провел республиканское совещание с высшими должностными лицами и руководителями исполнительной «вертикали» власти по социальным вопросам.

    Мероприятия по дальнейшей социальной поддержке населения обсуждались на рабочем совещании у Главы государства в понедельник, 4 сентября. На нынешнем совещании Президент проинформировал об окончательных решениях, принятых в этой сфере.

    Уже с 1 ноября будут повышены заработная плата, стипендии, пенсии, денежное довольствие, пособия. Это колоссальная поддержка населения. На реализацию всех запланированных мероприятий в будущем году потребуется около миллиарда долларов.

    На совещании Президент призвал всех руководителей органов исполнительной власти без волокиты, без проволочек обеспечить реализацию всех запланированных мероприятий. Как подчеркнул Глава государства, средства для этого у государства есть. Экономика развивается нормально, а значит необходимые ресурсы для социальной поддержки людей будут и в дальнейшем.


    Выступление Президента А.Г.Лукашенко на совещании по социальным вопросам


    Уважаемые товарищи!

    Власть в Беларуси - для народа. Так будет всегда. И не только в разговорах, но и на деле. Для решения насущных проблем людей, для защиты их жизни, здоровья, законных интересов. Это главный принцип, руководствуясь которым мы с вами работаем все эти годы.

    И хочу прямо сказать, что работаем не зря.

    Выходим на рубежи, в достижимость которых четыре года тому назад, когда утверждали Программу социально-экономического развития страны на пятилетие, многие не верили.

    Справочно:

    Несколько сравнений с серединой девяностых годов. Удельный вес расходов на образование в ВВП составлял чуть больше 5, в этом году мы подходим к 7 процентам. Студентов было 173 тысячи, сейчас - 337 тысяч. На 10 тысяч населения сейчас имеем 343 студента, а было - 184. Охват детей дошкольными учреждениями составлял 66 процентов, сейчас - больше 80 процентов.

    Расходы на пенсионное обеспечение в валовом внутреннем продукте составляли 5,8 процента, сейчас - 8 процентов. Уровень расходов на здравоохранение достиг почти 5 процентов.

    Эти цифры красноречиво говорят о том, что провозглашенная нами десять лет назад социальная политика реализуется.

    Сегодня развитие нашей экономики открывает новые перспективы для решения социальных вопросов, что дает возможность существенно улучшить достаток подавляющего большинства населения.

    Подчеркиваю - это не разовое мероприятие к референдуму и выборам. Это логический результат многолетней напряженной и целенаправленной работы. Это социальная отдача от подъема белорусской экономики, которая, если верить нашей оппозиции и ее зарубежным спонсорам, "уже десять лет находится в стагнации".

    Позавчера Правительство доложило мне о выполнении поручений по дальнейшему повышению зарплаты, социальной защиты прежде всего наиболее уязвимых слоев населения. Имеются в виду пенсионеры, инвалиды, низкооплачиваемые работники, студенты, школьники, многодетные семьи.

    Решения приняты. Сейчас дело за точным и полным выполнением принятых решений.

    Председатели районных и городских исполкомов, губернаторы - это ключевые фигуры, от которых зависит состояние дел, благополучие людей и выполнение принятых мною решений.

    Начну с вопроса "скучного", "заурядного", но затрагивающего каждого жителя нашей страны:

    Работа жилищно-коммунального хозяйства. Обеспечение населения теплом, светом и водой

    Задача состоит в том, чтобы предоставлять населению комплекс жилищно-коммунальных услуг надлежащего качества и по приемлемой цене.

    Политика государства в этом вопросе всем известна. Это - ограничение роста тарифов. Я неоднократно заявлял о необходимости ограничить повышение платежей за жилищно-коммунальные услуги в 2005-м и в последующие годы, эта цифра уже известна каждому гражданину нашей страны - рост тарифов не должен превышать 4 - 5 долларов в год - и продолжить работу по изысканию резервов сокращения себестоимости этих услуг.

    Мы не можем, собирая средства на ЖКХ, вбрасывать их как в бездонную бочку, на какие-то ремонты, крыши и так далее и тратить при этом в 2 - 3 раза больше, чем реальная цена. Дело доходит до криминала. И вы, руководители, призванные контролировать, знаете это лучше, чем я. Особенно меня волнует острота этого вопроса по Минску и областным центрам. Если в районных центрах все на виду, нет таких объемов, председателям райисполкомов и горрайисполкомов ситуацию легко проконтролировать, то в крупных городах, особенно в Минске, деньги никто не считает. Факты не буду называть, они известны. Думаю, и Комитет государственного контроля, который по моему поручению изучает данную проблему, может рассказать немало.

    Поэтому надо ремонтировать дома, помогать людям, приводить в порядок крыши, обновлять фасады, подавать теплую и холодную воду, тепло, проводить другие работы по линии ЖКХ, но все это должно быть дешевле как минимум на 30 - 50 процентов. Ищите эти резервы. Мы обязаны их найти. Нельзя собирать с людей деньги и вбрасывать их неизвестно куда. Но там не только деньги людские, там и дотации из бюджета. Поэтому все нынешние, а может быть, и большие объемы нам придется осуществлять, но за те же деньги.

    При этом хочу обратить внимание на то, что нам необходимо максимально повышать качество оказываемых населению жилищно-коммунальных услуг. Что там греха таить, во дворе что-то отремонтировали - через месяц развалилось. Квартиру или крышу отремонтировали, назавтра дождь залил все этажи сверху донизу. За это должен быть железный спрос.

    При этом я далек от мысли, что государство должно делать для населения все и вся: и крыши ремонтировать, и фасады красить, и полы, и окна заклеивать, и так далее. У нас все квартиры в основном приватизированные. Это частная собственность каждого гражданина, и он должен за нее отвечать. Но как же люди будут красить фасады, допустим, пяти-или десятиэтажного дома? Конечно, не будут. Поэтому мы должны взять на себя то, что не смогут сделать люди в области ЖКХ, плюс тарифы. Тарифы - это полная монополия государства. Там у нас нет никакой конкуренции - нет других собственников, частников.

    И тарифы - это самая больная, самая большая проблема для населения. Поэтому я ограничиваю рост стоимости тарифов 4 - 5 долларами в год. Знаете, давайте лучше чего-то не сделаем - лишнюю крышу не отремонтируем, фасад не покрасим, но не будем изымать у людей дополнительные средства в виде платежей по этим тарифам. Сегодня Правительство информирует, что население покрывает тарифы ЖКХ в размере примерно 55 процентов. Это так посчитали сами работники ЖКХ, положили на стол премьеру, а премьер доложил Президенту. А когда я поручил Комитету госконтроля реально посчитать стоимость этих услуг и какой процент население покрывает, мы получили почти 80 процентов. И я уверен, что это близко к истине. Просто разбой в ЖКХ! Примером тому является заработная плата руководителя коммунальной службы в районе, а она уже давно была полтора миллиона. Президенту тогда и не снилась такая заработная плата. Зачем упираться - пришел коммунхоз, деньги собрал, с бюджета дали, поделил между работниками, и "гори" она эта крыша и какие-то там квартиры населения. Зачем их ремонтировать и что-то делать?..

    Поэтому имейте в виду, какие бы не были политические события, мы их переживем. Но мы должны нацеливать себя не на промежуточный вариант, а на то, что нам еще долго жить и работать, и нам надо наводить в этом деле порядок. Наводите в ЖКХ железный порядок. Точно так и в торговле, бытовом обслуживании, в других сферах, которые непосредственно сталкиваются с нашим населением.

    Люди в целом судят о нас, о власти по уровню работы коммунальных служб.

    Граждане жалуются на недостатки в эксплуатации жилищного фонда, длительные сроки и низкое качество ремонта жилых домов. С возмущением сообщают о чванстве, бюрократизме, грубости работников жилищно-эксплуатационных служб, которые живут за средства этих людей. Нередко люди вынуждены годами вести переписку с ЖЭСами по поводу протекания кровель, нормализации отопления, наведения порядка во дворах.

    Если проследить динамику таких писем, поступающих в Администрацию Президента, то их количество не снижается и достигает в среднем 5 - 6 тысяч в год, или, условно говоря, это каждое пятое письмо в Администрацию. Количество жалоб на работу жилищно-коммунальных служб в местные органы власти еще выше - 30 процентов, т.е. каждое третье письмо. В 2003 году почти 70 тысяч семей были вынуждены обращаться в вышестоящие инстанции с жалобами на бездействие жилищно-эксплуатационных служб.

    Значительно увеличилось количество заявлений граждан (в преобладающем большинстве коллективных) с просьбами о проведении капитального ремонта домов. Так, по Минску за первое полугодие 2004 года рост - 42 процента.

    Минский горисполком отреагировал на ситуацию и дополнительно к запланированным средствам выделил 11 миллиардов рублей на финансирование капитального ремонта. Однако такая ситуация не везде. Серьезные проблемы имеются в Витебске, Орше, Пинске, Барановичах, Лиде, Мозыре и Бобруйске.

    Правительством утверждена программа на 2004 - 2006 годы по тепловой модернизации крупнопанельных жилых домов, построенных по типовым проектам первых массовых серий. Всего будет реконструировано почти 720 тысяч квадратных метров жилья.

    Государство выделяет значительные финансовые средства на ее выполнение. Необходимо самым серьезным образом подойти к вопросу их рационального использования. Уже сегодня имеются многочисленные факты бездумного использования выделенных государством и собранных в виде платежей с населения средств.

    В качестве подрядчиков для выполнения ремонтных работ привлекаются сомнительные частные организации, качество работ низкое, гарантийные обязательства не выполняются. К примеру, в Лиде по вине частной организации, привлеченной для ремонта дома, возник пожар, в результате которого сгорела квартира со всем имуществом.

    В Минске некая коммерческая фирма так осуществляла реконструкцию дома N 38 по улице Сурганова, что дождями затопило квартиры. Потребовалось вмешательство Администрации Президента, Минского горисполкома, чтобы заставить этих горе-строителей компенсировать ущерб, причиненный людям. Таких примеров немало и в других районах и городах.

    У меня возникает вопрос: а что, мэр Минска или, точнее, глава администрации конкретного района не видели этих недостатков? Они не понимали, что надо привлечь к ответственности соответствующих людей, которые допустили брак? А если бы с вами так поступили? Если бы вам вот так отремонтировали дом, и крыши потекли, и залило вас, вы бы себя удобно чувствовали? Вот вам истинное наше отношение к людям. Пусть это единичные факты, нечасто это происходит, но этого быть не должно.

    То же самое относится и к взиманию с населения оплаты за жилищно-коммунальные услуги. В прошедшем отопительном сезоне жесточайшей критике населения подвергалась тарифная политика в жилищно-коммунальном хозяйстве. Количество жалоб населения на несогласие с постоянным ростом платы за жилье только в Администрацию Президента увеличилось в три раза.

    Установлены многочисленные факты завышения стоимости услуг, когда непроизводительные затраты организаций, занимающихся теплоснабжением и жилищно-коммунальных служб, покрывались за счет населения в Минске, Гродно, Бобруйске, Хотимском, Круглянском и Несвижском районах. Говоря иными словами, когда население просто обманывали и обсчитывали.

    Подтвердились жалобы на плохое водоснабжение в Лепельском, Мозырском, Червенском и Гродненском районах. Виновные должностные лица наказаны. Однако людям надолго испортили настроение.

    Областным, районным и городским предприятиям жилищно-коммунального хозяйства необходимо научиться рационально и экономно использовать каждый рубль.

    Руководителям "вертикали" следует взять эти вопросы под постоянный личный контроль. Наши люди не так богаты и немалые средства платят за жилье. Они вправе требовать должного уровня жилищно-коммунального обслуживания.

    Два года подряд, с началом отопительного сезона, Администрацию буквально захлестывает шквал звонков от жителей поселков Вишневка, Юбилейный, Сухорукие, Привольный Минского района с жалобами на отсутствие отопления жилого фонда и объектов социально-культурного назначения. Виновные в срыве отопительного сезона должностные лица привлекались к ответственности.

    Политический итог - основные претензии людей к действующей власти из-за жилищно-коммунального хозяйства. Крупные проблемы вроде решаем, а здесь порядок навести иногда не можем.

    Вопрос экономии в жилищно-коммунальной сфере - это очень важный государственный вопрос, от решения которого зависит благополучие нашей страны. Поэтому эта тема должна быть в центре внимания местных органов власти.

    Комитету государственного контроля особое внимание надо уделить готовности к отопительному сезону всех социальных объектов, жилищного фонда, производственных помещений. Усилить контроль за состоянием отопительного оборудования и теплотрасс. Здесь основные потери, а значит, и возможности для максимальной экономии.

    Я поручил Правительству и Комитету госконтроля в ближайшее время, с началом отопительного сезона, проверить все основные теплотрассы и дать оценку деятельности соответствующих должностных лиц. Что там греха таить - небо мы как грели, так и греем до сих пор. А это нам обходится в хорошую копеечку.

    Необходимо в срочном порядке завершить работу по оказанию помощи сельским жителям в подготовке к зиме. Не все сельчане еще запаслись достаточным количеством топлива. Многие люди жалуются на высокие цены на торфобрикет. Правительству и Комитету госконтроля тоже надо посчитать, какая реальная цена торфобрикета и по какой цене мы этот торфобрикет поставляем нашим "богатым" сельчанам.

    По поводу начала отопительного сезона мы договорились, что будем учитывать погодные условия, и как только температура достигнет соответствующего показателя, мы немедленно включаем отопление в детских садах, школах, больницах и затем подключаем жилой фонд. При этом я убедительно вас прошу: включайте ручное регулирование и контролируйте подачу тепла, температуру теплоносителей. Потому что перепады погоды очень значительные. Бывает, что и плюсовая температура, а мы греем, как будто на улице минус 30. Все форточки, не только форточки, но и окна (проедьте по крупному городу) настежь открыты, "греем небо". Поэтому надо регулировать температуру теплоносителя.

    Проблем очень много. И я обращаюсь к губернаторам и председателям райисполкомов: посмотрите, чтобы детские сады, больницы, школы не остались без тепла. Они должны быть подключены в первую очередь.

    Зарплата

    С 1 ноября этого года повышается тарифная ставка первого разряда для оплаты труда работников организаций, финансируемых из бюджета и пользующихся государственными дотациями. Она составит 48 тысяч. Это позволит повысить ставки и оклады бюджетной сферы в среднем на 22,5 процента. Зарплата низкооплачиваемых категорий работников будет увеличена в более высоких размерах, может быть, даже выше, чем внесло предложение Правительство, - оно предлагает на 36 процентов.

    Бедных у нас быть не должно!

    Так, например, заработная плата уборщика, лифтера, дворника увеличивается до 147 тысяч, санитарки - до 156. Это коснется более 186 тысяч человек, занятых на таких работах.

    Но при этом надо учитывать, что та же уборщица, санитарка имеет возможность работать не на ставку, как они привыкли - три часа "посидела" и пошла, и "ты давай мне большие деньги". Мы добавили за ставку значительно. Но, пожалуйста, возьми полторы ставки. Это будет уже 260 тысяч. Возьми две ставки - это будет 300 с лишним тысяч, заработай деньги. Мы работающим на государственных низкооплачиваемых должностях сейчас даем реальную возможность заработать. И на это надо ориентировать людей. Не запрещать, а позволять человеку работать, если он качественно выполняет работу.

    Говорю об этом потому, что все чаще сталкиваюсь с негативной информацией с мест. Допустим, на объектах здравоохранения, в больницах средний персонал жалуется, что очень мало зарабатывает. А сколько работают, спрашиваю, предлагаем ли мы им больше работы, предлагаем ли поработать на полторы ставки? Предлагаем. Хотят? Нет. "Вот я поработала тут 3 - 5 часов и до свидания, вы мне платите". Нет, дорогие мои. Так никто деньги не зарабатывает. Так деньги никто платить не будет. Вот вам приличная ставка, хотите больше - работайте больше. Устраивает вас, ну что ж, получайте тогда эту заработную плату.

    То есть суть этих изменений заключается в том, чтобы дать возможность заработать тем, кто сегодня хочет заработать. Если хочешь заработать, то при данном повышении ты можешь иметь уже приличную заработную плату. А учитывая, что у нас немало пенсионерок и пенсионеров работает на этих должностях, то вообще получается заработная плата, близкая к "министерской".

    В странах Содружества Независимых Государств мы впервые выходим на такой результат. Размер минимальной зарплаты в Беларуси в 2 раза выше уровня минимального размера оплаты труда, чем в нашей России.

    Размер минимальной заработной платы увеличивается до размера бюджета прожиточного минимума. Это принципиальной важности позиция. Многие кандидаты в депутаты Парламента, я слышу, сегодня заявляют, что они поднимут "минималку" до уровня бюджета прожиточного уровня. Вы им передайте, что все уже сделано, поэтому пусть вычеркнут это из своих программ.

    Повышение тарифной ставки будет стимулировать рост заработной платы по всем отраслям народного хозяйства. Это позволит достичь того уровня заработной платы, на который мы должны выйти к концу этого года.

    Отмечу еще один важный аспект, о котором уже говорил, - реализация такой меры обяжет руководителей коммерческих, частных организаций производить выплату заработной платы своим работникам не ниже бюджета прожиточного минимума. Более того, этот уровень минимальной зарплаты приобретает законодательную силу. И те частные хозяйствующие структуры, которые не могут обеспечить людям такую оплату труда, будут ликвидированы.

    Нельзя забывать о такой категории наших сограждан, как лица, работающие по найму в организациях негосударственной формы собственности. За последние два года возросло количество нарушений социально-трудовых прав и гарантий наемных работников в коммерческих и частных организациях.

    Нередко люди вынуждены обращаться к Президенту, чтобы найти защиту от таких "хозяев". Так, в 2003 году в целом по стране органами государственной инспекции труда выявлено почти 6 тысяч фактов задержки выплаты зарплаты, при этом в каждом третьем случае нарушения допускались коммерческими организациями негосударственной формы собственности.

    В соответствии с Указом Президента от 22 декабря 2000 года N 699 органам, осуществляющим государственную регистрацию субъектов хозяйствования, поручено обеспечить предъявление в хозяйственные суды исков о ликвидации субъектов, которые неоднократно или грубо нарушают законодательство о выплате заработной платы. Вот и все права человека.

    Это самое главное право человека - получить заработанные деньги. И тот, кто этого права человека лишает, должен уйти со своей работы, а фирма должна быть закрыта.

    Однако предоставленным правом исполкомы пользуются крайне неохотно. Проявляют в этих вопросах излишний либерализм и отсутствие требовательности к руководителям коммерческих организаций, которые по закону обязаны обеспечивать надлежащие условия труда граждан и несут за это такую же ответственность, как и руководители государственных предприятий.

    Заработная плата государственных служащих будет также повышена. В среднем мы планируем больше чем на 20 процентов. Предлагается где-то на 29 процентов. Надо еще раз посмотреть. Для работников бюджетной сферы зарплата в течение года повышается на 37 процентов. Мы очень тщательно посмотрим, чтобы у нас не было бешеных разрывов между нами, начальниками, и средней заработной платой по стране. Мы здесь можем только обозлить людей. Поэтому в этой части я отложил проект указа, и в ближайшее время мы его рассмотрим еще раз. Безусловно, всем будет повышена заработная плата, но ни в коем случае нельзя нам оторваться от других людей.

    Я, например, не согласен с тем повышением заработной платы, которая предлагается, допустим, мне - Президенту. Не нужно делать так, чтобы был очень большой отрыв от людей. То же самое касается Премьер-министра, высших должностных лиц. Мы опять пытаемся наступить на те же грабли, что в последние годы существования нашей партии, когда Горбачев всем начальникам повысил заработную плату. К чему это привело, вы знаете.

    Поскольку структура зарплаты госслужащих в основном унифицирована со структурой денежного довольствия военнослужащих, предусмотрено аналогичное повышение денежного довольствия, а также совершенствование системы оплаты труда военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава.

    Запланированный уровень повышения зарплаты должен почувствовать каждый работник, каждая семья.

    К сожалению, есть большой разрыв между уровнями зарплаты в разных отраслях народного хозяйства. Если у одних зарплата уже превышает 300 долларов, то у других недотягивает и до 100. И я поручал навести здесь порядок. Если человек "пашет" на "МТЗ", "БелАЗе", "МАЗе", в сельском хозяйстве, получает 1.000 долларов - на здоровье. Но у нас же самую высокую заработную плату имеют те, кто особенно не упирается. И это не только "злосчастные" банкиры, хотя и там надо порядок наводить, а это же люди, которые "сидят на трубе" нефтяной, газовой - "Белтрансгаз", которые занимаются нефтепереработками и так далее. Ну чего же, население все "покроет" &x2D ; повысим на доллар цену газа, предприятия возьмут на себя все затраты! Так быть не должно. Более того, есть предприятия, которые сегодня пользуются льготами, преференциями со стороны государства. То есть мы из бюджета их фактически поддерживаем, а у них заработная плата в 2 раза больше, чем у Премьер-министра. Это что, нормально?

    Короче, если применить к заработной плате критерий справедливости, то в этом вопросе, извините, конь не валялся. И нам надо до конца года, максимум в течение первого квартала будущего навести полнейший порядок. Я не единожды поручал решить этот вопрос, но до сих пор он не решен.

    Еще раз подчеркиваю: я за то, чтобы у нас люди получали очень много, и государственные служащие получали очень много. Я не против, но эти деньги надо заработать.

    Серьезные проблемы с уровнем зарплаты есть на предприятиях коммунальной формы собственности, в сфере бытового обслуживания населения, в легкой промышленности. На низкую зарплату жалуются работники Узденской швейной фабрики, Лидской обувной, Могилевской трикотажной, Гомельского радиозавода, Гомельского фанерно-спичечного комбината, котельной города Давид-Городок Столинского района.

    Уважаемые руководители районов, регионов и отраслей! Обратите особое внимание на предприятия в малых городах и рабочих поселках. Там у людей нет возможности трудоустраиваться в других сферах. Поэтому надо сделать все, чтобы поднять эти предприятия, обеспечить их стабильную, рентабельную работу и дать возможность людям зарабатывать честным трудом, достойно обеспечивать себя и свои семьи.

    Серьезную обеспокоенность у меня вызывают отдельные факты, связанные с применением контрактной системы найма. Вы и руководители предприятий требовали от меня ввести эту контрактную систему. Ввели. Сегодня немало поступает жалоб о том, что отдельными руководителями контракты используются для увольнения тех работников, с которыми у них не сложились межличностные взаимоотношения. Людей попросту увольняют по истечении срока действия контракта. А фактически выкидывают на улицу людей, которые могут открыто сказать что-то в глаза. С точки зрения Трудового кодекса все получается вроде бы законно, и суды в таких случаях не находят оснований для восстановления людей на прежней работе. Наиболее часто в таких ситуациях оказываются женщины, имеющие малолетних детей, люди предпенсионного возраста.

    Считаю, что необходимо тщательно изучить практику применения контрактной формы найма и выработать дополнительные меры защиты трудовых прав граждан, работающих на контрактах. Предвзятого отношения к работникам, основанного не на оценке личного трудового вклада, а на субъективном отношении руководителя, быть не должно!

    Я на это реагирую очень болезненно, воспринимаю как оскорбление Президента. Вы - мои представители на местах - и должны постоянное внимание уделять тому, как руководители заключают контракты и работают по этим контрактам со своими подчиненными. И если нарушения есть, они должны немедленно пресекаться и в основном за счет увольнения руководителя. Не должен быть у власти злопамятный руководитель, он не должен руководить коллективом, раз не умеет понять человека.

    Но в то же время хватает и пьяниц, с которыми надо бороться и которые после зарплаты по 3 - 4 дня, особенно на селе, не выходят на работу. Вот вы на этих людей нацеливайте свою активность, там действуйте вместе с руководителями. Это проблема очень больная, и мы к ней еще вернемся в конце этого года - начале будущего.

    Пенсии

    Наша пенсионная система функционирует стабильно, выплаты производятся своевременно. Обеспечивается их рост. Только с начала текущего года пенсии увеличены в среднем на 40 процентов.

    Справочно:

    В Беларуси размер пенсий выше, чем в других странах СНГ.

    С 1 августа 2004 года средняя пенсия по возрасту составляет 165,7 тысячи рублей, или в эквиваленте - 77 долларов. В Украине - около 35 долларов, Казахстане - 58 долларов, в России - около 76 долларов.

    И все же размеры пенсий пока недостаточны для обеспечения всех потребностей пенсионеров. Поэтому принято решение повысить их с учетом возрастания уровня зарплат в народном хозяйстве.

    В этом году в ноябре будут увеличены размеры минимальных пенсий, социальных пенсий, а также надбавок и повышений к пенсиям.

    Наряду с этим для повышения уровня пенсионного обеспечения в целом предлагается дополнительно в ноябре 2004 года провести перерасчет всех видов трудовых пенсий в среднем на 9 - 10 процентов. В результате увеличения размер средней пенсии по возрасту составит 180 тысяч рублей.

    Темп роста реальной пенсии по возрасту за 2004 год составит 16 - 17 процентов.

    Размер пенсии в ноябре 2004 года будет равен чуть больше 80 долларам США в эквиваленте. Это самый высокий размер пенсии в странах СНГ.

    В 2005 году будем также повышать пенсии. Планируется, что минимальный размер пенсии по возрасту достигнет 100 процентов бюджета прожиточного минимума пенсионера (за восемь месяцев этого года было 88 процентов). Рост реальной пенсии по возрасту по итогам 2005 года составит примерно 18 процентов.

    Стипендии

    У нас постоянно пересматриваются размеры всех видов стипендий. Только за 2003 год и за истекший период 2004 года размеры стипендий повышались шесть раз. Это позволило увеличить выплаты примерно на 60 процентов.

    Действующий в настоящее время в республике размер стипендий является самым высоким среди стран СНГ.

    Справочно:

    В Российской Федерации размер стипендии студентов высших учебных заведений составляет в долларовом эквиваленте 13 долларов США (у нас от 19 до 30 долларов). Учащихся средних специальных и профессионально-техническ их учебных заведений - 5 долларов США (в Республике Беларусь в ссузах от 16 до 25,5 доллара, а в ПТУ от 10 до 16,4 доллара США).

    И тем не менее, как я обещал на встрече со студентами в Бресте, до конца года будут еще повышены все виды стипендий. Речь шла о 30 процентах. Мы посчитали, и есть предложение с ноября средний размер стипендий увеличить не на 30, а на 50 процентов - в полтора раза, что позволит существенно улучшить социальное положение студентов и учащихся.

    На эти цели потребуется выделение из бюджета дополнительно около 4 миллиардов рублей в месяц, 40 миллиардов в год и даже больше.

    После повышения размер стипендий будет следующий:

    в вузах - примерно 98 - 100 тысяч. Это самая высокая стипендия для тех, кто отлично успевает;

    учащихся средних специальных учебных заведений - до 83 тысяч, самая высокая. Пожалуйста, кто хорошо занимается, может получать такую стипендию;

    учащихся профтехучилищ - до 53 тысяч рублей в месяц.

    Это очень высокое повышение, и мы должны на это пойти. Сами были студентами. Знаете, что в основном они живут на копейки. И те, кто хорошо занимается, отличники, должны получать в вузах, например, фактически 47 - 50 долларов. У того, кто учится на "хорошо", может быть 80 - 70 тысяч. Тот, кто просто успевает, ходит и получает "государственные оценки", у того будет стипендия порядка 60 тысяч, то есть 30 долларов. Сравните со стипендией в нашей братской России в 13 долларов, и вы поймете, что это за повышение.

    Питание школьников

    В настоящее время государственная поддержка по удешевлению питания предоставляется учащимся начальных классов городских и сельских школ и учащимся всех классов школ, расположенных в сельских населенных пунктах и рабочих поселках.

    Поддержка по удешевлению питания предоставляется почти полумиллиону школьников (это 30 с лишним процентов от общего числа), в том числе в городских школах - около 200 тысяч и в сельских школах - около 220 тысяч.

    С 1 ноября 2004 года сумма государственной поддержки увеличится до 960 рублей за один день.

    С 1 января 2005 года государственная поддержка по удешевлению питания возрастет до 5 процентов от базовой величины в учебный день (будет составлять 1.200 рублей). На эти цели нам придется израсходовать из бюджета почти 32 миллиарда рублей в год.

    Средняя полная стоимость питания в городских школах составляет 1.680 рублей, в сельских - 1.400 рублей в день. А из бюджета будем доплачивать 1.200. Таким образом, 1.400 рублей в день стоит питание, минус 1.200, и придется доплачивать родителям или предприятию только 200 рублей.

    Но я поручил Правительству, помощнику Президента и Комитету госконтроля проверить, по каким ценам закупают продукты и кормят детишек в школах. Это очень важный вопрос. Там и частники, и коммерсанты, и просто жулики. Ну чего же? Бюджетные деньги, дотации - давайте туда будем поставлять. А по каким ценам? И почему вдруг сельские школы, да и городские, сегодня закупают то, что растет рядом? Да у нас пропадают тысячи тонн овощей - свекла, морковь, картофель, капуста. Поезжайте, заготовьте на целый год и кормите детей. Это же почти бесплатно будет. Удешевляйте питание. Если где-то что-то покупаете, покупайте напрямую, с предприятий, а не через посредников. И я уверен, как только мы посчитаем каждый грамм, килограмм, то цена завтрака и обеда в школе будет ниже, чем мы сегодня доплачиваем из бюджета. Но имейте в виду, что отвечать за это будут и председатель горрайисполкома, и губернаторы. Спросим со всех. Это ваша вотчина. Вы мимо этой проблемы не должны проходить. Пошли в одну школу, во вторую, посчитали и установили "именем революции", решением исполкома цену завтрака, обеда и полдника. И пусть укладываются в эту цену!

    Я еще раз предупреждаю руководителей учебных заведений, а также районных и городских исполкомов: надо навести в этом порядок. Надо сделать все, чтобы максимально удешевить школьное и студенческое питание за счет снижения закупочных цен на продукты и прочих мероприятий.

    Государственная поддержка детей-сирот

    В целях развития семейных форм устройства детей-сирот выплаты семьям, взявшим их на воспитание, будут увеличены на 20 процентов.

    В результате ежемесячные выплаты на содержание детей в детских домах семейного типа, детских деревнях, опекунских, приемных семьях и семьях, усыновивших детей, будут увеличены в первый год воспитания ребенка дошкольного возраста до 115 тысяч рублей. Во второй и последующие годы воспитания ребенка дошкольного возраста - до 110 тысяч рублей. Детей школьного возраста - получат до 125 тысяч рублей.

    Для несовершеннолетних детей, нуждающихся в социальной реабилитации, для детей-сирот, содержащихся в детских домах и школах-интернатах, при проведении летних оздоровительных мероприятий, в выходные, праздничные и каникулярные дни нормы расходов на питание будут увеличены на 10 процентов.

    Задача для органов власти на местах - проконтролировать, чтобы деньги доходили до каждого ребенка. Чтобы пресечь всякое воровство из котла домов-интернатов.

    В нашей стране активно развивается институт "приемной семьи". Это связано с теми льготами, которые установило государство для данной категории граждан. Только в период действия системы льгот (2001 - 2003 годы) передано около 2 тысяч детей на воспитание в приемные семьи.

    Мы и в дальнейшем будем оказывать государственную поддержку опекунским семьям. Однако органам опеки необходимо усилить требовательность при отборе кандидатов и спрос с приемных родителей за выполнение ими обязанностей по воспитанию детей. К сожалению, не единичны случаи, когда это дело доверяют случайным людям, ищущим прежде всего материальные выгоды для себя.

    Так, отдел образования администрации Советского района Гомеля необоснованно доверил воспитание трех несовершеннолетних детей-сирот семье Томашовых, придав ей статус опекунской семьи со всеми предусмотренными государством мерами социальной поддержки. Через год с этими людьми пришлось расторгать договор на опеку и изымать детей.

    В целом органам образования, руководителям местных исполкомов необходимо более тщательно и внимательно работать с детьми, оставшимися без попечения родителей, помогать им в обустройстве жизни и быта. Нередко у нас перестают интересоваться судьбой ребенка-сироты после того, как он достиг 18-летнего возраста и окончил среднее специальное учебное заведение.

    Из-за бытовой необустроенности некоторые из таких детей не могут найти своего места в жизни и повторяют неблаговидную судьбу своих родителей. Так, к примеру, потребовалось вмешательство Администрации Президента, чтобы восстановить законные права детей-сирот на получение социального жилья, нарушенные исполнительными органами Минска, Гомеля и Гродно.

    Меня также беспокоит, что немало наших детей вывозятся за пределы Беларуси. За период с 1991 года на усыновление передано 2,5 тысячи детей иностранным гражданам. А мы только за 3 года, после того как предоставили льготы, у себя отдали в семьи 2 тысячи детей. Спрашивается: какой смысл в этом? У нас же сегодня при таких льготах с удовольствием семьи берут на воспитание сирот. Понятно, если заболел ребенок, и иностранные граждане предлагают усыновить этого ребенка, вылечивают его - это нормальный процесс. Но таких ведь случаев немного. И все равно мы должны держать на контроле каждого ребенка, который покидает нашу страну. Попрошу министра образования изучить проблему и доложить, где 2.585 детей, переданных иностранцам с 1991 года, каково их состояние, какой контакт с ними поддерживается? Мы это должны знать. Я уже говорил - за границей доходит до того, что ребенка отдали, он вдруг неожиданно погиб, внутренние органы забрали, пересадили.

    К сожалению, не все нам известно о судьбах усыновленных за границей детей. Поэтому я и отдал поручение изучить эту проблему и доложить.

    Я все больше и больше прихожу к выводу, особенно после обсуждения у Президента этого вопроса, - нам надо прекратить, как у нас говорят, продажу детей за границу. Прекратить! И делать это в единичных случаях только за подписью министра образования.

    С 1 ноября этого года без разрешения министра образования ни один ребенок не может быть отправлен за границу, пока мы не создали соответствующую нормативную базу. Александр Михайлович Радьков, берите все в свои руки, пусть вам доказывают, предоставляют документы, вы смотрите на этих детей. Больной ребенок или видите еще какие-то обстоятельства, которые нам решить не под силу, принимайте решение. И конкретно на контроль этот вопрос, чтобы мы постоянно выдели этого ребенка, чтобы он у нас был в поле зрения, несмотря на то, что он в Америке или в Германии.

    "Вертикали" власти надо более системно вникать в конкретные ситуации, чтобы не допускать злоупотреблений с вывозом детей.

    И еще одна проблема.

    У нас ежегодно 3 - 3,5 тысячи семей лишаются родительских прав. За последние годы около 50 тысяч детей оказались сиротами при живых родителях. Алкоголики, проходимцы ходят по миру, спокойно продолжают пить, а 50 тысяч их детей сегодня на плечах у государства. Мы не можем им отдать этих детей. Потому что они таких же нам вырастят. Какой они пример своим детям покажут? И мы затратим потом на борьбу с такими гражданами денег больше, чем на их воспитание теперь. Поэтому система лишения родительских прав нормальная. У таких родителей детей надо забирать. А родителей надо заставлять работать с утра до ночи, чтобы они кормили этих детей, компенсировали государству расходы на детей. И это надо сделать с 1 января.

    Как это сделать? Думаю, министр внутренних дел, Правительство рассмотрят эти вопросы и внесут самые жесткие предложения. Хватит баловаться и шутить. Заработают нерадивые родители деньги - государству, а мы на эти деньги будем растить их детей. И это должны быть немалые деньги, чтобы дети чувствовали достаток и в питании, и в одежде. Если родители не захотят добровольно вносить эти деньги, мы должны это сделать принудительно.

    Заботу о детях в этих случаях берет на себя государство.

    Содержание детей в 188 детских интернатах государству в год обходится почти в 55 миллиардов рублей.

    55 миллиардов мы платим на содержание в детских интернатах. Еще 20 миллиардов рублей стоило содержание детей-сирот, устроенных на воспитание в семьях. Итого около 75 миллиардов в год. Это же огромные деньги! В то же время живые родители практически не несут никаких расходов на содержание своих же детей. Если для этого надо увеличить количество лечебно-трудовых профилакториев, чтобы заставить таких горе-родителей хоть каким-то образом отрабатывать средства на содержание государством их детей, мы на это пойдем. Тем самым, может, и самих родителей спасем от финалов разгульной жизни.

    Жилье для многодетных семей

    Сегодня у нас появилась дополнительная возможность в улучшении такой социальной проблемы, как обеспечение жильем многодетных семей.

    По всем кредитным договорам, заключенным многодетными семьями после 14 апреля 2000 года, будет оказываться соответствующая помощь в погашении задолженности по уже выданным и вновь выдаваемым льготным кредитам.

    Многодетных семей у нас немного. Их необходимо взять органам власти на учет. Списки таких семей должны быть в каждом райисполкоме. Им надо предоставить первоочередное право на улучшение жилищных условий.

    Но вместе с тем семьи должны знать - мы будем им помогать, но и будем контролировать и спрашивать. Государству небезразлично, кому мы помогаем и в каких условиях растут наши дети. Нам нужны настоящие граждане страны. И мы не должны допускать, чтобы родители в этих семьях превращались в иждивенцев.

    Поддержка семей при рождении ребенка

    С 1 января 2005 года предусмотрено увеличение размера выплаты единовременного пособия при рождении третьего и последующих детей. Такая выплата составит почти 400 тысяч рублей. Это три бюджета прожиточного минимума.

    Данное пособие необходимо выплачивать 10,5 тысячи детей. Затраты на указанные выплаты составят полтора миллиарда рублей.

    Социальная защита граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС

    Отработана и действует система социальной защиты всех категорий граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС. В наибольшей мере социальными льготами пользуются лица, ставшие инвалидами вследствие этой катастрофы. Их численность в настоящее время составляет 10 тысяч человек и каждый год увеличивается на 1 тысячу.

    Но я принципиально требую от руководителей горрайисполкомов взять на учет работу так называемых ВТЭКов, которые сегодня налево и направо всем раздают "белые" билеты "чернобыльцев". Возьмите этот вопрос под железный контроль. На республиканском уровне Министерство здравоохранения уделит этому вопросу пристальное внимание. Болен, действительно пострадал в результате катастрофы на ЧАЭС, должны помогать. Но всех записывать, всех подряд делать "чернобыльцами", особенно сейчас, нельзя.

    В настоящее время существуют такие выплаты. После повышения они будут следующими: инвалиды I группы получат примерно 950 тысяч рублей, II группы - около 700 тысяч, III группы - около 600 тысяч рублей. На реализацию этого решения ежегодно потребуется около 475 миллионов рублей.

    Безработица

    Очень важной для людей является проблема занятости.

    Не иметь работы - это трагедия для семьи.

    Я давал поручение Правительству снизить уровень безработицы в этом году до 2 процентов (к численности экономически активного населения).

    Выполнением этой задачи всем органам власти на местах надо заниматься самым предметным образом. Люди должны иметь рабочее место и зарабатывать свою заработную плату. Полтора процента безработицы - это нормально. Один процент - это достижение. К этому мы должны стремиться.

    Не больше одного процента безработных по стране!

    Внедрение государственных социальных стандартов по обслуживанию населения

    К концу 2003 года в Беларуси система государственных социальных стандартов была введена в восьми районах. По состоянию на 1 октября 2004 года они внедрены еще в 11 городах и районах республики.

    Из 44 утвержденных государственных социальных стандартов сегодня действуют 28, или 65 процентов от общего числа.

    При этом Минским горисполкомом принято решение об утверждении нормативов стандартов в основном выше среднереспубликанских. Надо иметь в виду, что это минимальные стандарты - кто может больше, пусть принимает такое решение без каких-либо разрешений Президента и Правительства.

    В полном объеме программа по введению в целом по стране минимальных социальных стандартов будет закончена к концу будущего года, и на съезде, в начале 2006 года, мы народу должны доложить, что социальные стандарты внедрили.

    В результате предлагаемых мер социальное положение улучшится более чем у 7 миллионов белорусских граждан, в том числе:

    в реальном секторе экономики - 2,5 миллиона;

    в бюджетной сфере - около миллиона;

    пенсионеров - 2,5 миллиона;

    студентов и учащихся - 610 тысяч человек;

    семей - 224 тысячи человек.

    Дальнейшему внедрению социальных стандартов необходимо уделить первостепенное внимание как органам местной власти, так и средствам массовой информации. Люди должны знать и в городе, и в деревне, на какой объем, на какие виды и качество услуг они могут рассчитывать - транспортное сообщение, образование, медицинское, бытовое, торговое обслуживание.

    Уважаемые товарищи!

    Вы представляете здесь районные, областные и республиканские органы власти. Это значит, что вы несете полную ответственность за состояние дел в регионах и в отраслях народного хозяйства.

    Хочу подчеркнуть то обстоятельство, что в нынешних условиях резко усилилась политическая оценка всей нашей работы. Нельзя забывать - малейшая недоработка на местах становится почвой для спекуляций со стороны оппозиции.

    Локальные случаи, на которые в другое время особо не обратили бы внимания, сейчас раздуваются чуть ли не до вселенского масштаба.

    Об этом свидетельствуют выступления в СМИ оппозиционных кандидатов в депутаты Парламента. Но с другой стороны, мы все увидели, что они могут. Кричали, что их "не пускают", кричали "дайте нам". Дали. Ну и что? Слушать нечего, кроме примитивных нападок, грубых накатов каких-то и так далее. Я уже приводил в Глубоком такой пример. Один из кандидатов говорит: мол, приду к власти, и все собираемые налоги на местах мы оставим на месте. А какие налоги тогда останутся в Глубоком и в Поставах? Государство там миллиарды долларов вложило только в газификацию. За сколько сотен лет за местные налоги там смогут что-то сделать? Человек не понимает, что он говорит. Потому что из областного, республиканского бюджетов, сверху вниз идут огромные суммы средств.

    Хочу затронуть еще одну проблему. Будущие годы у нас будут годами жесточайшей экономии. Наиважнейшая задача в следующем году - на 30 процентов по всем статьям, направлениям и отраслям сэкономить. За счет этой экономии мы можем вынести повышение цен на энергоносители, а они будут расти. Я уже приводил пример. Германия покупает газ по 120 долларов, а отдает предприятиям и населению по 550. Кому разница поступает? Но они же выдерживают, потому что на всем экономят. Даже горячую воду открывают на 10 секунд. А у нас течет она рекой. Поэтому, когда мы говорим об экономии, у нас здесь непочатый край работы.

    Я уже дважды обращался к энергетическому комплексу. Дважды обсуждали, как будем замещать газ и нефть? Особенно по электроэнергии. Наши родители имели опыт работы на малых электростанциях. Сейчас это все загубили. Но везде надо искать энергию подешевле. Это надо начинать делать с завтрашнего дня. Считайте деньги и расход ресурсов!

    Еще раз хочу сказать о недопустимости сейчас, и впредь пассивных действий властей. Никакой пассивности быть не должно! Вы должны быть хозяева в своем регионе. Разумеется, в рамках законодательства. Самое страшное, когда власть пассивна и бездействует. Пусть вы даже где-то ошибетесь, но вы должны придерживаться общегосударственной линии и действовать! Тогда люди будут понимать, чего вы хотите.

    В связи с этим еще раз о Директиве по укреплению общественной безопасности и дисциплины. Вы же меня знаете, я не дам вам спокойной жизни и не допущу, чтобы получилось так: показали мелкие или даже крупные "шевеления" по наведению дисциплины и порядка, а потом кампания прошла, и все вы забыли. Так не будет! Поэтому поднимите Директиву и действуете. Мы должны сделать все, чтобы сохранить в стране безопасность наших граждан и стабильность. Нужна кропотливая, повседневная работа, а не кампанейщина.

    Через 10 дней экзамен - выборы в Парламент и референдум. Естественно, оценка будет даваться прежде всего Президенту, а я посмотрю по результатам, по регионам, соответственно дам оценку вам. Иначе быть не может, потому что мы с вами вместе сдаем экзамен, политический экзамен, который будет вытекать из социально-экономической политики, которую мы проводили в последние годы.

    Да, есть неплохие подвижки!

    Сегодня могут говорить о том, что мы повышаем заработную плату накануне политических событий. Ничего подобного! У нас это четко было два-три раза в год. Я даже не стал вводить повышение с 1 октября, как предлагало Правительство. Мы вводим все эти меры с 1 ноября, чтобы не думали, что "покупаем народ". Нам не надо этого делать!

    И знаете, если откровенно говорить, даже если бы мы и не повысили с 1 ноября заработную плату, пенсии, стипендии, я не думаю, чтобы сегодня, в нынешней экономической ситуации, нас бы народ на референдуме и выборах "кинул". Ни в коем случае! Не та ситуация!

    Но мы ведь обещали людям, что в этом году еще вернемся к вопросу заработной платы, пенсий и стипендий, если будет нормально складываться бюджет и четко работать экономика. Ну что, будем обманывать людей, что у нас экономика не работает? Она работает! Дополнительно деньги есть в бюджете? Есть. Так давайте отдадим их людям.

    Но мы же не все деньги отдаем на зарплаты и пособия: средства пойдут на дороги, жилье, газификацию, на те социальные и иные программы, которые мы наметили, и будем развивать.

    Оправдываться ни перед кем не надо. Если у нас есть что сказать и перед экзаменом, и на экзамене - 17 октября, так почему бы не сказать. К экзамену любой студент, любой человек готовится. И мы тоже готовимся. Чего нам бояться сказать? Вот у нас есть - мы вам отдаем. И даем "не под референдум", а на целый 2005 год, но еще больше будем выделять средств в последующие годы. Мы же не остановимся на средней зарплате в 250 долларов. За пятилетку надо достичь минимум 500 долларов, а мы даже прикидывали 750. Но как минимум до 500 долларов среднюю зарплату мы за пятилетку должны довести.

    Поэтому нам есть что сказать, и мы должны это сказать своим людям. Кому не нравится, пусть не слушает. Кто считает, что ему не надо эти деньги, пусть оставит их в бюджете.

    Ситуация непростая. Вы, наверное, слышали о том, что озаботились нашей ситуацией аж в Америке - приняли "акт о демократии". Им захотелось демократии в Беларуси. Забыли, что у них своих проблем хватает. Они озаботились нашими выборами и референдумом. А ведь самая архаичная система выборов в Соединенных Штатах Америки: там же нет прямых выборов президента - избирают выборщиков, а выборщики избирают президента. В результате ныне действующий президент получил меньше голосов, чем тот, кто занял второе место. Разве это нормально? И они, видите ли, озаботились положением в Беларуси. Дошли до того, что потребовали обнародовать доходы Президента Беларуси. При чем здесь выборы Парламента, референдум и доходы Президента? Я поручил немедленно все сосчитать, что мне платило государство, и направить в Америку. А потом наш Парламент в новом составе соберется и потребует до выборов, чтобы Буш обнародовал свои доходы. Сравним. Но пришлет ли он нам такую информацию?

    Понимаете, до дикости доходит. Они просто не знают, что делают. Ну ладно бы, предложили, чтобы выборы прошли прозрачно и так далее. Но при чем здесь доходы Президента? Они явно в сотни тысяч раз меньше, чем у их президента, да и вообще у всех президентов. И потом, вы прочитайте в средствах массовой информации их требования. Это же переписано с "опусов" нашей оппозиции. Они же туда отвезли эти требования, а там в закон записали или в "акт о демократии". А вообще, это просто фактор глупого давления на нашу страну. Если они меня упрекают в том, что я "ищу врага внутреннего и внешнего", так зачем же они дают повод, чтобы я находил этого "врага" за пределами страны?

    Скажу вам откровенно: нет такого государства, где элита и руководители сегодня не потирают руки и не ждут: "Ну что же они там, эти белорусы, получат?" Ведь мы совсем другим путем пошли. И мы должны показать, что путь, которым мы идем и который поддержал народ, - это правильный путь!