Стенограмма выступления Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко на совещании педагогического актива Беларуси

    Уважаемые участники совещания!

    Сегодня мы с вами обсудили практически все аспекты развития системы образования в Беларуси — от детского сада до вуза. В ваших выступлениях прозвучало немало дельных замечаний и интересных предложений, которые предстоит изучить, обобщить и воплотить в конкретные управленческие решения.

    Думаю, теперь настало время подвести некоторые общие итоги нашего разговора и наметить задачи на перспективу.

    В первую очередь хочу остановиться на социально–политической обстановке в стране, очень кратко, тех вопросах, которые волнуют как педагогов, так и все общество.

    К сожалению, в начале нынешнего года обострился ряд финансовых проблем. Прямо скажу: инфляция, девальвация белорусского рубля, дефицит валюты привели к снижению того уровня жизни людей, которого мы достигли в прошлом. Да иначе и быть не могло. Я приведу только один пример: оценочно. Мы приняли предложение Российской Федерации о том, что с 1 июля будут унифицированы в том числе и таможенные пошлины на автомобили, которые мы будем приобретать за пределами нашей страны. В результате наши люди ввезли в страну более 250 тысяч автомобилей из–за границы. Это больше значительно, почти в 2 раза, чем в прошлые времена. Но главное, что наши люди вывезли из страны порядка 3 миллиардов долларов на эти машины. Примерно 2 миллиарда долларов дополнительных затрат нам даст в этом году повышение цен на энергоносители и другое сырье из Российской Федерации. Итого — свыше 5 миллиардов долларов только за один год. Но и в прошлые годы, вы помните, был постоянный рост цен на энергоносители. За последнюю пятилетку в 4,5 раза они увеличились для нашей страны и для нашей экономики. Конечно, такой удар не выдержала бы даже устоявшаяся экономическая система. Поэтому валюты не хватило. И случилось то, что случилось. Однако паниковать и кричать о грядущей катастрофе, о тотальном обнищании граждан, как это делают наши оппоненты, нет причин. Я в этом полностью уверен. Страна продолжает жить и развиваться. Все предприятия и организации работают в нормальном режиме. Регулярно платят зарплату. Безработица — вообще никакая. Произведенная продукция мгновенно находит сбыт. Платежеспособный спрос населения вырос. Объемы валютной выручки на данный момент являются, я уже говорил, самыми большими за последние годы. Рост ВВП за семь месяцев составил почти 110 процентов.

    Эти и другие факторы позволяют преодолеть негативные явления и не допустить ухудшения благосостояния народа. Нами уже разработаны конкретные шаги в данном направлении.

    И вы прекрасно понимаете, что для нас главный принцип политики — это интересы людей. И мы людей не обидим и в этот сложный период. По моему поручению Правительство разработало и в ближайшие дни примет ряд мер по социальной защите разных слоев населения. Бюджетникам и неработающим пенсионерам предусмотрено выплатить материальную помощь одномоментно в полмиллиона рублей для сезонной закупки сельхозпродукции и других нужд.

    Затем планируется повысить тарифную ставку первого разряда для оплаты труда работников бюджетных организаций. Будут ежеквартально расти пособия семьям, воспитывающим детей. Естественно, это пример для подражания всем предприятиям.

    В четвертом квартале этого года предполагается увеличение в два раза единовременного пособия в связи с рождением ребенка.

    Также вырастут пенсии и стипендии.

    Мы будем и дальше держать ситуацию в экономике и социальной сфере под контролем.

    Государство, как всегда, не оставит людей сражаться с трудностями один на один. Наоборот, любой экономический успех мы будем сразу же использовать для повышения благосостояния граждан.

    Конечно, современный мир, обогащаясь достижениями научно–технического прогресса, одновременно, как это ни парадоксально, становится все более жестоким. Многие страны и народы оказались под угрозой агрессивных действий государств, возомнивших себя вершителями судеб планеты. Даже такое благо цивилизации, как интернет и социальные сети, превращается в средство манипуляций общественным мнением.

    Нынешние весна и лето поставили мир перед лицом новой угрозы — смертельных атак экстремистов из числа собственных молодых граждан. Причем эта беда обрушилась не только на «горячие точки» планеты, но и на самые развитые, спокойные и благополучные страны. Один за другим последовали кровавые теракты в Норвегии, сокрушительные молодежные бунты в Великобритании, массовые поджоги машин в Германии, которые продолжаются и сегодня.

    К сожалению, волна насилия и вандализма, которая катится по всему миру, своим крылом коснулась и нашей страны 11 апреля 2011 года в Минском метро. Причастные к этому и еще нескольким взрывам в Витебске и Минске преступники совершали свои зверства ради забавы, самоутверждения и желания урвать минуту скандальной славы. А ведь эти нелюди выросли среди нас. Почему же никто из тех, кто жил и трудился рядом, не смог вовремя распознать и пресечь зло? Скажете, подобные асоциальные типы — единичный случай, исключение из правила. Пусть даже так.

    Но ведь есть и другие тревожные факты. Мы наблюдаем, как нашу молодежь втягивают в противоправную, антиобщественную деятельность. Вспомним массовые беспорядки 19 декабря прошлого года после выборов, когда пьяная толпа бесновалась на площади Независимости. Или недавние акции наших молчаливых «социально–сетевых революционеров».

    Давайте уясним простую истину. Для успешного, динамичного развития страны нужны не революция и не уличная анархия, а сплоченность всех граждан независимо от взглядов и убеждений, нацеленность на конструктивное сотрудничество. И причины периода, который мы переживаем очередной раз, не только внутри нашей страны. Еще больше причин извне! И в очередной раз приходится говорить о том, что поставлено самое дорогое на карту — существование суверенного и независимого государства. Я, конечно, понимаю, я не мечтатель, что никто никогда не позволит государству в центре Европы ходить в «белых перчатках» и радоваться жизни. Конечно, будут атаковать и слева, и справа — уж слишком лакомый кусок и в материальном, и в геостратегическом отношении наша страна. Наша Беларусь. Я к этому готов. Наверное, уже и люди наши готовы. Но для этого нужна сплоченность. Наша сила — в единстве. И будущее Беларуси нужно решать не на площадях и баррикадах, а путем диалога, нормального человеческого разговора.

    Как Глава государства я предлагал и предлагаю всем здравомыслящим и любящим свою страну людям, к какому бы политическому лагерю они ни принадлежали, садиться за стол. Круглый... Квадратный стол... Посмотреть друг другу в глаза и реально оценить, кто чего стоит и что может сделать для эффективного улучшения ситуации в стране, а не топать и кричать на площадях.

    Хотите сражаться и бороться — пожалуйста: боритесь в открытой дискуссии, доказывайте свою правоту, отстаивайте свою точку зрения. Но не через погромы и не с оружием в руках. Подобные действия будут пресекаться незамедлительно, как это было недавно, в оплотах демократии самых цивилизованных государств.

    Я предложил и Европейскому союзу, хотел бы предложить и Российской Федерации, другим европейским и международным структурам — направляйте своих представителей для участия в этом «круглом столе». Пусть они заодно посмотрят: кто у нас чего стоит, какие идеи выдвигает, какие цели перед собой ставит. Мы абсолютно открыты и готовы дать им такую возможность. Но путь через санкции и давление на наше государство — это путь бесперспективный. Поэтому давайте разговаривать, давайте вести диалог. И мы обязательно придем к какому–то пониманию.

    Уважаемые товарищи! Сегодня различия между развитыми и развивающимися странами только на одну треть обусловлены экономическим потенциалом, а на две трети — различиями в качестве образования. Таким образом, уровень знаний становится одним из важнейших факторов стабильности и процветания государства.

    Мы сохранили все лучшее, что досталось нам от Советского Союза: массовый охват детей дошкольным образованием, общедоступную и бесплатную среднюю школу, государственную систему обучения рабочих кадров. Лучшие выпускники наших вузов имеют прекрасную фундаментальную подготовку и высоко ценятся во всем мире.

    Был осуществлен переход на 11–летний срок школьного обучения, двухступенчатую структуру высшего образования, внедрено централизованное тестирование при проведении вступительных испытаний, ряд других новшеств.

    Лимит реформ в этой сфере исчерпан. Никаких резких потрясений, как я уже говорил, и ломок больше не будет.

    Главные цели сегодня — повышение качества образования, обновление его содержания на основе современных научных знаний, рост эффективности работы учебных заведений и каждого педагога.

    Образовательная система — жизненно важная составляющая общественного организма, от которой зависит его социальное здоровье. Она должна чутко и гибко реагировать на вызовы времени, предупреждать развитие негативных тенденций в молодежной среде.

    Поэтому следующий вопрос, на котором необходимо заострить внимание, — идеологическая и воспитательная работа.

    Борьба за влияние на молодое поколение во все времена являлась важнейшей политической задачей. Ведь тот, кто ведет молодежь за собой, держит в своих руках будущее.

    Нынешние студенты и школьники не ощутили на себе катастрофический обвал Советского Союза, не имеют тяжелых воспоминаний о «лихих 90–х» и воспринимают стабильность и комфортный уклад жизни Беларуси как нечто положенное от рождения. «Новый электорат», выросший в условиях открытости нашего общества, сравнивает зарубежную действительность с белорусской и зачастую делает поспешные, иногда ошибочные выводы.

    Все это, а еще юношеский максимализм и обычная для такого возраста склонность к бунтарству приводят к тому, что даже незначительные временные трудности вызывают у молодежи особенно острую реакцию, которую наши политические противники пытаются использовать в своих корыстных целях.

    Молодым хочется быть активными участниками событий, так сказать, «творить историю». Этим пользуются оппозиционно настроенные структуры, которые представляют свои протестные акции как азартные игры, где можно «выплеснуть адреналин».

    Ситуацию нужно коренным образом менять. Мы не должны упускать инициативу из своих рук. Самое главное — заложить в подрастающее поколение твердый идейный и нравственный стержень, который позволит противостоять всяческим политическим проискам и провокациям.

    Сегодня во главу угла необходимо поставить патриотическое воспитание. Подчеркиваю, патриотическое, а не националистическое.

    Все властные структуры, учебные заведения, Республиканский союз молодежи, пионерская организация, семья должны сконцентрировать свои усилия на воспитании из молодых людей ответственных и законопослушных граждан, которые бы не просто поддерживали политику государства, но и принимали активное участие в ее реализации.

    Наряду с традиционными массовыми мероприятиями, встречами и беседами должны шире использоваться новые формы, пробуждающие творческий поиск, дающие простор самостоятельности и инициативе.

    Руководителям учреждений образования, учителям, кураторам необходимо особое внимание уделять индивидуальной работе, находить свой подход к каждому ученику, каждому студенту.

    В ее эффективности и результативности немаловажную роль играют личный пример и убежденность педагога. Ведь, как справедливо заметил кто–то из великих, «мы должны сами верить тому, чему учим наших детей».

    В ходе организованной по моему поручению масштабной проверки учреждений образования были выявлены вопиющие факты безответственного отношения к обеспечению безопасности учащихся и студентов, к вопросам профилактики их противоправного поведения и вредных привычек, к использованию интернета для деструктивных и аморальных целей.

    При проведении мониторинга были обнаружены нарушения в осуществлении учебного процесса, формализм, заорганизованность в воспитательной работе, факты привлечения к преподаванию лиц с уголовным прошлым.

    Эти безобразия накапливались годами из–за равнодушия, безответственности, а порой и расхлябанности некоторых руководителей, учителей и преподавателей. Почему же раньше, до того как грянул гром, их никто не хотел замечать?

    Михаил Булгаков правильно называл источник бед: «Разруха — в головах». Поэтому ваша первейшая задача сейчас — изменить собственное отношение к делу, стать более бдительными, ответственными и дисциплинированными.

    В воспитании подрастающего поколения пока еще слабо используется потенциал общественных и гуманитарных дисциплин. Уровень их развития, к сожалению, не соответствует масштабу тех преобразований, которые произошли в нашем обществе в последние десятилетия.

    За годы суверенитета изменилась не только экономика — совершенно другим стало сознание людей. Впервые за всю свою многовековую историю Беларусь заявила себя независимым государством, которое само определяет свою судьбу.

    Молодежь надо учить гордиться славным прошлым и настоящим Отечества. А вместо этого ей зачастую преподносится вредный суррогат.

    В частности, активно пропагандируется вульгарный национализм. Насаждаются идеи, согласно которым все белорусское начинается и заканчивается Великим княжеством Литовским. А статус «народных героев» придается разным одиозным личностям, все заслуги которых в организации кровавых акций.

    История показывает, что не может быть прочным государство, в котором героизируются не созидатели, а разрушители и прожигатели жизни.

    Не следует забывать о том, что истинное национальное богатство — это не только поместья и замки шляхты. Но в первую очередь — уникальные промыслы, народное творчество и достижения белорусской и советской культуры. А ведь именно им и не уделяется должное внимание.

    Данную ситуацию нужно безотлагательно менять. Поэтому я поручаю министру образования совместно с Национальной академией наук Беларуси, министерствами информации, культуры и патриотически настроенными учеными выработать меры по популяризации нашего исторического и культурного наследия в соответствии с интересами нашего государства.

    В учебной и воспитательной работе необходимо больше внимания уделять формированию информационной и политической культуры учащихся и студентов. Вырабатывать у них способность противостоять приемам психологического манипулирования, видеть за красивыми фразами стремление навязать чужую точку зрения.

    Особого внимания со стороны педагогов и родителей требуют вопросы общения молодежи в интернете — в первую очередь в так называемых социальных сетях. В руках преступников они способны стать опасным оружием, в чем на собственном печальном опыте убедилась не одна европейская страна.

    Мы далеки от того, чтобы что–то перекрывать, отключать, закрывать, запрещать. Но вместе с тем доступ к интернет–ресурсам в учреждениях образования должен быть взят под контроль, исключающий его использование во внеучебных, а тем более деструктивных целях.

    Третий вопрос, который мы не имеем права оставлять без должного внимания, — предупреждение правонарушений и профилактика вредных привычек.

    Подростковая и молодежная преступность стала острой социальной проблемой. Преодолеть ее можно только объединенными усилиями правоохранительных органов, школы, семьи, всего нашего общества.

    Определенные успехи в этой работе уже достигнуты. Число несовершеннолетних нарушителей закона неуклонно снижается, значит, эффективные наработки у нас есть. Тем не менее только в 2011 году подростками совершено более 1.600 преступлений и почти 14.000 правонарушений.

    Остается высоким удельный вес тех, кто преступил закон повторно.

    Эта проблема неотделима от еще одной, не менее острой — распространения вредных привычек. В 2010 году под наблюдением наркологической службы Минздрава состояли более семнадцати с половиной тысяч несовершеннолетних, причем по сравнению с прошлым годом их число сократилось всего на 2 процента. А сколько подростков, хлебнувших дешевого пойла, пока не попали в поле зрения врачей и милиции?

    Остро стоит проблема курения, которое, похоже, отдельные руководители учебных заведений и вовсе перестали считать медицинским и социальным злом. Несмотря на все циркуляры Министерства образования, в вузах, ссузах, ПТУ, да чуть ли не в школах существуют легальные или полулегальные «курилки», где педагоги смолят вместе с учениками и студентами.

    Нужно срочно принять меры по искоренению этих явлений, угрожающих морали, правопорядку и самому генофонду белорусского народа. Прямо скажу: будущее нации в опасности, если мы не поправим положение!

    Следует рассмотреть вопрос о внесении изменений в законодательство, расширив основания и облегчив процесс оформления учащихся, преступивших закон, в специальные учебно–воспитательные и лечебно–воспитательные учреждения.

    Необходимо завершить формирование региональной системы оказания медицинской наркологической помощи несовершеннолетним, расширение стационарной сети для лечения таких пациентов.

    Надо упростить процедуру помещения юных пьяниц и наркоманов в реабилитационные учреждения. Внедрить межведомственную систему своевременного выявления таких лиц и оказания им всесторонней помощи.

    Но, разумеется, любую болезнь легче предупредить, чем лечить. Поэтому поручаю принять дополнительные меры по снижению доступности алкогольных напитков и табачных изделий в непосредственной близости от учебных заведений, спортивных объектов, мест молодежного досуга.

    Четвертый вопрос, стоящий сегодня на повестке дня, — развитие национальной системы образования от детского сада до вуза.

    В отличие от большинства стран Европы белорусская система дошкольного воспитания гарантирует детям не только уход, но и создает условия для полноценного развития и подготовки к школе. Сегодня детские сады посещают более 90 процентов детей 3 — 6 лет.

    Вместе с тем дошкольное образование пока не может полностью удовлетворить запросы родителей ни по объему, ни по качеству оказываемых услуг.

    Острая проблема — нехватка мест в детских садах в районах–новостройках. Причем дефицит зачастую возникает по вине и чиновников, и строителей.

    Эту проблему нужно решать, обеспечивая ввод в строй одновременно с каждым новым жилым микрорайоном необходимой социальной инфраструктуры, включая детский сад. При этом каждое дошкольное учреждение должно быть оснащено мебелью, игрушками, учебными пособиями в соответствии с возрастом воспитанников.

    В связи с возрастающим родительским спросом необходимо также принять меры по расширению сети яслей и ясельных групп при детских садах.

    Следует отметить, что лишь половина воспитателей имеет профильное образование. В 2011 году заявки на молодых специалистов удовлетворены всего на 40 процентов.

    Поручаю Правительству, местным органам власти разработать систему мер, направленных на обеспечение дошкольных учреждений квалифицированными кадрами.

    И потом, мы очень много в последнее время говорим о том, что готовим–готовим все больше и больше кадров. Но то ли не доехали, то ли замуж вышли и поженились, то ли еще что–то, но не работают по специальности. Я требую от Правительства и соответствующих министерств, которые имеют в своем распоряжении вузы, ответа на этот вопрос в этом году. Этого быть не должно! Какие бы меры нам ни пришлось принимать. Особенно в бюджетной форме обучения: ты пришел, за счет государства обучаешься, заключил контракт с государством — будь добр работать там, где нужно государству.

    Теперь о среднем образовании. Как отметил выдающийся ученый Дмитрий Иванович Менделеев, «школа составляет громадную силу, определяющую быт и судьбу народов и государства».

    Современная белорусская образовательная система должна готовить молодое поколение к жизни и осознанному выбору профессии. Научить трудиться, нести ответственность перед семьей и обществом. Основной критерий эффективности работы школы — это социальная успешность каждого выпускника.

    Преподаванию информатики, иностранных языков и физической культуры следует придать преимущественно прикладной характер.

    Сейчас Министерством образования проводится эксперимент по внедрению в учебный процесс планшетов и нетбуков. Предупреждаю, это не должен быть эксперимент с заранее запрограммированным результатом. Это не должно быть подстраивание под моду: каждому нетбук, каждому компьютер под мышку — иди учись. Это стоит денег. И смотрите, чтобы мы не влипли в какую–нибудь коррупцию, договорившись с каким–то одним производителем по поводу этих компьютеров. Если уж мы идем на это, то это должно быть честно, открыто и в наших школах это должно быть лучшее по качеству.

    Безотлагательно надо исключить неоправданное увеличение нагрузки на учителей и преподавателей, связанной с так называемым бумаготворчеством. Необходимо разработать единый межведомственный реестр документооборота и перевод его в электронную форму. Административное вмешательство других ведомств в деятельность образовательных учреждений должно быть минимальным.

    И я вас в очередной раз прошу: на местах, в школах, руководителей районо, инспекторов, директоров, заместителей директоров школ — не терроризируйте преподавателей и учителей, дайте им возможность преподавать так, как они считают нужным, согласно плану. И не заставляйте их, упаси вас господь, писать планы, как кому–то хочется. Есть необходимость писать план на 10 страниц — пиши. Но это очень плохо. Тогда надо стоять весь урок или пол–урока после опроса домашнего задания и читать этот план, доводя до сведения этот объем знаний до учащихся. Но если преподаватель подготовлен и ему достаточно 4 строчки в плане на урок, значит, не мешайте. Пусть он идет с этими четырьмя строчками. Не должно быть ничего лишнего. В противном случае это превращается в бумаготворчество и формализм. Такие сигналы из школ до сих пор поступают. И это странно, что в нашей школе продолжается вот такой жим на учителей.

    (Аплодисменты.)

    Я почему об этом говорю? Знаю сам это, не понаслышке. Меньше будет писанины дома, если ты готов и подготовлен. Главное ведь — качество знаний, больше часов ты возьмешь на себя. Но дома меньше будет работы с этими тетрадками и ненужными бумагами. Надо уже, наверное, революционно подойти к этому процессу.

    Мы не только сохранили сложившуюся еще в советское время систему профессионально–технического и среднего специального образования, но и много сделали для ее модернизации и развития в соответствии с потребностями современной экономики.

    Вместе с тем профтехучилища из года в год испытывают трудности с набором учащихся. Особенно в сфере машиностроения, сельского хозяйства и легкой промышленности.

    Для решения этой проблемы придется постепенно менять психологию выпускников и родителей, вести активную профориентационно–рекламную кампанию, развенчивая мифы о так называемой непрестижности рабочих специальностей.

    Должен быть проведен всесторонний анализ потребности в кадрах в каждом регионе и каждой отрасли, приняты меры по сокращению сроков получения профессионально–технического образования для менее сложных специальностей. Имеет смысл также увеличить удельный вес часов производственного обучения.

    Качество подготовки рабочих кадров необходимо поднять до уровня международных стандартов. В учебном процессе нужно активнее использовать материальную базу предприятий–заказчиков, а также повсеместно создать ресурсные центры с самой современной техникой на базе лучших лицеев и колледжей.

    При этом хочу однозначно заявить, министр это слышит, — никакого отказа работать на предприятиях–заказчиках для профтехучилищ, вузов или ссузов быть не должно. Если преподавательский состав вуза, ссуза, ПТУ и руководители решили, что надо сегодня идти на этот завод, то вы с благодарностью должны открывать для них ворота. Тогда они не только будут видеть, но и своими руками пощупают, что такое современное производство.

    Будучи в Горках недавно, я уже останавливался на этой проблеме. Я тогда говорил об аграрных специальностях. Но это касается всех! У нас преподаватели далеко отстали от того, что делается сегодня в бывших колхозах и совхозах. Я уже не говорю о передовых хозяйствах. Они вышли на мировой уровень. Это действительно флагманы, где диву даешься. Даже я, бывая постоянно там, в этом году увидел такие образцы, что сам не думал, не мечтал и не надеялся такое увидеть. А у нас студент пришел в академию, 5 лет там топчется из угла в угол и не знает, что происходит в аграрном секторе. Не знают, повторяю это, и преподаватели. А если и знают, то не обобщают этот опыт, не учат, не обучают современных студентов и будущих специалистов тому, с чем им придется столкнуться в производстве. А промышленность сегодня, сельское хозяйство — очень динамичны. Услуги связи — очень динамичны. Быстро развивается строительство. Это общая задача для руководителей профильных министерств, предприятий и учебных заведений.

    Немало вопросов вызывает система высшего образования, где наблюдаются перекосы в подготовке кадров без учета реальных потребностей экономики. Лавинообразный рост платной формы обучения, падение конкурса и приход в вузы малоподготовленных абитуриентов.

    Мы не должны допустить снижения уровня знаний и девальвации отечественного диплома.

    Жизнь сегодня требует структурной перестройки объемов подготовки студентов, устранения дисбаланса невостребованных и дефицитных профессий. Нам нужны инженеры, агрономы, врачи, а также специалисты естественнонаучного профиля. В то же время нужно сокращать набор на маловостребованные специальности, кадры по которым в избытке «штампуют» все, кому не лень, — и государственные, и частные вузы.

    Министр образования и другие министры, которые здесь присутствуют, должны принять это к неуклонному руководству и исполнению!

    Должны быть изменены подходы к содержанию вузовской подготовки. В первую очередь необходимо провести работу по уменьшению на одну четверть сроков получения высшего образования за счет прежде всего сокращения непрофильных дисциплин либо количества часов на их изучение.

    Особенно тщательно нужно проанализировать так называемый социально–гуманитарный блок, где некоторые предметы дублируют не только друг друга, но и школьную программу. Стоит подумать о введении на негуманитарных специальностях в вузах интегрированного курса «Высшее обществоведение», нацеленного на комплексное изучение экономической, социальной, политико–правовой и духовной жизни современного общества.

    Нужно пересмотреть вузовские программы и в большей степени сориентировать их на практику. Должна осуществляться максимальная интеграция образования, науки и передового производства. Подготовка специалистов не может считаться полной без продолжительной практики на рабочих местах.

    Думаю, первые два года студент должен числиться в университете и обучаться там, а последние два года — числиться в университете, а учиться на производстве.

    Белорусская высшая школа получила мировое признание, ряд ведущих вузов уже сегодня входит в престижные международные рейтинги. Нужно использовать этот потенциал в полную силу, постепенно расширяя экспорт образовательных услуг.

    В то же время белорусские студенты и молодые специалисты должны активнее осваивать зарубежный опыт, в первую очередь через систему стажировок и обучения в ведущих зарубежных вузах, на предприятиях и в организациях, являющихся лидерами рынка. Но прежде всего эти стажировки нужны для наших преподавателей, а не студентов. Тогда, может, и студентам туда не в таком количестве нужно будет ехать.

    Преподаватель сконцентрирует все и привезет в свою страну, скажет, расскажет и посоветует, как быть.

    Данной работе необходимо придать системный характер, обеспечив последующее трудоустройство специалистов там, где их новые знания и умения будут особенно востребованы.

    Высшая школа нуждается в современных преподавательских кадрах. Однако все меньше молодых людей желают посвятить себя научной и преподавательской работе: за последние пять лет сократилось число аспирантов, а количество докторантов вообще уменьшилось на треть. Отсутствует конкурс при поступлении в аспирантуру.

    Одной из причин этого называют усложнившуюся процедуру подготовки диссертаций и рассмотрения вопросов присвоения ученых степеней.

    Разумеется, в таком важном деле необходим максимально объективный и принципиальный подход. И если мы здесь перегнули палку, то надо еще раз вернуться к этому вопросу. Но если кто–то думает, что диссертацию может защитить каждый желающий, то он глубоко заблуждается. Труд ученого — это каторжный труд. Труднее, извините за тавтологию, этого труда нет. И тот, кто решил стать ученым, должен быть к этому готов. Более того, вы знаете мое отношение к ученым степеням, званиям и так далее. И поэтому Высшая аттестационная комиссия напрямую сегодня подчинена Президенту, чтобы не было там желания вникнуть в ее работу и как–то довлеть или давить на нее. Кандидат наук должен быть кандидатом, он должен быть ученым. А доктор наук — это вообще первооткрыватель в какой–то сфере. Нам не нужны описательные докторские диссертации. Меня уже даже очень положительный человек, грамотный, академик Анатолий Николаевич Рубинов предупреждает: «Вы же смотрите, у нас ученых меньше станет, докторов наук». Ну и пусть их будет меньше, но это будут настоящие доктора наук. Нет никаких оправданий тем, кто пишет докторскую диссертацию тяп–ляп, компиляцию из некоторых монографий или докторских диссертаций. Только каторжный труд. И открытия. Вот тогда ты доктор наук. Нам иные доктора наук не нужны!

    Мы сегодня говорим о том, что у нас мало ученых, плохо то, плохо это. А какая отдача от тех ученых, тысяч ученых, которых мы сегодня имеем? Не полная отдача. Много ли у нас ученых, которые ставят вопрос так, как здесь вот ученый из Полоцка поставил: дайте мне заработать, я заключу договор и вместе со своими коллегами заработаю деньги. Много ли? В ближайшее время этот вопрос будет подвергнут жесточайшему анализу. И в поле зрения попадет прежде всего Академия наук со всеми ее подразделениями и институтами. Мы пока не получаем от Академии наук даже того, что в нее вкладываем. Поэтому ученые должны четко понимать: да, настоящий ученый должен получать много, но этот ученый должен еще больше отдавать. Производительность труда — прежде всего. Она должна иметь опережающие темпы по отношению к заработной плате. Это же вы придумали, не я. Это вы сделали объективным законом развития всего производства и, можно сказать, общества и человечества. Вот мы из этого исходим.

    Поручаю Правительству совместно со всеми заинтересованными ведомствами внести взвешенные предложения по только что обозначенным проблемам.

    Пятый вопрос, который уже не впервые поднимается общественностью, касается повышения ответственности семьи за воспитание детей. Ведь, как правильно заметил выдающийся советский педагог Антон Семенович Макаренко, «воспитывая детей, нынешние родители воспитывают будущую историю страны, а значит, и историю мира».

    Истинные семейные ценности на протяжении многих лет являются одним из приоритетов нашей политики. Государство оказывает всестороннюю помощь родителям: постоянно увеличивает размеры пособий и иных социальных выплат в связи с рождением и воспитанием ребенка, помогает многодетным и молодым семьям получить льготное жилье, дотирует питание и отдых детей, всемерно развивает семейные формы устройства сирот.

    Но, к сожалению, эти усилия далеко не всегда дают отдачу.

    Должен сказать, что по всем этим направлениям мы будем усиливать действия государства, мы будем стимулировать и поддерживать тех, кто сегодня рожает детей. Не будет в семье троих детей, не будет три ребенка — нация обречена на гибель. Поэтому это наиважнейший вопрос! И как бы ни было трудно государству, многодетных, детей вообще мы будем поддерживать.

    Мне здесь вопрос задают, что в школах не хватает денег, которые мы выделяем, для того чтобы накормить детей. Вы знаете, конечно, надо в обед ребенка хорошо накормить. Но в некоторых школах мы ведь и утром, наверное, и вечером кормим. Поэтому давайте так откровенно: в этот период и семья должна что–то взять на себя. Если не может, ведь директора школ это знают, помогите этим семьям и детям. Но есть семьи нормальные. Я вас в этом плане поддерживаю. Богатые — если они готовы оказать вам поддержку, школе, детскому садику и прочее, возьмите у них эти деньги и направьте куда надо. А мы должны в сентябре, Министерство образования, создать под это нормальную правовую базу. Для чего эти деньги должны использоваться — четко прописать, и на что ни в коем случае нельзя их использовать. И если мы примем решение по освобождению от налогообложения прибыли, как вы говорили, ваших доходов, прибылей с ваших мероприятий, — пожалуйста, используйте это в том числе и на доплату питания детей. И то, что мы получим в ближайшее время (вы внесли предложение по табаку, курению и пьянству–алкоголизму, и так далее), это тоже надо направить на то, чтобы поддержать детей. Ведь в каждой семье есть ребенок, в деятельной семье, и если мы с этой семьи в эту трудную минуту снимем нагрузку, накормим детей... Хорошая акция прошла по стране. Помогли подготовить детишек в школу. Тем, у кого сложное материальное положение, много детей, помогли купить принадлежности, портфели, еще что–то. Молодцы! Так и надо. Этим мы и отличаемся от других. И все нам в этом завидуют: что, если есть какая–то проблема, мы все, толокой, собираемся вокруг нее и пытаемся ее решить. Ведь детям же помогаем. Это же святое. Господь же видит, это же потом нам воздастся, в хорошем смысле этого слова.

    Рост семейного неблагополучия вынудил нас принять жесткие меры к нерадивым матерям и отцам. Мы заставили их возмещать расходы государства по содержанию собственных детей. Эта принципиальная позиция дала ощутимый экономический и главное — воспитательный эффект.

    Реализация всем вам хорошо известного Декрета № 18 позволила в 2010 году на 40 процентов уменьшить число детей, отобранных у родителей по решению суда, в 3 раза сократить число отказов от малышей и приступить к поэтапному закрытию интернатных учреждений.

    Считаю это нашей общей победой. Не все здесь, конечно, гладко. Но это тенденция. Теперь нужно не сбавлять темпа в работе. Вопросы реализации Декрета должны находиться на персональном контроле у руководителей местной власти.

    Я поручаю Администрации Президента и Госсекретарю в плане контроля выполнения моего Декрета № 18 — организовать жесточайшие проверки по всем регионам тех, кто должен исполнять этот Декрет. И в IV квартале мне доложить о результатах.

    Следует пойти дальше и на законодательном уровне установить меры ответственности родителей за ненадлежащее воспитание своих детей, вплоть до административного наказания.

    В свою очередь, учебным заведениям нужно активнее вовлекать семью в воспитательный процесс. Эта задача должна решаться через родительские университеты, участие мам и пап в организации шестого школьного дня, отдыха на каникулах, проведении спортивных и культурных мероприятий.

    Необходимо повысить роль родителей в управлении учебным заведением. Вдохнуть новую жизнь в работу попечительских советов. Дать им рычаги влияния на кадровую политику, планирование воспитательной работы.

    Активизировать участие в укреплении материальной базы учреждения образования, организации досуга детей.

    Такие советы должны быть созданы при всех дошкольных и общеобразовательных учреждениях с включением в их состав не только родителей, но и представителей местной власти, шефов.

    Нужно создать максимально благоприятные и привлекательные условия для привлечения спонсоров и увеличения внебюджетных доходов учебных заведений. Разумеется, не нарушая общедоступность и бесплатность основных образовательных услуг. Первым шагом в этом направлении может стать, как я уже сказал, освобождение от уплаты налога на прибыль всех учреждений образования по примеру вузов.

    Еще вопрос, который мы неоднократно поднимали сегодня, — о значении личности педагога.

    Вряд ли кто-то станет оспаривать утверждение, что самым живым примером для ученика является сам учитель. Это — аксиома! Так было, так есть и так будет всегда. Никакой интернет, никакая «мусорка», подобная ему, не заменит личности педагога. И как бы ни менялась система образования, какие бы технические новинки ни обогащали учебный процесс, роль наставника всегда останется главной и определяющей. На него возложена персональная ответственность за юные души, за то, как сложится жизнь каждого воспитанника.

    К сожалению, сегодня некоторые учителя и преподаватели забывают об этом: не гнушаются превращать аудиторию в политический клуб. Используют свое положение для пропаганды антиобщественных, а порой и глубоко безнравственных идей. Калечат молодые души. А руководители учебных заведений закрывают на это глаза, предпочитают жить по принципу «моя хата с краю». А потом удивляются негативным явлениям в молодежной среде. Вы должны знать и мою позицию, и позицию государства — мы этого допустить не можем.

    С подобными педагогами нужно без сожаления расставаться — учеба не должна делать из ребят интеллектуальных и духовных инвалидов.

    Столь же неприемлемы пассивность и равнодушное отношение педагогов к своим обязанностям. Вспомните советское время: тогда учитель был для своих учеников и воспитателем, и психологом, и социальным педагогом. Бесплатно, не жалея времени и сил, занимался с отстающими учениками, знал все о жизни детей не только в школе, но и дома, во дворе. Для меня лично приход классного руководителя в деревню, в дом, где я живу, — это было страшной катастрофой. Я чистил эту хату, от угла в угол. Мыл, драил, ради бога, чтобы только классный руководитель пришел и не заметил чего–то плохого. Но я же был таким быстрым и шустрым разбойником в школе, не отличался, знаете, законопослушностью, и то, для меня учитель в доме — это что–то страшное было. А сейчас как?..

    Сегодня эти обязанности, к сожалению, ушли на задний план. Сравнивая, как работали те же школьные учителя раньше и сейчас, приходишь к выводу, что некоторые педагоги явно пренебрегают воспитательной работой. Им не хватает живых, неказенных контактов с учениками и их родителями.

    Обратите внимание, как только понизились требования к моральному облику учителей, их профессиональному уровню и общей культуре, тут же и престиж профессии катастрофически упал. Вы все правильно говорили о том, что престиж надо поднимать и рублем, и орденами, и медалями, и еще чем–то. Но престиж ваш, мой, министра и других прежде всего зависит от нас. Наш уровень — это мы. Никто мне мое лицо не нарисует, образно говоря, если этого я сам не захочу и не сделаю. Так же и учитель. Поэтому ищите престиж прежде всего в своих умах. И ищите этот престиж в своей работе. Все остальное рано или поздно, о чем вы говорили и правильно говорили, приложится.

    Когда–то в эту сферу шли лучшие из лучших. Непросто было оказаться достойным высокого звания или призвания Наставника.

    А сегодня студенческий контингент педвузов формируется по остаточному принципу — туда идут те, кого больше никуда не взяли. Но и в этой ситуации абитуриентов порой просто не хватает: по итогам вступительной кампании 2011 года остались незаполненными десятки бюджетных мест на педагогических специальностях.

    Это большой недостаток Министерства образования и Правительства.

    Сегодня нужно поднять статус педагогов в обществе на новую высоту. Но для этого нужно сделать то, о чем мы с вами здесь очень много говорили.

    И мы знаем с вами, что для этого надо сделать. Давайте сделаем. Государство же готово поддержать учителей, преподавателей, воспитателей не только морально, но и материально, усилить социальный пакет. Но при условии резкого повышения отдачи от их работы. 50 на 50. Мы с вами тоже договорились. Только вы не очень аплодировали тогда.

    (Аплодисменты.)

    Очень жидкие аплодисменты... Ну вот. Это вы не мне аплодируете. Это вы аплодируете тому предложению, которое я внес...

    Конечно, нужно создать новые механизмы материального стимулирования эффективного труда педагогов. Считаю, что руководитель учреждения образования должен при этом иметь необходимые для этого полномочия и ресурсы. Поэтому Правительству надо определить порядок создания специальных фондов ректоров и директоров учебных заведений, из которых они могли бы поощрять самых лучших, активных сотрудников. Демократично, с учетом педагогических советов или там еще каких–то советов, но не единолично. Деньги в таком творческом коллективе, как учительский коллектив или коллектив вуза, ссуза, ПТУ, — очень сложный коллектив, деньги надо делить очень аккуратно. Ибо потом вы знаете, что будет. Я тоже.

    Важная роль в формировании положительного имиджа педагогической профессии, социального статуса учителя и воспитателя принадлежит средствам массовой информации. И об этом уже тоже говорили. Предложения и замечания я абсолютно поддерживаю. Здесь присутствуют руководители всех электронных, бумажных средств массовой информации, думаю, что они сделают для себя соответствующие выводы.

    В системе образования работает немало настоящих энтузиастов своего дела, замечательных, талантливых людей, для которых их работа — не ремесло, а жизненное призвание. Их опыт должен служить примером и стать достоянием всей общественности.

    Дорогие друзья!

    Сегодня у нас состоялся принципиальный, порой резкий и нелицеприятный, но крайне своевременный и полезный разговор. Он помог объективно, без эмоций оценить итоги развития белорусской образовательной сферы, наметить пути решения проблем, определить задачи на новый учебный год и на перспективу.

    Мне часто приводят в пример американскую, западноевропейскую и азиатскую системы образования. Но я убежден: у нас есть свои замечательные традиции и очевидные преимущества, которые нужно развивать, приумножать и шлифовать. И роль в этом учителя, преподавателя, воспитателя будет день ото дня возрастать.

    Мы привыкли полагаться на педагогический корпус страны как на соратников и единомышленников. И вы никогда не подводили, в самых разных ситуациях демонстрировали идейную и гражданскую зрелость, высокую ответственность, преданность интересам государства, честность и порядочность. Этим же мы будем отвечать вам.

    Я уверен, что сегодняшняя наша встреча — это не только разговор в этом большом зале, это не только то, что вы выслушали с этой трибуны от всех выступающих, и меня в том числе. Считайте, что мы по обозначенным вами проблемам почти приняли решение. Нам надо только подсчитать. Даже если говорить о ваших материальных предложениях. Значит, уже в этом есть толк. Но самый большой толк, я всегда считаю, от таких совещаний, это — ваше общение. Вы же творческие люди, вы об этом говорили, и когда творческие люди общаются, они обязательно что–то отдают собеседнику и очень многое берут у этих собеседников. Думаю, что в этом плане наше сегодняшнее августовское совещание (может, оно станет традиционным) очень полезно для всех нас.

    Уважаемые друзья! Беларусь — сильная страна. И она стала такой прежде всего благодаря знаниям, таланту и интеллекту своего народа.

    Поэтому педагоги неизменно будут пользоваться нашим особым уважением и вниманием.

    Мне остается только пожелать вам крепкого здоровья, счастья, трудовых успехов в новом учебном году! Счастья вам, здоровья, успехов! И с новым годом!

    (Аплодисменты.)

    Спасибо. Я уже только что сказал, что было несколько вопросов ко мне. Они незначительные. Я затронул их в своем выступлении. Но я вам обещаю, как у нас принято, мы обязательно все ваши вопросы и замечания, которые мне адресованы, Администрация Президента их получила, мы их проанализируем. И не только в Администрации, но и в ответственных ведомствах. В Правительстве. И обязательно на них отреагируем. Если для этого понадобится вам ответ, мы этот ответ вам можем направить. Но очень важно все то, что прозвучало здесь, на этом совещании.

    Еще раз подчеркиваю: я вам обещаю, что незамеченными ваши замечания и предложения не останутся.

    Спасибо вам большое. Будьте здоровы! Живите богато. Но не зазнавайтесь, если много денег будет, обязательно поделитесь с бедными в это время. Мы компенсируем все ваши затраты и моральные, и материальные. А вообще, после выборов мы не встречались, не было бы вас (помните и не зазнавайтесь) — не было бы сегодня страны. Вы — оплот стабильности. Главный наш государственный ресурс.

    Спасибо вам, учителя! Спасибо.