Совещание по проекту Закона, предусматривающего комплексную корректировку уголовного и уголовно-процессуального законодательства
- 1
Корректировка уголовного и уголовно-процессуального законодательства ни в коем случае не должна создавать условия для ухода от ответственности. Об этом заявил Президент Беларуси Александр Лукашенко 7 августа на совещании по проекту Закона, предусматривающего комплексную корректировку уголовного и уголовно-процессуального законодательства.
Проект данного Закона уже обсуждался в августе прошлого года. В частности, речь шла о применении досудебного соглашения о сотрудничестве, внедрении уголовно-правовой компенсации, исключении противоправности деяния при деловом риске. Предлагалось также декриминализировать отдельные деяния, не представляющие большой общественной опасности, расширить применение штрафа и увеличить его размер за экономические преступления, внести ряд иных изменений.
При этом Президент поручал депутатам совместно с правоохранительными органами, а также с бизнес-сообществом дополнительно детально обсудить проект. Затем принять по всем его положениям окончательное взвешенное решение, в полной мере отвечающее интересам государства, общества и граждан.
Как подчеркнул в ходе совещания Александр Лукашенко, возможные корректировки уголовного закона не должны приводить к выхолащиванию самой сути закона. При любых изменениях его нормы должны сохранять необходимый профилактический эффект и одновременно обладать должным карательным воздействием на нарушителя, если преступления избежать все же не удалось.
Глава государства подчеркнул, что принцип неотвратимости наказания за совершенные преступления должен оставаться незыблемым. "Все возможные изменения уголовно-правовых механизмов могут так или иначе развивать либо дополнять этот принцип, но ни в коем случае не создавать условия для ухода преступников от ответственности, - отметил Александр Лукашенко. - Попустительствовать безнаказанности мы не имеем никакого права".
По мнению Главы государства, не менее важна и надлежащая организация уголовного процесса. "Расследования, тянущиеся длительное время без особых результатов, не должны восприниматься как нечто обыденное и нормальное, - потребовал Президент. - Прокурор, следствие и суд обязаны иметь в своем арсенале такие современные правовые инструменты, которые могут обеспечить оперативное и объективное расследование и рассмотрение уголовных дел".
Александр Лукашенко поинтересовался, не станут ли предлагаемые нововведения, призванные решить насущные проблемы правоприменительной практики, на деле лишь лазейкой для нечистых на руку людей, в частности, в случае введения механизма досудебного соглашения о сотрудничестве. По его условиям, преступнику, чтобы уменьшить срок своего наказания, нужно будет сообщить о чужих преступлениях. "Однако сразу возникают вопросы: не завалят ли преступники следственные органы "сказками" о мнимых подельниках? Не будут ли оговаривать кого угодно для спасения своей шкуры? Не станет ли такое соглашение для особо опасных криминальных элементов способом избежать строгой заслуженной ответственности? – отметил Александр Лукашенко. - И давайте откровенно: уверены ли мы в своих правоохранителях, в том, что они будут применять такое соглашение сугубо в законных целях? А не для собственной наживы, получая "откаты" при заключении соглашений о сотрудничестве за вполне легальное облегчение участи преступников".
На совещании также рассматривались меры ответственности, не связанные с изоляцией от общества, - штрафы, уголовно-правовая компенсация. "Мы их активно продвигаем в данном проекте. Но есть ли гарантия, что эти меры будут применяться именно к тем, кто достоин снисхождения, кого и вправду лучше наказать рублем, а не отсидкой?" - задал резонный вопрос Президент. Он также поинтересовался, сможет ли материальное воздействие вместо реального срока обеспечить исправление этих лиц и нужно ли вводить такие поблажки по всем составам преступлений, которые корректируются проектом в соответствующей части.
"Мы должны четко представлять себе ответы на все эти вопросы и иметь твердую уверенность в правильности задаваемого проектом вектора совершенствования уголовного и уголовно-процессуального законодательства", - подчеркнул Александр Лукашенко.
Главе государства подробно доложили об основных новациях законопроекта, предлагаемых подходах к совершенствованию системы мер уголовной ответственности и порядка их применения. В отношении механизма досудебного соглашения о сотрудничестве Президента заверили, что это даст дополнительные возможности в борьбе с правонарушениями в таких сферах, как, например, коррупция или наркотрафик, где важно выявить все звенья преступной цепи. Законопроект также предусматривает несколько степеней контроля того, насколько эффективно реализуется такое соглашение, и действительно ли обвиняемый заслуживает более мягкого приговора суда.
Вместе с тем Александр Лукашенко заострил внимание на нескольких принципиальных моментах. Президент в частности заметил, что заключение досудебных соглашений о сотрудничестве не должно чрезмерно ограничить возможности судов и фактически опустить часть судебного расследования на уровень прокурора. С другой стороны, преступник, заслуживающий самого жесткого наказания за совершенное им тяжкое или особо тяжкое преступление, не должен получить возможность с помощью такого соглашения уйти от ответственности. "Пусть он даже про десяток других преступлений расскажет, но если он, к примеру, изнасиловал и зарезал девушку, такому прощения быть не должно. Он должен отвечать. И чтобы понять меня, вы попробуйте себя поставить в положение тех родителей (жертвы преступления)", - подчеркнул Глава государства.
Президент также предположил, что если досудебные соглашения о сотрудничестве будут использоваться только для работы по каким-то конкретным составам преступлений, то, возможно, стоит их четко прописать, чтобы не оставлять этот вопрос на личное усмотрение прокурора.
Александр Лукашенко пояснил, что оценивает все предлагаемые законопроектом новшества с точки зрения их необходимости применительно к современной ситуации и развитию правоотношений в Беларуси.
"Да, у нас не все хорошо. Мы еще в чем-то отстаем, но мы не Украина, не Россия и даже не Запад. У нас все-таки правоохранительные органы более-менее жестко работают. Не могу сказать, что у нас принцип неотвратимости наказания работает хуже, чем в других странах, - отметил белорусский лидер. - При этом у нас за время "диктатуры" Лукашенко сидельцев в тюрьме по сравнению с "демократическими временами" стало в два раза меньше. То есть мы с нашим законодательством вполне успешно боремся с преступлениями, и нас никто не может обвинить в том, что мы пересажали всех в тюрьму".
Глава государства также подчеркнул, что проблема действенности любого законодательства в значительной степени заключается и в личном отношении кадров, в первую очередь руководителей ведомств правоохранительного блока, контролирующих органов, к решению тех или иных задач. По оценке Главы государства, деятельность руководителей ряда соответствующих ведомств не в полной мере соответствует его ожиданиям, что вынуждает Президента нередко лично вмешиваться в разрешение вопросов, связанных с соблюдением законности и правопорядка в стране.
По итогам совещания Президент поручил представить ему краткий и четкий сопоставительный анализ предлагаемых изменений по наиболее важным статьям. "Но еще раз хочу сказать, что мы не должны упрощаться. Ни в коем случае, - подчеркнул Александр Лукашенко. - У нас слишком много нарушений, особенно в сфере коррупции, где надо усиливать борьбу, и мы там тоже рассматриваем новеллы, и в части тяжких преступлений в экономической сфере. Мы здесь теряем кучу денег".
Проект данного Закона уже обсуждался в августе прошлого года. В частности, речь шла о применении досудебного соглашения о сотрудничестве, внедрении уголовно-правовой компенсации, исключении противоправности деяния при деловом риске. Предлагалось также декриминализировать отдельные деяния, не представляющие большой общественной опасности, расширить применение штрафа и увеличить его размер за экономические преступления, внести ряд иных изменений.
При этом Президент поручал депутатам совместно с правоохранительными органами, а также с бизнес-сообществом дополнительно детально обсудить проект. Затем принять по всем его положениям окончательное взвешенное решение, в полной мере отвечающее интересам государства, общества и граждан.
Как подчеркнул в ходе совещания Александр Лукашенко, возможные корректировки уголовного закона не должны приводить к выхолащиванию самой сути закона. При любых изменениях его нормы должны сохранять необходимый профилактический эффект и одновременно обладать должным карательным воздействием на нарушителя, если преступления избежать все же не удалось.
Глава государства подчеркнул, что принцип неотвратимости наказания за совершенные преступления должен оставаться незыблемым. "Все возможные изменения уголовно-правовых механизмов могут так или иначе развивать либо дополнять этот принцип, но ни в коем случае не создавать условия для ухода преступников от ответственности, - отметил Александр Лукашенко. - Попустительствовать безнаказанности мы не имеем никакого права".
По мнению Главы государства, не менее важна и надлежащая организация уголовного процесса. "Расследования, тянущиеся длительное время без особых результатов, не должны восприниматься как нечто обыденное и нормальное, - потребовал Президент. - Прокурор, следствие и суд обязаны иметь в своем арсенале такие современные правовые инструменты, которые могут обеспечить оперативное и объективное расследование и рассмотрение уголовных дел".
Александр Лукашенко поинтересовался, не станут ли предлагаемые нововведения, призванные решить насущные проблемы правоприменительной практики, на деле лишь лазейкой для нечистых на руку людей, в частности, в случае введения механизма досудебного соглашения о сотрудничестве. По его условиям, преступнику, чтобы уменьшить срок своего наказания, нужно будет сообщить о чужих преступлениях. "Однако сразу возникают вопросы: не завалят ли преступники следственные органы "сказками" о мнимых подельниках? Не будут ли оговаривать кого угодно для спасения своей шкуры? Не станет ли такое соглашение для особо опасных криминальных элементов способом избежать строгой заслуженной ответственности? – отметил Александр Лукашенко. - И давайте откровенно: уверены ли мы в своих правоохранителях, в том, что они будут применять такое соглашение сугубо в законных целях? А не для собственной наживы, получая "откаты" при заключении соглашений о сотрудничестве за вполне легальное облегчение участи преступников".
На совещании также рассматривались меры ответственности, не связанные с изоляцией от общества, - штрафы, уголовно-правовая компенсация. "Мы их активно продвигаем в данном проекте. Но есть ли гарантия, что эти меры будут применяться именно к тем, кто достоин снисхождения, кого и вправду лучше наказать рублем, а не отсидкой?" - задал резонный вопрос Президент. Он также поинтересовался, сможет ли материальное воздействие вместо реального срока обеспечить исправление этих лиц и нужно ли вводить такие поблажки по всем составам преступлений, которые корректируются проектом в соответствующей части.
"Мы должны четко представлять себе ответы на все эти вопросы и иметь твердую уверенность в правильности задаваемого проектом вектора совершенствования уголовного и уголовно-процессуального законодательства", - подчеркнул Александр Лукашенко.
Главе государства подробно доложили об основных новациях законопроекта, предлагаемых подходах к совершенствованию системы мер уголовной ответственности и порядка их применения. В отношении механизма досудебного соглашения о сотрудничестве Президента заверили, что это даст дополнительные возможности в борьбе с правонарушениями в таких сферах, как, например, коррупция или наркотрафик, где важно выявить все звенья преступной цепи. Законопроект также предусматривает несколько степеней контроля того, насколько эффективно реализуется такое соглашение, и действительно ли обвиняемый заслуживает более мягкого приговора суда.
Вместе с тем Александр Лукашенко заострил внимание на нескольких принципиальных моментах. Президент в частности заметил, что заключение досудебных соглашений о сотрудничестве не должно чрезмерно ограничить возможности судов и фактически опустить часть судебного расследования на уровень прокурора. С другой стороны, преступник, заслуживающий самого жесткого наказания за совершенное им тяжкое или особо тяжкое преступление, не должен получить возможность с помощью такого соглашения уйти от ответственности. "Пусть он даже про десяток других преступлений расскажет, но если он, к примеру, изнасиловал и зарезал девушку, такому прощения быть не должно. Он должен отвечать. И чтобы понять меня, вы попробуйте себя поставить в положение тех родителей (жертвы преступления)", - подчеркнул Глава государства.
Президент также предположил, что если досудебные соглашения о сотрудничестве будут использоваться только для работы по каким-то конкретным составам преступлений, то, возможно, стоит их четко прописать, чтобы не оставлять этот вопрос на личное усмотрение прокурора.
Александр Лукашенко пояснил, что оценивает все предлагаемые законопроектом новшества с точки зрения их необходимости применительно к современной ситуации и развитию правоотношений в Беларуси.
"Да, у нас не все хорошо. Мы еще в чем-то отстаем, но мы не Украина, не Россия и даже не Запад. У нас все-таки правоохранительные органы более-менее жестко работают. Не могу сказать, что у нас принцип неотвратимости наказания работает хуже, чем в других странах, - отметил белорусский лидер. - При этом у нас за время "диктатуры" Лукашенко сидельцев в тюрьме по сравнению с "демократическими временами" стало в два раза меньше. То есть мы с нашим законодательством вполне успешно боремся с преступлениями, и нас никто не может обвинить в том, что мы пересажали всех в тюрьму".
Глава государства также подчеркнул, что проблема действенности любого законодательства в значительной степени заключается и в личном отношении кадров, в первую очередь руководителей ведомств правоохранительного блока, контролирующих органов, к решению тех или иных задач. По оценке Главы государства, деятельность руководителей ряда соответствующих ведомств не в полной мере соответствует его ожиданиям, что вынуждает Президента нередко лично вмешиваться в разрешение вопросов, связанных с соблюдением законности и правопорядка в стране.
По итогам совещания Президент поручил представить ему краткий и четкий сопоставительный анализ предлагаемых изменений по наиболее важным статьям. "Но еще раз хочу сказать, что мы не должны упрощаться. Ни в коем случае, - подчеркнул Александр Лукашенко. - У нас слишком много нарушений, особенно в сфере коррупции, где надо усиливать борьбу, и мы там тоже рассматриваем новеллы, и в части тяжких преступлений в экономической сфере. Мы здесь теряем кучу денег".