Совещание о проектах прогноза социально-экономического развития, бюджета

    Проекты прогноза социально-экономического развития, бюджета и основных направлений денежно-кредитной политики страны на 2006 год рассмотрены 19 октября на совещании у Президента Республики Беларусь. Были также подведены предварительные итоги выполнения прогнозных показателей на 2005 год и текущую пятилетку.

    Как заявил Александр Лукашенко, по многим важнейшим параметрам прогнозные показатели на 2001-2005 годы не просто выполнены, а «существенно перекрыты». Прирост промышленной продукции за пять лет должен составить 50% при прогнозе 28-32%, инвестиций в основной капитал - 77% (по программе 60-70:), реальных денежных доходов - 76% (при задании 58-63:). По мнению Главы государства, это свидетельствует о том, что «мы правильно определили стратегию развития, сумели мобилизовать ресурсы и организовать людей на решение масштабных и ответственных задач».

    Как подчеркнул Александр Лукашенко, представленные Правительством проекты документов на будущий год определяют социально-экономическое развитие нашей страны на ближайшую перспективу. Их особое значение обусловлено тем, что 2006 год открывает новое пятилетие и определяет динамику предстоящего ответственного этапа развития государства. От того, насколько правильно будут определены базовые позиции, зависит качество как краткосрочного, так и среднесрочного прогнозирования развития экономики.

    Александр Лукашенко потребовал от Правительства не только закрепить достигнутые темпы развития, но и добиться качественного прорыва, подняться на гораздо более высокую ступень социально-экономического развития. «Теперь нам надо планировать не по минимуму, а поднимать планку максимально высоко», - заявил он.

    При этом Александр Лукашенко подчеркнул: «Меня удивляет, почему Правительство, Администрация Президента, губернаторы стараются взять планку пониже». Глава государства отметил, что при формировании кадрового состава страны должны учитываться, в первую очередь, не заверения, а то, как люди работали в предыдущую пятилетку. «Зачем мне те спортсмены, которые будут прыгать не через планку, а проходить под ней. Нужны такие параметры, которые заставят всех нас напряженнейшим образом работать, - сказал Президент. - Поэтому показатели должны быть супернапряженными».

    Главной особенностью и стратегическим приоритетом нового пятилетия должен стать переход белорусской экономики на инновационный путь развития. Глава государства отметил, что развитие науки и инноваций нужно полностью сориентировать на потребности нашей страны, решение перспективных задач и проблем конкретных отраслей народного хозяйства.

    По мнению Президента, сегодня мы подошли к такому этапу развития, «когда административные ресурсы, любые экономические ухищрения не принесут желаемых результатов. Надо включать новую ступень «ракеты», которая выведет нас на новую орбиту, - науку. Научно-технический потенциал должен стать важнейшим фактором повышения эффективности экономики и, на этой основе, - улучшения качества жизни людей».

    Одной из важнейших задач на ближайшее пятилетие является обеспечение высоких темпов роста реальных доходов населения (прежде всего, заработной платы) и улучшения качества жизни. По мнению Главы государства, «мы должны исходить из того, что во главу угла наших планов поставлен человек, его благополучие».

    Президент подчеркнул, что для успешного решения поставленных задач Правительство должно осуществить такие меры, которые позволят значительно повысить эффективность нашей экономики. В первую очередь, необходимо оздоровить убыточные организации, активнее внедрять ресурсосберегающие технологии, кардинально улучшать качество и конкурентоспособность отечественной продукции.

    Александр Лукашенко отметил: «Еще в начале года мы определились, что к 2010 году предстоит увеличить валовой внутренний продукт в полтора раза, повысить среднемесячную заработную плату до 500 долларов в эквиваленте, сократить уровень малообеспеченности в два раза, достичь сбалансированности внешней торговли и выйти на положительное, причем, стабильное положительное торговое сальдо, провести модернизацию производства за счет рационального использования ресурсов и инноваций, возродить село и значительно увеличить темпы жилищного строительства».

    Глава государства считает эти планы очень напряженными, именно поэтому к их выполнению надо приступать с первого года будущей пятилетки, «без долгих раскачек и расслабления». Опыт реализации амбициозных планов, по словам Александра Лукашенко, у нас уже есть: «Вспомните, как пять лет назад некоторые деятели заявляли, что мы не сможем выполнить к 2005 году то, что тогда намечали. А сегодня даже скептики признали, что по многим важнейшим параметрам прогнозные показатели значительно перевыполнены».

    Как отметил Президент, «нам на Всебелорусское народное собрание надо выйти не просто с хорошими амбициозными планами, а с уже действующими, реально ощутимыми мерами по их успешному выполнению». Поэтому внимание к обсуждаемым документам - особое. «Я бы сказал принципиальное, и даже придирчивое. Проекты должны соответствовать самым высоким требованиям по напряженности заложенных в них параметров», - сказал Александр Лукашенко.

    Министр экономики Николай Зайченко проинформировал о ходе выполнения прогноза социально-экономического развития на 2005 год и параметров программы социально-экономического развития на 2001-2005 годы.

    По его словам, 2005 год будет завершен с выполнением поставленных задач по верхней (максимальной) границе прогноза и даже выше по таким показателям, как темп роста объема промышленного производства, инвестиции в основной капитал, внешнеэкономическая деятельность, реальные денежные доходы населения, розничный товарооборот, рентабельность реализованной промышленной продукции, энергоемкость ВВП.

    В рамках границ прогноза обеспечивается объем производства потребительских товаров, платных услуг и ввод в эксплуатацию жилья за счет всех источников финансирования.

    Темп роста ВВП за 2005 год может составить 109-109,3%.

    Как подчеркнул Министр экономики, по пятилетке все 16 параметров будут выполнены в полном объеме. Прогнозируемые конечные результаты демонстрируют, что в целом в Беларуси удалось обеспечить существенный рост практически по всем важнейшим макроэкономическим параметрам, утверждаемым Главой государства.

    Темпы роста ВВП по пятилетке, как ожидается, составят 143%, продукции промышленности - 150%, продукции сельского хозяйства - 127%.

    Правительство планирует к концу 2010 года увеличить ВВП в 1,5 раза, довести среднюю зарплату до 500 долларов в эквиваленте, сократить уровень малообеспеченности в два раза, обеспечить выход на устойчивое положительное внешнеторговое сальдо. Ежегодный объем инвестиций должен составить не менее 20-25% от ВВП. Энергоемкость валового внутреннего продукта должна быть снижена на 25-30%.

    Проектом концепции социально-экономического развития на 2006-2010 годы определена основная идея пятилетки: повышение уровня конкурентоспособности на основе модернизации экономики. Ее девиз: от развития человеческого потенциала и инноваций - к росту благосостояния народа.

    Приоритеты предстоящей пятилетки - всестороннее гармоничное развитие человека, инновационное развитие национальной экономики, наращивание экспортного потенциала на основе повышения конкурентоспособности национальной экономики, развитие агропромышленного комплекса и социальное возрождение села, энерго-и ресурсосбережение.

    Ключевым аспектом, обеспечивающим дальнейший экономический рост, является улучшение финансового положения предприятий, повышение их конкурентоспособности. Этому призвано способствовать снижение налоговой нагрузки. Оно предусматривается за счет уменьшения с 3,9% до 3% в совокупности платежей с выручки от реализации товаров.

    Еще один фактор - снижение уровня инфляции. На 2006 год этот показатель планируется на уровне 7-9%, что в свою очередь будет способствовать снижению процентных ставок по кредитам и, соответственно, расширению кредитования экономики.

    Финансовое оздоровление убыточных организаций планируется осуществлять на основе реструктуризации задолженности, стабилизации финансовых хозяйственных групп.

    Механизм стимулирования промышленного производства предлагается сохранить аналогичный тому, что действовал в 2005 году. Правительство рассчитывает на дальнейшее развитие малого предпринимательства.

    Проект прогноза социально-экономического развития страны на 2006 год предусматривает рост промышленной продукции на уровне 106,5-107,5%.

    В 2006 году прогнозируется обеспечить увеличение валовой продукции сельского хозяйства на 6-7% - это выше, чем предусмотрено программой возрождения села.

    Также на следующий год предусмотрен рост инвестиций в основной капитал - 113-114%. Банковской системой должно быть выделено Br 3,6-3,7 трлн. на инвестиционные цели. В том числе в реальный сектор - Br2,3 трлн. Ресурсы будут направлены на реализацию конкретных проектов.

    Объем ввода жилья в эксплуатацию прогнозируется на уровне 3,5 млн. квадратных метров. При этом на селе и в малых городских поселениях предусматривается ввести не менее 30%.

    Прогноз внешней торговли на 2006 год подготовлен исходя из опережающего роста экспорта товаров и услуг над темпами роста импорта на 2 процентных пункта.

    При доведении целевых показателей на 2006 год до республиканских органов государственного управления впервые будут включены новые показатели - доля сертифицированной продукции, удельный вес новой продукции в общем объеме промышленного производства.

    Важным условием достижения экономического роста в будущем году останется ресурсосбережение. В этой связи ставится задача достичь снижения энергоемкости ВВП на 6-7%.

    Главной задачей остается повышение уровня доходов населения: реальная заработная плата должна вырасти на 8-9%, реальные денежные доходы - на 7-8%. К концу 2006 года предусматривается довести среднемесячную зарплату работников народного хозяйства до уровня эквивалентного 300 долларам США.

    Основой такого повышения уровня доходов населения должен стать рост валового внутреннего продукта на уровне 107-108%.

    Министр финансов Николай Корбут подчеркнул, что проект республиканского бюджета и расчетные показатели бюджетов областей и города Минска на будущий год обеспечат поэтапное сокращение налоговой нагрузки и упрощение налоговой системы. Бюджет нацелен на повышение благосостояния людей посредством роста заработной платы, пенсий, пособий и других выплат, а также на укрепление материальной базы учреждений социальной сферы, повышение объема и качества оказываемых услуг.

    В целом размер финансовых ресурсов, централизуемых через бюджет страны в 2006 году, составит Br33,6 трлн. или 117% к уровню 2005 года.

    Налоговая нагрузка снизится на 0,8 процентных пункта. Это будет достигнуто путем отмены сборов в местные целевые бюджетные жилищно-инвестиционные фонды и на финансирование расходов, связанных с содержанием и ремонтом жилищного фонда. Планируется также снизить налоговые ставки по местным целевым сборам (с 4% до 3:), по земельному налогу, прекратить взимание сборов с физических лиц при пересечении государственной границы, перевести банки на общие условия уплаты налога на прибыль.

    Будет осуществлен ряд мер по упорядочению системы налогообложения.

    Ассигнования на социально-культурную сферу, осуществление социальной политики, выплаты в поддержку населения возрастут по сравнению с 2005 годом и составят 62,8% от расходов бюджета.

    В значительных объемах запланированы средства на реализацию Государственной программы по преодолению последствий катастрофы на ЧАЭС. Во исполнение поручения Президента средства на финансирование этих расходов переданы в местные бюджеты.

    Около Br 660 млрд. предлагается израсходовать на финансирование строительства.

    Финансирование системы ЖКХ из бюджета предусматривает покрытие жильцами порядка 44% от расходов в данной сфере. При этом будет соблюдено требование Главы государства - в течение года рост жилищно-коммунальных тарифов не может превышать эквивалента 5 долларов США.

    Президент потребовал более принципиального подхода при выделении средств на нужды министерств и ведомств, системы ЖКХ. Запрашиваемые ими суммы, как выясняется, не всегда являются обоснованными, а выделяемые средства нередко не используются по назначению. В отдельных госорганизациях, прежде всего, в сфере образования и медицины, по-прежнему не оптимизированы структура и численность работников.

    «В ЖКХ никто реально ничего не считал: сколько на самом деле оплачивают люди. Средств у коммунальных служб достаточно. Они должны сами искать возможности для снижения затрат», - подчеркнул Александр Лукашенко, обращаясь к проблеме оплаты услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

    Наведение порядка, исправление недочетов во всех сферах, по словам Президента, должно осуществляться не за счет бюджетных, а собственных средств. «Начинайте работать! Средства должны идти на осуществление крупных, действительно важных проектов. Лишний чиновник - это вред», - подчеркнул Александр Лукашенко.

    По словам Председателя Правления Национального банка Петра Прокоповича, банковская система в состоянии обеспечить создание условий для выполнения прогнозных показателей на будущий год.

    Целью денежно-кредитной политики на 2006 год является снижение уровня инфляции до 7-9%. А задача пятилетки - добиться ее уменьшения до 2-4% к 2010 году.

    Возможный коридор укрепления и девальвации национальной валюты по отношению к российскому рублю определен на уровне 2%.

    Возможные границы колебания белорусского рубля по отношению к доллару - 2,5% в одну и другую сторону.

    Прирост кредитов планируется на уровне 12-16% в реальном выражении. Ставка рефинансирования определяется на уровне 8-10%. По-прежнему будут создаваться привлекательные условия для вкладов населения.

    В то же время Петр Прокопович высказал мнение о том, что прогнозный показатель строительства жилья - 3-3,5 млн. квадратных метров - является заниженным. Есть все возможности для того, чтобы строить больше, убежден он.

    Председатель Правления Нацбанка считает реальным уже в будущем году возвести в Беларуси 4-4,5 млн. квадратных метров жилья, из них 50% кредитования банки могут взять на себя.

    Александр Лукашенко назвал недопустимым нынешний рост цен в сфере строительства и подчеркнул, что в ближайшее время он намерен вернуться к этому вопросу.

    Особо Президент акцентировал внимание на проблеме энергосбережения и более широкого внедрения местных видов топлива в хозяйствах и зерносушильных комплексах.

    Так, Глава государства потребовал проверить данные о том, сколько зерносушилок в текущем году были переведены на дрова и иные местные виды топлива.

    «Энергосбережение - это все: и наша независимость, и экономика. Дровами сегодня просто преступно не топить - это топливо попросту гниет в лесу. А в сельскохозяйственных предприятиях по-прежнему не считают, не экономят средства! Однако положительный опыт в некоторых районах уже есть. Там, где нет большого потребления энергии, необходимо использовать местные виды топлива - это должно проходить красной нитью в будущей пятилетке», - подчеркнул Глава государства.

    Александр Лукашенко также поручил провести ревизию выполнения всех ранее данных поручений, сделанных во время поездок по стране.

    Президент особо подчеркнул: при составлении планов и прогнозов ни в коем случае нельзя забывать, что в центре внимания должен быть человек. «У нас по-прежнему будет продолжена политика, ориентированная на человека», - добавил белорусский лидер.

    Подводя итоги обсуждения, Глава государства распорядился обобщить прозвучавшие на совещании предложения.

    Александр Лукашенко считает необходимым сделать предложенные на пятилетку задания более интенсивными и зарезервировать еще 5-7% прироста ВВП. «Хоть эти темпы и напряженные, но возможности у нас есть», - сказал Президент.

    Глава государства поручил создать в Администрации Президента экспертную комиссию и тщательно проработать все предложения по государственной инвестиционной программе, а также внимательно просчитать расходную часть бюджета.

    Президент считает целесообразным, чтобы проект Указа об утверждении прогноза социально-экономического развития на 2006 год был внесен ему на рассмотрение одновременно с основными направлениями программы на новую пятилетку. В прогнозе стартового 2006 года должны быть заложены такие параметры, чтобы он стал фундаментом для достижения целей будущего пятилетия.

    По оценке Александра Лукашенко, проект бюджета также требует доработки. Главный его недостаток - распыление средств бюджетных и внебюджетных фондов на местном и ведомственном уровнях. Все фонды должны реализовываться по единым принципам, добавил он.

    «Бюджетно-налоговая политика должна быть сориентирована на безусловное выполнение поставленных задач по темпам экономического роста, включая финансирование намеченных программ подъема села, жилищного строительства, инвестиционных проектов», - сказал Глава государства.

    Александр Лукашенко считает возможным принять представленные изменения налогового законодательства в сторону снижения налоговой нагрузки.

    «Но совершенствование налогового законодательства - постоянный процесс. У нас должна быть самая простая налоговая система. Жду от вас предложений и в середине года», - добавил он.

    По мнению Президента, проекту основных направлений денежно-кредитной политики на 2006 год не достает гарантированного денежно-кредитного обеспечения реализации важнейших мероприятий в экономической и социальной сферах.

    «Хочу предупредить, что постоянное занижение Национальным банком основных показателей банковской системы, то есть элементарная перестраховка, может нанести удар по важнейшему принципу белорусской модели развития - по активной роли нашего государства в регулировании экономических и социальных процессов», - убежден Александр Лукашенко.

    Президент поручил Правительству и Национальному банку доработать законопроекты и основные направления денежно-кредитной политики в течение двух-трех недель.

    «То, о чем мы сегодня говорили, - этот тот минимум, на который мы должны выйти. Мы вместе будем искать, на какую часть экономики нажать, чтобы еще увеличить ВВП. И нужно помнить: июнь будущего года - тот рубеж, когда мы должны привести в идеальный порядок Минск и областные центры. Люди должны жить в нормальных, благоустроенных городах и селах», - заключил Александр Лукашенко.