Отчет Правительства об итогах социально-экономического развития Беларуси в 2004 году
Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко 25 февраля заслушал отчет Совета Министров об итогах социально-экономического развития страны в 2004 году. Глава государства позитивно оценил тот факт, что в минувшем году выполнены 15 из 16 важнейших параметров прогноза социально-экономического развития Беларуси и назвал работу Правительства в минувшем году «близкой к удовлетворительной».
Формат проведения традиционного отчета Правительства в этом году был изменен. Президент предложил в первую очередь заслушать отчеты руководителей ряда министерств и ведомств, а только затем - Премьер-министра.
По мнению Главы государства, это обусловлено необходимостью более детально проанализировать состояние дел в конкретных отраслях народного хозяйства, а также повысить ответственность министров, руководителей республиканских концернов и госкомитетов, которые должны быть основными звеньями в управленческой системе. Нужны новые, свежие идеи и предложения для того, чтобы двигаться вперед, считает Александр Лукашенко.
Президент высказал настороженность, что за общими хорошими макроэкономическими показателями по-прежнему остаются нерешенными проблемы конкретных отраслей, регионов, предприятий. Глава государства подчеркнул, что ни один концерн, ни один из облисполкомов не выполнили установленные Правительством параметры в полной мере.
Александр Лукашенко потребовал четкой аргументации причин отставания и обоснованных планов преодоления сложившейся ситуации. Глава государства счел необходимым серьезно обсудить нерешенные проблемы в ценообразовании, меры по сдерживанию потребительских цен, и, прежде всего, на услуги жилищно-коммунального хозяйства.
По мнению белорусского лидера, необоснованно высоким пока еще остается количество убыточных предприятий, слабо снижается задолженность перед бюджетом. По-прежнему сохраняются расчеты в неденежной форме, процветает работа через посредников.
Беларусь должна вернуть старые и завоевать новые рынки сбыта продукции, убежден Президент. Эта задача выполняется, однако здесь есть еще немалый нереализованный потенциал.
Оценивая ситуацию в промышленности, белорусский лидер сказал, что хорошо знает ситуацию на местах - он лично побывал на очень многих предприятиях, от флагманов белорусской экономики до небольших заводов. «Мы определились, что и как надо делать. При определенных недостатках работы отдельных предприятий промышленность в прошлом году сработала хорошо», - такова его оценка.
Вместе с тем Президент считает совершенно недопустимым, когда данные им поручения подчас не выполняются. Именно это - одна из причин, по которой Глава государства ужесточает требования к руководителям. «Никому не позволено девальвировать власть, прежде всего - институт президентства, которому население доверяет», - подчеркнул Александр Лукашенко.
Как было отмечено, в нашей стране руководители всех ведомств и ветвей власти хорошо знают, какие задачи они должны решать, к чему стремиться, они получили от Президента ответы на все вопросы. Несмотря на это, некоторые руководители не справились с поставленными задачами.
«За последнюю пятилетку мы провели «мозговые» атаки по всем направлениям на макро-и микроуровнях, дошли до всех предприятий», - отметил белорусский лидер. На уровне Главы государства обсуждены и определены основные направления деятельности всех сфер народного хозяйства, будь то образование или здравоохранение, сельское хозяйство или промышленность, силовые или контролирующие ведомства.
Самым важным упущением Президент считает тот факт, что по итогам 2004 года отрицательное сальдо во внешнеэкономической деятельности возросло и достигло почти 2 млрд. долларов США. Это не менее 3% от ВВП и критическим данный показатель не является, но он должен быть снижен.
На отчете речь шла о результатах реализации программы импортозамещения, о торговле с Россией в условиях нового порядка взимания косвенных налогов, о том, какие меры принимаются для скорейшей адаптации реального сектора экономики к этим изменениям.
Александр Лукашенко предостерег Правительство, руководителей всех уровней от самоуспокоения. «Моя жесткая требовательность в последнее время к Правительству, губернаторам, руководителям министерств, ведомств, всей вертикали власти связана с тем, что я очень боюсь, что мы сделали два шага вперед, и нам уже кажется, будто все хорошо вокруг, успокоились. Вроде и дальше 11% ВВП ежегодно мы будем добавлять, спокойно взирая друг на друга и думая, что все придет само собой. Так уже было не единожды - после активной работы, неплохого результата самоуспокоились, и - допустили обвал».
В ходе отчета Правительства Министр промышленности Анатолий Русецкий доложил о состоянии дел в отрасли. По его словам, в результате принятых мер количество убыточных предприятий за 2004 год сократилось со 153 до 32. Среди существующих в промышленности проблем Министр назвал необходимость модернизации производственной базы заводов и ликвидации посредников в реализации продукции. Особое внимание необходимо уделить средним и мелким предприятиям республики.
В этой связи Президент поддержал идею развития корпоративных структур в промышленности. В качестве положительного примера была названа деятельность Минского моторного завода, к которому в свое время были присоединены убыточные предприятия. Сегодня - это нормально работающие организации, сохранившие свои коллективы, имеющие хорошие перспективы развития. Таким образом, налицо польза не только для самих предприятий, для людей, работающих там, но и для экономики страны в целом.
Президент в очередной раз подчеркнул необходимость ухода от всяческих льгот и преференций. «Новая пятилетка начнется без льгот. Пора жить как наши партнеры за рубежом. Давайте работать на уровне мировых стандартов», - сказал Александр Лукашенко.
Он жестко предупредил о недопустимости осуществления бартерных операций и проведения сделок через посредников. За эти непрозрачные схемы реализации продукции к ответственности, вплоть до уголовной, привлечены многие руководители, отметил Глава государства.
Президент поставил задачу в течение полугода решить проблему убыточных предприятий нефтехимической отрасли, которых на данный момент насчитывается десять. По словам председателя концерна «Белнефтехим» Бронислава Сивого, для повышения эффективности хозяйственной деятельности этих предприятий разрабатывается ряд конкретных проектов. В целом отрасль сработала неплохо, прогнозные показатели выполнены в полном объеме. Предпринятые меры по наращиванию промышленного производства позволили увеличить экспорт продукции нефтехимии на 47,8%.
Резкой критике со стороны Главы государства подверглась работа руководства концерна «Беллегпром». В отрасли насчитывается порядка 20 нерентабельных предприятий, в том числе ОАО «Алеся», которое пришло в упадок после преобразования его в акционерное общество. Таких неудачных примеров приватизации множество. Акционеры не хотят заниматься спасением предприятия, надеясь, что государство взвалит эту ношу на себя, а им останется лишь получать дивиденды. Страдают тем временем люди, которые здесь работают, недополучает налоговые платежи бюджет страны. Вмешательство государства более чем оправданно. «Для меня нет разницы - государственное предприятие или частное. Там везде работают наши люди», - подчеркнул Президент.
Серьезные нарекания были высказаны по поводу низкого качества продукции отрасли. Президент высказался за предложение по улучшению ситуации в отрасли путем создания Фонда поддержки предприятий легкой промышленности. В соответствии с проектом 2% от полученной прибыли в течение двух лет будут направляться на развитие проблемных предприятий. Александр Лукашенко поставил перед легкой промышленностью задачу обеспечить потребности внутреннего рынка качественными товарами и повысить показатели экспорта продукции. При этом он подчеркнул изменение подхода к оценке деятельности руководителей отраслей экономики: «Мне не нужны средние показатели. Мне нужны, прежде всего, показатели в провальном секторе».
В ходе заседания был высказан ряд претензий к работе концерна «Белгоспищепром». Из 12 запланированных прогнозных показателей не выполнены пять. Положительным итогом года стало обеспечение нужд пивоваренных заводов республики отечественным ячменем высокого качества. Излишки планировалось реализовать за рубеж. Президент поручил разобраться, почему схема осуществления этих сделок получается невыгодной для белорусской стороны. В целях легализации пивоваренного бизнеса в Беларуси по предложению Правительства с 1 марта 2005 года планируется ввести акцизные марки на данный вид продукции.
О том, как выполняется поручение Главы государства по строительству в каждой сельскохозяйственной организации пяти домов, доложил заместитель Премьер-министра Василий Гапеев. Он отметил, что ни один из губернаторов не справился с поставленной задачей в полной мере. При этом наибольшие нарекания вызвала работа руководства Минской области. Губернаторы отрапортовали о выполнении заданий программы. Однако, как выяснилось, в ряде случаев освоены не все средства, выделенные под это строительство, а в «зачет» пошли дома, построенные вне президентской программы и за счет иных источников финансирования. «Это - как дополнение к программе»,-сказал Глава государства. Он подчеркнул, что считает программу невыполненной. Президент поручил разобраться в данной ситуации и внести ему соответствующие предложения.
Острой критике Александра Лукашенко подверглась работа Министерства жилищно-коммунального хозяйства. «По ЖКХ разборки будут жесточайшие в самое ближайшее время. Даже если мне придется уволить все Правительство и губернаторов, я не остановлюсь перед этим. Издевательства над людьми я не прощу», - сказал Президент. Он оценил состояние дел в этой сфере как неудовлетворительное. Серьезную обеспокоенность Главы государства вызвало участие посредников (частных организаций) при осуществлении контроля за показателями счетчиков воды, тепла и газа, установленными у населения. Александр Лукашенко поручил Правительству подвергнуть тщательному анализу данную схему, а в случае выявления завышенных показателей - вернуть долг людям.
В докладе Председателя Комитета государственного контроля Анатолия Тозика особое внимание было уделено системе работы с социальным жильем. Президент высказался за привлечение к ответственности должностных лиц, виновных в незаконной приватизации и продаже квартир социального пользования.
Факты низкого качества подготовки Правительством нормативных актов констатировал Глава Администрации Президента Виктор Шейман. Формальным назвал он отношение Совмина к выполнению Директивы №1. Нуждается в эффективной координации работа министерств, ведомств и облисполкомов по внедрению государственных социальных стандартов. Как отметил Виктор Шейман, 60% вопросов, с которыми население обращается в Администрацию Президента, могли быть решены на местах. Есть проблемы и с реализацией поручений Главы государства. Процент невыполненных задач невелик - менее 2,7%, однако необходимо добиться стопроцентного результата.
После всех выступлений слово было предоставлено Премьер-министру Сергею Сидорскому. Он признал невыполнение ряда поручений Президента. В частности, не обеспечено снижение затрат на производство продукции, не в полной мере выполнено задание по привлечению в страну иностранных инвестиций, не удалось превысить показатель экспорта над импортом.
Перед Правительством, отметил Сергей Сидорский, стоят вопросы обеспечения экономики кредитными ресурсами, повышения темпов промышленного производства и снижения материалоемкости продукции. Руководитель Совмина признал обоснованной критику Администрации Президента в отношении внедрения социальных стандартов.
Руководитель Правительства считает необходимым закрепить персональную ответственность должностных лиц за невыполнение каждого из прогнозных показателей.
Одной из проблем было названо нерациональное использование местными властями бюджетных средств, выделяемых на решение вопросов социальной сферы.
Как подчеркнул Александр Лукашенко, подводя итог отчета Правительства, анализ качественной стороны нашего развития, эффективности хозяйствования показывает: далеко не все резервы использовались рационально. «Динамика развития могла быть еще выше, а рост благосостояния людей - более значительным», - сказал Президент. Он считает, что виной тому являются существенные упущения в работе Правительства и подведомственных ему управленческих структур.
По мнению Главы государства, «серьезным дестабилизирующим фактором стал опережающий рост цен на товары и услуги». Этой проблеме Правительство и губернаторы должны уделять постоянное внимание, причем решать ее в интересах людей, а не ведомств.
Белорусский лидер потребовал, чтобы «государственная тарифная политика была коренным образом пересмотрена и ужесточена. Люди не должны оплачивать чью-то бесхозяйственность».
Одной из причин трудного финансового положения ряда предприятий страны является рост сверхнормативных запасов готовой продукции на складах предприятий и затрат производства. Как считает Александр Лукашенко, Правительство не приняло действенных мер по изменению положения дел и ограничилось разовыми мероприятиями.
Весьма существенной остается проблема неплатежей - значительная часть предприятий страны имеет просроченную кредиторскую задолженность. По мнению Президента, «разомкнуть эту цепь» предприятиям могли бы помочь банки. Но банковская система, к сожалению, пока отстает от потребностей реального сектора экономики.
По словам Александра Лукашенко, негативную роль играет и такой фактор, как увод денег в «теневую» экономику, различные схемы воровства недобросовестными руководителями и посредническими фирмами средств предприятий.
Объем внешней торговли товарами у нас достиг уже 30,1 млрд. долларов США. Рассмотрение вопроса экспорта калийных удобрений показало, что на экспортно-импортных потоках находится масса посреднических структур. Государство теряет огромные средства, но зато наживаются всякого рода коммерческие структуры.
Глава государства поручил Правительству, МИДу, Комитету государственного контроля принять самые жесткие меры ответственности к руководителям, продолжающим безнаказанно прибегать к услугам паразитирующих посреднических структур.
Важнейшая задача в вопросе сокращения дисбаланса между экспортом и импортом - выпуск и реализация в стране импортозамещающей продукции. То, что мы в силах производить сами, мы не должны закупать за рубежом, убежден белорусский лидер.
Первоочередная задача Правительства - не только безусловно выполнить все задания нынешнего пятилетнего плана, но и создать надежную базу для будущего пятилетия. В первую очередь необходимо обеспечить финансовое оздоровление предприятий и организаций.
Президент подчеркнул, что важнейшая задача на текущий год - более радикальное сокращение числа убыточных предприятий, а в промышленности - стопроцентная ликвидация убыточности.
Для того чтобы закрепиться на мировых рынках за счет ускорения и модернизации производства, освоения новейшей наукоемкой продукции, необходимо скорректировать инвестиционную политику. Президент утвердил на текущий год минимальный показатель параметра инвестиций в основной капитал производственного назначения - 117,5 %.
Глава государства поручил Правительству в срок до 31 марта исключить стимулирующие выплаты руководителям, допустившим убыточность или снизившим эффективность работы. Кроме того, поручено разобраться с иностранными кредитами, которые были получены в 90-х годах под гарантии Правительства и нерационально использованы. Так, Президент потребовал обеспечить ввод в эксплуатацию закупленного на эти деньги, но неиспользуемого оборудования, вплоть до передачи его другим, более рачительным хозяевам.
Прокуратура должна привлечь к ответственности виновных в разбазаривании государственных денег. По итогам полугодия Президенту будет доложено о решении этих проблем.
Как считает Александр Лукашенко, недопустимая ситуация сложилась с незавершенным строительством, в результате которого государство теряет значительные средства.
Перед Национальным банком и банковской системой поставлена задача расширить долгосрочное кредитование предприятий реального сектора. Крупные предприятия по-прежнему должны быть стержнем национальной экономики, лидерами технического прогресса в отраслях. Президент подчеркнул, что в малом бизнесе не потерпит «серых схем», двойной бухгалтерии, зарплат «в конверте». Контрольным и правоохранительным органам поручено усилить борьбу с теневой экономикой.
Безусловным должно быть выполнение намеченных рубежей Государственной программы возрождения и развития села. Президент подчеркнул, что «это - первый год реализации программы и нельзя допустить срыва».
Александр Лукашенко считает, что наступило время прекратить бесполезную раздачу льгот. Сегодня главная задача Правительства - обеспечить направление преференций на реструктуризацию неэффективно работающих организаций, на поддержку прогрессивных программ их технического развития. Льготы и финансовая помощь - только под официально зафиксированный конечный результат и под жесткую персональную ответственность должностных лиц. Законопроект о внесении соответствующих изменений в Уголовный кодекс направлен в Палату представителей.
Александр Лукашенко заострил внимание и на вопросе внедрения единых социальных стандартов, в котором наметились негативные тенденции - ведомственная несогласованность и неправильное понимание сути этих стандартов. Президент подчеркнул, что «мы рассматриваем их как минимальный и обязательный для всех регионов уровень услуг и других параметров жизнеобеспечения людей». Некоторые же министерства и исполкомы неверно сочли их максимальными.
Важнейшей задачей Правительства Александр Лукашенко назвал разработку и утверждение Концепции и Программы социально-экономического развития на следующее пятилетие. «С ними мы выйдем для широкого обсуждения на предстоящем Всенародном собрании, - сказал Президент. - Эти основополагающие документы должны быть направлены на динамичное развитие нашей экономики и повышение качества жизни народа».
По мнению Александра Лукашенко, основными приоритетами развития страны в следующие пять лет должны стать: гармоничное развитие человека (речь идет о здоровье, образовании, росте благосостояния), обеспечение принципа социальной справедливости, инновационное развитие экономики, наращивание экспортного потенциала, развитие села, а также энерго-и ресурсосбережение.
При этом, как подчеркнул Президент, в 2006-2010 годах будет поставлена задача увеличения ВВП в 1,5 раза.
«Повышение заработной платы будем поощрять, и нам надо ориентироваться на 500 и более долларов», - сказал Президент. Структуру экономики необходимо приблизить к европейской, что может быть достигнуто за счет развития сектора услуг. К 2010 году должен быть обеспечен выход на положительное сальдо во внешней торговле.
А текущий 2005 год «должен стать годом повышения эффективности работы всего народнохозяйственного комплекса. Это - наиважнейшее условие решения нашей стратегической задачи - улучшения жизни людей», - подчеркнул Глава государства.
Александр Лукашенко еще раз призвал Правительство, руководителей предприятий к тому, «чтобы рисковали, но избегали ошибок». Инициатива, направленная на пользу стране, должна поощряться.
По словам Президента, сегодня, когда «с макроуровнем разобрались», надо активнее заниматься микроуровнем, тем, что непосредственно окружает человека». Глава государства подчеркнул, что страна входит в важную политическую кампанию. В связи с этим он отметил, что в Беларуси «нет основы для «оранжевой» или какой-либо другой революции».
В Беларусь сейчас направляется немало финансовых средств из-за рубежа, предназначенных для так называемых кандидатов в президенты от оппозиции. Почему эти средства не должны облагаться налогами, задает резонный вопрос Глава государства. «Надо ввести ужесточающие налоговые меры и, чтобы нас не упрекали, взять за образец законодательство США в части ответственности за неуплату налогов. Мы даже уменьшить ее можем, учитывая, что у нас еще неустоявшаяся система. Там самая жестокая ответственность, вот и будем учиться у этого «оплота демократии», - сказал Глава государства.
Как считает Президент, за 10 лет своего существования белорусская модель социально ориентированной рыночной экономики доказала преимущество перед другими моделями. И ее надо всесторонне поддерживать и развивать.
Обращаясь к членам Правительства, Александр Лукашенко заключил: «Надо работать и работать на людей, честно и искренне. Это самое главное».
Формат проведения традиционного отчета Правительства в этом году был изменен. Президент предложил в первую очередь заслушать отчеты руководителей ряда министерств и ведомств, а только затем - Премьер-министра.
По мнению Главы государства, это обусловлено необходимостью более детально проанализировать состояние дел в конкретных отраслях народного хозяйства, а также повысить ответственность министров, руководителей республиканских концернов и госкомитетов, которые должны быть основными звеньями в управленческой системе. Нужны новые, свежие идеи и предложения для того, чтобы двигаться вперед, считает Александр Лукашенко.
Президент высказал настороженность, что за общими хорошими макроэкономическими показателями по-прежнему остаются нерешенными проблемы конкретных отраслей, регионов, предприятий. Глава государства подчеркнул, что ни один концерн, ни один из облисполкомов не выполнили установленные Правительством параметры в полной мере.
Александр Лукашенко потребовал четкой аргументации причин отставания и обоснованных планов преодоления сложившейся ситуации. Глава государства счел необходимым серьезно обсудить нерешенные проблемы в ценообразовании, меры по сдерживанию потребительских цен, и, прежде всего, на услуги жилищно-коммунального хозяйства.
По мнению белорусского лидера, необоснованно высоким пока еще остается количество убыточных предприятий, слабо снижается задолженность перед бюджетом. По-прежнему сохраняются расчеты в неденежной форме, процветает работа через посредников.
Беларусь должна вернуть старые и завоевать новые рынки сбыта продукции, убежден Президент. Эта задача выполняется, однако здесь есть еще немалый нереализованный потенциал.
Оценивая ситуацию в промышленности, белорусский лидер сказал, что хорошо знает ситуацию на местах - он лично побывал на очень многих предприятиях, от флагманов белорусской экономики до небольших заводов. «Мы определились, что и как надо делать. При определенных недостатках работы отдельных предприятий промышленность в прошлом году сработала хорошо», - такова его оценка.
Вместе с тем Президент считает совершенно недопустимым, когда данные им поручения подчас не выполняются. Именно это - одна из причин, по которой Глава государства ужесточает требования к руководителям. «Никому не позволено девальвировать власть, прежде всего - институт президентства, которому население доверяет», - подчеркнул Александр Лукашенко.
Как было отмечено, в нашей стране руководители всех ведомств и ветвей власти хорошо знают, какие задачи они должны решать, к чему стремиться, они получили от Президента ответы на все вопросы. Несмотря на это, некоторые руководители не справились с поставленными задачами.
«За последнюю пятилетку мы провели «мозговые» атаки по всем направлениям на макро-и микроуровнях, дошли до всех предприятий», - отметил белорусский лидер. На уровне Главы государства обсуждены и определены основные направления деятельности всех сфер народного хозяйства, будь то образование или здравоохранение, сельское хозяйство или промышленность, силовые или контролирующие ведомства.
Самым важным упущением Президент считает тот факт, что по итогам 2004 года отрицательное сальдо во внешнеэкономической деятельности возросло и достигло почти 2 млрд. долларов США. Это не менее 3% от ВВП и критическим данный показатель не является, но он должен быть снижен.
На отчете речь шла о результатах реализации программы импортозамещения, о торговле с Россией в условиях нового порядка взимания косвенных налогов, о том, какие меры принимаются для скорейшей адаптации реального сектора экономики к этим изменениям.
Александр Лукашенко предостерег Правительство, руководителей всех уровней от самоуспокоения. «Моя жесткая требовательность в последнее время к Правительству, губернаторам, руководителям министерств, ведомств, всей вертикали власти связана с тем, что я очень боюсь, что мы сделали два шага вперед, и нам уже кажется, будто все хорошо вокруг, успокоились. Вроде и дальше 11% ВВП ежегодно мы будем добавлять, спокойно взирая друг на друга и думая, что все придет само собой. Так уже было не единожды - после активной работы, неплохого результата самоуспокоились, и - допустили обвал».
В ходе отчета Правительства Министр промышленности Анатолий Русецкий доложил о состоянии дел в отрасли. По его словам, в результате принятых мер количество убыточных предприятий за 2004 год сократилось со 153 до 32. Среди существующих в промышленности проблем Министр назвал необходимость модернизации производственной базы заводов и ликвидации посредников в реализации продукции. Особое внимание необходимо уделить средним и мелким предприятиям республики.
В этой связи Президент поддержал идею развития корпоративных структур в промышленности. В качестве положительного примера была названа деятельность Минского моторного завода, к которому в свое время были присоединены убыточные предприятия. Сегодня - это нормально работающие организации, сохранившие свои коллективы, имеющие хорошие перспективы развития. Таким образом, налицо польза не только для самих предприятий, для людей, работающих там, но и для экономики страны в целом.
Президент в очередной раз подчеркнул необходимость ухода от всяческих льгот и преференций. «Новая пятилетка начнется без льгот. Пора жить как наши партнеры за рубежом. Давайте работать на уровне мировых стандартов», - сказал Александр Лукашенко.
Он жестко предупредил о недопустимости осуществления бартерных операций и проведения сделок через посредников. За эти непрозрачные схемы реализации продукции к ответственности, вплоть до уголовной, привлечены многие руководители, отметил Глава государства.
Президент поставил задачу в течение полугода решить проблему убыточных предприятий нефтехимической отрасли, которых на данный момент насчитывается десять. По словам председателя концерна «Белнефтехим» Бронислава Сивого, для повышения эффективности хозяйственной деятельности этих предприятий разрабатывается ряд конкретных проектов. В целом отрасль сработала неплохо, прогнозные показатели выполнены в полном объеме. Предпринятые меры по наращиванию промышленного производства позволили увеличить экспорт продукции нефтехимии на 47,8%.
Резкой критике со стороны Главы государства подверглась работа руководства концерна «Беллегпром». В отрасли насчитывается порядка 20 нерентабельных предприятий, в том числе ОАО «Алеся», которое пришло в упадок после преобразования его в акционерное общество. Таких неудачных примеров приватизации множество. Акционеры не хотят заниматься спасением предприятия, надеясь, что государство взвалит эту ношу на себя, а им останется лишь получать дивиденды. Страдают тем временем люди, которые здесь работают, недополучает налоговые платежи бюджет страны. Вмешательство государства более чем оправданно. «Для меня нет разницы - государственное предприятие или частное. Там везде работают наши люди», - подчеркнул Президент.
Серьезные нарекания были высказаны по поводу низкого качества продукции отрасли. Президент высказался за предложение по улучшению ситуации в отрасли путем создания Фонда поддержки предприятий легкой промышленности. В соответствии с проектом 2% от полученной прибыли в течение двух лет будут направляться на развитие проблемных предприятий. Александр Лукашенко поставил перед легкой промышленностью задачу обеспечить потребности внутреннего рынка качественными товарами и повысить показатели экспорта продукции. При этом он подчеркнул изменение подхода к оценке деятельности руководителей отраслей экономики: «Мне не нужны средние показатели. Мне нужны, прежде всего, показатели в провальном секторе».
В ходе заседания был высказан ряд претензий к работе концерна «Белгоспищепром». Из 12 запланированных прогнозных показателей не выполнены пять. Положительным итогом года стало обеспечение нужд пивоваренных заводов республики отечественным ячменем высокого качества. Излишки планировалось реализовать за рубеж. Президент поручил разобраться, почему схема осуществления этих сделок получается невыгодной для белорусской стороны. В целях легализации пивоваренного бизнеса в Беларуси по предложению Правительства с 1 марта 2005 года планируется ввести акцизные марки на данный вид продукции.
О том, как выполняется поручение Главы государства по строительству в каждой сельскохозяйственной организации пяти домов, доложил заместитель Премьер-министра Василий Гапеев. Он отметил, что ни один из губернаторов не справился с поставленной задачей в полной мере. При этом наибольшие нарекания вызвала работа руководства Минской области. Губернаторы отрапортовали о выполнении заданий программы. Однако, как выяснилось, в ряде случаев освоены не все средства, выделенные под это строительство, а в «зачет» пошли дома, построенные вне президентской программы и за счет иных источников финансирования. «Это - как дополнение к программе»,-сказал Глава государства. Он подчеркнул, что считает программу невыполненной. Президент поручил разобраться в данной ситуации и внести ему соответствующие предложения.
Острой критике Александра Лукашенко подверглась работа Министерства жилищно-коммунального хозяйства. «По ЖКХ разборки будут жесточайшие в самое ближайшее время. Даже если мне придется уволить все Правительство и губернаторов, я не остановлюсь перед этим. Издевательства над людьми я не прощу», - сказал Президент. Он оценил состояние дел в этой сфере как неудовлетворительное. Серьезную обеспокоенность Главы государства вызвало участие посредников (частных организаций) при осуществлении контроля за показателями счетчиков воды, тепла и газа, установленными у населения. Александр Лукашенко поручил Правительству подвергнуть тщательному анализу данную схему, а в случае выявления завышенных показателей - вернуть долг людям.
В докладе Председателя Комитета государственного контроля Анатолия Тозика особое внимание было уделено системе работы с социальным жильем. Президент высказался за привлечение к ответственности должностных лиц, виновных в незаконной приватизации и продаже квартир социального пользования.
Факты низкого качества подготовки Правительством нормативных актов констатировал Глава Администрации Президента Виктор Шейман. Формальным назвал он отношение Совмина к выполнению Директивы №1. Нуждается в эффективной координации работа министерств, ведомств и облисполкомов по внедрению государственных социальных стандартов. Как отметил Виктор Шейман, 60% вопросов, с которыми население обращается в Администрацию Президента, могли быть решены на местах. Есть проблемы и с реализацией поручений Главы государства. Процент невыполненных задач невелик - менее 2,7%, однако необходимо добиться стопроцентного результата.
После всех выступлений слово было предоставлено Премьер-министру Сергею Сидорскому. Он признал невыполнение ряда поручений Президента. В частности, не обеспечено снижение затрат на производство продукции, не в полной мере выполнено задание по привлечению в страну иностранных инвестиций, не удалось превысить показатель экспорта над импортом.
Перед Правительством, отметил Сергей Сидорский, стоят вопросы обеспечения экономики кредитными ресурсами, повышения темпов промышленного производства и снижения материалоемкости продукции. Руководитель Совмина признал обоснованной критику Администрации Президента в отношении внедрения социальных стандартов.
Руководитель Правительства считает необходимым закрепить персональную ответственность должностных лиц за невыполнение каждого из прогнозных показателей.
Одной из проблем было названо нерациональное использование местными властями бюджетных средств, выделяемых на решение вопросов социальной сферы.
Как подчеркнул Александр Лукашенко, подводя итог отчета Правительства, анализ качественной стороны нашего развития, эффективности хозяйствования показывает: далеко не все резервы использовались рационально. «Динамика развития могла быть еще выше, а рост благосостояния людей - более значительным», - сказал Президент. Он считает, что виной тому являются существенные упущения в работе Правительства и подведомственных ему управленческих структур.
По мнению Главы государства, «серьезным дестабилизирующим фактором стал опережающий рост цен на товары и услуги». Этой проблеме Правительство и губернаторы должны уделять постоянное внимание, причем решать ее в интересах людей, а не ведомств.
Белорусский лидер потребовал, чтобы «государственная тарифная политика была коренным образом пересмотрена и ужесточена. Люди не должны оплачивать чью-то бесхозяйственность».
Одной из причин трудного финансового положения ряда предприятий страны является рост сверхнормативных запасов готовой продукции на складах предприятий и затрат производства. Как считает Александр Лукашенко, Правительство не приняло действенных мер по изменению положения дел и ограничилось разовыми мероприятиями.
Весьма существенной остается проблема неплатежей - значительная часть предприятий страны имеет просроченную кредиторскую задолженность. По мнению Президента, «разомкнуть эту цепь» предприятиям могли бы помочь банки. Но банковская система, к сожалению, пока отстает от потребностей реального сектора экономики.
По словам Александра Лукашенко, негативную роль играет и такой фактор, как увод денег в «теневую» экономику, различные схемы воровства недобросовестными руководителями и посредническими фирмами средств предприятий.
Объем внешней торговли товарами у нас достиг уже 30,1 млрд. долларов США. Рассмотрение вопроса экспорта калийных удобрений показало, что на экспортно-импортных потоках находится масса посреднических структур. Государство теряет огромные средства, но зато наживаются всякого рода коммерческие структуры.
Глава государства поручил Правительству, МИДу, Комитету государственного контроля принять самые жесткие меры ответственности к руководителям, продолжающим безнаказанно прибегать к услугам паразитирующих посреднических структур.
Важнейшая задача в вопросе сокращения дисбаланса между экспортом и импортом - выпуск и реализация в стране импортозамещающей продукции. То, что мы в силах производить сами, мы не должны закупать за рубежом, убежден белорусский лидер.
Первоочередная задача Правительства - не только безусловно выполнить все задания нынешнего пятилетнего плана, но и создать надежную базу для будущего пятилетия. В первую очередь необходимо обеспечить финансовое оздоровление предприятий и организаций.
Президент подчеркнул, что важнейшая задача на текущий год - более радикальное сокращение числа убыточных предприятий, а в промышленности - стопроцентная ликвидация убыточности.
Для того чтобы закрепиться на мировых рынках за счет ускорения и модернизации производства, освоения новейшей наукоемкой продукции, необходимо скорректировать инвестиционную политику. Президент утвердил на текущий год минимальный показатель параметра инвестиций в основной капитал производственного назначения - 117,5 %.
Глава государства поручил Правительству в срок до 31 марта исключить стимулирующие выплаты руководителям, допустившим убыточность или снизившим эффективность работы. Кроме того, поручено разобраться с иностранными кредитами, которые были получены в 90-х годах под гарантии Правительства и нерационально использованы. Так, Президент потребовал обеспечить ввод в эксплуатацию закупленного на эти деньги, но неиспользуемого оборудования, вплоть до передачи его другим, более рачительным хозяевам.
Прокуратура должна привлечь к ответственности виновных в разбазаривании государственных денег. По итогам полугодия Президенту будет доложено о решении этих проблем.
Как считает Александр Лукашенко, недопустимая ситуация сложилась с незавершенным строительством, в результате которого государство теряет значительные средства.
Перед Национальным банком и банковской системой поставлена задача расширить долгосрочное кредитование предприятий реального сектора. Крупные предприятия по-прежнему должны быть стержнем национальной экономики, лидерами технического прогресса в отраслях. Президент подчеркнул, что в малом бизнесе не потерпит «серых схем», двойной бухгалтерии, зарплат «в конверте». Контрольным и правоохранительным органам поручено усилить борьбу с теневой экономикой.
Безусловным должно быть выполнение намеченных рубежей Государственной программы возрождения и развития села. Президент подчеркнул, что «это - первый год реализации программы и нельзя допустить срыва».
Александр Лукашенко считает, что наступило время прекратить бесполезную раздачу льгот. Сегодня главная задача Правительства - обеспечить направление преференций на реструктуризацию неэффективно работающих организаций, на поддержку прогрессивных программ их технического развития. Льготы и финансовая помощь - только под официально зафиксированный конечный результат и под жесткую персональную ответственность должностных лиц. Законопроект о внесении соответствующих изменений в Уголовный кодекс направлен в Палату представителей.
Александр Лукашенко заострил внимание и на вопросе внедрения единых социальных стандартов, в котором наметились негативные тенденции - ведомственная несогласованность и неправильное понимание сути этих стандартов. Президент подчеркнул, что «мы рассматриваем их как минимальный и обязательный для всех регионов уровень услуг и других параметров жизнеобеспечения людей». Некоторые же министерства и исполкомы неверно сочли их максимальными.
Важнейшей задачей Правительства Александр Лукашенко назвал разработку и утверждение Концепции и Программы социально-экономического развития на следующее пятилетие. «С ними мы выйдем для широкого обсуждения на предстоящем Всенародном собрании, - сказал Президент. - Эти основополагающие документы должны быть направлены на динамичное развитие нашей экономики и повышение качества жизни народа».
По мнению Александра Лукашенко, основными приоритетами развития страны в следующие пять лет должны стать: гармоничное развитие человека (речь идет о здоровье, образовании, росте благосостояния), обеспечение принципа социальной справедливости, инновационное развитие экономики, наращивание экспортного потенциала, развитие села, а также энерго-и ресурсосбережение.
При этом, как подчеркнул Президент, в 2006-2010 годах будет поставлена задача увеличения ВВП в 1,5 раза.
«Повышение заработной платы будем поощрять, и нам надо ориентироваться на 500 и более долларов», - сказал Президент. Структуру экономики необходимо приблизить к европейской, что может быть достигнуто за счет развития сектора услуг. К 2010 году должен быть обеспечен выход на положительное сальдо во внешней торговле.
А текущий 2005 год «должен стать годом повышения эффективности работы всего народнохозяйственного комплекса. Это - наиважнейшее условие решения нашей стратегической задачи - улучшения жизни людей», - подчеркнул Глава государства.
Александр Лукашенко еще раз призвал Правительство, руководителей предприятий к тому, «чтобы рисковали, но избегали ошибок». Инициатива, направленная на пользу стране, должна поощряться.
По словам Президента, сегодня, когда «с макроуровнем разобрались», надо активнее заниматься микроуровнем, тем, что непосредственно окружает человека». Глава государства подчеркнул, что страна входит в важную политическую кампанию. В связи с этим он отметил, что в Беларуси «нет основы для «оранжевой» или какой-либо другой революции».
В Беларусь сейчас направляется немало финансовых средств из-за рубежа, предназначенных для так называемых кандидатов в президенты от оппозиции. Почему эти средства не должны облагаться налогами, задает резонный вопрос Глава государства. «Надо ввести ужесточающие налоговые меры и, чтобы нас не упрекали, взять за образец законодательство США в части ответственности за неуплату налогов. Мы даже уменьшить ее можем, учитывая, что у нас еще неустоявшаяся система. Там самая жестокая ответственность, вот и будем учиться у этого «оплота демократии», - сказал Глава государства.
Как считает Президент, за 10 лет своего существования белорусская модель социально ориентированной рыночной экономики доказала преимущество перед другими моделями. И ее надо всесторонне поддерживать и развивать.
Обращаясь к членам Правительства, Александр Лукашенко заключил: «Надо работать и работать на людей, честно и искренне. Это самое главное».