Интервью А.Г.Лукашенко телеканалу НТВ

    А.Колпаков. Александр Григорьевич, создание Союзного государства и стремление к нему предполагают добровольный отказ от некоторой части суверенитета. Насколько далеко Вы здесь готовы пойти, согласны ли Вы, например, на единый эмиссионный центр в Москве?

    А.Лукашенко Два вопроса - насколько далеко и о едином эмиссионном центре. Это вопрос не в бровь, а в глаз. Абсолютно точный. Еще раз хочу подчеркнуть - мы готовы в плане передачи определенной части своих полномочий наднациональным органам Союзного государства идти настолько далеко, насколько встречно сможет на это пойти Россия. Я имею в виду, что это движение должно быть равноправно, эта дорога должна быть с двусторонним движением: отказ одного государства, отказ второго государства от части своих полномочий и передача на верхний уровень. Поэтому: шаг - мы, шаг - Россия, шаг - Россия, шаг - мы. То есть, сколько сделает Россия, столько сделаем и мы.

    Второй вопрос. По единому эмиссионному центру. Дискуссия ведется, Александр, не в правильном направлении. Конечно же, если будет единая валюта, то обязательно должен быть единый эмиссионный центр. Это пусть будет российский рубль, может, еще какая-то валюта будет. Мы не против, чтобы российский рубль был единым расчетным платежным средством. Важно то, какую роль будут играть государства в этом едином эмиссионном центре. Я считаю, полное должно быть равноправие. Права стороны должны быть сбалансированы. Они должны быть построены на принципах международного права, о чем и сказал сегодня Президент России. Поэтому вопрос не в едином центре, он обязательно будет, если будет одна валюта, а вопрос в роли, которую будут играть государства в этом центре. Они должны быть равными.

    А.Колпаков. Многие в России говорят, что Лукашенко снова заговорил об интеграции с Москвой, потому что не получилась дружба с Западом.

    А.Лукашенко А кто Вам сказал, что мы хотим дружить с Западом, хотели дружить с Западом, и что вдруг у нас не получилась эта дружба с Западом? Вы знаете, мы находимся в центре Европы, и нам надо дружить, и с прибалтами, и с Европой, и с Украиной, и с Россией, потому что они наши соседи. А соседей не выбирают. А коль они наши соседи, с соседом надо жить дружно и мирно. Поэтому мы с Европой имеем нормальные экономические отношения. Мы ведь сегодня 50 с лишним процентов от внешнеторгового оборота торгуем с Россией. Все остальное - с Западом и дальним-дальним зарубежьем. Раньше было: 85 процентов с Россией мы торговали, а только 15-20 процентов торговали с Западом. Сейчас, как видите, даже в торговле у нас уже намечается паритет, нет такой зависимости от одного государства. Плохо это или хорошо - это как посмотреть. Это хорошо, что все-таки мы начали с Западом торговать в больших объемах и с Востоком, Китаем, Индией и так далее. Поэтому мы имеем нормальные экономические отношения.

    Что касается вот этих политических уколов - знаете, тоже как посмотреть. Запад показал свое лицо. Он сейчас, может быть, и сам не рад, что он показал свое лицо на этих мелочах - въезды, выезды... То есть, то, против чего он боролся, когда существовал Советский Союз, он эту политику сегодня успешно продолжает реализовывать. Поэтому мы особо тут не разочарованы.

    Что касается дальнейшего сотрудничества, я убежден, нас никто, в силу нашего положения, не сможет вытолкнуть из Европы и никто без Беларуси не сможет эффективно проводить европейскую политику. Мы знаем свое место. Поэтому мы не торопимся. Мы спокойно это воспринимаем и знаем, что придет тот час, когда у нас нормализуются отношения с Европой, в чем крайне заинтересована Россия, и об этом сегодня тоже шел разговор. Поэтому мы не драматизируем то, что происходит.

    Что касается сегодняшнего визита, так, поверьте, он был запланирован давно, еще до этих событий в Европе. Поэтому, знаете, даже несолидно было бы так: ах, в Европе не получилось - поехали в Россию. Да, я все время в России встречаюсь с Президентом, бываю здесь очень часто, это вписывается в график моих международных переговоров и встреч. Поэтому я бы никак не стал связывать события на западном направлении и российский вектор.

    А.Колпаков. А на сегодняшней встрече с Президентом Путиным Вы говорили об итогах Пражского саммита НАТО, начиная с факта невыдачи визы Лукашенко и заканчивая расширением НАТО?

    А.Лукашенко Вы знаете, мы этот вопрос обсуждали, но очень коротко, потому что Президент хорошо посвящен в ситуацию с этими проблемами. Он категорически отвергает подобный подход по отношению к Беларуси. Поэтому мы долго об этом не говорили.

    А.Колпаков. Но Путин поддерживает Вас?

    А.Лукашенко Конечно, конечно.

    А.Колпаков. В этой связи, что касается российского капитала в Беларуси, тех инвестиций, которые возможны, вправе ли российский капитал рассчитывать на приоритет в приватизации белорусской собственности? От Вас тоже очень многое зависит. Вот Вы в какой степени готовы помогать?

    А.Лукашенко Отвечаю абсолютно коротко. Российский капитал вправе рассчитывать на приоритет в акционировании наших предприятий, и мы (при всех равных условиях) готовы поддерживать устремления российского капитала. Но мы не пойдем по тому пути приватизации, по которому приватизация шла в России, этот путь неприемлем и он сегодня в большинстве своем не воспринимается российским обществом, и критикуется. Почему же мы должны повторять эту приватизацию на принципах, на которых приватизировалась госсобственность в России? Мы отвергаем такой подход. Мы всегда об этом говорили. Мы на это не пойдем.

    Весь вопрос, Александр, в цене. Те, кто хотят прийти в Беларусь, хотят взять белорусскую собственность за бесценок. Так, как это часто было здесь, в России, в начале 90-х годов. Мы на это никогда не пойдем. Любой завод, любое предприятие имеет свою цену, и мы за эту цену готовы продать или часть, или в целом завод, но не бесплатно.

    А.Колпаков. Последний вопрос. Сегодняшняя встреча с Президентом Путиным каким-то образом реально продвинула белорусско-российский союз?

    А.Лукашенко Очень серьезно и очень далеко. Мы не все сказали на пресс-конференции, но мы очень широко обсуждали вопросы не только нашего союзного строительства. У нас все гораздо проще, мы больше говорили об СНГ, о перспективах, о возможных формах сотрудничества в рамках СНГ.

    И, вы знаете, наверное, все-таки это некая озабоченность, я так понял, руководства России в связи с мировыми тенденциями, которые происходят. И в этом плане я понимаю и поддерживаю Президента России.

    А.Колпаков. Спасибо, Александр Григорьевич, у нас все вопросы. Может быть, у Вас есть желание что-то добавить?

    А.Лукашенко Я единственное хочу сказать. Как бы ни складывались отношения руководства Беларуси с НТВ, я вам очень благодарен. Потому что, несмотря на те накаты и наскоки, которые порой присутствуют на этом канале, вы все-таки находите время, кстати, и наверное, единственный канал, находите время ну хоть как-то предоставить возможность Президенту Беларуси высказать свою точку зрения и свою позицию.

    А.Колпаков. Спасибо, Александр Григорьевич. Удачного Вам полета!

    А.Лукашенко Спасибо.