Рус
Главная   /  События  /  Архив

ФРАГМЕНТЫ из выступления Президента Республики Беларусь при представлении ежегодного Послания Парламенту Республики Беларусь

16 апреля 2002 года

Уважаемые депутаты Палаты представителей, члены Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь!

Сегодня в соответствии с Конституцией вам представляется Послание Главы государства. Юридически адресованный Парламенту этот документ по существу является обращением ко всем гражданам, ко всему белорусскому народу. В нем содержится оценка внутриполитического и международного положения нашего государства, определяются стоящие перед государством текущие задачи и раскрываются пути их решения. Текст этого документа у вас, уважаемые парламентарии, на руках.

В своем же выступлении я остановлюсь только на наиболее важных и вызывающих повышенный интерес в нашем обществе проблемах.

Вначале одно замечание общего характера об институте Послания Главы государства Парламенту. Форма, содержание и направленность этого документа помимо традиций определяются состоянием общества. К примеру, эмоциональное послание Президента США Буша-младшего, несколько десятков раз прерванное овациями, отражает состояние мобилизованности американского общества перед лицом первого в истории этой страны нападения извне - террористического акта 11 сентября 2001 года.

Выступление моего коллеги Владимира Владимировича Путина с Посланием ожидалось с нетерпением прежде всего потому, что Россия "в бореньях" определяет стратегию своего развития. Россия на распутье. И не только россиян, всех в мире интересует: куда и каким путем пойдет эта держава.

В нашем же государстве, имеющем ясную, четкую программу развития на ближайшее пятилетие и перспективу, нынешнее Послание Главы государства это рабочий документ, определяющий подходы к решению стоящих перед обществом проблем. От него не следует ожидать сенсационных откровений и крутых поворотов. Время сенсаций и поворотов прошло.

Обращаясь к вам, уважаемые парламентарии, и ко всем своим согражданам, средствам массовой информации, хочу еще раз подчеркнуть: курс нашей страны, направленный на построение сильной и процветающей Беларуси и развитие добрососедских отношений с зарубежными государствами, остается незыблемым.

Об итогах прошлого года

Год назад, выступая в этом зале, я говорил о необходимости сорвать планы влиятельных сил за рубежом и их доморощенных прихлебателей использовать президентские выборы для дестабилизации ситуации в государстве. Вспомните, они почти в открытую заявляли о желании сделать с Беларусью то же самое, что было сделано с Югославией.

Важнейший итог года прошлого состоит, на мой взгляд, в том, что мы выстояли и сохранили страну, мир и спокойствие для людей. Год президентских выборов не стал годом конфликтов и дестабилизации нашего общества.

Возвращая вас к событиям прошлого года, хочу напомнить. Президентские выборы, несмотря на огромное внешнее давление и внутренние провокации, не ослабили созидательной работы, не вызвали перекосов в управленческом процессе, не привели к провалам во внутренней и внешней политике. Мы прошли этот год спокойно, уверенно следуя по намеченному курсу. Более того, президентские выборы стали для власти (в этом и состоит суть демократии) мощнейшим стимулом для решения вопросов, затрагивающих интересы простых людей.

Для многих жителей Полесья, Минщины, Витебщины и других регионов год президентских выборов - это год прихода в их дома и на предприятия природного газа. То, что не смогли сделать в советское время, опираясь на огромные ресурсы Союза, мы сделали в прошлом году собственными силами. Год президентских выборов войдет в историю наших городов и сел введенными в строй школами, больницами, дорогами и многим другим, что десятилетиями будет служить людям.

Все это представляет собой разительный контраст со странами, где президентские кампании сопровождаются тяжелейшими конфликтами, парализуют созидательную активность не только государственных органов, но и граждан.

Я очень рад, что мое Послание вам, уважаемые депутаты, состоялось именно сегодня, после президентских выборов в оплоте демократии. Франция - это страна высочайшей демократии, где самому опытному, талантливому художнику даже кистью мазнуть негде. Я думаю, что многим из вас, которые так преданы принципам демократии, -- это сильнейший урок и наука. В оплоте демократии третья часть населения проголосовала так, как она сочла нужным.

Мы же выиграли не за счет предвыборных технологий, не за счет пиар-акций и прочей суеты, не за счет денег (их, кстати говоря, с нашей стороны почти не было потрачено), а за счет многолетней работы на благо людей. Избиратели, простые люди поддержали курс, который отвечает их интересам и в правильность которого они поверили. И мы не имеем права обмануть ожидания людей.

Но и люди должны понимать, что государство не может 10 млн. постоянно проживающих и 2 млн. ежедневно прибывающих в наше государство гостей нести из года в год на плечах. В нашей стране деньги, подчеркиваю в который раз, заработать можно. Через нашу страну ежегодно из Западной Европы только в Россию передвигается до 200 млн.тонн груза. И тот, кто везет этот груз через нашу страну, платит. Платит за дороги, платит на бензозаправках, платит тем, кто моет машины, кто чистит, кто ухаживает, кто на дорогах, в конце концов, продает то, что он хочет продать. И люди должны понимать, что надо потихонечку двигаться от надежд только на обеспечение со стороны государства на зарабатывание этих денег. Деньги лежат на поверхности, их только надо взять. И те, кто сегодня хочет это сделать, те, кто хочет сегодня заработать, а не ждет с моря погоды, тот эти деньги имеет.

Да, есть часть людей - глубокие пенсионеры, инвалиды, участники Великой Отечественной войны, приравненные к ним и другие, которых государство обязано поддерживать. Мы их и должны поддерживать.

О строительстве эффективного государства.

Я хотел бы, уважаемые товарищи, чтобы то чувство ответственности, которое я испытываю по отношению к своим избирателям, передалось и вам, и всем государственным служащим.

Власть должна повысить требовательность к себе. Это прежде всего означает необходимость целенаправленной работы по формированию эффективного государства с компактными и оперативно реагирующими на запросы граждан структурами.

О предпринятых после президентских выборов шагах по оптимизации системы государственного управления вы, уважаемые депутаты, хорошо знаете. Численность чиновников всех уровней сокращена, на 10 процентов, или на три тысячи человек. Вместо 44 министерств и государственных комитетов осталось 28.

......

Правительство, министры должны возглавить работу по сокращению бюджетных расходов, оптимизации численности аппарата. Нерациональное расходование бюджетных средств во многом связано с неповоротливостью и нежеланием государственных организаций искать возможности для зарабатывания денег.

Или возьмем вопрос о бюджетной поддержке общественных объединений. Белорусское государство еще с советских времен традиционно оказывало финансовую поддержку более чем 20 общественным организациям, включая и творческие. Дело, казалось бы, нужное и бесспорное. Но куда шли бюджетные деньги? На содержание штатных должностей, то есть чиновников от общественности. А финансироваться должна полезная для людей и государства работа этих объединений. Для этого они должны представлять и защищать программу своей деятельности на год. И всем тем, кто сегодня в этом вопросе заинтересован, хочу сказать однозначно. Так же, как мы начинаем строительство нового объекта, на стол должна быть положена программа-смета: что ты будешь (молодежная, религиозная и прочая организация) делать, и надо ли это нашему государству. Если эта программа нужна государству, даст соответствующий, в том числе финансовый, материальный, эффект, мы ее профинансируем и поддержим. Но огулом, как в народе говорят, чохом, деньги больше выделяться никому не будут.

Уважаемые парламентарии!

Я хотел бы поблагодарить вас за конструктивное взаимодействие со сформированным после выборов Правительством. Точнее сказать, за то, что вы, уже умудренные опытом политики, практики, терпите огрехи, а, может быть, и недостатки, которые характерны на стадии формирования этого Правительства, на первой стадии работы этого Правительства.

Не хочу сказать, что прежнее Правительство было плохим. Нет, оно старалось, как могло, но уже было очевидно, что его ресурс на исходе.

Наш новый экономический штаб обладает, на мой взгляд, хорошим потенциалом, который еще предстоит реализовать. Но вот начало реализации этого потенциала, Геннадий Васильевич, существенно в нынешних условиях затянулось. Да, многое пока не получается, как хотелось бы. И я, и многие другие, наше общество делают в этом плане вам скидку. Но мне не хотелось бы и в дальнейшем брать на себя, да, наверное, и Парламенту, те функции, которые должны быть присущи вам. Они вам присущи! Вы должны в полном объеме, согласно этим функциям исполнять свои обязанности.

Но об этом мы еще поговорим, рассуждая и анализируя итоги I квартала этого года. Как вы знаете, в этом году мы вводим практику -- в плане контроля функционирования исполнительной ветви власти -- заслушивание Правительства ежеквартально.

Об основных показателях экономического развития.

Все ветви власти должны работать на единую цель - сильную и процветающую страну.

Рубежи, на которые нам надо выходить, имеют и конкретное цифровое выражение: к 2005 году валовой внутренний продукт должен вырасти на 40 процентов, средняя зарплата - в 2,5 раза.

Многие, в том числе и наши сторонники, находят эти задачи чрезмерно амбициозными.

Что тут можно сказать?

Да, действительно, планка поднята очень высоко. И не только так называемые постсоветские, но и промышленно развитые европейские государства не осмеливаются замахиваться на столь высокие темпы роста валового внутреннего продукта. Но я верю в потенциал нашего государства и считаю, что на эти рубежи мы обязательно выйдем. Мы просто обязаны выйти -- если хотим выжить -- при условии упорной, повседневной работы. Ну, было же так пять лет назад, когда со многими из вас мы встречались и ставили задачу: приблизиться, а по основным показателям выйти на уровень советских времен. Но если бы об этом начали говорить во времена Вячеслава Францевича Кебича, когда падение было кошмарным в период развала Советского Союза, , никто бы не поверил, да не и верили тогда, когда мы с вами планировали эти показатели. Но мы в натуральном выражении на них вышли. Другое дело, что продавать не научились по хорошей цене. И выйдя на этот уровень, не имеем того эффекта, который имели прежде. Это другой вопрос. Но очень важный и существенный. Для того, чтобы выйти на эти показатели, в нынешнем году мыдолжны серьезно продвинуться вперед по всем приоритетным направлениям.

Во-первых, экспорт белорусских товаров и услуг за год должен вырасти на 6,5 процента и составить около 9 миллиардов долларов.

Агропромышленный комплекс - в текущем году предусмотрен его прирост на 3-4 процента. Предстоит произвести 6,5 миллиона тонн зерна, больше 8 миллионов тонн картофеля, больше 5 миллионов тонн молока и обеспечить баланс внутреннего рынка продовольствия на национальном и региональном уровнях;

жилье - должно быть построено до 3 миллионов квадратных метров, причем, я еще раз напоминаю, на селе не менее 30 процентов от общего объема.

Я не буду раскрывать технологию решения этих задач: Правительство, министры, специалисты в отраслях - люди квалифицированные, они знают что, как и когда делать.

Хочу только предупредить: стране, народу нужен результат. У каждого сделанного или проваленного дела есть свой автор, которого люди должны знать в лицо. Я это говорю, обращаясь в том числе и к нашим средствам массовой информации. Оценка управленческих кадров будет только по конечному результату.

О повышении конкурентоспособности белорусской экономики

Нравится нам это или нет, но Беларусь находится в открытом и бушующем море мирового рынка, где выживает только сильнейший. А кто, говоря народным языком, "складывает ласты", тонет немедленно. Тем более, я хочу, чтобы вы понимали, что этот бушующий мировой рынок сегодня находится в пиковом состоянии, в отрицательном плане для нас. Сегодня во многих крупнейших государствах, в том числе в Европе и Соединенных Штатах Америки - основных центрах экономического развития нашей планеты, наметились то спады, то всплески производственной активности. А в результате -? страшный хаос. Каждый пытается произвести и продать, чтобы не свалиться. И это лихорадит рынок. И в этой лихорадке нам с неокрепшей экономикой во много крат сложнее. Мы можем удержать и расширить свою нишу на рынке товаров и услуг, только если сможем повысить конкурентоспособность своей экономики. Прежде всего за счет снижения издержек.

Всем руководителям, специалистам надо повернуться лицом к проблеме снижения себестоимости производимой продукции. Если в советское время, благодаря изобилию ресурсов, повышение конкурентоспособности, если можно так сказать, было лозунгом, то сегодня конкурентоспособность - это вопрос выживания белорусской экономики в самом прямом значении этого слова. А значит, выживания и государства, и общества.

На каждом участке надо думать о снижении издержек, о ценовой конкурентоспособности белорусских товаров.

При этом я хочу спросить членов Правительства, министров, руководителей предприятий: неужели вы не видите, что ваша продукция (мебель, ткани, обувь и другие товары легкой промышленности) становится неконкурентоспособной по цене не только на западном, но и на нашем основном, российском рынке?

Надо поставить перед собой неимоверно трудную, но необходимую задачу: снизить затраты в промышленности на 20 - 25 процентов, а в сельском хозяйстве как минимум на 30 процентов.

Свой вклад в обеспечение конкурентоспособности белорусских товаров по цене как Глава государства я внес. В этом месяце наша с Президентом России Владимиром Владимировичем Путиным договоренность о равных ценах на природный газ и равных тарифах на железнодорожные перевозки была юридически закреплена соответствующими соглашениями. С 1 мая этого года мы будем получать природный газ по цене, как в России, за одну тысячу кубометров (примерно это 22 доллара) при мировой цене 100-130 долларов. Вы будете возить свои грузы по бескрайнему российскому рынку по внутрироссийским железнодорожным тарифам. При этом я хочу сказать всем: если кто-то это пытается представить как какую-то дань, подарок российского государства белорусскому народу, это неправда. Даже российские средства массовой информации на сей раз таких заявлений не делали. Да, мы будем иметь от этого эффект, равный 0,5 миллиарда долларов в год. При росте нашего производства мы будем иметь еще больший эффект. Но на эту сумму, даже большую на сегодняшний день, наше с вами государство оказывает услуги Российской Федерации, начиная от транспортных и заканчивая военно-техническими, научно-техническими и оборонными. Так что это не подарок. Нам все-таки спустя 1,5-2 года удалось договориться с российскими руководителями о том, что мы должны быть поставлены, согласно Союзному договору, в равные условия с субъектами хозяйствования Российской Федерации. И Россия признала (Владимир Владимирович это мне прямо сказал), что Беларусь является найприоритетнейшим направлением действий Российской Федерации. По многим причинам. Вы их знаете. И мы как порядочный союзник всегда были и останемся надежным другом для российского народа, для российского государства. В этом плане никаких изменений политики не наблюдается, и мы не допустим шараханья из стороны в сторону в рамках этой политики. Теперь дело за Правительством и предприятиями. Я откровенно вам хочу сказать: я посмотрю, как эти уникальные условия вы используете для расширения экспорта, особенно тех товаров, в производстве которых природный газ служит сырьем. Я надеюсь, что Правительство уже приступило к соответствующей организаторской работе. Если этого не делать, то снижение цен на энергоносители и тарифов, действительно, станет наркотиком. Будете жить, не напрягаясь и ничего не меняя, добивая оставшиеся от советских времен основные фонды. У нас, кстати, не так много времени. Россияне постоянно будут подтягивать свои внутренние (а значит, и для Беларуси) цены до мировых. Я прекрасно понимаю, что всем нам, выходцам из затратной экономики, не привыкшим считать ресурсы, трудно перестроиться. Трудно, но эту науку надо осваивать.

О поощрении деловой активности и об акционировании государственных предприятий

Для того чтобы белорусские товары были конкурентоспособными не только по цене, но и по качеству, требуются инвестиции. Нужна модернизация нашего производства. Свободных ресурсов у государства нет, и мы активнее должны подключать рыночные механизмы. Еще раз подтверждаю: государство должно и будет поддерживать среднее и малое предпринимательство, отвечающее национальному характеру белоруса, ответственного и осмотрительного, живущего своим трудом. То, о чем мы договорились на встрече с белорусскими предпринимателями, реализуется. Я хорошо понимаю: двигать вперед экономику может только экономически раскрепощенный человек. Упрощение бюрократических процедур, этой основы всякого рода поборов, остается актуальной задачей. Здесь свое веское слово должны сказать и парламентарии. Но и вседозволенности не будет. Права и свободы должны уравновешиваться ответственностью за нарушение установленных государством правил. Развитие белорусской экономики не может сводиться только к стимулированию малого и среднего бизнеса (хотя это, как я уже сказал, надо и будем делать). Исторически сложилось так, что белорусская промышленность - это крупные предприятия. Есть только один перспективный путь - модернизация и перевооружение крупных производств с целью выпуска конкурентоспособной продукции новых поколений. Посмотрите, весь мир объединяется в транснациональные корпорации. Так зачем же нам наши гигантские высококооперированные предприятия сегодня ломать, делить и рушить. На них нужно опираться. И государство в своей политике будет опираться прежде всего на эти гиганты, которые до сих пор нас кормят и содержат. Для этого, кстати, надо привлекать огромные инвестиции, что без изменения формы собственности предприятий сделать невозможно.

Сейчас внимание нашего общества сфокусировано на акционировании предприятий нефтехимии, и не только. Это действительно событие. И не только для нашей страны. Нефтехимический комплекс Беларуси находится в рабочем состоянии и обеспечивает 30 процентов белорусского экспорта. Инвестиционная привлекательность этой сферы составляет миллиарды долларов. Поэтому одновременное акционирование этого комплекса - масштабное явление в экономической жизни всего европейского региона.

Но мы должны исходить из того, что в изменении формы собственности нуждается не только нефтехимический комплекс, но и вся экономика страны. Это магистральный путь, которым идет мир, и мы не можем оставаться на обочине. Однако делать это будем спокойно, не зажимая себя в конкретные годовые или месячные графики.

В нашей стране будет приветствоваться любой инвестор как с Востока, так и с Запада, главное, чтобы он был с чистыми (не криминальными) деньгами. И работать он будет в Беларуси по нашим, белорусским правилам, совместимым, к слову, с международными стандартами.

На недавних встречах с руководителями крупнейших российских компаний я довел до них принципы и условия, которым должны следовать приходящие к нам инвесторы. Эти принципы так же подробно изложены в тексте Послания. Назову только некоторые: Акционирование должно привести к кардинальному повышению эффективности работы предприятия. Интересы человека труда при приватизации должны быть защищены. Массовых увольнений быть не должно. Все, кто высвобождается, по списку, персонально каждый человек, если он этого хочет, должен быть переобучен и трудоустроен.

Социальная сфера акционируемых предприятий должна быть сохранена. Нельзя разрушать те социальные гарантии, которые человеку труда общество создавало десятилетиями: жилье, дворцы и дома культуры, спортивные, культурные объекты и так далее, детские садики и пионерские лагеря. Наоборот, эти гарантии надо упрочить.

И когда я разговариваю с инвесторами, я говорю: "Вы из России? Вы из США? Вы из Германии? Относитесь к моему белорусскому народу так, как вы относитесь в своей стране, к своему народу - по налогам, по спонсорской помощи, по поддержке, по социальной сфере, по защите своего государства. Я большего от вас не требую. А как иначе? Вы приходите на наш рынок и вы идете сегодня на предприятия, которые нормально функционируют.

Поэтому я им всегда говорил, что мы не торопимся проводить приватизацию. И тот процесс, который начался, не означает, что мы будет "штурмовщиной" заниматься. На этом этапе я подталкивал правительство. Почему? Потому что шаг сделали и остановились. И люди думают, ну, наверное, ждут хороших взяток. Ничего подобного. Процесс абсолютно прозрачный и находится под контролем. Я знаю эти тенденции. Есть и такие, которые бы хотели на этом руки погреть. Что будет за это? Знаете.

Наживаться за счет приватизации никто не будет. Я знаю, что все те миллионеры от чиновников, которые стали вдруг миллионерами и миллиардерами в соседних государствах, они действительно наживались на приватизации. Мы должны этого избежать. Поэтому я сделал, как некоторые журналисты назвали, в неком роде сенсационное заявление, что в конечном варианте до утверждения Главой государства проекты должны поступить в Парламент, что естественно, но они должны быть представлены желающим оппозиционерам, которые мало-мальски разбираются в экономике. Они тоже наши граждане. Пусть они дадут свои предложения и заключения. Может, они что-то подскажут на последнем этапе Главе государства: можно или нельзя идти на этот или тот вариант приватизации.

Контроль со стороны общества будет всеобъемлющий. Тайны в этом быть никакой не может, но и лоббирование с целью нажиться никому позволено тоже не будет. Я хочу этим самым успокоить и своих оппонентов. Будет и приватизация.

Кстати, непоследовательность нашей оппозиции удивляет. Семь лет вы были свидетелями, кричали: "даеш прыватызацыю, заутра правесці прыватызацыю!" Сейчас, когда приступили к акционированию, кричат обратное: "или приватизация, или суверенитет. Грабят!"

Исключительная роль в этом процессе будет принадлежать, уважаемые парламентарии, вам, Парламенту в целом. Вы должны создавать надежную нормативную базу для приватизации и инвестиций, давать оценку наиболее важным проектам.

О развитии науки, образования и культуры

Важнейший инструмент решения приоритетных задач, повышения конкурентоспособности белорусской экономики - наука и образование. Именно пониманием высокой роли научного потенциала страны продиктованы решения о реформировании Национальной академии наук.

Бюджетное финансирование научных исследований (особенно фундаментальных наук) будет на должном уровне. Но и наука (прежде всего прикладная) должна начать по настоящему зарабатывать. Реформирование сферы науки имеет ясную и простую цель - превращение ее в производительную силу. Новому руководству Академии наук, ее президенту даны все полномочия и возможности. Реализуйте их. Но нужен результат.

Приоритетные задачи в области образования - высокое качество обучения и воспитательной работы, снижение учебной нагрузки и укрепление здоровья школьников, налаживание в учебных заведениях качественного питания, обновление материально-технической базы учреждений.

Решаются они, к сожалению, медленно. Время не терпит. Стране нужна более совершенная система образования. И дело не только в расширении платных услуг. Нужны изменения содержательного характера.

Правительство, Министерство образования, образно говоря, должны видеть "фронт" работ и работать инициативно. Не от хорошей жизни на этой неделе я повторно рассматриваю вопрос о подготовке учебников гуманитарного цикла, разбираюсь со структурой Министерства. И занимаюсь этим вынужденно, потому что руководители, чья прямая обязанность решать эти проблемы, их упускают.

Национальному собранию Закон об образовании нужно дополнить законами о высшем и о профессионально-техническом образовании.

Нашему обществу, уважаемые товарищи, присущи высокая духовность и забота о развитии культуры. Несмотря на все трудности, мы находим большие деньги на реконструкцию Национального художественного музея, Национального театра оперы и балета, Музея Великой Отечественной войны и ряда других объектов.

Явлением не только культурной жизни страны должно стать строительство хранилища знаний, собора знаний - Национальной библиотеки. По своей архитектуре, включая и окружающий ландшафт (мы специально сохраняли этот район города свободным, там уже давно за бешенные деньги предлагали построить жилье), здание Национальной библиотеки при въезде по Московскому шоссе в Минск станет украшением нашего города. Но главное - содержание. Библиотека будет оснащена самыми современными технологиями хранения и передачи информации. Это будет соответствующий порт, куда будут приходить корабли знаний. Она будет связана передовыми средствами коммуникации с крупнейшими библиотеками мира и, одновременно, с городами и районами Беларуси.

Национальная библиотека станет символом суверенной и просвещенной Беларуси. И строить ее будем всей страной. Пока, к сожалению, мы не довели до общественности национальную значимость этого проекта. В нынешнем году мы обязательно должны начать хотя бы "копать землю" на месте строительства этого объекта. Если хотите, именем революции, но должны. И в 2005 году библиотека должна открыться, ибо погибнут те 78 миллионов книг, которые сегодня ютятся и влачат жалкое существование, если это можно сказать о книгах. Они тоже живые.

Говоря о духовности, не могу не сказать и о строительстве религиозных храмов. Государство равно относится ко всем конфессиям, к которым принадлежат его граждане. Но это не означает, что мы не осознаем особой роли православия для белорусского народа. В мае мы вместе с Патриархом Московским и всея Руси Алексием II откроем Дом милосердия - уникальнейший комплекс, которому нет равных в славянских государствах и вообще в государствах, исповедующих православие.

О здоровом образе жизни и здравоохранении

Здоровье наших людей - это тот бесценный ресурс, без которого невозможно поступательное развитие общества. И здесь на первое место я бы поставил привитие каждому человеку привычки к здоровому образу жизни.

Мы много в этом смысле сделали и делаем. Но в последнее время этот вопрос стал уходить на второй план. Россия, взяв с нас пример, выводит эту проблему на государственный уровень, а в наших средствах массовой информации нет даже адресного освещения тематики здорового образа жизни.

В оценке значимости физической культуры и спорта для общественного развития мы должны брать пример с промышленно развитых стран, с той же Америки. Там здоровый образ жизни - это своего рода культ.

А мы все считаем, сколько можно было бы купить и поесть на деньги, потраченные на спортивные сооружения. Строили и будем строить и спортивные залы, и футбольные манежи, и беговые дорожки. Словом, все то, что нужно людям для повседневного занятия спортом.

Поймите, это не мне и не только моим детям. И не только вашим детям. Это всем нашим детям, в том числе и тем, которых мы пытаемся вытянуть с улицы. Их же чем-то надо занять. Ну хотя бы занять в такой степени, чтобы был пример для других. Посмотрите, как только повернулись лицом к спорту, и результаты появились, о чем свидетельствуют последние события на хоккейных, футбольных площадках. И народ как-то потянулся, интерес появился, детишки готовы подражать своим кумирам в этой сфере. Только так мы можем вытянуть людей с улиц, образно говоря, и сделать их здоровыми гражданами. Уговорами много не сделать. К разговору нужно дело. А любое дело стоит денег. И я считаю, на это денег жалеть не надо. И хочу, чтобы вы знали это и понимали. Это я вам говорю как своим коллегам. Поверьте, что на те сооружения, которые сегодня строятся, мы из бюджета берем каплю. Вы утверждаете бюджет, вы там хоть в одной строке нашли деньги на это строительство? Нет.

Строить будем, но быстро, качественно, недорого и добротно. Могу привести вам в пример последний объект, на котором я работал на субботнике со своими коллегами, многими желающими. Там у нас, по-моему, один частный инвестор, треть у горисполкома и треть у общественной организации - Федерации футбола. Вот на три поделили, наверное, 2,5 миллиона будет стоить, каждому по трети: частник, общественная организация и государство. Ну почему не строить на этих принципах? В государстве останется, людям надо, и вместо 36 месяцев построим за 8.

Почему так быстро? Потому что при нынешней инфляции постоянное затягивание строительства -- это удорожание объектов. Я строительству уделил несколько больше внимания потому, что строительство должно стать одним из важнейших направлений деятельности нашего Правительства. Если страна не строит, она погибает. Страна, не создавая нового, жить не может. Но сегодня нам надо меньше производственных объектов, их у нас хватает. Нам больше не надо школ и больниц, мы привести должны в порядок то, что есть, особенно школы, потому что наметился демографический спад. И больниц нам больше не надо при новых формах организации дела, если их осилят новый министр и Министерство здравоохранения.

Нам надо посмотреть на объекты культуры, спорта и на жилье для людей. Вот куда должна быть повернута строительная отрасль.

Я только что сказал о здравоохранении, я не отступлю от своего требования кардинально улучшить состояние дел в здравоохранении. Мы выведем медицинское обслуживание населения на качественно новый уровень.

Работа должна идти по двум направлениям. Первое - рациональное использование бюджетных средств, выделяемых на здравоохранение (это огромные деньги, и их никто сокращать не собирается).

Резервы здесь большие, и о них я неоднократно говорил: удешевление за счет конкурсов, стоимости закупаемого медицинского оборудования, лекарств и многое другое. Правительство, Министерство здравоохранения должны искать пути эффективного использования выделенных средств повседневно, а не время от времени и то по указаниям Президента.

Бюджетная медицина - это, в основном, бесплатное медицинское обслуживание граждан по определенному, жизненно необходимому минимуму. Обращаясь уже не столько к вам, уважаемые парламентарии, сколько к населению, хочу сказать: бесплатная медицина в Беларуси была, есть и будет. И качество ее будет выше, чем сейчас, за счет наведения здесь элементарного порядка.

Но надо помнить о другом. Мы сегодня бесплатно можем оказывать только определенный набор необходимых услуг. Говоря упрощенно, за бюджетные деньги золотые зубы мы вставлять не можем, за это надо платить, образно говоря.

Это и есть второе направление: развитие платных медицинских услуг для тех, у кого есть деньги. Мною поставлена задача: привлечь в медицину в этом году внебюджетные средства в размере не менее 30 процентов от суммы, выделяемой государством.

У нас прекрасные врачи. Если надо кому-то пройти стажировку за рубежом, это надо сделать. И мы это делаем. Нужно закупить современное оборудование и проводить сложные операции в нашей стране. Тогда деньги, которые уходят за границу, останутся здесь и будут работать на нашу медицину, на наших людей.

Работа Минздрава за 2002 год будет оцениваться в зависимости от выполнения моих установок, в том числе и по привлечению внебюджетных средств. Но предупреждаю: увлекшись платной медициной, вы не должны упускать вопросы бесплатных медицинских услуг основной массе населения.

Люди не хотят мириться с тем, что в этой сфере процветает система мелкого взяточничества, подношений и протекционизма. Разве редкость, когда нуждающийся больной не может получить места в лечебном учреждении или должным образом долечиться, если он не "отблагодарил" некоторых врачей и их начальников?

О социальной политике.

Социальная политика государства должна быть как никогда тщательно выверенной и взвешенной.

Более того, нужна новая идеология социальной политики. Людям необходимо четко и однозначно объяснять, что их благополучие в решающей мере будет зависеть от их личной активности. От трудолюбия, квалификации и предприимчивости.

В стране будет проводиться сбалансированная политика в сфере оплаты труда и доходов населения.

Рост заработной платы в реальном секторе экономики должен быть напрямую связан с усилением ее стимулирующей роли в повышении эффективности труда.

Человека труда государство обязано защищать. И будет это делать. В том числе путем установления минимума зарплаты, который наниматель обязан выплачивать работнику.

В этой связи не могу не сказать о фактах задержки выплаты заработной платы. Прямо говорю: если кто-то считает, что наша политика изменилась, что людям можно не платить за их труд, тот крепко ошибается. Заработанное должно выплачиваться полностью и своевременно. 9 Мая День Победы, а 5 мая Пасха. 5 мая - первый этап, 9 Мая - второй, окончательный этап. Рассчитайтесь с людьми! Я это говорю в адрес Премьер-министра. И те министры, которые сидят у него за спиной, тоже это слышат.

О льготах я уже сказал. И в этой части опускаю рассуждения.

Новая пенсионная система должна сочетать государственные гарантии и личную ответственность граждан за свое обеспечение в старости. Я прошу, уважаемые депутаты, внимательно рассмотреть подготовленные в этой связи законы. Внимательно! Не принимайте их слету. Поработайте над ними вместе с Правительством. Это законы "Об основах пенсионной системы в Республике Беларусь", "О государственном пенсионном страховании и государственных страховых пенсиях", "О государственном пенсионном обеспечении". Эти три основополагающих законопроекта надо существенно вместе нам проработать. Тем более, в этом плане вы все специалисты и хорошо знаете тему.

А пока не надо разрушать старую систему пенсионного обеспечения. Боюсь, что некоторые члены Правительства не совсем ясно представляют всю полноту ответственности за имевшие место факты задержки выплаты пенсий уже сегодня, о чем я только что говорил.

Я считаю, что это недопустимо, и государство на это пойти не может.

О формировании гражданского общества.

Программа построения сильной страны отвечает интересам подавляющего большинства населения и является основой консолидации, построения гражданского общества. Дело только в том, чтобы каждый осознал, почувствовал значимость идеи сильной и процветающей Беларуси для него самого и его близких. Мы должны достучаться до сердца и разума каждого. И тогда непримиримая оппозиция никого не заманит на свои антиобщественные акции.

В обществе могут и должны быть разные мнения, разные интересы. Это я понимаю. Но я не могу понять людей, которые, называя себя патриотами страны, раскалывают, разрушают наше общество, порочат свою страну, цинично используя любой повод.

Извините меня, но я вернусь к последним событиям (акция протеста 19 апреля). Три с половиной сотни отмороженных людей. Многие спрашивают: "А что же произошло? Как это оценивает Президент? Что случилось?" Скажу просто: люди, которые это спровоцировали, что хотели, то и получили. Они хотели получить картинку, они ее получили.

Причин несколько. Я считаю, что руководство России не может не знать, что творится на российских каналах. Западные каналы с подачи российских мельком показали тот день, а НТВ и другие каналы раскручивают до сего дня. И вот первая причина - выступление Президента в "Свободе слова". Это выступление всколыхнуло Россию и показало истинных противников Союза (так получилось!), показало истинные устремления белорусского народа, показало, кто сегодня сдерживает, и в большом объеме, и в малом, интеграционные процессы. Словом, имело сильный резонанс. Кто виноват? НТВ. Сегодня отрабатывают, уравновешивая ситуацию, показывая, какие дела у союзника и что происходит. Мы это знаем. Но об этом пока не говорили.

Второе. Наша оппозиция увидела, что такое 500 млн. в год - газ, транзиты и Прочее, равные условия для субъектов хозяйствования. А могут же вообще к власти не прийти, потому что чем хуже у нас, тем лучше у них. А тут же может быть хоть чуть-чуть, но лучше, и к власти не придут! Поэтому накануне встречи Буша с Владимиром Владимировичем в России 23 мая надо показать картинки .... И ему уже в тезисы вписали, чтобы он потребовал от Путина придавить Беларусь, потому что там режим ненормальный: там за фашистов голосуют, там все плохо, там нет прав человека, нет никакой демократии. Надо задавить Беларусь! Но надо же картинки, чтобы весь мир увидел, а Соединенные Штаты посольствами этими всеми, прихлебателями, отделениями, которые здесь открыты, должны передать всю информацию через Госдеп, что у нас происходит.

Вот истинная цена, так сказать, и это наши люди делают. Это что -- мне будет в результате одному плохо и Парламенту? Нет. Это прежде всего ударит по нашим людям. Это что, оппозиция? Это, правильно народ назвал, "отморозки", иначе их не назовешь. И вообще, как можно превращать, допустим, чернобыльскую трагедию в инструмент раскола общества? Это вообще не поддается логическому объяснению. Испокон веков на белорусской земле беда сплачивает людей. Народ объединяется, чтобы ее преодолеть общими усилиями. А посмотрите, что они делают! Политическое шоу, представление на людском горе! Или возьмите ситуацию с Куропатами. Вместо того, чтобы спокойно разобраться, подумать, как лучше увековечить память тех, кто там захоронен, опять начинаются политические спекуляции и противоправные действия.

В Куропатах похоронены люди. В 30-е, 40-е годы, немцы расстреляли, еще кто-то, но там похоронены люди! И мы должны построить отвечающий духу этого места (в том числе в Тростенце, идет разработка этого проекта), простой и понятный для людей мемориал. Место для печали и раздумий, а не политических танцев на костях.

Беларусь - наш общий дом, и его нам вместе строить. Тогда и вас люди оценят. Работа для каждого, оппозиционера в том числе, найдется.

Говоря о развитии гражданского общества, нельзя умолчать о ситуации с профсоюзами. Профсоюзы нужны людям, они нужны обществу. Отношение к профсоюзам ? показатель цивилизованности государства, и мы будем поддерживать профсоюзы, занимающиеся своим прямым делом по закону - оказанием помощи и поддержки трудовому человеку.

Но ни одно государство не может допустить того, чтобы профсоюзная структура напрямую выступала в качестве политической партии, своего рода боевого отряда в руках людей, рвущихся к власти, как у нас случилось в прошлом году.

Об укреплении законности и правопорядка

В нашей стране будут укрепляться правоохранительные органы. Требования, которые время предъявляет к ним, очень высоки. Они обязаны в кратчайшее время обеспечить резкое снижение преступности в стране. И не за счет манипуляций со статистикой.

Следует принять исчерпывающие меры по улучшению кадрового состава правоохранительных органов. Надо задействовать все факторы снижения преступности, вести эту работу при широкой поддержке общественности.

Особое внимание должно быть уделено борьбе с экстремизмом. Надо решительно пресекать любые факты этого крайне опасного явления.

Проблема особой важности - внешняя безопасность страны. Правительству, Государственному секретариату Совета Безопасности, Минобороны надо умножить усилия по практической реализации положений недавно принятых концептуальных решений по строительству Вооруженных Сил страны.

Парламенту в ближайшей перспективе предстоит рассмотреть блок законов, касающихся планирования, взаимодействия и совместного применения Вооруженных Сил и других войск.

О внешнеполитических приоритетах. Наша внешняя политика по-прежнему будет основываться на принципе многовекторности.

Стратегическая установка на укрепление союза с Россией остается нашим неизменным приоритетом. Этот год ознаменовался важнейшими подвижками в создании равных условий для хозяйствующих субъектов двух стран, о чем я говорил. На очереди решение проблем косвенного налогообложения во взаимной торговле.

У меня недавно состоялось два разговора с Михаилом Михайловичем Касьяновым. Он уже по своей инициативе меня проинформировал о двух соглашениях, которые будут в ближайшее время нам с Владимиром Владимировичем, скорее всего в СанктПетербурге, представлены. Это еще несколько сот миллионов бюджету нашей страны.

Меры по политической составляющей нашего Союза мы детально обсудим на предстоящей встрече с Владимиром Владимировичем.

Все шаги, уважаемые парламентарии, будут делаться при активнейшем участии парламентов двух стран.

Я просто хочу сказать два слова о Союзном договоре, о союзных отношениях и Конституции нашего Союза. Именно от того, какое решение примут главы государств России и Беларуси сегодня, будут зависеть дальнейшие темпы строительства Союзного государства.

Сегодня все, кто разрабатывает Конституцию Союза, уперлись, если можно так сказать, в глав государств. Они должны сегодня, определившись, сказать, как они видят перспективы этого процесса и конечный итог. Мы должны сказать о целях, что мы хотим увидеть в результате строительства союза Беларуси и России.

У нас два месяца. Сегодня юристы Владимира Владимировича и наши белорусские работают над конкретными предложениями. Мы должны снять те вопросы, которые сегодня существуют на уровне глав государств. Поэтому такая встреча в Питере и намечена. Я вас и народ Беларуси обязательно проинформирую по результатам этой встречи, на которой будут обсуждены основные принципы строительства нашего Союза. Но, еще раз подчеркиваю, без парламентариев мы это не делаем и делать не будем. Потому что в той комиссии, которая работает над проектом Конституционного Акта, участвуют и депутаты.

На основе общих экономических, внешнеполитических интересов, обеспечения коллективной безопасности будет развиваться сотрудничество со странами Содружества Независимых Государств. Беларусь намерена и впредь активно поддерживать позитивные тенденции разноформатной, разноскоростной интеграции в рамках Содружества.

В первую очередь - в рамках Евразийского экономического сообщества формирование реального таможенного союза и единого экономического пространства, проведение согласованной таможенно-тарифной политики.

Что касается западного вектора, то здесь не все зависит от нас. Так, сейчас наши западные партнеры сфокусировали все внимание на консультативно-наблюдательной группе ОБСЕ в Беларуси.

Когда мы соглашались на учреждение КНГ (может, это для кого-то новость, но скажу: сегодня пришло время), было понимание, что она будет у нас до проведения президентских выборов.

И все это время мы проявляли крайнюю сдержанность, хотя КНГ при господине Вике решала только одну, не предусмотренную никаким мандатом задачу - свержение действующей власти. И все это время мы проявляли, еще раз говорю, не просто сдержанность, мы, сжав зубы, терпели. Нас провоцировали, помните, накануне президентских выборов, чтобы мы их действительно вышвырнули. Но мы выдержали. Вместе с подавляющим большинством депутатов, вами, парламентариями, выдержали и выиграли эту бойню.

Выборы состоялись. Политическая ситуация в Беларуси стабильна. Мандат КНГ, как минимум, должен быть основательно пересмотрен. Руководству ОБСЕ надо быть последовательным. Ведь ушли аналогичные структуры из прибалтийских стран, хотя там количество дискриминируемых, бесправных людей как исчислялось сотнями тысяч, так и осталось.

В рамках сбалансированной политики многовекторности мы намерены наращивать разнообразные формы и виды взаимодействия с государствами всех регионов мира. Это касается и членов ОБСЕ, и ОБСЕ в целом. Мы готовы сотрудничать с ОБСЕ. Но надо помнить, что членские взносы в ОБСЕ платит и наша страна. На эти членские взносы формируется бюджет ОБСЕ. Потом эти вики и прочие чиновники, которые там работают, должны руководить теми государствами, которые платят взносы. Таким образом себя здесь вести? Мы не ставим жестко и резко вопрос. И мандат закончился, и законодательство откорректировали. Мы уже не будем то законодательство регулировать и менять, которое они наблюдали. Мы уже все поменяли. Помните, эти круглые столы, кто хотел, участвовал, уже и выборы провели Парламента и Президента. Что менять? Уже отрегулировали, отредактировали. Все. Точка. Ради чего вы приехали? Уже это сделали, и выборы прошли. Мы даже сейчас не ставим вопрос, как это сделали другие, о том, чтобы они уходили, потому что здесь делать нечего.

Да, сегодня новая ситуация. Давайте сядем за стол и будем обсуждать: какие проблемы вы хотите наблюдать в Беларуси? И под это мы вам предоставим соответствующие полномочия на нашей земле: мы же здесь хозяева. Вы получите соответствующий мандат. И это мы пропишем с точками и запятыми, чтобы не пожинать плоды, как это мы делали последние годы. Но надо договориться. И под это должна быть сформирована новая консультативно-наблюдательная группа. Они нам говорят: "Нет". Они опять направляют кучу чиновников, опять этих виков в квадрате, а может быть, в кубе. Но мы их не знаем.

Но мы уже опытные. Мы в данном случае не на ошибках других учились, а на собственных. Так зачем второй раз наступать на грабли? Садимся за стол переговоров, определяем полномочия, определяем круг вопросов. Хотите наблюдать, ради Бога, приезжайте и наблюдайте. Неужели что-то изменится? Но вы должны нас уважать. Мы хозяева на этой земле, а не кто-то из иностранцев. Да и, наверное, ОБСЕ, Европарламенту, Евросовету есть уже где приложить силы и там. Последние события об этом свидетельствуют.

Мы не закрываем страну ни для какого, в том числе и для ОБСЕ. Но телегу впереди лошади больше ставить не будем. Думаю, это правильный подход.

.........

Я уверен, что в этом году совместным трудом мы обеспечим выполнение стоящих перед страной ответственных задач и сделаем значительный шаг вперед по пути построения сильного и процветающего государства.

Благодарю вас за внимание.

© 2019, Пресс-служба Президента Республики Беларусь