Посещение БГПУ имени Максима Танка
- 21
- 3:09
Идея тесного сотрудничества семьи и школы, направленного на решение общей задачи - формирование трудолюбивой, образованной и здоровой нации, - должна объединить общество ради будущего страны. Об этом заявил Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко 21 ноября на семинаре со студентами, преподавателями и выпускниками Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка.
Прямая видеотрансляция семинарского занятия была организована в семи вузах страны: в Бресте, Витебске, Гомеле, Гродно, Могилеве, Мозыре, а также в Минском государственном лингвистическом университете. Всего участниками семинара стали свыше 2,5 тыс. студентов.
Александр Лукашенко обратил внимание на то, что для встречи есть хороший повод – ведущему педагогическому университету Беларуси исполняется ровно сто лет.
Президент подчеркнул, что ему хотелось бы, чтобы эта встреча стала серьезным вдумчивым разговором, где каждый может поделиться своими мыслями, сомнениями и предложениями.
"Я убежден, что образование - это действительно фундамент общества, пропуск для государства, для всей нации в завтрашний день, в будущее, - отметил Александр Лукашенко. – Все важно – и экономика, и геополитика, и финансы, и безопасность. Но в конечном счете будущее наше зависит от того, какими мы вырастим наших детей. Сумеем ли мы дать им глубокие знания, верные ориентиры в жизни, крепкий нравственный стержень? Вот в чем главный кардинальный вопрос".
Президент выделил несколько блоков проблем в образовании, на которые необходимо обратить внимание.
Один из них связан с низким уровнем престижа профессии учителя. "Зарплатой здесь все не решим. Многие факторы влияют на то, что статус наставника сегодня недопустимо низок, играет свою роль в том числе и современная культура, - сказал Александр Лукашенко. - Вспомните, как много прекрасных книг и фильмов об учителях и школе создавалось в советские годы. Но сейчас писатели, сценаристы, режиссеры предлагают нам совсем других героев. А ведь это формирует общественное мнение не в пользу учителя".
Еще один сопутствующий фактор - текучесть кадров. Президент обратил внимание, что далеко не все абитуриенты пришли в педагогический вуз, чтобы связать свою жизнь с учительством. "Для кого-то это просто получить диплом о высшем образовании. Они отрабатывают положенные два года, а потом уходят из профессии. А некоторые вообще, проучившись в вузе год-полтора, уходят, потому что понимают, что не туда попали. Вы знаете, лучше пусть раньше уйдет, через год-полтора, чем потом, получив образование, бросить свою профессию", - отметил Глава государства.
В этой связи Президент считает необходимым, чтобы во всех вузах Беларуси было больше практики. Только окунувшись в реалии своей профессии, будущий специалист поймет, на правильном ли он пути. "Попал не туда - уходи с первого курса, переходи на другую специальность и учись. Если попал туда, то на практике должен освоить то, чем живет современный аграрный сектор, производственный, авиационный и так далее", - подчеркнул Глава государства.
Кроме того, по мнению Президента, необходимо модернизировать методы преподавания. Александр Лукашенко обратил внимание, что даже по таким специальностям, которые связаны с работой в поле, обучают в аудиториях. "Чему вы там их научите? Мало того, у нас аграрная наука и преподаватели (это касается и других сфер в разной степени) отстали от современной жизни! Коль отстали - давайте в поле. Там мы на практике продвинулись дальше. К нам приезжают, изучают опыт", - сказал Президент.
Александр Лукашенко подчеркнул, что в Беларуси оптимизируют систему образования, убрав все лишнее и оставив сэкономленные средства в самой системе образования. Эти проблемы будут рассмотрены в ближайшее время на уровне Главы государства.
"Я уже зарекался, что мы ни в коем случае больше не будем реформировать образование. Потому что дореформировались в свое время до того, что пришлось все ломать, переворачивать и возвращать все лучшее, приспосабливаясь к хорошему современному, - сказал Президент. - Думал, все, образование больше трогать не будем. Но ничего не получилось, потому что жизнь нас заставляла идти вперед, начиная от централизованного тестирования и заканчивая другими процессами. И я увидел, что мы просто отстаем в современных условиях от требований жизни".
"Не в качестве реформы, а в качестве совершенствования процесса образования в школах, вузах и так далее мы очень серьезно еще раз (думаю, в начале или середине будущего года) вернемся к вопросу образования и рассмотрению проблем в этой сфере. Будем делать это очень взвешенно", - заявил Президент.
"Новое хорошо тогда, когда оно основано на фундаменте старых знаний", - подчеркнул Глава государства.
Президент считает, что система образования сильно забюрократизирована. По его словам, "с учителей требуют отчетов, кроме планов урока, в три раза больше, чем основная нагрузка, всякой писанины".
"Мне докладывают, что этот вопрос решен. Посмотрим, решен ли. Но я почувствовал, что где-то что-то упускаем, не идем в ногу со временем", - отметил Президент. В этой связи была создана группа, которая занималась изучением проблемных вопросов в системе образования. По словам Президента, группа подготовила доклад, преподнеся все в лучшем виде. Александр Лукашенко отметил, что его это насторожило, а потому была создана вторая группа, чтобы еще раз вернуться к изучению проблем в школе и в вузе.
Глава государства обратил внимание на то, что сегодня мир находится в затяжной экономической рецессии. Это влияет и на Беларусь, поскольку страна с экспортоориентированной экономикой. "Дополнительных средств мы не найдем, надо оптимизироваться, убирать все лишнее, экономить деньги", - сказал Александр Лукашенко.
Президент выразил недовольство тем, как выполняется данное им поручение изменить программы вузов, а также школ. "Что мы заставляем в силу необходимости по программе изучать в школе? Половина - хлам. Абсолютно ненужный для жизни детей. Поэтому я потребовал, чтобы программы были изменены. Что-то изменили, но все равно это не то. Поэтому я часто критикую Минобразования, что мы не соответствуем реалиям, которые у нас сегодня есть", - сказал Президент.
Школьные и вузовские программы необходимо осовременить, не отказываясь от лучших наработок прошлого.
"Это не значит, перечеркнуть все прошлое и создать то, чего мы еще не осмыслили. Или заменить все прошлое, хорошее тем, что мы еще не осмыслили на сегодняшний день. Это опасно, можем не туда зайти. Но приспособиться к современной жизни обязательно надо. Это не сделано", - подчеркнул Глава государства.
Президент считает, что изменений требует и система отбора абитуриентов на педагогические специальности.
"Все мы понимаем, что учить детей должны лучшие. Те, кто служит хорошим примером, кто пользуется заслуженным авторитетом у родителей и учеников. И, что более важно, воспитывать подрастающее поколение может только человек, имеющий определенный духовный багаж и четкие моральные установки", - сказал Глава государства.
По мнению Президента, привлечение в профессию лучших выпускников школ должно быть делом не только приемных комиссий педагогических вузов, но и заботой районных и городских отделов образования, а также самих школ. "Нужно как можно раньше находить и поддерживать ребят, которые чувствуют в себе призвание, мечтают стать учителями. Тогда в вузы будут приходить мотивированные абитуриенты", - отметил Александр Лукашенко.
Президент считает, что стоит подумать и над тем, чтобы ограничить набор на платную форму обучения, а возможно, и на бюджетную. "Необходимо готовить ровно столько педагогов, сколько требуется стране, и отбирать только тех, для кого работа с детьми - мечта, а не способ решить какие-то свои сиюминутные проблемы", - подчеркнул Глава государства.
"Первоочередная задача школы - закладывать знания, учить мыслить, помогать определиться в жизни. Готовы ли мы к этому, готовы ли наши учителя к этому?" - сказал Президент.
Особенность современного мира - огромный объем знаний и океан информации. "То, что знания, навыки, технологии обновляются и меняются очень стремительно, это только половина проблемы. Но важно уметь выбрать главное, систематизировать все мнения, идеи и факты и сделать правильный вывод. Глубоко ошибается тот, кто думает, что чем больше он имеет источников информации, тем лучше понимает проблему. На самом деле, избыток противоречивой информации часто запутывает человека гораздо больше, чем ее недостаток", - обратил внимание Президент.
По мнению Главы государства, Интернет приучает мыслить фрагментарно. "Дети часто умеют пользоваться современными техническими новинками лучше собственных учителей и родителей, но готовы ли они морально и интеллектуально к тому, чтобы выбирать из информационной лавины действительно ценное и нужное для своего развития? - сказал Александр Лукашенко. - Необходимо обучать ребенка работе с информацией, умению анализировать, сопоставлять, оценивать мысль логически. Многих наших детей надо учить общаться, жить в реальном мире с его реальными проблемами, искать пути решения этих проблем".
В новой технологической среде дети и молодежь ощущают себя естественно и комфортно. "Понятно, что и средства обучения должны соответствовать этой привычной среде, но возникает вопрос: каким в этих условиях должен быть школьный урок, учебник, дневник? Может, уже что-то нужно менять и менять кардинально?" - поинтересовался, обращаясь к аудитории, Глава государства.
Александр Лукашенко отметил, что навряд ли на семинаре будут найдены ответы на все вопросы, но подчеркнул: чем сложнее эти вопросы, тем важнее диалог и совместный поиск решения.
В своем выступлении Президент уделил особое внимание вопросам воспитания человека, его моральных принципов и нравственности. "Понятно, что школа должна не только давать знания, не только учить учиться, но и воспитывать. Однако мы хорошо знаем и другое: в деле воспитания никто и никогда не заменит семью. Взаимодействие и взаимоотношения школы и семьи остаются актуальными", - отметил белорусский лидер.
Президент заметил, что в последнее время проявляется негативная тенденция, когда родители пытаются полностью переложить ответственность за обучение и воспитание своих детей на учебное заведение, считая школу своеобразной сферой обслуживания. А многие учителя полагают, что функции педагога ограничиваются стенами класса. В этой связи Александр Лукашенко напомнил известное высказывание о том, что педагогика должна стать наукой для всех - и для учителей, и для родителей.
Обращаясь к студентам и преподавателям, Александр Лукашенко призвал их сделать все необходимое, чтобы уделить главное внимание воспитанию человека, и прежде всего в школьные годы. "Для этого я вас прошу на этом этапе оставить в стороне споры о том, кто важнее - школа или семья", - отметил Глава государства. Президент пояснил, что по тем или иным причинам многие семьи не способны нормально воспитать детей. "И кого я должен просить воспитывать этих детей? Конечно, вас", - сказал белорусский лидер.
По словам Президента, современная молодежь сталкивается с большим количеством опасностей. В связи с этим он напомнил о словах великого педагога Антона Макаренко, который говорил, что каждый должен входить в жизнь, умея сопротивляться вредному влиянию, и нужно не оберегать человека от такого вредного влияния, а учить его сопротивляться. "Но не каждый школьник обладает силой характера, не каждый может найти занятие по душе. А отсюда проистекают все последствия праздного образа жизни. Некоторые дети не приучены отвечать за себя и свои поступки, легко приобщаются к вредным привычкам. И это наша общая боль. Еще большую тревогу вызывают случаи употребления подростками наркотических веществ, распространения пьянства и алкоголизма среди молодежи", - заметил Глава государства.
Александр Лукашенко констатировал, что адекватных мер реагирования на соответствующие процессы и угрозы в мире пока нет, а потому нет возможности рассчитывать и на некий зарубежный опыт, так как во многих странах, которые принято считать цивилизованными, ситуация еще хуже.
Президент рассказал, что в Беларуси, насколько это возможно, ведется борьба с этими угрозами, и особенно с распространением наркотиков и так называемых спайсов. "Это страшное явление. Недавно мне министр внутренних дел доложил о раскрытии международной преступной группы, центр которой, к сожалению, был в Беларуси. Там, наверное, десятка два арестовали, - рассказал Глава государства. - Они завозили, изготавливали, распространяли и создали группу на принципах специального жанра: друг с другом не контачили, и вычислить их было очень сложно".
"Но это уже свершившийся факт. Мы бьем, что называется, по хвостам", - отметил белорусский лидер. Президент в этой связи также добавил, что только за последнее время от употребления спайсов умерли более десятка молодых людей.
Александр Лукашенко подчеркнул, что в ближайшее время намерен обсудить эти проблемы на специальном совещании. "Мы ужесточим законодательство, карательные функции будут тоже ужесточены", - сказал Глава государства.
Но, по его словам, карательными мерами все не решить. "А вот семья и школа в этом вопросе недорабатывают", - убежден Александр Лукашенко. По его мнению, в школах надо проводить как можно больше профилактических мероприятий, показывать видеоролики, в которых отражаются последствия токсикомании, наркомании, курения. Нужно использовать абсолютно все методы для того, чтобы не допустить их распространения.
Речь на встрече, естественно, зашла и о проблемах внутри самой системы образования. В этом направлении в Беларуси в ближайшее время должны быть приняты дополнительные меры, чтобы Министерство образования на своем уровне более активно и оперативно работало над выявлением и устранением имеющихся недостатков. "Я обещаю, что мы в ближайшее время добавим скорости Министерству образования", - сказал Президент. В этой связи Александр Лукашенко назвал неправильной ситуацию, когда вопросами реформирования и совершенствования образовательной сферы занимается лично Президент, а профильное Министерство образования, идеологи и другие ответственные за эту сферу недорабатывают. "Подстраховываясь, я все больше и больше опираюсь на ректоров вузов", - отметил белорусский лидер.
Общение Президента со студентами и преподавателями продолжалось около трех часов и прошло в форме дискуссии. При этом обсуждались не только общие проблемы для сферы образования, как необходимость повышения престижа учительской профессии, вопросы качества подготовки в школах и вузах, но и вполне практические вещи, например, нюансы профессиональной этики, сроки обучения, составление учебных планов, практика привлечения студентов к работе в школах в качестве стажеров и волонтеров. Александр Лукашенко считает, что педагогическая практика должна начинаться как можно раньше, чтобы студенты с первых курсов знали и видели учительский труд.
Президент признался, что и сам не против заниматься преподавательской деятельностью. "Для меня самая лучшая должность - это ректор вуза, и я был бы не против быть преподавателем", - сказал он.
"Вот закончу свою карьеру (президентскую), если здоровье будет, я пойду преподавателем и с удовольствием буду преподавать", - добавил Александр Лукашенко.
Среди тем, затрагиваемых педагогами, звучала и жилищная. Молодые ученые поинтересовались, могут ли наиболее отличившиеся из них выкупать арендное жилье. В связи с этим Александр Лукашенко пояснил, что в свое время он инициировал создание арендного жилья и сегодня об этом не сожалеет. Кроме того, что арендное жилье помогает временно решить жилищную проблему многим категориям граждан, оно также помогает в борьбе с так называемыми летунами, которые постоянно меняют работу. Не совсем нормальной являлась ситуация, когда человек, получив квартиру от предприятия, тут же по каким-то причинам или без причин бросал эту работу, потом вторую, третью. А квартира оставалась за ним.
"В случае предоставления арендного жилья все четко: работай в интересах этого предприятия. Пока ты здесь работаешь – жилье твое, - подчеркнул Президент. - Конечно, арендное жилье недешевое, но оно значительно, в два-три раза дешевле рыночного".
При этом Александр Лукашенко напомнил: "Когда я поручал строить арендное жилье, то речь шла о том, чтобы тем же молодым ученым помочь временно решить жилищную проблему, чтобы они не снимали квартиру за огромные средства. Кстати, этот вопрос первоначально был поднят впервые как раз в одном из вузов, и потом было принято соответствующее решение. То есть арендное жилье предоставляется временно. А сегодня вы ставите вопрос - приватизировать эту арендную квартиру. Нет, приватизировать нельзя". "Арендное жилье мы не будем приватизировать. Пока не будем", - уточнил Президент.
При этом он подчеркнул, что государство будет помогать молодым ученым по другим направлениям и возможностям. "Если нужно поддержать молодого выдающегося ученого, который подает большие надежды, будущего светилу науки - мы найдем для этого возможности. Дай бог, чтобы были такие ученые", - сказал Президент.
Александр Лукашенко поддержал предложение преподавателей, чтобы выпускники педагогических классов поступали в педагогические вузы без конкурса.
"Это нормально, - отметил Глава государства. - Я согласен, потому что те дети, которые в школе выбрали для себя этот путь, идут осознанно. Очень хорошая идея для решения".
Ректор БГПУ Александр Жук подтвердил, что такие дети действительно готовы к обучению в педвузе, поскольку у многих из них сильная подготовка в школе, некоторые происходят из педагогических династий.
Александр Лукашенко считает, что необходимо определиться с механизмом приема в вуз таких детей, проводя для них соответствующее собеседование или принимая по рекомендации педсовета, заверенной в управлениях образования, спорта и туризма администраций районов.
Президент предложил перенести это и на другие вузы, в частности аграрного, военного профиля. "Надо серьезно этим заняться", - подчеркнул Глава государства. Александр Лукашенко также считает, что таким образом можно расширить целевой набор абитуриентов.
В завершение беседы Александр Лукашенко подчеркнул, что ждет от учителей большей активности и требовательности, прежде всего к власти, в решении назревших вопросов. "Наша школа сегодня очень пассивна. Вы, работающие в школе, должны быть активными и требовательными, прежде всего к власти. Вы должны открыто приходить и активно обсуждать злободневные проблемы, - сказал Глава государства. - И беда будет тому, кто не отреагирует на ваши предложения".
Президент считает, что все возникающие проблемы нужно начинать решать совместно с руководителями местных органов власти. Нужно "закручивать" эти процессы там, на местах, и тогда будет наибольший эффект. При этом он подчеркнул: "Не скажу, что все с восторгом это воспримут, но даже если половина воспримет нормально, то будет хороший эффект. Не все же у нас плохие чиновники. Есть чиновники, которые болеют за свое дело".
"Школа должна поставить себя так, чтобы ни один чиновник мимо школы не прошел", - сказал Президент.
Перед встречей со студентами и преподавателями Глава государства ознакомился с учебно-материальной базой вуза. Президента проинформировали об основных направлениях развития университета, в том числе обновлении образовательного процесса, о том, что делается для повышения престижа профессии педагога. Речь шла в том числе о приеме в университет и распределении выпускников, о проведении профориентационной работы.
Президент ознакомился также с тем, какие условия созданы в университете для физической подготовки студентов и их занятий спортом. Для этого здесь имеется хороший бассейн, спортзалы. В спортзале, в который зашел Александр Лукашенко, как раз шел волейбольный матч. Александр Лукашенко выразил мнение, что развитие межвузовского спорта способствует более активным занятиям спортом в студенческой среде.
Кроме того, Глава государства посетил зал редкой книги вуза. БГПУ, которому в эти дни исполняется 100 лет, фактически с начала существования стал формировать фонд редкой книги. Эта работа особенно активно продолжилась после Великой Отечественной войны и ведется до сих пор. Сейчас здесь хранятся старинные книги (самое старое издание датируется 18 веком), хрестоматии, сборники по педагогике, имеются также издания с автографами многих белорусских писателей и поэтов. Есть и художественная литература на разных языках мира, альбомы с репродукциями известных художников.
Александр Лукашенко поздравил с юбилеем коллектив вуза и его студентов, тех, кто учился и учил в прошлые годы и десятилетия, тех, кто принес вузу заслуженную славу.