Белорусские школьники будут учиться по 11-летней программе обучения
В Беларуси принято окончательное решение о переходе в 2008 году на 11-летнее общее среднее образование. Проект Декрета, создающий правовую основу для соответствующих изменений в средней школе, должен быть окончательно доработан в течение двух недель и представлен на подпись Главе государства. Об этом было заявлено по итогам состоявшегося 5 июня у Президента Республики Беларусь совещания по проекту Декрета «Об отдельных вопросах общего среднего образования».
Вопрос о целесообразности перехода на 11-летку сегодня является одним из наиболее обсуждаемых в белорусском обществе. Этой теме было посвящено совещание с участием Главы государства, состоявшееся в апреле текущего года. Тогда приверженцы различных точек зрения не смогли безоговорочно аргументировать свою позицию, в связи с чем Президент принял решение о создании специальной комиссии под руководством первого Заместителя Главы Администрации Президента Анатолия Рубинова для взвешенного анализа всех «за» и «против» и, в случае необходимости, подготовки соответствующего нормативного акта.
Александр Лукашенко, открывая сегодняшнее совещание, подчеркнул, что работа комиссии выявила немало проблем в школьной системе. Он с сожалением констатировал, что школьные нагрузки и сроки обучения только возрастают, а в целом качество образования не улучшается. По словам Президента, все это вызывает обоснованное недовольство в обществе.
«Школьников параллельно учат по разным программам: базовой, повышенной, углубленной. Быть просто хорошей школой стало непрестижно. Надо обязательно стать лицеем, гимназией или ввести углубленное изучение самых разных предметов, вплоть до медицины, права или архитектуры», - сказал Глава государства.
«Образование - серьезнее экономики. Без этого не может быть ни экономики, ни государства в целом. Необходимо принять решение раз и навсегда. Люди должны четко понимать, какой у нас будет школа, - подчеркнул Президент. - Современная школа должна сохранить все лучшее, что сделано за последние годы, и в то же время избавиться от ненужных наслоений, которые только усложняют процесс получения знаний и не влияют на качество образования».
При этом Александр Лукашенко добавил, что не приемлет никаких половинчатых решений: все должно быть четко и тщательно продумано, поскольку предпринимаемые в этой чувствительной сфере шаги затрагивают интересы миллионов людей - учителей, учеников и их родителей.
Глава государства высказал критические замечания в адрес Министра образования Александра Радькова и Вице-премьера Александра Косинца за недостаточно глубокий подход к изучению проблемы.
Анатолий Рубинов проинформировал Президента об основных положениях проекта Декрета и предлагаемых нововведениях. По его словам, члены комиссии ориентировались на сохранение лучшего накопленного за минувшие годы опыта. При инициировании возможных нововведений максимально учитывалась позиция общественности, учителей, родителей.
Относительно целесообразности перехода на 11-летку в обществе, в принципе, есть консолидированное мнение: сторонников здесь гораздо больше, нежели противников.
Согласно проекту Декрета, все учебные учреждения среднего образования, включая гимназии и лицеи, будут работать в режиме пятидневной учебной недели. Шестой день будет посвящен физкультуре и спорту. Общая продолжительность учебного года увеличится на одну неделю - до 1 июня. Продолжительность осенних, зимних и весенних каникул не изменяется.
Ликвидировать излишнюю усложненность и громоздкость программ обучения предлагается за счет упорядочения учебных предметов, укрупнения предметных областей и разгрузки программ от второстепенного материала.
Во всех общеобразовательных школах будет введен единый типовой учебный план, который предусматривает изучение предметов на базовом уровне. Вместе с тем чтобы создать условия для развития способностей и углубления знаний по отдельным направлениям, предусматривается возможность дополнительного изучения отдельных предметов в рамках факультативных занятий во внеурочное время. За ведение факультативных занятий учителям будут платить, как и за обычные уроки.
Во время переходного периода обучение школьников будет происходить по существующим учебникам для 12-летней школы.
Было отмечено, что есть у некоторых родителей опасение в связи с так называемым «сдвоенным» выпуском в 2008/2009 году из школ, что может привести к резкому увеличению конкурса в вузы.
Анатолий Рубинов особо отметил, что никакой проблемы не будет: нужно ожидать обычного полновесного выпуска ровесников, которые, если бы не начался переход на 12-летку, и так закончили бы школу вместе в один год.
По мнению многих специалистов, за 1 год школьники при поддержке учителей вполне смогут получить полноценное образование и подготовиться к поступлению в вузы и ссузы.
В проекте Декрета заложены также меры, направленные на стимулирование профессионального роста школьных учителей.
Анатолий Рубинов привел мнение преподавателей, ректоров вузов и молодежи о том, что введение централизованного тестирования себя оправдало. Вместе с тем сами тесты требуют еще совершенствования и доработки.
Министр образования Александр Радьков отметил, что члены комиссии сконцентрировали усилия на поиске возможностей того, как в рамках 11-летнего обучения в школе повысить качество образования, сохранить традиции и авторитет школы, максимально раскрыть потенциал ребенка.
Он также подчеркнул, что созданные за последние годы в Беларуси учебники высоко ценятся специалистами из других стран СНГ: коллеги из государств Содружества очень часто используют наработки белорусских коллег. И этот опыт нельзя потерять.
Вице-премьер Александр Косинец позитивно оценил тот факт, что рассматриваемый проект Декрета предполагает пятидневное обучение в школе. Вместе с тем, по его мнению, реально снизить нагрузку на школьников не удастся.
Председатель Республиканского совета ректоров высших учебных заведений, ректор Белорусского государственного экономического университета Владимир Шимов высказался за ликвидацию в средних общеобразовательных школах лицейных и гимназических классов. Таким образом в средних учебных заведениях будут созданы равные условия для развития всех учащихся.
Заместитель Председателя Президиума Национальной академии наук Анатолий Лесникович в свою очередь привел данные социологических исследований в Беларуси. Как оказалось, 70% родителей отрицательно относятся к переходу на 12-летнее обучение в школах. Более 60% опрошенных сегодня ориентируются на использование услуг репетиторов. 55% респондентов-родителей имеют претензии к существующей школьной программе. Таким образом предлагаемые в Декрете меры являются весьма своевременным и востребованным шагом, резюмировал он.
Главным недостатком школьной программы сам Анатолий Лесникович считает ее ориентацию исключительно на запоминание и воспроизведение, а не на анализ и систематизацию получаемой информации.
В числе сторонников 11-летки – и Председатель Высшей аттестационной комиссии Анатолий Афанасьев. Более 250 крупных белорусских ученых высказались по поводу преобразований в сфере среднего образования. При этом 82% из них – за введение 11-летки.
Поводя итоги обмена мнениями, Президент отметил, что приверженцы 11-летнего обучения в школе имеют более веские доводы. Вместе с тем нельзя закрывать глаза на возникающие в связи с новшествами проблемные вопросы.
«Учебные планы и программы для «переходных» старших классов нужно максимально разгрузить от необязательных предметов и излишнего второстепенного материала. Важно помочь детям получить полноценное образование и подготовиться к поступлению в вузы», - подчеркнул Глава государства.
По оценке Александра Лукашенко, Декрет не предполагает коренной ломки сложившейся системы общего среднего образования, а сохраняет те формы обучения, которые уже прижились и доказали свою полезность и жизнеспособность.
Этот правовой акт обеспечит снижение перегрузки учащихся без ущерба для качества общеобразовательной подготовки школьников и позволит уже с 1 сентября 2008 года плавно перейти на 11-летнее обучение, внедрить во всех школах пятидневную учебную неделю, подчеркнул Президент.
По мнению Главы государства, очень важно, что все школьники будут заниматься по единым программам и получать одинаковый объем знаний по предметам. Дети окажутся в равных конкурентных условиях при поступлении в высшие и средние специальные учебные заведения. Это один из важнейших принципов политики социальной справедливости.
«Мы не закрываем дорогу развитию в стенах школы способностей и интересов детей. Но при этом и не допускаем перегибов, навязывания углубленного преподавания тех или иных дисциплин с обязательным включением дополнительных уроков в расписание», - сказал Президент.
Школы по-прежнему смогут организовывать дополнительное изучение предметов естественно-математической, гуманитарной, обществоведческой, экологической, эстетической, спортивной и иной направленности, а также обеспечить профессиональную подготовку на базе учебно-производственных комбинатов. Однако это будет делаться на добровольной основе, в форме факультативных занятий, выбор которых станет исключительно делом самих учащихся и их законных представителей, подчеркнул Александр Лукашенко.
При этом Министерство образования, по его словам, вправе предусмотреть систему аттестации учащихся, посещающих факультативы, включать в документы об образовании сведения о том, что, например, ученик успешно освоил углубленный курс иностранного языка или программу музыкальной школы.
Александр Лукашенко убежден, что на нынешнем этапе лицеи и гимназии необходимо сохранить. В то же время лицейские и гимназические классы будут ликвидированы. При этом, как отметил Президент, необходимо подкорректировать тестовые задания при поступлении в вузы с тем, чтобы они были рассчитаны на знания, полученные в средней школе, а не в лицее либо гимназии. «Тестирование не должно быть заоблачным и не должно подталкивать к репетиторству», - добавил Глава государства.
Он также отметил, что задания централизованного тестирования необходимо составить с учетом «переходных» программ. При необходимости – нужно увеличить в 2009 году количество бюджетных мест в вузах на востребованные в стране специальности, в том числе инженерные, медицинские.
Президент поручил Александру Радькову принять все меры, чтобы лицеи и гимназии соответствовали своему высокому статусу: нужно установить такой же строгий контроль за поступлением в эти учебные заведения, как и при организации приема в вузы. Александр Лукашенко потребовал исключить злоупотребления в этих вопросах.
Президент поддержал предложения, направленные на повышение статуса учителя в Беларуси. «Меры по социальной поддержке учительского корпуса необходимо предпринимать уже сейчас. Учитель, как и врач, в сельской местности - это своеобразное ядро на селе», - сказал он.
Глава государства подчеркнул, что новые учебные программы должны быть готовы уже к 1 сентября 2008 года. А на их основе - оперативно создаваться новые емкие учебники. Учитывая огромный объем материала, уже имеющийся в распоряжении составителей, проблем с этими вопросами не будет, убежден Президент.
В заключение Александр Лукашенко обратил особое внимание на то, что школа в Беларуси должна быть не только источником знаний, но и выполнять роль важного воспитательного центра, прививающего юному гражданину общечеловеческие и культурные ценности.
Вопрос о целесообразности перехода на 11-летку сегодня является одним из наиболее обсуждаемых в белорусском обществе. Этой теме было посвящено совещание с участием Главы государства, состоявшееся в апреле текущего года. Тогда приверженцы различных точек зрения не смогли безоговорочно аргументировать свою позицию, в связи с чем Президент принял решение о создании специальной комиссии под руководством первого Заместителя Главы Администрации Президента Анатолия Рубинова для взвешенного анализа всех «за» и «против» и, в случае необходимости, подготовки соответствующего нормативного акта.
Александр Лукашенко, открывая сегодняшнее совещание, подчеркнул, что работа комиссии выявила немало проблем в школьной системе. Он с сожалением констатировал, что школьные нагрузки и сроки обучения только возрастают, а в целом качество образования не улучшается. По словам Президента, все это вызывает обоснованное недовольство в обществе.
«Школьников параллельно учат по разным программам: базовой, повышенной, углубленной. Быть просто хорошей школой стало непрестижно. Надо обязательно стать лицеем, гимназией или ввести углубленное изучение самых разных предметов, вплоть до медицины, права или архитектуры», - сказал Глава государства.
«Образование - серьезнее экономики. Без этого не может быть ни экономики, ни государства в целом. Необходимо принять решение раз и навсегда. Люди должны четко понимать, какой у нас будет школа, - подчеркнул Президент. - Современная школа должна сохранить все лучшее, что сделано за последние годы, и в то же время избавиться от ненужных наслоений, которые только усложняют процесс получения знаний и не влияют на качество образования».
При этом Александр Лукашенко добавил, что не приемлет никаких половинчатых решений: все должно быть четко и тщательно продумано, поскольку предпринимаемые в этой чувствительной сфере шаги затрагивают интересы миллионов людей - учителей, учеников и их родителей.
Глава государства высказал критические замечания в адрес Министра образования Александра Радькова и Вице-премьера Александра Косинца за недостаточно глубокий подход к изучению проблемы.
Анатолий Рубинов проинформировал Президента об основных положениях проекта Декрета и предлагаемых нововведениях. По его словам, члены комиссии ориентировались на сохранение лучшего накопленного за минувшие годы опыта. При инициировании возможных нововведений максимально учитывалась позиция общественности, учителей, родителей.
Относительно целесообразности перехода на 11-летку в обществе, в принципе, есть консолидированное мнение: сторонников здесь гораздо больше, нежели противников.
Согласно проекту Декрета, все учебные учреждения среднего образования, включая гимназии и лицеи, будут работать в режиме пятидневной учебной недели. Шестой день будет посвящен физкультуре и спорту. Общая продолжительность учебного года увеличится на одну неделю - до 1 июня. Продолжительность осенних, зимних и весенних каникул не изменяется.
Ликвидировать излишнюю усложненность и громоздкость программ обучения предлагается за счет упорядочения учебных предметов, укрупнения предметных областей и разгрузки программ от второстепенного материала.
Во всех общеобразовательных школах будет введен единый типовой учебный план, который предусматривает изучение предметов на базовом уровне. Вместе с тем чтобы создать условия для развития способностей и углубления знаний по отдельным направлениям, предусматривается возможность дополнительного изучения отдельных предметов в рамках факультативных занятий во внеурочное время. За ведение факультативных занятий учителям будут платить, как и за обычные уроки.
Во время переходного периода обучение школьников будет происходить по существующим учебникам для 12-летней школы.
Было отмечено, что есть у некоторых родителей опасение в связи с так называемым «сдвоенным» выпуском в 2008/2009 году из школ, что может привести к резкому увеличению конкурса в вузы.
Анатолий Рубинов особо отметил, что никакой проблемы не будет: нужно ожидать обычного полновесного выпуска ровесников, которые, если бы не начался переход на 12-летку, и так закончили бы школу вместе в один год.
По мнению многих специалистов, за 1 год школьники при поддержке учителей вполне смогут получить полноценное образование и подготовиться к поступлению в вузы и ссузы.
В проекте Декрета заложены также меры, направленные на стимулирование профессионального роста школьных учителей.
Анатолий Рубинов привел мнение преподавателей, ректоров вузов и молодежи о том, что введение централизованного тестирования себя оправдало. Вместе с тем сами тесты требуют еще совершенствования и доработки.
Министр образования Александр Радьков отметил, что члены комиссии сконцентрировали усилия на поиске возможностей того, как в рамках 11-летнего обучения в школе повысить качество образования, сохранить традиции и авторитет школы, максимально раскрыть потенциал ребенка.
Он также подчеркнул, что созданные за последние годы в Беларуси учебники высоко ценятся специалистами из других стран СНГ: коллеги из государств Содружества очень часто используют наработки белорусских коллег. И этот опыт нельзя потерять.
Вице-премьер Александр Косинец позитивно оценил тот факт, что рассматриваемый проект Декрета предполагает пятидневное обучение в школе. Вместе с тем, по его мнению, реально снизить нагрузку на школьников не удастся.
Председатель Республиканского совета ректоров высших учебных заведений, ректор Белорусского государственного экономического университета Владимир Шимов высказался за ликвидацию в средних общеобразовательных школах лицейных и гимназических классов. Таким образом в средних учебных заведениях будут созданы равные условия для развития всех учащихся.
Заместитель Председателя Президиума Национальной академии наук Анатолий Лесникович в свою очередь привел данные социологических исследований в Беларуси. Как оказалось, 70% родителей отрицательно относятся к переходу на 12-летнее обучение в школах. Более 60% опрошенных сегодня ориентируются на использование услуг репетиторов. 55% респондентов-родителей имеют претензии к существующей школьной программе. Таким образом предлагаемые в Декрете меры являются весьма своевременным и востребованным шагом, резюмировал он.
Главным недостатком школьной программы сам Анатолий Лесникович считает ее ориентацию исключительно на запоминание и воспроизведение, а не на анализ и систематизацию получаемой информации.
В числе сторонников 11-летки – и Председатель Высшей аттестационной комиссии Анатолий Афанасьев. Более 250 крупных белорусских ученых высказались по поводу преобразований в сфере среднего образования. При этом 82% из них – за введение 11-летки.
Поводя итоги обмена мнениями, Президент отметил, что приверженцы 11-летнего обучения в школе имеют более веские доводы. Вместе с тем нельзя закрывать глаза на возникающие в связи с новшествами проблемные вопросы.
«Учебные планы и программы для «переходных» старших классов нужно максимально разгрузить от необязательных предметов и излишнего второстепенного материала. Важно помочь детям получить полноценное образование и подготовиться к поступлению в вузы», - подчеркнул Глава государства.
По оценке Александра Лукашенко, Декрет не предполагает коренной ломки сложившейся системы общего среднего образования, а сохраняет те формы обучения, которые уже прижились и доказали свою полезность и жизнеспособность.
Этот правовой акт обеспечит снижение перегрузки учащихся без ущерба для качества общеобразовательной подготовки школьников и позволит уже с 1 сентября 2008 года плавно перейти на 11-летнее обучение, внедрить во всех школах пятидневную учебную неделю, подчеркнул Президент.
По мнению Главы государства, очень важно, что все школьники будут заниматься по единым программам и получать одинаковый объем знаний по предметам. Дети окажутся в равных конкурентных условиях при поступлении в высшие и средние специальные учебные заведения. Это один из важнейших принципов политики социальной справедливости.
«Мы не закрываем дорогу развитию в стенах школы способностей и интересов детей. Но при этом и не допускаем перегибов, навязывания углубленного преподавания тех или иных дисциплин с обязательным включением дополнительных уроков в расписание», - сказал Президент.
Школы по-прежнему смогут организовывать дополнительное изучение предметов естественно-математической, гуманитарной, обществоведческой, экологической, эстетической, спортивной и иной направленности, а также обеспечить профессиональную подготовку на базе учебно-производственных комбинатов. Однако это будет делаться на добровольной основе, в форме факультативных занятий, выбор которых станет исключительно делом самих учащихся и их законных представителей, подчеркнул Александр Лукашенко.
При этом Министерство образования, по его словам, вправе предусмотреть систему аттестации учащихся, посещающих факультативы, включать в документы об образовании сведения о том, что, например, ученик успешно освоил углубленный курс иностранного языка или программу музыкальной школы.
Александр Лукашенко убежден, что на нынешнем этапе лицеи и гимназии необходимо сохранить. В то же время лицейские и гимназические классы будут ликвидированы. При этом, как отметил Президент, необходимо подкорректировать тестовые задания при поступлении в вузы с тем, чтобы они были рассчитаны на знания, полученные в средней школе, а не в лицее либо гимназии. «Тестирование не должно быть заоблачным и не должно подталкивать к репетиторству», - добавил Глава государства.
Он также отметил, что задания централизованного тестирования необходимо составить с учетом «переходных» программ. При необходимости – нужно увеличить в 2009 году количество бюджетных мест в вузах на востребованные в стране специальности, в том числе инженерные, медицинские.
Президент поручил Александру Радькову принять все меры, чтобы лицеи и гимназии соответствовали своему высокому статусу: нужно установить такой же строгий контроль за поступлением в эти учебные заведения, как и при организации приема в вузы. Александр Лукашенко потребовал исключить злоупотребления в этих вопросах.
Президент поддержал предложения, направленные на повышение статуса учителя в Беларуси. «Меры по социальной поддержке учительского корпуса необходимо предпринимать уже сейчас. Учитель, как и врач, в сельской местности - это своеобразное ядро на селе», - сказал он.
Глава государства подчеркнул, что новые учебные программы должны быть готовы уже к 1 сентября 2008 года. А на их основе - оперативно создаваться новые емкие учебники. Учитывая огромный объем материала, уже имеющийся в распоряжении составителей, проблем с этими вопросами не будет, убежден Президент.
В заключение Александр Лукашенко обратил особое внимание на то, что школа в Беларуси должна быть не только источником знаний, но и выполнять роль важного воспитательного центра, прививающего юному гражданину общечеловеческие и культурные ценности.