Совещание по вопросам совершенствования страховой деятельности в Беларуси

  • 1

 

Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко требует усилить контроль в сфере страховых услуг. Такую задачу Глава государства поставил 21 марта на совещании по вопросам совершенствования страховой деятельности в Беларуси.

Александр Лукашенко считает, что назрела необходимость вывести эту важнейшую сферу финансовых услуг на более высокую ступень развития.

"Нельзя забывать, что сфера страхования является одним из стратегических секторов экономики. Она призвана не только служить гарантией защиты имущественных интересов граждан и предприятий, но и обеспечивать приток в народное хозяйство долговременных финансовых ресурсов, так называемых "длинных денег", - сказал Глава государства. По его словам, эта сфера должна работать четко, без малейших сбоев, формируя необходимые страховые резервы и рационально направляя финансовые потоки в интересах государства и граждан.

Александр Лукашенко отметил, что для развития страхового рынка в Беларуси сделано немало: принята целевая республиканская программа до 2015 года, сформированы соответствующие структуры, работают 25 страховых организаций, есть определенные темпы роста страховых взносов.

"Однако в целом наш национальный страховой рынок отстает от европейских стран, а также от наших партнеров по Единому экономическому пространству. В Европе уровень участия страхования в экономике в три раза выше, чем у нас. По сумме взносов на душу населения мы существенно отстаем. Например, если у нас она составляет $80, то в России - почти $200", - констатировал Президент.

"Здесь вывод очевиден: потенциал страховой деятельности в нашей стране еще далеко не реализован. Нужны серьезные меры, стимулирующие ее более динамичное развитие", - считает Александр Лукашенко.

В то же время Президент обратил внимание на то, что, по информации контролирующих и правоохранительных органов, сфера страхования подвержена риску серьезных злоупотреблений. В качестве примера Президент привел нашумевший в прошлом году случай с Белорусским народным страховым пенсионным фондом. "Частная страховая компания за счет средств успешных государственных предприятий обеспечивала сверхприбыль в миллиарды рублей для своих акционеров! Конечно, после моего вмешательства там навели порядок. Но это стало поводом для более критичного взгляда на страховой надзор. Поэтому были даны соответствующие поручения правительству, Комитету государственного контроля, Минфину", - сказал Александр Лукашенко. 

В связи с этим подготовлен проект Указа, направленный на комплексное совершенствование правового регулирования страховой деятельности, который Президент вынес на обсуждение на совещании. Александр Лукашенко отметил, что ожидает объективной оценки реального состояния дел в страховой отрасли: какие там имеются проблемы, что необходимо предпринять для повышения конкурентоспособности страховых организаций, наращивания объемов страховых поступлений и вовлечения финансовых потоков в экономику.

Кроме того, Глава государства поинтересовался мнением присутствующих, насколько предлагаемый документ соответствует современным требованиям в этой сфере. "Мы что, будем опять ориентироваться на то, как в Европе, Америке? Или мы будем смотреть на собственные интересы и исходить из них, чтобы не было так, как в этом так называемом народном фонде: получили прибыль и по карманам разложили. Правильно, прибыль надо получать, в противном случае - что это за деятельность без прибыли? Но надо же посмотреть, кому достаются эти относительно легкие деньги", - сказал Президент. 

Александр Лукашенко считает, что необходимо посмотреть и на перспективы развития этого сектора, поскольку в рамках ЕЭП создается общий страховой рынок, где у Беларуси есть соответствующие обязательства. "Насколько мы готовы сегодня к этому? Соответствуют ли предложения правительства тенденциям интеграционных процессов", - добавил Глава государства.

"Как мне докладывают, в Беларуси появились дельцы, промышляющие на распространении среди белорусов страховых полисов иностранных организаций и выводе валюты из страны. Это прямое нарушение законодательства! Но эти самые дельцы уже который год уходят от ответа! В чем дело?" - обратился Президент к присутствующим на совещании.

"Подчеркиваю, контроль за финансовыми потоками должен быть постоянным. Нельзя допускать утечки валюты из страны! Как и нельзя позволять определенным дельцам раскладывать по карманам деньги, которые им практически не принадлежат и не должны принадлежать", - сказал Глава государства.

Первый заместитель министра финансов Владимир Амарин отметил, что, несмотря в целом на положительную динамику развития страховой деятельности, необходимо повышение емкости страхового рынка и увеличение его вклада в экономику страны. В настоящее время страховую деятельность в Беларуси осуществляют 25 организаций, из которых 8 находятся под контролем государства. Их доля на страховом рынке составляет 82%. "Сравнительный анализ показателей рынка с другими государствами указывает на наличие резервов для его развития. Основной резерв роста – в развитии добровольного страхования. Сегмент обязательного страхования ограничен, и проводимая государством сдержанная тарифная политика имеет социальную направленность", - сказал первый замминистра.

Он отметил, что для развития добровольного страхования необходимо снять имеющиеся ограничения, создав условия для привлечения инвестиций, равной конкуренции, а также возможности для развития страховщиками собственной инфраструктуры сопутствующего страхованию бизнеса.

Владимир Амарин сообщил, что на сегодняшний день размеры собственного капитала страховщиков у негосударственных страховых организаций не превышают предусмотренных законодательством требований к минимальной финансовой достаточности - 1 млн евро для рисковых видов страхования и 2 млн евро для страхования жизни. "Одним из путей роста финансового потенциала страхового рынка является повышение требований к минимальному размеру уставного фонда. Это позволит страховать крупные риски, а также выровнять требования к финансовой достаточности национального страхового рынка с нашими партнерами по ЕЭП, что важно, учитывая предстоящую гармонизацию требований к деятельности участников общего финансового рынка Евразийского экономического союза", - заявил первый замминистра.

Он отметил, что расширение масштабов и снятие ограничений в страховой деятельности, перспектива формирования общего финансового рынка требует повышения эффективности госрегулирования страхования. Основная цель заключается в обеспечении конкурентоспособности и устойчивости страхового рынка, а также надежной защиты интересов государства и застрахованных лиц.

Владимир Амарин доложил о предложениях, которые включены в проект Указа по совершенствованию страховой деятельности.

Среди ключевых направлений усиления влияния и обеспечения экономических интересов государства первый замминистра назвал установление обязанности государственных органов, юридических лиц, контрольным пакетом акций которых владеет государство, заключать договоры страхования жизни только с государственными страховыми организациями.

Предлагается также ввести требование для страховых организаций, осуществляющих страхование жизни, дополнительно сверх гарантированного дохода, установленного по договору, направлять на увеличение накоплений граждан не менее 50% прибыли от инвестирования страховых резервов. "Это позволит исключить случаи, подобные возникшему в 2013 году с частной страховой компанией Белорусский народный страховой пенсионный фонд, обеспечившей сверхприбыль своим акционерам за счет госпредприятий, а также повысить привлекательность накопительных видов страхования", - считает Владимир Амарин.

По его словам, регистрация и накопление в комплексной информационной системе под управлением Минфина сведений о заключаемых договорах страхования и выплатах по ним позволит эффективно противодействовать страховому мошенничеству, формировать справедливую тарифную политику, а также минимизировать риски нарушения финансовой устойчивости страховых организаций.

Владимир Амарин предложил расширить полномочия Минфина в области регулирования и надзора за страховой деятельностью, в частности наделить правом взыскивать в бесспорном порядке находящиеся на счетах страховых организаций денежные средства в случае неисполнения предписаний об устранении нарушений законодательства, приостанавливать операции по счетам в банках при нарушении страховщиком законодательства о страховании и иных нарушениях, назначать временную администрацию в целях своевременного принятия мер по финансовому оздоровлению страховой организации.

Предлагается введение двух новых видов обязательного страхования - гражданской ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за вред, причиненный деятельностью, связанной с эксплуатацией отдельных объектов (в их числе объекты с массовым пребыванием людей, производственные и иные объекты, создающие повышенную опасность для окружающих) и гражданской ответственности перевозчика при перевозке опасных грузов.

В целях развития страховой деятельности и привлечения инвестиций предлагается снять ограничения по размеру вклада учредителя в уставный фонд страховой организации и размеру вклада страховой организации в уставный фонд иной коммерческой организации. В настоящее время это ограничение составляет 35%.

Кроме того, предполагается предоставить право страховым организациям с иностранными инвестициями заключать договоры добровольного страхования жизни с гражданами республики. При этом государство полностью сохранит контроль над данным сегментом страхового рынка. На эти организации будут распространяться установленные законодательством нормативы осуществления страховой деятельности.

Организациям-страхователям предлагается предоставить право включать в затраты страховые взносы по добровольному страхованию медицинских расходов вне зависимости от формы собственности страховой организации, с которой заключен договор страхования, и организации здравоохранения, оказывающей медицинские услуги застрахованным. В этом случае повышение привлекательности условий страхования должно стимулировать субъекты хозяйствования более активно включать в социальный пакет своих работников оплату стоимости медицинских услуг через механизм страхования.

Для усиления защиты интересов страхователей предлагается усовершенствовать порядок и условия проведения видов обязательного страхования. Наиболее значимый для населения вид – это обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств. "Предлагается предоставить возможность выплаты потерпевшему страхового возмещения в размере фактических расходов на ремонт поврежденного транспортного средства, увеличить размер страхового возмещения в случае оформления ДТП без вызова ГАИ с 200 до 400 евро, оптимизировать систему скидок и надбавок к страховым взносам по договорам внутреннего страхования, устанавливаемых исходя из аварийности использования транспортного средства, снять ограничение по общему размеру страхового возмещения нескольким потерпевшим по одному страховому случаю", - рассказал Владимир Амарин.

В отношении обязательного медицинского страхования иностранных граждан и лиц без гражданства, временно прибывающих на территорию Республики Беларусь, предлагается существенно упростить механизм, предоставив право использовать на территории республики иностранный страховой полис без заключения дополнительного договора обязательного медицинского  страхования с белорусским страховщиком, а регулированием страховых случаев будет заниматься специализированная организация. Для этого вида страхования также предлагается увеличить страховую сумму с 5 тыс. до 10 тыс. евро.

По обязательному страхованию принадлежащих гражданам строений предлагается снизить страховой тариф.

Другие участники совещания представили свои мнения по поводу предполагаемых изменений и внесли свои предложения.

Председатель правления ОАО "Банк развития Республики Беларусь" Сергей Румас отметил, что одна часть предложений Минфина направлена на либерализацию рынка страховых услуг, а другая, наоборот, еще больше его зарегулирует: "Если бы мы создали условия для конкуренции на этом рынке, то все показатели страховой деятельности также пошли бы в гору".

"Сергей Николаевич (Румас) прав в том плане, что, конечно, элементы конкуренции должны присутствовать, но она должна быть здоровой", - заметил Глава Администрации Президента Беларуси Андрей Кобяков.

Что касается развития белорусского рынка страховых услуг в сравнении с партнерами по ЕЭП, Андрей Кобяков привел следующие данные: в Беларуси удельный вес страховых взносов составляет 1,04% от ВВП, в то время как в Казахстане и России этот показатель равен 0,74% и 1,35% соответственно.

По словам председателя правления Национального банка Надежды Ермаковой, необходимо развивать добровольное страхование, в первую очередь медицинское, переходить к более активной работе с пенсионным страхованием.

Надежда Ермакова также поддержала предложение о расширении полномочий Минфина в области регулирования и надзора за страховой деятельностью. "Нужно прописать жесткие правила и контролировать их выполнение, тогда меньше будет нарушений и каких-то злоупотреблений", - сказала она.

Помощник Президента Беларуси Кирилл Рудый предложил не делить страховые организации на государственные и частные, а прописать четкие критерии, например по объему собственного капитала, наличию филиалов в областях и районах.

По мнению вице-премьера Петра Прокоповича, принятие Указа позволит создать условия для более активного развития страхового рынка и его гармонизации в рамках будущего Евразийского экономического союза, будет способствовать усилению в этой сфере роли государства и социальной ответственности страхового рынка перед гражданами.

Председатель Комитета государственного контроля Александр Якобсон и  присутствовавшие на совещании руководители крупнейших страховых организаций также высказались в поддержку принятия Указа, отметив, что все предложения согласованы и выверены.

Подводя итог дискуссии, Александр Лукашенко заявил о поддержке заложенного в проекте Указа государственного уклона и усиления контроля в сфере страховых услуг.

"Они затрачивают определенный труд и в соответствии с этим должны получать заработную плату и доходы. Но это ненормально, если руководитель государственной мощнейшей организации в карман может положить в течение года, допустим, 100 млн рублей, а руководитель карликовой компании - 2 млрд. Это деньги не заработанные, и не важно, почему: потому что конкуренция отсутствует или мы не регулируем, как надо, эти процессы", - отметил Глава государства.

Александр Лукашенко при этом подчеркнул, что является сторонником конкуренции, но выразил сомнение, что при отсутствии госрегулирования деньги от прибыли "будут "длинными" и пойдут туда, куда надо нашему государству и народу".

"Что значит: нет конкуренции? 25 организаций! Конкурируйте, кто мешает? Обязательное страхование однозначно должно быть в руках государства, - считает белорусский лидер. - Это же мы фактически заставляем организации и народ: обязательно отдай эту сумму денег, но отдай государственным организациям. И это же гарантия для людей, что не украдут, не увезут, пирамиды не создадут. Поэтому мы должны защищать народ. Мы людям должны четко представить организации, с которыми они могут иметь дело".

Глава государства также потребовал установить жесткий контроль над сферой страховой деятельности. "Это надо сделать. Я не считаю, что надо "ворота" раскрыть и кто захочет, тот должен сюда прийти и работать. Это серьезная работа, это людские деньги и деньги предприятий. Мы их должны как государство защитить. Для этого есть правоохранительный блок и контролеры. Поэтому я абсолютно поддерживаю этот государственный уклон", - заявил Президент.

Вместе с тем, Глава государства подчеркнул, что необходимо обеспечить доверие населения ко всем страховым организациям независимо от формы собственности. "Раз Минфин разрешил им работать, выдал лицензию, значит, люди не должны бояться. Они должны только сравнить, где лучшие условия, а не думать, что могут обмануть или создать пирамиду. Это наша задача, и эти функции кто-то должен осуществлять", - отметил Президент.

Что касается усиления контролирующих функций Минфина, Александр Лукашенко согласился с таким подходом. "Я вам разрешаю, усиливайте как хотите, но за все провалы, за все потом разговоры, что у вас прав не хватило, вы головой ответите. Не должно быть никаких компромиссов, половинчатых решений", - заявил Глава государства.

Александр Лукашенко подчеркнул, что 2 апреля ожидает уже полностью выверенный и согласованный проект Указа.