Александр Лукашенко принял участие в совещании педагогического актива Беларуси
Никаких резких потрясений и ломок в белорусской системе образования не будет. Главные цели сегодня – это повышение качества образования, обновление его содержания на основе современных научных знаний. Об этом заявил 29 августа на совещании педагогического актива Президент Беларуси Александр Лукашенко.
«Дальше нетерпимо так, как развивается наша школа в целом. Налицо уже не в отдельных, а во многих случаях массовое нарушение элементарного порядка, отсутствие контроля, видимой перспективы», – сказал Глава государства. По его словам, проведенный недавно мониторинг деятельности учреждений образования показал, что «учитель приходит в школу, как на завод, фабрику: отработал время и ушел домой». «Так школа развиваться не может. Это не то направление развития школы», – подчеркнул Президент.
По мнению Главы государства, большинство проблем накапливалось годами по причине пассивности и безразличия отдельных руководителей и педагогов. Александр Лукашенко подчеркнул, что дальше так продолжаться не может. «В нашем кругу, скажу откровенно, назрела необходимость встряхнуть всю педагогическую общественность страны», – сказал он.
Президент призвал педагогов к откровенному разговору. «Давайте откровенно ответим на все вопросы, определим, почему это происходит, и немедленно исправим положение, сохраним высокий уровень и авторитет нашего образования, который сложился сегодня и который признают во всем мире», – сказал Глава государства.
В то же время Александр Лукашенко считает, что педагоги составляют основу общественной жизни. «Без нашего учительства не было бы нормальной политики в нашем государстве. Вы действительно основа политики нашего государства. Все политические кампании, все направления деятельности в стране так или иначе опираются на вас. Вы как были в советские времена, так и остаетесь основными проводниками идей нормального развития нашего государства и основой, если хотите, стабильности», – сказал Глава государства.
Александр Лукашенко призвал педагогов предметно и всесторонне обсудить наболевшие вопросы, задачи и пути дальнейшего развития образования в стране в очень сложной международной обстановке. «Образование является сферой основных жизненных интересов людей, показателем развитости государства, чутким барометром интеллектуального потенциала нашей нации. Поэтому мы всегда особое внимание уделяем всем аспектам и направлениям образовательного процесса. Постоянно стремимся к его совершенствованию, эффективному решению проблем», – сказал Глава государства.
Президент отметил, что за прошедшие годы в стране четко определилась стратегия развития национальной системы образования, которая в целом оправдывает себя. По его словам, эксперты ООН отмечают, что по уровню развития образования, в частности по грамотности взрослых, числу учащихся и студентов, Беларусь находится на самых передовых позициях в мире. «Однако это не повод для самоуспокоения», – подчеркнул Александр Лукашенко.
«Государство вкладывает огромные средства в развитие отечественной средней, профессиональной и высшей школы. Но какова реальная отдача? Обеспечивается ли на деле равная доступность к высококачественному образованию для сельских и городских детей, для выходцев из различных социальных слоев?» – обратился Президент к присутствующим.
Кроме того, Александр Лукашенко поднял вопрос укрепления дисциплины и наведения порядка в учебных заведениях, обеспечения безопасных условий пребывания в них детей. «Когда наконец-то будет удовлетворен спрос населения на услуги дошкольных учреждений? Удалось ли обновить содержание школьного обучения, не допустив перегрузки детей? Преодолеть бюрократизм и ненужное бумаготворчество?» – поставил ряд вопросов Президент.
Он отметил, что Беларусь одна из немногих в СНГ, сохранившая полноценную систему профессионально-технического образования. «Однако из года в год эта система испытывает сложности с привлечением молодежи на учебу. Подготовке современных кадров мешают устаревшая материальная база и недостаточная связь с предприятиями-заказчиками. Что будет сделано в новом учебном году для решения и этих проблем?», – сказал Президент.
Большой блок вопросов связан с современным состоянием высшей школы. По словам Президента, в число студентов нередко попадают очень слабые абитуриенты, а выпускники вузов зачастую не готовы к работе на современных предприятиях или просто не востребованы. «Что предпринимается для оптимизации структуры и объемов подготовки кадров? Как выполняются мои поручения по сокращению сроков обучения, усилению связи учебы с практикой?» – поставил вопросы Глава государства.
Еще одним немаловажным вопросом, которым задался Александр Лукашенко, является воспитание детей. «Кто побеждает в борьбе за влияние на их умы и души: родители, учителя или сомнительные «друзья» и политические проходимцы, вовлекающие молодежь во всевозможные авантюры? Как предотвратить втягивание детей и подростков в пьянство, наркоманию и курение?» – обратился Президент к присутствующим. Глава государства также отметил, что необходимо поговорить и о личности современного педагога, тех требованиях, которые предъявляют к нему государство и общество и как их понимают, реализуют на практике учителя.
Выступая с докладом, Александр Лукашенко заявил, что в Беларуси нет причин паниковать и кричать о грядущей катастрофе в экономике. Как отметил Глава государства, в начале нынешнего года обострился ряд финансовых проблем. «Прямо скажу, инфляция, девальвация белорусского рубля, дефицит валюты привели к снижению того уровня жизни людей, которого мы достигли в прошлом», – сказал он.
Александр Лукашенко назвал ряд факторов, которые осложнили ситуацию в экономике. В частности, в преддверии выравнивания таможенных пошлин на автомобили в Таможенном союзе граждане Беларуси ввезли в страну более 250 тыс. автомобилей, что почти в два раза больше, чем в предыдущие годы. Соответственно, из страны на эти цели было вывезено около $3 млрд. Кроме того, примерно $2 млрд. в этом году даст повышение цен на энергоносители и другое сырье, поставляемое из России. «Итого свыше $5 млрд. только за один год. И в прошлые годы вы помните постоянный рост цен на энергоносители, а за последнюю пятилетку они увеличились в четыре с половиной раза для нашей страны. Конечно, такой удар не выдержала бы даже уже устоявшаяся экономическая система. Поэтому валюты не хватило, и случилось то, что случилось», – пояснил Александр Лукашенко.
Вместе с тем Президент подчеркнул: «Паниковать и кричать о грядущей катастрофе и тотальном обнищании граждан, как это делают наши оппоненты, нет причин. Я в этом полностью уверен. Страна продолжает жить и развиваться». Предприятия и организации работают в нормальном режиме, регулярно выплачивается зарплата, безработицы практически нет. Кроме того, мгновенно находит сбыт произведенная продукция, высок платежеспособный спрос населения, а объемы валютной выручки на данный момент являются самыми большими за последние годы. Рост ВВП за семь месяцев составил почти 110%.
«Эти и другие факторы позволяют преодолеть негативные явления и не допустить ухудшения благосостояния народа. Нами уже разработаны конкретные шаги в данном направлении», – отметил Президент.
По его словам, главный принцип государственной политики в Беларуси – это интересы людей. «Мы людей не обидим и в этот сложный период. По моему поручению Правительство разработало и в ближайшие дни примет ряд мер по социальной защите разных слоев населения», – сказал белорусский лидер.
В частности, бюджетникам и неработающим пенсионерам предусмотрено выплатить единовременную материальную помощь в размере Br500 тыс. для сезонной закупки сельхозпродукции.
«Затем планируется повысить тарифную ставку первого разряда для оплаты труда работников бюджетных организаций. Будут ежеквартально расти пособия семьям, воспитывающим детей. В четвертом квартале этого года предполагается увеличение в два раза единовременного пособия в связи с рождением ребенка. Также вырастут пенсии и стипендии», – сообщил Президент.
«Мы будем и дальше держать ситуацию в экономике и социальной сфере под контролем», – добавил белорусский лидер.
Александр Лукашенко заверил, что государство не оставит людей сражаться с трудностями один на один. Наоборот, любой экономический успех будет сразу же использоваться для повышения благосостояния граждан.
Глава государства констатировал, что современный мир, обогащаясь достижениями научно-технического прогресса, одновременно, как это ни парадоксально, становится все более жестоким. Многие страны и народы оказались под угрозой агрессивных действий государств, возомнивших себя вершителями судеб планеты. «Даже такое благо цивилизации, как Интернет и социальные сети, превращается в средства манипуляции общественным мнением», – отметил Александр Лукашенко.
Кроме того, по его словам, нынешние весна и лето поставили мир перед лицом новой угрозы – смертельных атак экстремистов из числа собственных молодых граждан. Притом эта беда затронула не только горячие точки планеты, но и считавшиеся благополучными страны, такие как Норвегия, Великобритания, Германия. Волна насилия и вандализма затронула и Беларусь, свидетельство чему теракт в минском метро.
«Причастные к этому и еще нескольким взрывам в Витебске и Минске преступники совершали свои зверства ради забавы, самоутверждения и желания урвать минуту скандальной славы. А ведь эти люди выросли среди нас. Почему же никто из тех, кто жил и трудился рядом, не смог вовремя распознать и пресечь зло?» – задал вопрос Глава государства.
Есть и другие тревожные факты, например того, что молодежь втягивают в противоправную и антиобщественную деятельность. В качестве примера Александр Лукашенко привел массовые беспорядки 19 декабря 2010 года, «когда пьяная толпа бесновалась на площади Независимости», а также недавние акции молчаливых «социально-сетевых революционеров».
«Давайте уясним простую истину: для успешного, динамичного развития страны нужны не революция и не уличная анархия, а сплоченность всех граждан независимо от взглядов и убеждений, нацеленность на конструктивное сотрудничество», – резюмировал белорусский лидер.
По словам Александра Лукашенко, причины нынешней ситуации не только внутренние, но еще больше причин извне. «В очередной раз приходится говорить, что поставлено самое дорогое на карту – существование суверенного и независимого государства. Я, конечно, понимаю, я не мечтатель, никто никогда не позволит государству в центре Европы ходить в белых перчатках и радоваться жизни. Конечно, будут атаковать и слева и справа, уж слишком лакомый кусок наша страна и в материальном отношении, и в геостратегическом. Я к этому готов. Наверное, уже и люди наши готовы, – отметил Президент. – Но для этого нужна сплоченность. Наша сила – в единстве. И будущее Беларуси нужно решать не на площадях и баррикадах, а путем диалога, нормального человеческого разговора».
«Я как Глава государства предлагаю всем здравомыслящим и любящим свою страну людям, к какому бы политическому лагерю они ни принадлежали, садиться за стол (круглый, квадратный), посмотреть друг другу в глаза и реально оценить, кто чего стоит и что могут сделать для эффективного улучшения ситуации в стране, а не топать и кричать на площадях, – предложил Александр Лукашенко. – Хотите сражаться и бороться – пожалуйста: боритесь в открытой дискуссии, доказывайте свою правоту, отстаивайте свою точку зрения. Но не через погромы и не с оружием в руках. Подобные действия будут пресекаться незамедлительно, как это было недавно в оплотах демократии».
«Я предложил и Европейскому союзу, хотел бы предложить и России, другим европейским и международным структурам направить своих представителей для участия в этом круглом столе. Пусть они заодно посмотрят, кто у нас чего стоит, какие идеи выдвигает и какие цели перед собой ставит. Мы абсолютно открыты и готовы дать им такую возможность», – заявил Глава государства. Он также подчеркнул, что путь через санкции и давление на Беларусь бесперспективен. «Давайте разговаривать, давайте вести диалог, и мы обязательно придем к какому-то пониманию», – добавил Александр Лукашенко.
В вопросе развития в Беларуси системы образования, Президент отметил, что «лимит реформ в этой сфере исчерпан, никаких резких потрясений и ломок больше не будет».
По его словам, главные цели сегодня – это повышение качества образования, обновление его содержания на основе современных научных знаний, рост эффективности работы учебных заведений и каждого педагога.
Александр Лукашенко заметил, что уровень знаний становится одним из важнейших факторов стабильности и процветания государства. В Беларуси, уверен белорусский лидер, в этом вопросе сохранено все лучшее, что досталось от Советского Союза, в том числе массовый охват детей дошкольным образованием, общедоступная и бесплатная средняя школа, государственная система обучения рабочих кадров.
По мнению Президента, большое внимание необходимо уделить идеологической и воспитательной работе. Борьба за влияние на молодое поколение во все времена являлась важнейшей политической задачей. Нынешние студенты и школьники, не имеющие тяжелых воспоминаний о «лихих 90-х», воспринимают стабильность и комфортный уклад жизни Беларуси, как нечто положенное от рождения. «Новый электорат, выросший в условиях открытости нашего общества, сравнивает зарубежную действительность с белорусской и зачастую делает поспешные, иногда ошибочные выводы, – отметил Глава государства. – Все это, а еще юношеский максимализм и обычная для такого возраста склонность к бунтарству приводят к тому, что даже незначительные временные трудности вызывают у молодежи особенно острую реакцию, которую политические противники пытаются использовать в своих корыстных целях. Молодым хочется быть активными участниками событий, «творить историю». Этим пользуются оппозиционно настроенные структуры, которые представляют свои протестные акции как азартные игры, где можно «выплеснуть адреналин».
Глава государства считает, что ситуацию необходимо коренным образом менять и нельзя упускать инициативу из своих рук. «Самое главное – заложить в подрастающее поколение твердый идейный и нравственный стержень, который позволит противостоять всяческим политическим проискам и провокациям. Сегодня во главу угла необходимо поставить патриотическое воспитание. Подчеркиваю, патриотическое, а не националистическое», – заявил Президент.
По его мнению, в этот процесс должны быть вовлечены все властные структуры, учебные заведения, общественные организации и, конечно, семья.
«Наряду с традиционными массовыми мероприятиями, встречами и беседами должны шире использоваться новые формы, пробуждающие творческий поиск, дающие простор самостоятельности и инициативе, – отметил Александр Лукашенко. – Руководителям учреждений образования, учителям, кураторам необходимо особое внимание уделять индивидуальной работе, находить свой подход к каждому ученику, каждому студенту. В ее эффективности и результативности немаловажную роль играют личный пример и убежденность педагога. Ведь, как справедливо заметил кто-то из великих, «мы должны сами верить тому, чему учим наших детей».
Глава государства рассказал, что в ходе организованной по его поручению масштабной проверки учреждений образования были выявлены вопиющие факты безответственного отношения к обеспечению безопасности учащихся и студентов, а в осуществлении учебного процесса – формализм и заорганизованность воспитательной работы. Порой среди преподавателей были даже лица с уголовным прошлым.
«Эти безобразия накапливались годами из-за равнодушия, безответственности, а порой расхлябанности некоторых руководителей, учителей и преподавателей», – добавил белорусский лидер.
Президент полагает, что в воспитании подрастающего поколения пока еще слабо используется потенциал общественных и гуманитарных дисциплин. За годы суверенитета изменилась не только экономика – совершенно другим стало сознание людей. Впервые за всю свою многовековую историю Беларусь заявила себя независимым государством, которое само определяет свою судьбу.
Глава государства подчеркнул, что молодежь необходимо учить гордиться славным прошлым и настоящим своего Отечества. Однако вместо этого молодежи зачастую преподносится вредный суррогат. В частности, активно пропагандируется вульгарный национализм, насаждаются идеи, согласно которым все белорусское начинается и заканчивается Великим княжеством Литовским, а статус «народных героев» придается различным одиозным личностям, все заслуги которых – в организации кровавых акций. «Не следует забывать о том, что истинное национальное богатство – это не только поместья и замки шляхты, но и в первую очередь – уникальные промыслы, народное творчество и достижения белорусской и советской культуры. А ведь именно им и не уделяется должное внимание», – считает Глава государства.
Чтобы изменить ситуацию, Президент поручил Министерству образования совместно с Национальной академией наук, министерствами информации, культуры выработать меры по популяризации исторического и культурного наследия белорусов в соответствии с интересами государства.
По словам Президента, особого внимания со стороны педагогов и родителей требуют вопросы общения молодежи в Интернете и, в первую очередь, в так называемых социальных сетях. «В руках преступников они способны стать опасным оружием, в чем на собственном печальном опыте убедилась не одна европейская страна», – отметил белорусский лидер.
«Мы далеки от того, чтобы что-то перекрывать, отключать или запрещать. Но вместе с тем доступ к Интернет-ресурсам в учреждениях образования должен быть взят под контроль, исключающий его использование во внеучебных, а тем более деструктивных целях», – подчеркнул Александр Лукашенко.
По его мнению, в учебной и воспитательной работе также необходимо больше внимания уделять формированию информационной и политической культуры учащихся и студентов, вырабатывать у них способность противостоять приемам психологического манипулирования, видеть за красивыми фразами стремление навязать чуждую точку зрения.
Президент считает, что не следует оставлять без должного внимания предупреждение и профилактику вредных привычек.
Глава государства считает, что подростковая и молодежная преступность стала острой социальной проблемой и преодолеть ее можно только объединенными усилиями правоохранительных органов, школы, семьи и всего общества. Президент отметил, что определенные успехи в этой работе уже достигнуты. Число несовершеннолетних нарушителей закона неуклонно снижается, что свидетельствует о существовании эффективных наработок. Тем не менее только в 2011 году подростками совершено более 1,6 тыс. преступлений и почти 14 тыс. правонарушений. Остается высоким удельный вес тех, кто преступил закон повторно.
В 2010 году под наблюдением наркологической службы Минздрава состояли более 17,5 тыс. несовершеннолетних, причем по сравнению с предыдущим годом их число сократилось всего на 2%. "А сколько подростков, хлебнувших дешевого пойла, пока не попали в поле зрения врачей и милиции?" - заметил Президент.
Не менее острой является и проблема курения. "Похоже, отдельные руководители учебных заведений и вовсе перестали считать это медицинским и социальным злом. Несмотря на все циркуляры Министерства образования, в вузах, ссузах, ПТУ, да чуть ли не в школах, существуют легальные или полулегальные курилки, где педагоги смолят вместе с учениками и студентами", - сказал Глава государства.
Александр Лукашенко считает, что необходимо срочно принять меры по искоренению этих явлений, угрожающих морали, правопорядку и самому генофонду белорусского народа. "Прямо скажу: будущее нации в опасности, если мы не поправим положение!" - подчеркнул Президент.
Александр Лукашенко поручил принять дополнительные меры по снижению доступности алкогольных напитков и табачных изделий в непосредственной близости от учебных заведений, спортивных объектов, мест молодежного досуга.
Кроме того, Глава государства считает необходимым рассмотреть вопрос о внесении изменений в законодательство, расширив основания и облегчив процесс оформления учащихся, преступивших закон, в специальные учебно-воспитательные и лечебно-воспитательные учреждения.
"Необходимо завершить формирование региональной системы оказания медицинской наркологической помощи несовершеннолетним, расширение стационарной сети для лечения таких пациентов", - отметил Президент.
По его мнению, следует также упростить процедуру помещения юных пьяниц и наркоманов в реабилитационные учреждения, внедрить межведомственную систему своевременного выявления таких лиц и оказания им всесторонней помощи.
Еще одним вопросом, стоящим на повестке дня, является развитие национальной системы образования от детского сада до вуза.
Что касается дошкольного образования, то, по мнению Александра Лукашенко, оно пока не может полностью удовлетворить запросы родителей ни по объему, ни по качеству оказываемых услуг.
Дошкольные учреждения недостаточно обеспечены квалифицированными кадрами. Лишь половина воспитателей имеют профильное образование. В 2011 году заявки на молодых специалистов удовлетворены всего на 40%.
В этой связи Глава государства поручил Правительству и местным органам власти разработать систему мер, направленных на обеспечение дошкольных учреждений квалифицированными кадрами.
Одной из острых проблем остается нехватка мест в детских садах в районах-новостройках. Причем дефицит зачастую возникает по вине и чиновников, и строителей. "Эту проблему нужно решать, обеспечивая ввод в строй одновременно с каждым новым жилым микрорайоном необходимой социальной инфраструктуры, включая детский сад. При этом каждое дошкольное учреждение должно быть оснащено мебелью, игрушками, учебниками и пособиями в соответствии с возрастом воспитанников", - сказал Глава государства.
Александр Лукашенко считает необходимым также принять меры по расширению сети яслей и ясельных групп при детских садах в связи с возрастающим родительским спросом.
Президент отметил, что в отличие от большинства стран Европы белорусская система дошкольного воспитания гарантирует детям не только уход, но и создает условия для полноценного развития и подготовки к школе. Сегодня детские сады посещают более 90% детей 3-6 лет.
Говоря о среднем образовании, Александр Лукашенко подчеркнул, что современная белорусская образовательная система должна готовить молодое поколение к жизни и осознанному выбору профессии, научить трудиться и нести ответственность перед семьей и обществом.
"Основной критерий эффективности работы школы - это социальная успешность каждого выпускника", - отметил Президент.
Что касается проводимого Министерством образования эксперимента по внедрению в учебный процесс планшетов и нетбуков, то Александр Лукашенко считает необходимым всесторонне оценить все последствия для здоровья детей и реального повышения эффективности занятий.
"Предупреждаю, это не должен быть эксперимент с заранее запрограммированным результатом. Это не должно быть подстраивание под моду: каждому нетбук, каждому компьютер под мышку - иди, учись. Это стоит денег", - подчеркнул Президент.
Александр Лукашенко также предостерег от любых проявлений коррупции в этом вопросе. "И смотрите, чтобы мы не влипли в какую-нибудь коррупцию, договорившись с каким-то одним производителем по поводу этих компьютеров. Если уж мы идем на это, то это должно быть честно, открыто, и это должно быть лучшим по качеству в наших школах", - сказал Глава государства.
Александр Лукашенко также особо обратил внимание на то, что преподаванию информатики, иностранных языков и физической культуры следует придать преимущественно прикладной характер.
Президент затронул и вопрос нагрузки на учителей. Он подчеркнул, что безотлагательно надо исключить неоправданное увеличение нагрузки на учителей и преподавателей, связанной с так называемым бумаготворчеством.
Президент считает необходимым разработать единый межведомственный реестр документооборота и перевод его в электронную форму. Административное вмешательство других ведомств в деятельность образовательных учреждений должно быть минимальным, подчеркнул Глава государства. Александр Лукашенко считает, что не стоит педагога заставлять писать и планы уроков, если он работает не один год и способен на хорошем уровне провести урок. "Если преподаватель подготовленный и ему достаточно четыре строчки в плане урока - не мешайте, не должно быть ничего лишнего! В противном случае это превращается в бумаготворчество и формализм. Такие сигналы из школ до сих пор поступают. И это странно, что в нашей школе продолжается такой жим на учителей", - отметил Президент.
В систему профессионально-технического и среднего специального образования необходимо также внести коррективы. В частности, по мнению Александра Лукашенко, в обществе необходимо поднимать престиж рабочих специальностей.
Президент констатировал, что профтехучилища из года в год испытывают трудности с набором учащихся, особенно в сфере машиностроения, сельского хозяйства и легкой промышленности.
"Для решения этой проблемы придется постепенно менять психологию выпускников и родителей, вести активную профориентационно-рекламную кампанию, развенчивая мифы о так называемой непрестижности получения рабочих специальностей", - считает Глава государства.
Президент подчеркнул, что в каждом регионе и каждой отрасли должен быть проведен всесторонний анализ потребности в кадрах, приняты меры по сокращению сроков получения профессионально-технического образования для менее сложных специальностей. По его мнению, имеет смысл также увеличить удельный вес часов производственного обучения.
"Качество подготовки рабочих кадров необходимо поднять до уровня международных стандартов. В учебном процессе нужно активнее использовать материальную базу предприятий-заказчиков, а также повсеместно создать ресурсные центры с самой современной техникой на базе лучших лицеев и колледжей", - сказал Глава государства. При этом он предупредил, что со стороны предприятий не должно быть никакого отказа для работы там учащихся ПТУ, ссузов. "Тогда они не только будут видеть, но и своими руками пощупают, что такое современное производство", - сказал Глава государства.
Он отметил, что даже преподаватели профильных вузов зачастую далеко отстают от того, что делается, к примеру, в сельхозорганизациях. "У нас студент пришел в сельхозакадемию, пять лет там топчется из угла в угол и не знает, что происходит в аграрном секторе, не знает этого и преподаватель. А если и знает, то не обобщает этот опыт, не обучает современных студентов, будущих специалистов тому, с чем им придется столкнуться в производстве", - сказал Глава государства, добавив, что сегодня динамично развиваются практически все отрасли экономики.
"Это общая задача для руководителей профильных министерств, предприятий и учебных заведений", - подчеркнул Президент.
Немало вопросов, по мнению Главы государства, вызывает и система высшего образования, где наблюдаются перекосы в подготовке кадров без учета реальных потребностей экономики, лавинообразный рост платной формы обучения, падение конкурса и приход в вузы малоподготовленных абитуриентов.
"Мы не должны допустить снижения уровня знаний и девальвацию отечественного диплома", - заявил Глава государства.
"Жизнь сегодня требует структурной перестройки объемов подготовки студентов, устранения дисбаланса невостребованных и дефицитных профессий. Нам нужны инженеры, агрономы, врачи, а также специалисты естественно-научного профиля. В то же время нужно сокращать набор на маловостребованные специальности, кадры по которым в избытке штампуют все кому не лень - и государственные, и частные вузы", - сказал Александр Лукашенко, обратив внимание Министерства образования на принятие соответствующих мер.
Президент предлагает уменьшить на четверть сроки получения высшего образования, достичь чего можно за счет сокращения непрофильных дисциплин либо количества часов на их изучение. В целом, по мнению Главы государства, должны быть изменены подходы к содержанию вузовской подготовки.
Александр Лукашенко отметил, что особо тщательно нужно проанализировать так называемый социально-гуманитарный блок, где некоторые предметы дублируют не только друг друга, но и школьную программу. По мнению Президента, стоит подумать о введении на негуманитарных специальностях в вузах интегрированного курса "Высшее обществоведение", нацеленного на комплексное изучение экономической, социальной, политико-правовой и духовной жизни современного общества.
Кроме того, Александр Лукашенко обратил внимание на необходимость пересмотра вузовских программ и ориентации их в большей степени на практику. "Должна осуществляться максимальная интеграция образования, науки и передового производства. Подготовка специалистов не может считаться полной без продолжительной практики на рабочих местах", - сказал Глава государства.
Президент считает, что первые два года студент должен числиться в университете и обучаться там, а последние два года - числиться в университете, а учиться на производстве.
Александр Лукашенко отметил, что белорусская высшая школа получила мировое признание, ряд ведущих вузов уже сегодня входит в престижные международные рейтинги. Он подчеркнул, что этот потенциал необходимо использовать в полную силу, постепенно расширяя экспорт образовательных услуг.
В то же время он считает, что белорусские студенты, молодые специалисты и педагоги должны активнее осваивать зарубежный опыт, в первую очередь через систему стажировок и обучения в ведущих зарубежных вузах, на предприятиях, организациях, являющихся лидерами рынка.
Глава государства считает, что этой работе необходимо придать системный характер, обеспечив последующее трудоустройство специалистов там, где их новые знания и умения будут особенно востребованы.
Президент подчеркнул, что высшая школа нуждается в современных преподавательских кадрах. Однако все меньше молодых людей желают посвятить себя научной и преподавательской работе: за последние пять лет сократилось число аспирантов, а количество докторантов вообще уменьшилось на треть. Отсутствует конкурс при поступлении в аспирантуру. По словам Главы государства, одной из причин этого называют усложнившуюся процедуру подготовки диссертаций и рассмотрения вопросов о присвоении ученых степеней.
"Разумеется, в таком важном деле необходим максимально объективный и принципиальный подход. И если мы здесь перегнули палку, надо еще раз вернуться к этому вопросу. Но если кто-то думает, что диссертацию может защитить каждый желающий, то глубоко заблуждается", - подчеркнул Президент.
"Вы знаете мое отношение к ученым степеням, званиям, - предупредил Глава государства. - Нам не нужны описательные докторские диссертации. Нет никаких оправданий тем, кто пишет докторскую диссертацию тяп-ляп, делая компиляцию из нескольких монографий. Только каторжный труд и открытие - вот тогда ты доктор наук. Нам иные доктора наук не нужны".
Александр Лукашенко требует также большей отдачи от ученых. "Мы пока не получаем от Академии наук даже того, что в нее вкладываем. Поэтому ученые должны четко понимать: да, настоящий ученый должен получать много, но этот ученый должен еще больше отдавать. Производительность труда прежде всего. Она должна иметь опережающие темпы по отношению к заработной плате", - подчеркнул Президент. Он отметил, что "в ближайшее время этот вопрос в плане контроля будет подвергнут серьезному анализу и в поле зрения попадет прежде всего Академия наук со всеми ее подразделениями и институтами".
Александр Лукашенко поручил Правительству совместно со всеми заинтересованными ведомствами внести взвешенные предложения по данным проблемам.
Еще одним важным вопросом, на котором сконцентрировал внимание Президент, является воспитание детей и повышение ответственности семьи за это.
Александр Лукашенко предлагает на законодательном уровне установить меры ответственности родителей за ненадлежащее воспитание детей вплоть до административного наказания.
"Истинные семейные ценности на протяжении многих лет являются одним из приоритетов нашей политики. Государство оказывает всестороннюю помощь родителям: постоянно увеличивает размеры пособий и иных социальных выплат в связи с рождением и воспитанием ребенка, помогает многодетным и молодым семьям получить льготное жилье, дотирует питание и отдых детей, всемерно развивает семейные формы устройства сирот. Но, к сожалению, эти усилия далеко не всегда дают отдачу", - отметил Глава государства.
Он напомнил, что рост семейного неблагополучия вынудил принять жесткие меры к нерадивым матерям и отцам, заставив их возмещать расходы государства по содержанию собственных детей. Александр Лукашенко отметил, что эта принципиальная позиция дала ощутимый экономический и, главное, воспитательный эффект. Реализация Декрета № 18 позволила в 2010 году на 40% уменьшить число детей, отобранных у родителей по решению суда, в три раза сократить число отказов от малышей и приступить к поэтапному закрытию интернатных учреждений.
"Считаю это нашей общей победой. Не все здесь, конечно, гладко, но это тенденция. Теперь нужно не сбавлять темпа в работе. Вопросы реализации Декрета должны находиться на персональном контроле руководителей местной власти", - сказал Глава государства. Александр Лукашенко поручил Администрации Президента и Госсекретарю Совета безопасности организовать жесткие проверки по выполнению Декрета № 18 по всем регионам и в четвертом квартале доложить о результатах.
Президент считает, что учебным заведениям нужно активнее вовлекать семью в воспитательный процесс. "Эта задача должна решаться через родительские университеты, участие мам и пап в организации шестого школьного дня, отдыха на каникулах, проведении спортивных и культурных мероприятий", - отметил Глава государства.
Кроме того, по мнению Президента, необходимо повысить роль родителей в управлении учебным заведением, вдохнуть новую жизнь в работу попечительских советов, дать им рычаги влияния на кадровую политику и планирование воспитательной работы, активизировать участие в укреплении материальной базы учреждения образования, организации досуга детей. По словам Александра Лукашенко, такие советы должны быть созданы при всех дошкольных и общеобразовательных учреждениях с включением в их состав не только родителей, но и представителей местной власти, шефов.
Президент затронул также вопрос оказания спонсорства учебным заведениям. По его мнению, здесь необходимо создать максимально благоприятные и привлекательные условия для привлечения спонсоров и увеличения внебюджетных доходов учебных заведений. При этом не должна быть нарушена общедоступность и бесплатность основных образовательных услуг.
По мнению Президента, первым шагом в этом направлении может стать освобождение от уплаты налога на прибыль всех учреждений образования по примеру вузов.
В то же время Александр Лукашенко считает, что если обеспеченная семья готова оказать помощь учебному заведению, то "возьмите у них эти деньги и направьте куда надо". "А мы должны в сентябре в Министерстве образования создать под это нормативно-правовую базу и четко прописать, для чего эти деньги должны использоваться и на что ни в коем случае нельзя их направлять", - отметил Президент. Он также добавил, что если будет принято решение об освобождении от налогообложения на прибыль, то эти средства могут пойти на доплату для питания детей, другой поддержки. Президент также позитивно оценил прошедшую по стране акцию помощи подготовки к школе детей из малообеспеченных семей. "Ведь детям же помогаем - это святое", - сказал он.
В целом же государство будет усиливать поддержку семей с детьми.
"Мы будем стимулировать и поддерживать тех, кто сегодня рожает детей", - сказал Президент.
"Не будет в семье троих детей - нация обречена на гибель. Поэтому это наиважнейший вопрос. И как бы ни было трудно государству, многодетные семьи, детей вообще мы будем поддерживать", - заявил Глава государства.
Александр Лукашенко затронул также вопрос питания детей в школах. По его мнению, школа не всегда может обеспечить ребенка завтраком, обедом и ужином, а потому в этот период семья должна что-то взять и на себя. "Если семья не может, то ведь директора школ это знают – помогите этим семьям и детям", - сказал Глава государства.
Последняя и немаловажная тема, поднятая Главой государства, - значение личности педагога.
«Вряд ли кто станет оспаривать утверждение, что самым живым примером для ученика является сам учитель, - отметил Президент. – И как бы ни менялась система образования, какие бы учебные новинки ни обогащали учебный процесс, роль наставника всегда останется главной и определяющей. На него возложена персональная ответственность за юные души, за то, как сложится жизнь каждого воспитанника».
"К сожалению, сегодня некоторые учителя и преподаватели забывают об этом: не гнушаются превращать аудиторию в политический клуб, используют свое положение для пропаганды антиобщественных, а порой глубоко безнравственных идей, калечат молодые души. А руководители учебных заведений закрывают на это глаза, предпочитают жить по принципу "моя хата с краю". А потом удивляются негативным явлениям в молодежной среде", - отметил Президент.
"Вы должны знать и мою позицию, и позицию государства: мы этого допустить не можем", - подчеркнул Александр Лукашенко.
Президент считает, что с такими педагогами надо без сожаления расставаться, поскольку "учеба не должна делать интеллектуальных и духовных инвалидов".
Александр Лукашенко считает также неприемлемым пассивность и равнодушное отношение педагогов к своим обязанностям. "Вспомните советское время: тогда учитель для своих учеников был и воспитателем, и психологом, и социальным педагогом. Бесплатно, не жалея времени и сил, занимался с отстающими учениками, знал все о жизни детей не только в школе, но и дома, во дворе", - напомнил Глава государства.
Он с сожалением констатировал, что сегодня эти обязанности педагога ушли на задний план. "Сравнивая, как работали те же школьные учителя раньше, приходишь к выводу, что некоторые педагоги пренебрегают воспитательной работой. Им не хватает живых, неказенных контактов с учениками и их родителями", - сказал Президент.
Глава государства считает, что статус педагогов в обществе надо поднять на новую высоту. "И мы знаем, что для этого надо сделать. Так давайте сделаем", - сказал Президент, обращаясь к педагогам.
Александр Лукашенко обратил внимание на то, что престиж профессии учителя катастрофически упал, как только понизились требования к моральному облику учителей, их профессиональному уровню и общей культуре. "Когда-то в эту сферу шли лучшие из лучших. Не просто было оказаться достойным высокого призвания Наставника", - напомнил Президент.
По его словам, сегодня студенческий контингент формируется по остаточному принципу, туда идут те, кого больше никуда не взяли. Однако и в этой ситуации абитуриентов порой просто не хватает: по итогам вступительной кампании 2011 года остались незаполненными десятки мест на педагогические специальности. Президент подчеркнул, что это большой недостаток Министерства образования и Правительства.
"Ищите престиж, прежде всего, в своих умах и в своей работе. Все остальное рано или поздно приложится", - обратился Глава государства к педагогам.
Кроме того, Президент отводит важную роль средствам массовой информации в формировании положительного имиджа педагогической профессии, социального статуса учителя и воспитателя. "В системе образования работает немало настоящих энтузиастов своего дела, замечательных, талантливых людей, для которых их работа не ремесло, а жизненное призвание. Их опыт должен служить примером и стать достоянием всей общественности", - подчеркнул Президент.
Александр Лукашенко отметил, что государство готово поддержать учителей, преподавателей и воспитателей не только морально, но и материально, усилить социальный пакет, но при условии резкого повышения отдачи от их работы.
Президент считает необходимым создать новые механизмы материального стимулирования эффективного труда педагогов.
По его мнению, руководитель учреждения образования должен иметь для материального стимулирования педагогов полномочия и ресурсы. Для этого Правительство должно определить порядок создания специальных фондов ректоров и директоров учебных заведений, из которых они могли бы поощрять самых лучших, активных сотрудников. "Демократично, с учетом педагогических советов, но не единолично. Деньги в таком творческом коллективе, как учительский, надо делить очень аккуратно", - подчеркнул Президент.
Подводя итоги состоявшемуся разговору, Президент счел его крайне своевременным и полезным, позволившим объективно, без эмоций оценить итоги развития белоруской образовательной сферы, наметить пути решения проблем, определить задачи на новый учебный год и на перспективу.
"Мне часто приводят в пример американскую, западноевропейскую и азиатскую системы образования. Но я убежден: у нас есть свои замечательные традиции и очевидные преимущества, которые нужно развивать, приумножать и шлифовать. И роль в этом учителя, преподавателя, воспитателя будет день ото дня возрастать", - считает Глава государства.
«Мы привыкли полагаться на педагогический корпус страны как на соратников и единомышленников. И вы никогда не подводили, в самых разных ситуациях демонстрировали идейную и гражданскую зрелость, высокую ответственность, преданность интересам государства, честность и порядочность. Этим же будем отвечать вам», - сказал Президент.
«Беларусь – сильная страна. И она стала такой, прежде всего, благодаря знаниям, таланту и интеллекту своего народа. Поэтому педагоги неизменно будут пользоваться нашим особым уважением и вниманием», - заключил Глава государства.
Александр Лукашенко поздравил всех педагогов с началом нового учебного года и пожелал здоровья, счастья и трудовых успехов.
«Дальше нетерпимо так, как развивается наша школа в целом. Налицо уже не в отдельных, а во многих случаях массовое нарушение элементарного порядка, отсутствие контроля, видимой перспективы», – сказал Глава государства. По его словам, проведенный недавно мониторинг деятельности учреждений образования показал, что «учитель приходит в школу, как на завод, фабрику: отработал время и ушел домой». «Так школа развиваться не может. Это не то направление развития школы», – подчеркнул Президент.
По мнению Главы государства, большинство проблем накапливалось годами по причине пассивности и безразличия отдельных руководителей и педагогов. Александр Лукашенко подчеркнул, что дальше так продолжаться не может. «В нашем кругу, скажу откровенно, назрела необходимость встряхнуть всю педагогическую общественность страны», – сказал он.
Президент призвал педагогов к откровенному разговору. «Давайте откровенно ответим на все вопросы, определим, почему это происходит, и немедленно исправим положение, сохраним высокий уровень и авторитет нашего образования, который сложился сегодня и который признают во всем мире», – сказал Глава государства.
В то же время Александр Лукашенко считает, что педагоги составляют основу общественной жизни. «Без нашего учительства не было бы нормальной политики в нашем государстве. Вы действительно основа политики нашего государства. Все политические кампании, все направления деятельности в стране так или иначе опираются на вас. Вы как были в советские времена, так и остаетесь основными проводниками идей нормального развития нашего государства и основой, если хотите, стабильности», – сказал Глава государства.
Александр Лукашенко призвал педагогов предметно и всесторонне обсудить наболевшие вопросы, задачи и пути дальнейшего развития образования в стране в очень сложной международной обстановке. «Образование является сферой основных жизненных интересов людей, показателем развитости государства, чутким барометром интеллектуального потенциала нашей нации. Поэтому мы всегда особое внимание уделяем всем аспектам и направлениям образовательного процесса. Постоянно стремимся к его совершенствованию, эффективному решению проблем», – сказал Глава государства.
Президент отметил, что за прошедшие годы в стране четко определилась стратегия развития национальной системы образования, которая в целом оправдывает себя. По его словам, эксперты ООН отмечают, что по уровню развития образования, в частности по грамотности взрослых, числу учащихся и студентов, Беларусь находится на самых передовых позициях в мире. «Однако это не повод для самоуспокоения», – подчеркнул Александр Лукашенко.
«Государство вкладывает огромные средства в развитие отечественной средней, профессиональной и высшей школы. Но какова реальная отдача? Обеспечивается ли на деле равная доступность к высококачественному образованию для сельских и городских детей, для выходцев из различных социальных слоев?» – обратился Президент к присутствующим.
Кроме того, Александр Лукашенко поднял вопрос укрепления дисциплины и наведения порядка в учебных заведениях, обеспечения безопасных условий пребывания в них детей. «Когда наконец-то будет удовлетворен спрос населения на услуги дошкольных учреждений? Удалось ли обновить содержание школьного обучения, не допустив перегрузки детей? Преодолеть бюрократизм и ненужное бумаготворчество?» – поставил ряд вопросов Президент.
Он отметил, что Беларусь одна из немногих в СНГ, сохранившая полноценную систему профессионально-технического образования. «Однако из года в год эта система испытывает сложности с привлечением молодежи на учебу. Подготовке современных кадров мешают устаревшая материальная база и недостаточная связь с предприятиями-заказчиками. Что будет сделано в новом учебном году для решения и этих проблем?», – сказал Президент.
Большой блок вопросов связан с современным состоянием высшей школы. По словам Президента, в число студентов нередко попадают очень слабые абитуриенты, а выпускники вузов зачастую не готовы к работе на современных предприятиях или просто не востребованы. «Что предпринимается для оптимизации структуры и объемов подготовки кадров? Как выполняются мои поручения по сокращению сроков обучения, усилению связи учебы с практикой?» – поставил вопросы Глава государства.
Еще одним немаловажным вопросом, которым задался Александр Лукашенко, является воспитание детей. «Кто побеждает в борьбе за влияние на их умы и души: родители, учителя или сомнительные «друзья» и политические проходимцы, вовлекающие молодежь во всевозможные авантюры? Как предотвратить втягивание детей и подростков в пьянство, наркоманию и курение?» – обратился Президент к присутствующим. Глава государства также отметил, что необходимо поговорить и о личности современного педагога, тех требованиях, которые предъявляют к нему государство и общество и как их понимают, реализуют на практике учителя.
Выступая с докладом, Александр Лукашенко заявил, что в Беларуси нет причин паниковать и кричать о грядущей катастрофе в экономике. Как отметил Глава государства, в начале нынешнего года обострился ряд финансовых проблем. «Прямо скажу, инфляция, девальвация белорусского рубля, дефицит валюты привели к снижению того уровня жизни людей, которого мы достигли в прошлом», – сказал он.
Александр Лукашенко назвал ряд факторов, которые осложнили ситуацию в экономике. В частности, в преддверии выравнивания таможенных пошлин на автомобили в Таможенном союзе граждане Беларуси ввезли в страну более 250 тыс. автомобилей, что почти в два раза больше, чем в предыдущие годы. Соответственно, из страны на эти цели было вывезено около $3 млрд. Кроме того, примерно $2 млрд. в этом году даст повышение цен на энергоносители и другое сырье, поставляемое из России. «Итого свыше $5 млрд. только за один год. И в прошлые годы вы помните постоянный рост цен на энергоносители, а за последнюю пятилетку они увеличились в четыре с половиной раза для нашей страны. Конечно, такой удар не выдержала бы даже уже устоявшаяся экономическая система. Поэтому валюты не хватило, и случилось то, что случилось», – пояснил Александр Лукашенко.
Вместе с тем Президент подчеркнул: «Паниковать и кричать о грядущей катастрофе и тотальном обнищании граждан, как это делают наши оппоненты, нет причин. Я в этом полностью уверен. Страна продолжает жить и развиваться». Предприятия и организации работают в нормальном режиме, регулярно выплачивается зарплата, безработицы практически нет. Кроме того, мгновенно находит сбыт произведенная продукция, высок платежеспособный спрос населения, а объемы валютной выручки на данный момент являются самыми большими за последние годы. Рост ВВП за семь месяцев составил почти 110%.
«Эти и другие факторы позволяют преодолеть негативные явления и не допустить ухудшения благосостояния народа. Нами уже разработаны конкретные шаги в данном направлении», – отметил Президент.
По его словам, главный принцип государственной политики в Беларуси – это интересы людей. «Мы людей не обидим и в этот сложный период. По моему поручению Правительство разработало и в ближайшие дни примет ряд мер по социальной защите разных слоев населения», – сказал белорусский лидер.
В частности, бюджетникам и неработающим пенсионерам предусмотрено выплатить единовременную материальную помощь в размере Br500 тыс. для сезонной закупки сельхозпродукции.
«Затем планируется повысить тарифную ставку первого разряда для оплаты труда работников бюджетных организаций. Будут ежеквартально расти пособия семьям, воспитывающим детей. В четвертом квартале этого года предполагается увеличение в два раза единовременного пособия в связи с рождением ребенка. Также вырастут пенсии и стипендии», – сообщил Президент.
«Мы будем и дальше держать ситуацию в экономике и социальной сфере под контролем», – добавил белорусский лидер.
Александр Лукашенко заверил, что государство не оставит людей сражаться с трудностями один на один. Наоборот, любой экономический успех будет сразу же использоваться для повышения благосостояния граждан.
Глава государства констатировал, что современный мир, обогащаясь достижениями научно-технического прогресса, одновременно, как это ни парадоксально, становится все более жестоким. Многие страны и народы оказались под угрозой агрессивных действий государств, возомнивших себя вершителями судеб планеты. «Даже такое благо цивилизации, как Интернет и социальные сети, превращается в средства манипуляции общественным мнением», – отметил Александр Лукашенко.
Кроме того, по его словам, нынешние весна и лето поставили мир перед лицом новой угрозы – смертельных атак экстремистов из числа собственных молодых граждан. Притом эта беда затронула не только горячие точки планеты, но и считавшиеся благополучными страны, такие как Норвегия, Великобритания, Германия. Волна насилия и вандализма затронула и Беларусь, свидетельство чему теракт в минском метро.
«Причастные к этому и еще нескольким взрывам в Витебске и Минске преступники совершали свои зверства ради забавы, самоутверждения и желания урвать минуту скандальной славы. А ведь эти люди выросли среди нас. Почему же никто из тех, кто жил и трудился рядом, не смог вовремя распознать и пресечь зло?» – задал вопрос Глава государства.
Есть и другие тревожные факты, например того, что молодежь втягивают в противоправную и антиобщественную деятельность. В качестве примера Александр Лукашенко привел массовые беспорядки 19 декабря 2010 года, «когда пьяная толпа бесновалась на площади Независимости», а также недавние акции молчаливых «социально-сетевых революционеров».
«Давайте уясним простую истину: для успешного, динамичного развития страны нужны не революция и не уличная анархия, а сплоченность всех граждан независимо от взглядов и убеждений, нацеленность на конструктивное сотрудничество», – резюмировал белорусский лидер.
По словам Александра Лукашенко, причины нынешней ситуации не только внутренние, но еще больше причин извне. «В очередной раз приходится говорить, что поставлено самое дорогое на карту – существование суверенного и независимого государства. Я, конечно, понимаю, я не мечтатель, никто никогда не позволит государству в центре Европы ходить в белых перчатках и радоваться жизни. Конечно, будут атаковать и слева и справа, уж слишком лакомый кусок наша страна и в материальном отношении, и в геостратегическом. Я к этому готов. Наверное, уже и люди наши готовы, – отметил Президент. – Но для этого нужна сплоченность. Наша сила – в единстве. И будущее Беларуси нужно решать не на площадях и баррикадах, а путем диалога, нормального человеческого разговора».
«Я как Глава государства предлагаю всем здравомыслящим и любящим свою страну людям, к какому бы политическому лагерю они ни принадлежали, садиться за стол (круглый, квадратный), посмотреть друг другу в глаза и реально оценить, кто чего стоит и что могут сделать для эффективного улучшения ситуации в стране, а не топать и кричать на площадях, – предложил Александр Лукашенко. – Хотите сражаться и бороться – пожалуйста: боритесь в открытой дискуссии, доказывайте свою правоту, отстаивайте свою точку зрения. Но не через погромы и не с оружием в руках. Подобные действия будут пресекаться незамедлительно, как это было недавно в оплотах демократии».
«Я предложил и Европейскому союзу, хотел бы предложить и России, другим европейским и международным структурам направить своих представителей для участия в этом круглом столе. Пусть они заодно посмотрят, кто у нас чего стоит, какие идеи выдвигает и какие цели перед собой ставит. Мы абсолютно открыты и готовы дать им такую возможность», – заявил Глава государства. Он также подчеркнул, что путь через санкции и давление на Беларусь бесперспективен. «Давайте разговаривать, давайте вести диалог, и мы обязательно придем к какому-то пониманию», – добавил Александр Лукашенко.
В вопросе развития в Беларуси системы образования, Президент отметил, что «лимит реформ в этой сфере исчерпан, никаких резких потрясений и ломок больше не будет».
По его словам, главные цели сегодня – это повышение качества образования, обновление его содержания на основе современных научных знаний, рост эффективности работы учебных заведений и каждого педагога.
Александр Лукашенко заметил, что уровень знаний становится одним из важнейших факторов стабильности и процветания государства. В Беларуси, уверен белорусский лидер, в этом вопросе сохранено все лучшее, что досталось от Советского Союза, в том числе массовый охват детей дошкольным образованием, общедоступная и бесплатная средняя школа, государственная система обучения рабочих кадров.
По мнению Президента, большое внимание необходимо уделить идеологической и воспитательной работе. Борьба за влияние на молодое поколение во все времена являлась важнейшей политической задачей. Нынешние студенты и школьники, не имеющие тяжелых воспоминаний о «лихих 90-х», воспринимают стабильность и комфортный уклад жизни Беларуси, как нечто положенное от рождения. «Новый электорат, выросший в условиях открытости нашего общества, сравнивает зарубежную действительность с белорусской и зачастую делает поспешные, иногда ошибочные выводы, – отметил Глава государства. – Все это, а еще юношеский максимализм и обычная для такого возраста склонность к бунтарству приводят к тому, что даже незначительные временные трудности вызывают у молодежи особенно острую реакцию, которую политические противники пытаются использовать в своих корыстных целях. Молодым хочется быть активными участниками событий, «творить историю». Этим пользуются оппозиционно настроенные структуры, которые представляют свои протестные акции как азартные игры, где можно «выплеснуть адреналин».
Глава государства считает, что ситуацию необходимо коренным образом менять и нельзя упускать инициативу из своих рук. «Самое главное – заложить в подрастающее поколение твердый идейный и нравственный стержень, который позволит противостоять всяческим политическим проискам и провокациям. Сегодня во главу угла необходимо поставить патриотическое воспитание. Подчеркиваю, патриотическое, а не националистическое», – заявил Президент.
По его мнению, в этот процесс должны быть вовлечены все властные структуры, учебные заведения, общественные организации и, конечно, семья.
«Наряду с традиционными массовыми мероприятиями, встречами и беседами должны шире использоваться новые формы, пробуждающие творческий поиск, дающие простор самостоятельности и инициативе, – отметил Александр Лукашенко. – Руководителям учреждений образования, учителям, кураторам необходимо особое внимание уделять индивидуальной работе, находить свой подход к каждому ученику, каждому студенту. В ее эффективности и результативности немаловажную роль играют личный пример и убежденность педагога. Ведь, как справедливо заметил кто-то из великих, «мы должны сами верить тому, чему учим наших детей».
Глава государства рассказал, что в ходе организованной по его поручению масштабной проверки учреждений образования были выявлены вопиющие факты безответственного отношения к обеспечению безопасности учащихся и студентов, а в осуществлении учебного процесса – формализм и заорганизованность воспитательной работы. Порой среди преподавателей были даже лица с уголовным прошлым.
«Эти безобразия накапливались годами из-за равнодушия, безответственности, а порой расхлябанности некоторых руководителей, учителей и преподавателей», – добавил белорусский лидер.
Президент полагает, что в воспитании подрастающего поколения пока еще слабо используется потенциал общественных и гуманитарных дисциплин. За годы суверенитета изменилась не только экономика – совершенно другим стало сознание людей. Впервые за всю свою многовековую историю Беларусь заявила себя независимым государством, которое само определяет свою судьбу.
Глава государства подчеркнул, что молодежь необходимо учить гордиться славным прошлым и настоящим своего Отечества. Однако вместо этого молодежи зачастую преподносится вредный суррогат. В частности, активно пропагандируется вульгарный национализм, насаждаются идеи, согласно которым все белорусское начинается и заканчивается Великим княжеством Литовским, а статус «народных героев» придается различным одиозным личностям, все заслуги которых – в организации кровавых акций. «Не следует забывать о том, что истинное национальное богатство – это не только поместья и замки шляхты, но и в первую очередь – уникальные промыслы, народное творчество и достижения белорусской и советской культуры. А ведь именно им и не уделяется должное внимание», – считает Глава государства.
Чтобы изменить ситуацию, Президент поручил Министерству образования совместно с Национальной академией наук, министерствами информации, культуры выработать меры по популяризации исторического и культурного наследия белорусов в соответствии с интересами государства.
По словам Президента, особого внимания со стороны педагогов и родителей требуют вопросы общения молодежи в Интернете и, в первую очередь, в так называемых социальных сетях. «В руках преступников они способны стать опасным оружием, в чем на собственном печальном опыте убедилась не одна европейская страна», – отметил белорусский лидер.
«Мы далеки от того, чтобы что-то перекрывать, отключать или запрещать. Но вместе с тем доступ к Интернет-ресурсам в учреждениях образования должен быть взят под контроль, исключающий его использование во внеучебных, а тем более деструктивных целях», – подчеркнул Александр Лукашенко.
По его мнению, в учебной и воспитательной работе также необходимо больше внимания уделять формированию информационной и политической культуры учащихся и студентов, вырабатывать у них способность противостоять приемам психологического манипулирования, видеть за красивыми фразами стремление навязать чуждую точку зрения.
Президент считает, что не следует оставлять без должного внимания предупреждение и профилактику вредных привычек.
Глава государства считает, что подростковая и молодежная преступность стала острой социальной проблемой и преодолеть ее можно только объединенными усилиями правоохранительных органов, школы, семьи и всего общества. Президент отметил, что определенные успехи в этой работе уже достигнуты. Число несовершеннолетних нарушителей закона неуклонно снижается, что свидетельствует о существовании эффективных наработок. Тем не менее только в 2011 году подростками совершено более 1,6 тыс. преступлений и почти 14 тыс. правонарушений. Остается высоким удельный вес тех, кто преступил закон повторно.
В 2010 году под наблюдением наркологической службы Минздрава состояли более 17,5 тыс. несовершеннолетних, причем по сравнению с предыдущим годом их число сократилось всего на 2%. "А сколько подростков, хлебнувших дешевого пойла, пока не попали в поле зрения врачей и милиции?" - заметил Президент.
Не менее острой является и проблема курения. "Похоже, отдельные руководители учебных заведений и вовсе перестали считать это медицинским и социальным злом. Несмотря на все циркуляры Министерства образования, в вузах, ссузах, ПТУ, да чуть ли не в школах, существуют легальные или полулегальные курилки, где педагоги смолят вместе с учениками и студентами", - сказал Глава государства.
Александр Лукашенко считает, что необходимо срочно принять меры по искоренению этих явлений, угрожающих морали, правопорядку и самому генофонду белорусского народа. "Прямо скажу: будущее нации в опасности, если мы не поправим положение!" - подчеркнул Президент.
Александр Лукашенко поручил принять дополнительные меры по снижению доступности алкогольных напитков и табачных изделий в непосредственной близости от учебных заведений, спортивных объектов, мест молодежного досуга.
Кроме того, Глава государства считает необходимым рассмотреть вопрос о внесении изменений в законодательство, расширив основания и облегчив процесс оформления учащихся, преступивших закон, в специальные учебно-воспитательные и лечебно-воспитательные учреждения.
"Необходимо завершить формирование региональной системы оказания медицинской наркологической помощи несовершеннолетним, расширение стационарной сети для лечения таких пациентов", - отметил Президент.
По его мнению, следует также упростить процедуру помещения юных пьяниц и наркоманов в реабилитационные учреждения, внедрить межведомственную систему своевременного выявления таких лиц и оказания им всесторонней помощи.
Еще одним вопросом, стоящим на повестке дня, является развитие национальной системы образования от детского сада до вуза.
Что касается дошкольного образования, то, по мнению Александра Лукашенко, оно пока не может полностью удовлетворить запросы родителей ни по объему, ни по качеству оказываемых услуг.
Дошкольные учреждения недостаточно обеспечены квалифицированными кадрами. Лишь половина воспитателей имеют профильное образование. В 2011 году заявки на молодых специалистов удовлетворены всего на 40%.
В этой связи Глава государства поручил Правительству и местным органам власти разработать систему мер, направленных на обеспечение дошкольных учреждений квалифицированными кадрами.
Одной из острых проблем остается нехватка мест в детских садах в районах-новостройках. Причем дефицит зачастую возникает по вине и чиновников, и строителей. "Эту проблему нужно решать, обеспечивая ввод в строй одновременно с каждым новым жилым микрорайоном необходимой социальной инфраструктуры, включая детский сад. При этом каждое дошкольное учреждение должно быть оснащено мебелью, игрушками, учебниками и пособиями в соответствии с возрастом воспитанников", - сказал Глава государства.
Александр Лукашенко считает необходимым также принять меры по расширению сети яслей и ясельных групп при детских садах в связи с возрастающим родительским спросом.
Президент отметил, что в отличие от большинства стран Европы белорусская система дошкольного воспитания гарантирует детям не только уход, но и создает условия для полноценного развития и подготовки к школе. Сегодня детские сады посещают более 90% детей 3-6 лет.
Говоря о среднем образовании, Александр Лукашенко подчеркнул, что современная белорусская образовательная система должна готовить молодое поколение к жизни и осознанному выбору профессии, научить трудиться и нести ответственность перед семьей и обществом.
"Основной критерий эффективности работы школы - это социальная успешность каждого выпускника", - отметил Президент.
Что касается проводимого Министерством образования эксперимента по внедрению в учебный процесс планшетов и нетбуков, то Александр Лукашенко считает необходимым всесторонне оценить все последствия для здоровья детей и реального повышения эффективности занятий.
"Предупреждаю, это не должен быть эксперимент с заранее запрограммированным результатом. Это не должно быть подстраивание под моду: каждому нетбук, каждому компьютер под мышку - иди, учись. Это стоит денег", - подчеркнул Президент.
Александр Лукашенко также предостерег от любых проявлений коррупции в этом вопросе. "И смотрите, чтобы мы не влипли в какую-нибудь коррупцию, договорившись с каким-то одним производителем по поводу этих компьютеров. Если уж мы идем на это, то это должно быть честно, открыто, и это должно быть лучшим по качеству в наших школах", - сказал Глава государства.
Александр Лукашенко также особо обратил внимание на то, что преподаванию информатики, иностранных языков и физической культуры следует придать преимущественно прикладной характер.
Президент затронул и вопрос нагрузки на учителей. Он подчеркнул, что безотлагательно надо исключить неоправданное увеличение нагрузки на учителей и преподавателей, связанной с так называемым бумаготворчеством.
Президент считает необходимым разработать единый межведомственный реестр документооборота и перевод его в электронную форму. Административное вмешательство других ведомств в деятельность образовательных учреждений должно быть минимальным, подчеркнул Глава государства. Александр Лукашенко считает, что не стоит педагога заставлять писать и планы уроков, если он работает не один год и способен на хорошем уровне провести урок. "Если преподаватель подготовленный и ему достаточно четыре строчки в плане урока - не мешайте, не должно быть ничего лишнего! В противном случае это превращается в бумаготворчество и формализм. Такие сигналы из школ до сих пор поступают. И это странно, что в нашей школе продолжается такой жим на учителей", - отметил Президент.
В систему профессионально-технического и среднего специального образования необходимо также внести коррективы. В частности, по мнению Александра Лукашенко, в обществе необходимо поднимать престиж рабочих специальностей.
Президент констатировал, что профтехучилища из года в год испытывают трудности с набором учащихся, особенно в сфере машиностроения, сельского хозяйства и легкой промышленности.
"Для решения этой проблемы придется постепенно менять психологию выпускников и родителей, вести активную профориентационно-рекламную кампанию, развенчивая мифы о так называемой непрестижности получения рабочих специальностей", - считает Глава государства.
Президент подчеркнул, что в каждом регионе и каждой отрасли должен быть проведен всесторонний анализ потребности в кадрах, приняты меры по сокращению сроков получения профессионально-технического образования для менее сложных специальностей. По его мнению, имеет смысл также увеличить удельный вес часов производственного обучения.
"Качество подготовки рабочих кадров необходимо поднять до уровня международных стандартов. В учебном процессе нужно активнее использовать материальную базу предприятий-заказчиков, а также повсеместно создать ресурсные центры с самой современной техникой на базе лучших лицеев и колледжей", - сказал Глава государства. При этом он предупредил, что со стороны предприятий не должно быть никакого отказа для работы там учащихся ПТУ, ссузов. "Тогда они не только будут видеть, но и своими руками пощупают, что такое современное производство", - сказал Глава государства.
Он отметил, что даже преподаватели профильных вузов зачастую далеко отстают от того, что делается, к примеру, в сельхозорганизациях. "У нас студент пришел в сельхозакадемию, пять лет там топчется из угла в угол и не знает, что происходит в аграрном секторе, не знает этого и преподаватель. А если и знает, то не обобщает этот опыт, не обучает современных студентов, будущих специалистов тому, с чем им придется столкнуться в производстве", - сказал Глава государства, добавив, что сегодня динамично развиваются практически все отрасли экономики.
"Это общая задача для руководителей профильных министерств, предприятий и учебных заведений", - подчеркнул Президент.
Немало вопросов, по мнению Главы государства, вызывает и система высшего образования, где наблюдаются перекосы в подготовке кадров без учета реальных потребностей экономики, лавинообразный рост платной формы обучения, падение конкурса и приход в вузы малоподготовленных абитуриентов.
"Мы не должны допустить снижения уровня знаний и девальвацию отечественного диплома", - заявил Глава государства.
"Жизнь сегодня требует структурной перестройки объемов подготовки студентов, устранения дисбаланса невостребованных и дефицитных профессий. Нам нужны инженеры, агрономы, врачи, а также специалисты естественно-научного профиля. В то же время нужно сокращать набор на маловостребованные специальности, кадры по которым в избытке штампуют все кому не лень - и государственные, и частные вузы", - сказал Александр Лукашенко, обратив внимание Министерства образования на принятие соответствующих мер.
Президент предлагает уменьшить на четверть сроки получения высшего образования, достичь чего можно за счет сокращения непрофильных дисциплин либо количества часов на их изучение. В целом, по мнению Главы государства, должны быть изменены подходы к содержанию вузовской подготовки.
Александр Лукашенко отметил, что особо тщательно нужно проанализировать так называемый социально-гуманитарный блок, где некоторые предметы дублируют не только друг друга, но и школьную программу. По мнению Президента, стоит подумать о введении на негуманитарных специальностях в вузах интегрированного курса "Высшее обществоведение", нацеленного на комплексное изучение экономической, социальной, политико-правовой и духовной жизни современного общества.
Кроме того, Александр Лукашенко обратил внимание на необходимость пересмотра вузовских программ и ориентации их в большей степени на практику. "Должна осуществляться максимальная интеграция образования, науки и передового производства. Подготовка специалистов не может считаться полной без продолжительной практики на рабочих местах", - сказал Глава государства.
Президент считает, что первые два года студент должен числиться в университете и обучаться там, а последние два года - числиться в университете, а учиться на производстве.
Александр Лукашенко отметил, что белорусская высшая школа получила мировое признание, ряд ведущих вузов уже сегодня входит в престижные международные рейтинги. Он подчеркнул, что этот потенциал необходимо использовать в полную силу, постепенно расширяя экспорт образовательных услуг.
В то же время он считает, что белорусские студенты, молодые специалисты и педагоги должны активнее осваивать зарубежный опыт, в первую очередь через систему стажировок и обучения в ведущих зарубежных вузах, на предприятиях, организациях, являющихся лидерами рынка.
Глава государства считает, что этой работе необходимо придать системный характер, обеспечив последующее трудоустройство специалистов там, где их новые знания и умения будут особенно востребованы.
Президент подчеркнул, что высшая школа нуждается в современных преподавательских кадрах. Однако все меньше молодых людей желают посвятить себя научной и преподавательской работе: за последние пять лет сократилось число аспирантов, а количество докторантов вообще уменьшилось на треть. Отсутствует конкурс при поступлении в аспирантуру. По словам Главы государства, одной из причин этого называют усложнившуюся процедуру подготовки диссертаций и рассмотрения вопросов о присвоении ученых степеней.
"Разумеется, в таком важном деле необходим максимально объективный и принципиальный подход. И если мы здесь перегнули палку, надо еще раз вернуться к этому вопросу. Но если кто-то думает, что диссертацию может защитить каждый желающий, то глубоко заблуждается", - подчеркнул Президент.
"Вы знаете мое отношение к ученым степеням, званиям, - предупредил Глава государства. - Нам не нужны описательные докторские диссертации. Нет никаких оправданий тем, кто пишет докторскую диссертацию тяп-ляп, делая компиляцию из нескольких монографий. Только каторжный труд и открытие - вот тогда ты доктор наук. Нам иные доктора наук не нужны".
Александр Лукашенко требует также большей отдачи от ученых. "Мы пока не получаем от Академии наук даже того, что в нее вкладываем. Поэтому ученые должны четко понимать: да, настоящий ученый должен получать много, но этот ученый должен еще больше отдавать. Производительность труда прежде всего. Она должна иметь опережающие темпы по отношению к заработной плате", - подчеркнул Президент. Он отметил, что "в ближайшее время этот вопрос в плане контроля будет подвергнут серьезному анализу и в поле зрения попадет прежде всего Академия наук со всеми ее подразделениями и институтами".
Александр Лукашенко поручил Правительству совместно со всеми заинтересованными ведомствами внести взвешенные предложения по данным проблемам.
Еще одним важным вопросом, на котором сконцентрировал внимание Президент, является воспитание детей и повышение ответственности семьи за это.
Александр Лукашенко предлагает на законодательном уровне установить меры ответственности родителей за ненадлежащее воспитание детей вплоть до административного наказания.
"Истинные семейные ценности на протяжении многих лет являются одним из приоритетов нашей политики. Государство оказывает всестороннюю помощь родителям: постоянно увеличивает размеры пособий и иных социальных выплат в связи с рождением и воспитанием ребенка, помогает многодетным и молодым семьям получить льготное жилье, дотирует питание и отдых детей, всемерно развивает семейные формы устройства сирот. Но, к сожалению, эти усилия далеко не всегда дают отдачу", - отметил Глава государства.
Он напомнил, что рост семейного неблагополучия вынудил принять жесткие меры к нерадивым матерям и отцам, заставив их возмещать расходы государства по содержанию собственных детей. Александр Лукашенко отметил, что эта принципиальная позиция дала ощутимый экономический и, главное, воспитательный эффект. Реализация Декрета № 18 позволила в 2010 году на 40% уменьшить число детей, отобранных у родителей по решению суда, в три раза сократить число отказов от малышей и приступить к поэтапному закрытию интернатных учреждений.
"Считаю это нашей общей победой. Не все здесь, конечно, гладко, но это тенденция. Теперь нужно не сбавлять темпа в работе. Вопросы реализации Декрета должны находиться на персональном контроле руководителей местной власти", - сказал Глава государства. Александр Лукашенко поручил Администрации Президента и Госсекретарю Совета безопасности организовать жесткие проверки по выполнению Декрета № 18 по всем регионам и в четвертом квартале доложить о результатах.
Президент считает, что учебным заведениям нужно активнее вовлекать семью в воспитательный процесс. "Эта задача должна решаться через родительские университеты, участие мам и пап в организации шестого школьного дня, отдыха на каникулах, проведении спортивных и культурных мероприятий", - отметил Глава государства.
Кроме того, по мнению Президента, необходимо повысить роль родителей в управлении учебным заведением, вдохнуть новую жизнь в работу попечительских советов, дать им рычаги влияния на кадровую политику и планирование воспитательной работы, активизировать участие в укреплении материальной базы учреждения образования, организации досуга детей. По словам Александра Лукашенко, такие советы должны быть созданы при всех дошкольных и общеобразовательных учреждениях с включением в их состав не только родителей, но и представителей местной власти, шефов.
Президент затронул также вопрос оказания спонсорства учебным заведениям. По его мнению, здесь необходимо создать максимально благоприятные и привлекательные условия для привлечения спонсоров и увеличения внебюджетных доходов учебных заведений. При этом не должна быть нарушена общедоступность и бесплатность основных образовательных услуг.
По мнению Президента, первым шагом в этом направлении может стать освобождение от уплаты налога на прибыль всех учреждений образования по примеру вузов.
В то же время Александр Лукашенко считает, что если обеспеченная семья готова оказать помощь учебному заведению, то "возьмите у них эти деньги и направьте куда надо". "А мы должны в сентябре в Министерстве образования создать под это нормативно-правовую базу и четко прописать, для чего эти деньги должны использоваться и на что ни в коем случае нельзя их направлять", - отметил Президент. Он также добавил, что если будет принято решение об освобождении от налогообложения на прибыль, то эти средства могут пойти на доплату для питания детей, другой поддержки. Президент также позитивно оценил прошедшую по стране акцию помощи подготовки к школе детей из малообеспеченных семей. "Ведь детям же помогаем - это святое", - сказал он.
В целом же государство будет усиливать поддержку семей с детьми.
"Мы будем стимулировать и поддерживать тех, кто сегодня рожает детей", - сказал Президент.
"Не будет в семье троих детей - нация обречена на гибель. Поэтому это наиважнейший вопрос. И как бы ни было трудно государству, многодетные семьи, детей вообще мы будем поддерживать", - заявил Глава государства.
Александр Лукашенко затронул также вопрос питания детей в школах. По его мнению, школа не всегда может обеспечить ребенка завтраком, обедом и ужином, а потому в этот период семья должна что-то взять и на себя. "Если семья не может, то ведь директора школ это знают – помогите этим семьям и детям", - сказал Глава государства.
Последняя и немаловажная тема, поднятая Главой государства, - значение личности педагога.
«Вряд ли кто станет оспаривать утверждение, что самым живым примером для ученика является сам учитель, - отметил Президент. – И как бы ни менялась система образования, какие бы учебные новинки ни обогащали учебный процесс, роль наставника всегда останется главной и определяющей. На него возложена персональная ответственность за юные души, за то, как сложится жизнь каждого воспитанника».
"К сожалению, сегодня некоторые учителя и преподаватели забывают об этом: не гнушаются превращать аудиторию в политический клуб, используют свое положение для пропаганды антиобщественных, а порой глубоко безнравственных идей, калечат молодые души. А руководители учебных заведений закрывают на это глаза, предпочитают жить по принципу "моя хата с краю". А потом удивляются негативным явлениям в молодежной среде", - отметил Президент.
"Вы должны знать и мою позицию, и позицию государства: мы этого допустить не можем", - подчеркнул Александр Лукашенко.
Президент считает, что с такими педагогами надо без сожаления расставаться, поскольку "учеба не должна делать интеллектуальных и духовных инвалидов".
Александр Лукашенко считает также неприемлемым пассивность и равнодушное отношение педагогов к своим обязанностям. "Вспомните советское время: тогда учитель для своих учеников был и воспитателем, и психологом, и социальным педагогом. Бесплатно, не жалея времени и сил, занимался с отстающими учениками, знал все о жизни детей не только в школе, но и дома, во дворе", - напомнил Глава государства.
Он с сожалением констатировал, что сегодня эти обязанности педагога ушли на задний план. "Сравнивая, как работали те же школьные учителя раньше, приходишь к выводу, что некоторые педагоги пренебрегают воспитательной работой. Им не хватает живых, неказенных контактов с учениками и их родителями", - сказал Президент.
Глава государства считает, что статус педагогов в обществе надо поднять на новую высоту. "И мы знаем, что для этого надо сделать. Так давайте сделаем", - сказал Президент, обращаясь к педагогам.
Александр Лукашенко обратил внимание на то, что престиж профессии учителя катастрофически упал, как только понизились требования к моральному облику учителей, их профессиональному уровню и общей культуре. "Когда-то в эту сферу шли лучшие из лучших. Не просто было оказаться достойным высокого призвания Наставника", - напомнил Президент.
По его словам, сегодня студенческий контингент формируется по остаточному принципу, туда идут те, кого больше никуда не взяли. Однако и в этой ситуации абитуриентов порой просто не хватает: по итогам вступительной кампании 2011 года остались незаполненными десятки мест на педагогические специальности. Президент подчеркнул, что это большой недостаток Министерства образования и Правительства.
"Ищите престиж, прежде всего, в своих умах и в своей работе. Все остальное рано или поздно приложится", - обратился Глава государства к педагогам.
Кроме того, Президент отводит важную роль средствам массовой информации в формировании положительного имиджа педагогической профессии, социального статуса учителя и воспитателя. "В системе образования работает немало настоящих энтузиастов своего дела, замечательных, талантливых людей, для которых их работа не ремесло, а жизненное призвание. Их опыт должен служить примером и стать достоянием всей общественности", - подчеркнул Президент.
Александр Лукашенко отметил, что государство готово поддержать учителей, преподавателей и воспитателей не только морально, но и материально, усилить социальный пакет, но при условии резкого повышения отдачи от их работы.
Президент считает необходимым создать новые механизмы материального стимулирования эффективного труда педагогов.
По его мнению, руководитель учреждения образования должен иметь для материального стимулирования педагогов полномочия и ресурсы. Для этого Правительство должно определить порядок создания специальных фондов ректоров и директоров учебных заведений, из которых они могли бы поощрять самых лучших, активных сотрудников. "Демократично, с учетом педагогических советов, но не единолично. Деньги в таком творческом коллективе, как учительский, надо делить очень аккуратно", - подчеркнул Президент.
Подводя итоги состоявшемуся разговору, Президент счел его крайне своевременным и полезным, позволившим объективно, без эмоций оценить итоги развития белоруской образовательной сферы, наметить пути решения проблем, определить задачи на новый учебный год и на перспективу.
"Мне часто приводят в пример американскую, западноевропейскую и азиатскую системы образования. Но я убежден: у нас есть свои замечательные традиции и очевидные преимущества, которые нужно развивать, приумножать и шлифовать. И роль в этом учителя, преподавателя, воспитателя будет день ото дня возрастать", - считает Глава государства.
«Мы привыкли полагаться на педагогический корпус страны как на соратников и единомышленников. И вы никогда не подводили, в самых разных ситуациях демонстрировали идейную и гражданскую зрелость, высокую ответственность, преданность интересам государства, честность и порядочность. Этим же будем отвечать вам», - сказал Президент.
«Беларусь – сильная страна. И она стала такой, прежде всего, благодаря знаниям, таланту и интеллекту своего народа. Поэтому педагоги неизменно будут пользоваться нашим особым уважением и вниманием», - заключил Глава государства.
Александр Лукашенко поздравил всех педагогов с началом нового учебного года и пожелал здоровья, счастья и трудовых успехов.