Посещение Национального аэропорта Минск

  • 8

Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко поручил завершить в 2014 году модернизацию Национального аэропорта Минск. Такую задачу он поставил 15 апреля, посещая аэропорт.

Александр Лукашенко обратил внимание на то, что все работы по реконструкции, которые выполнены до настоящего времени, в том числе и для того чтобы принять гостей предстоящего чемпионата по хоккею, сделаны неплохо. Далее следует постепенно приводить в порядок оставшуюся часть аэропорта. При этом Президент подчеркнул, что это должно быть сделано за разумные деньги.

"В этом году кровь из носу надо закончить модернизацию аэропорта, - сказал Глава государства. - К концу года должны быть полностью благоустроены здания и территория".

"Все должно быть идеально, потому что человек, который летит в Беларусь, сразу будет смотреть в иллюминатор, где приземлится. Поэтому все должно быть красиво, - сказал Президент. - К чемпионату мира наведите лоск. Все должно быть по-хозяйски. Мы должны довести до ума этот аэропорт". Александр Лукашенко добавил, что для него это вопрос чести. "Когда я стал Президентом, ко мне было море ходоков: за ноль рублей продайте аэропорт, он у вас все равно не будет работать, а мы его загрузим. Знаете, я в какое-то время, когда были трудные времена, колебнулся: думаю, кто его знает, чем его поддержать из бюджета, может быть, действительно кому-то отдать? А потом сказал: нет, все-таки это ценность, это достояние, ничего мы отдавать не будем, ни одного аэропорта", - сказал Глава государства. "И сегодня на них спрос. А этот аэропорт у нас прибыльный. Но это символ нашей страны. И мы в этом году должны сделать то, что достойно Беларуси, чтобы говорили: вот у вас как в Минске чистенько, аккуратненько, так и в аэропортах", - сказал Президент.

"Не должно нашим детям достаться то, что у нас было, когда мы стали руководить страной. Какой-то в советские времена построили низенький захудаленький аэропорт, а потом коснулись: ба, это же совсем уже каменный век! И нам пришлось на безденежье как-то латать, а потом штурмом брать это здание", - сказал Глава государства. Александр Лукашенко отметил, что в ближайшие годы аэропорт будет работать прибыльно и, предложив здесь хорошие условия, можно привлечь большее число пассажиров. Президент подчеркнул, что следует смотреть на перспективу и продолжать развивать аэропорт.

Национальный аэропорт Минск был введен в эксплуатацию более 30 лет назад и является основным воздушным портом страны, через который осуществляется до 97% пассажирских и грузовых авиаперевозок. Общая площадь здания аэровокзального комплекса составляет почти 80 тыс. кв.м, 82% которых (65 тыс. кв.м) запланировано реконструировать. К 1 апреля уже введены в эксплуатацию VIP-зал и комплекс по обслуживанию авиаперевозок, связанных с проведением чемпионата мира по хоккею, увеличена площадь залов ожидания за счет пристроенной части, открыты новые пункты регистрации пассажиров, дополнительные рабочие места страховых агентов, 11 кабин пограничного контроля, места таможенного контроля, осуществлен монтаж коммуникаций и оборудования по сортировке багажа.

В результате реконструкции аэропорт сможет обслуживать до 5,8 млн пассажиров в год и выдерживать пиковые нагрузки - около 29 тыс. пассажиров в сутки. В аэропорту также выделены две зоны таможенного досмотра, что позволяет одновременно обслуживать пассажиров с шести воздушных судов (до тысячи человек), устроена единая зона регистрации пассажиров на 22 стойки. С 22 февраля 2013 года структурным подразделением МИД, расположенным в Национальном аэропорту Минск, осуществляется оформление и выдача виз всем иностранным гражданам вне зависимости от наличия в стране, из которой прибыл гражданин, белорусского загранучреждения. Таким образом, сформирована необходимая инфраструктура для обслуживания зарубежных участников и гостей чемпионата мира по хоккею.

Как было доложено Президенту, в течение последних лет наблюдается устойчивая динамика прироста пассажиров и грузов, принятых в аэропорту. Так, в 2013 году обслужено 2,19 млн пассажиров, а за январь-март этого года достигнут рост данного показателя на 10%.

Александр Лукашенко ознакомился с тем, как ведется реконструкция аэровокзального комплекса, организацией обслуживания пассажиров. Президент осмотрел зону прилета (пункты пограничного пропуска, выдачи багажа, таможенного контроля), зоны ожидания и регистрации пассажиров, зону вылета, привокзальную территорию. Глава государства также ознакомился с организацией обслуживания VIP-пассажиров. Александр Лукашенко подробно интересовался условиями работы. Президента заверили, что в аэропорту не будет никаких проблем с обслуживанием как гостей предстоящего чемпионата мира по хоккею, который пройдет в мае в белорусской столице, так и других пассажиров. Кроме того, Глава государства сравнил, как работают частные и государственные магазины беспошлинной торговли, и это сравнение оказалось не в пользу государственной компании. Александр Лукашенко также напомнил бизнесу про социальную ответственность.

В целом Президент остался доволен проведенными работами по реконструкции действующего аэровокзального комплекса Национального аэропорта Минск.

"На первый взгляд все нормально, все блестит, все красиво - это хорошо. Но главное, чтобы было качество и чтобы это все было надежно", - сказал Глава государства.

"Я не претендовал на то, чтобы проинспектировать этот объект, выявить какие-то недостатки. Есть люди, которые это сделают. Но главное - время, оно покажет, что сделали правильно, а где чего-то не хватает", - отметил Президент.

В то же время Александр Лукашенко подчеркнул, что за все недостатки соответствующие люди "будут отвечать на всю катушку". "Потому что здесь не изобретено ничего нового. В мире есть очень продвинутые аэропорты, суперпродвинутые, средние - выбирай вариант и работай", - отметил Глава государства.

"Кажется, что вы серьезно проработали все варианты, определили для себя лучший и по этому принципу, исходя из наших возможностей и условий, и попытались что-то сделать", - добавил Президент.

Обращаясь к генподрядчику работ по реконструкции ОАО "Гроднопромстрой", Александр Лукашенко предупредил, что оставшиеся работы должны быть выполнены также на высоком уровне. "Контролеров здесь хватает, мне докладывают из разных источников о больших недостатках, поэтому не роняйте свое лицо, сделайте достойно, как вы умеете", - сказал Глава государства. "А потом спросим с каждого. Чтобы не было слуцких мясокомбинатов и льнозаводов, надо вовремя это пресекать", - добавил Президент. Генеральный директор ОАО "Гроднопромстрой" Абдулвагаб Вагабов согласился с тем, что были некоторые недостатки при выполнении строительных работ, однако к настоящему времени они все устранены.

О перспективах развития Национального аэропорта Минск речь зашла далее на совещании.

Александр Лукашенко отметил, что предстоит обсудить, что будет делаться в аэропорту в будущем. "Я давал поручение проработать вопрос строительства новой взлетно-посадочной полосы, примерно в 4 км, самой современной, с дополнительным терминалом к ней с учетом свободной экономической зоны", - напомнил Глава государства.

"Это центр Европы. Если мы предложим хорошие условия, у нас будет хорошая вторая взлетно-посадочная полоса, которая сможет принимать аэробусы, - это совсем другой вариант, - отметил Президент. - Нужно смотреть вперед. Я не говорю, что мы это сделаем завтра или послезавтра. Но в следующую пятилетку придется это делать".

Александр Лукашенко предложил рассмотреть возможность строительства второй взлетно-посадочной полосы своими силами.

"Порой мы бросаемся на инвестора, который предлагает выгодные условия. Но эти условия нам со временем обойдутся двойной ценой. Так, может быть, нам самим взяться за это и сделать?", - сказал Глава государства.

"Да, взлетно-посадочная полоса - дело ответственное. Но какая там сложность, мы что, изобретаем велосипед, что-то новое пытаемся построить? Люди давно строят эти взлетно-посадочные полосы, и не одну построили, в мире их тысячи. Так давайте возьмем хороший проект, подключим одного толкового проектанта, заплатим ему деньги, и он будет курировать этот проект и подскажет нашим проектантам, как и что делать", - отметил Президент. "Неужели мы не сможем сделать? Или кому-то хочется с иностранцами заключить договор, чтобы получить откат или, как его называют, комиссионные?" - добавил Александр Лукашенко.

"Если есть какой-то инвестор и если это приемлемо и условия нормальные, это все надо просчитать, давайте с ним вести переговоры. Но давайте это делать по-хозяйски, с государственным подходом, а не то, что надо, Президент требует, мы тебе сделаем, а потом посчитаем в конце - и окажется, что акции отдали зря и за большую цену построили новый аэропорт. Этого быть не должно", - подчеркнул Президент. Он добавил, что ответственность за это несет министр транспорта и коммуникаций Анатолий Сивак.

Как доложил Анатолий Сивак, ведутся переговоры с китайской компанией, которая предлагала выполнить работы за $358 млн, однако после доработки проекта значительно увеличила сумму. По расчетам белорусских специалистов, такое строительство может обойтись в гораздо меньшие объемы средств.

Александр Лукашенко отметил, что обсуждал вопрос строительства взлетно-посадочной полосы с азербайджанской стороной, где есть необходимые специалисты, способные выполнить подобные работы и поделиться опытом с белорусскими коллегами.

Министр доложил также о застройке территории вокруг аэропорта. По его словам, в настоящее время проходит экспертизу проект детального планирования.  

Александр Лукашенко акцентировал внимание на том, что ни в коем случае под застройку не должны попасть пахотные земли. "Вы знаете мое отношение к лесу, пашне. Приоритет – это пашня", - сказал Глава государства. Он поручил детально проработать вопрос губернатору Минской области Семену Шапиро совместно с мэром Минска Николаем Ладутько, подчеркнув, что все должно быть выполнено компактно, по-европейски. Председателю Комитета государственного контроля Александру Якобсону поручено взять эту работу под контроль.

"Чистота, порядок – это наш бренд. Это то, с чем ассоциируется Беларусь", - добавил Глава государства.

На совещании рассмотрен также вопрос перевозки пассажиров в Национальный аэропорт Минск. В настоящее время они осуществляются от автовокзала Центральный, причем расписание движения автобусов согласовано с временем полетов воздушных судов. С ноября 2014 года планируется доставлять авиапассажиров в аэропорт железнодорожным транспортом от станции Минск-Пассажирский. По этому маршруту будут курсировать три поезда нового типа, уже приобретенные Белорусской железной дорогой, время следования составит менее 50 мин. Учитывая, что железнодорожные пути проходят на некотором отдалении от аэропорта, пассажиров на участке примерно в 500 м будет подвозить автобус, стоимость проезда в котором уже будет включена в железнодорожный билет. По словам министра, на сегодняшний день такой вариант является наиболее приемлемым, поскольку строительство тоннеля с траволатором потребует значительных финансовых вложений.

Александр Лукашенко согласился с тем, что не следует браться за ту работу, на которой завтра будет поставлен крест.

Говоря о сегодняшнем состоянии развития гражданской авиации, Анатолий Сивак отметил, что растет как количество пассажиров, так и грузовых перевозок, что требует расширения парка самолетов. Так, в конце апреля и в мае в Минск прибудет два новых самолета. Еще два самолета планируется взять в лизинг на Украине с тем, чтобы закрыть заявки по чартерным рейсам.

Речь на совещании шла также о переносе авиаремонтного завода. По словам министра транспорта и коммуникаций, разработан проект и уже в апреле будут начаты первые работы.

Президент поинтересовался, какие виды работ планируется производить на заводе, будет ли на них спрос. Анатолий Сивак попросил дать ему еще полгода на завершение проработки этого вопроса.

 "Мы не должны потерять ни одного направления по работам, которые делаем сейчас, если они нужны рынку, - подчеркнул Александр Лукашенко. – Делайте основательно, чтобы был полноценный завод. Я вижу, что пока вы эту работу провалили. Надо ее форсировать". "У нас есть опыт, давайте строить. Но надо знать, к чему идти. А то опять будем неэффективными", - добавил он.

"Договоримся так: до конца года должна быть четкая концепция и архитектурная и по тому, чем мы будем заниматься, какова будет перспектива. Я требую только одного – мы должны перед собой в этом плане ставить серьезные цели, не просто покрасить и жестянку какую-то произвести, а должны идти дальше. Да, это трудно, это сложно, но на это надо ориентироваться, коль мы уж это затеяли", - подчеркнул Президент. Он отметил, что необходимо готовиться к тому, чтобы на любом конкурсе была возможность показать такой продукт, который в итоге выиграет.

Александр Лукашенко поручил проработать эти вопросы в 4 квартале и доложить о результатах.