Вступительные экзамены должны пройти без нарушений

    Проект документа, регламентирующего правила приема в высшие и средние специальные учебные заведения на ближайшие годы, должен быть готов уже к осени 2005 года. Такую задачу поставил Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко 26 мая на совещании по контролю за ходом проведения вступительных экзаменов в высших и средних специальных учебных заведениях.

    Глава государства потребовал «сделать все необходимое для того, чтобы предстоящая вступительная кампания прошла без нарушений правил приема. Работа должна быть организована так, чтобы в вузы поступили достойные молодые люди. Самое главное - соблюдение принципа справедливости».

    Такого рода совещание - традиционное. Ежегодное внимание со стороны руководства страны к этой теме объясняется социальной значимостью и необходимостью системного государственного контроля за подготовкой кадров и формированием студенческого контингента. Как подчеркнул Президент, от этого во многом зависит стабильность общества и будущее нашего государства. Вступительная кампания затрагивает интересы большого числа наших граждан. Не только абитуриентов, но и родителей, учителей, родственников и друзей.

    Президент отметил, что в стране многое сделано для того, чтобы в ходе вступительной кампании соблюдался принцип справедливости. В большинстве вузов и средних специальных учебных заведений практически искоренены несправедливые моменты - поступление по так называемому «блату» и другие злоупотребления. Вместе с тем Глава государства потребовал «работать на опережение, на упреждение, чтобы искоренить даже немногочисленные случаи несправедливости при поступлении в высшие учебные заведения».

    Как подчеркнул Президент, в прошлом году было немало обоснованных жалоб от учащихся, родителей и учителей на сложность тестовых заданий и недостатки в организации самой процедуры тестирования.

    Участники совещания, среди которых были ректоры различных вузов, представители органов государственного управления, выразили свое мнение относительно нововведения и высказали пожелания с учетом накопленного опыта.

    Как было отмечено, тестирование является современной, прогрессивной, объективной и цивилизованной формой контроля знаний, позволяющей избежать фактора субъективности и психологического давления на абитуриента. Кроме того, такая система позволяет абитуриентам подавать документы не в один, а несколько вузов.

    Председатель Комитета государственного контроля, глава государственной комиссии по контролю за ходом подготовки и проведения вступительных испытаний в 2005 году Анатолий Тозик проинформировал об итогах вступительной кампании-2004.

    По словам Анатолия Тозика, важным моментом выработанного при участии Главы государства нового механизма формирования студенческой аудитории явилось проведение испытания по государственному языку - белорусскому или русскому - для всех учебных заведений только в форме централизованного тестирования. По остальным двум предметам абитуриент имел право выбора: представить сертификат централизованного тестирования либо участвовать в испытаниях в той форме, которую предлагало учебное заведение. Исключение составили медицинские университеты, где впервые по всем трем предметам испытания были проведены по тестовым материалам Республиканского института контроля знаний.

    Кроме того, вступительная кампания-2004 была проведена по единым для всех государственных и частных вузов правилам приема и срокам. Все ее элементы и этапы были взяты под жесткий государственный контроль. В течение всей кампании проводились специальные мероприятия работниками внутренних дел, государственной безопасности и финансовых расследований.

    По мнению Анатолия Тозика, решение о широком применении централизованного тестирования было правильным. Использование качественных тестов и обеспечение соответствующей системы госконтроля позволяют говорить о централизованном тестировании как о наиболее оптимальной форме проведения вступительных испытаний.

    Уже в прошлом году только по сертификатам централизованного тестирования было зачислено 25,2% студентов-первокурсников в вузы. Если учесть, что многие вузы инициативно пошли на проведение испытаний в форме тестов, то по результатам централизованного и вузовского тестирования было сформировано 75% студенческой аудитории страны.

    Внедряемая система, по словам Анатолия Тозика, у большинства людей формирует уверенность, что в любой вуз можно поступить без «блата» и только за счет собственных знаний. Яркое подтверждение этому - увеличение на 17,9% числа сельчан, зачисленных на бюджетные места в вузах.

    В тоже же время, как отметил глава Комитета госконтроля, необходимо еще совершенствовать тесты. Но, несмотря на это, главное, что тестирование позволяет создать принцип «одинаковости» в процессе поступления для всех абитуриентов, ликвидируя субъективные факторы со стороны экзаменаторов.

    Немаловажный момент: контрольные мероприятия установили факты отсутствия попыток дачи взяток членам приемных и предметных экзаменационных комиссий вузов. Основания для дачи мзды при внедряемой системе совершенно исчезают, добавил Анатолий Тозик.

    Особенность нынешней вступительной кампании состоит в том, что два из трех вступительных экзаменов во все вузы республики проводятся в форме централизованного тестирования, а профильный экзамен - в форме, которую определяет сам вуз.

    При этом Анатолий Тозик отметил, что почти все вузы будут в этом году применять форму тестирования по отдельным специальностям, а 30 вузов из 53 - применять тестирование по всем специальностям.

    В этом году госкомиссия начала работу 8 апреля. Основные ее усилия сосредоточены на обеспечении неукоснительного соблюдения порядка организации и проведения централизованного тестирования, ибо именно сюда переместилась основная тяжесть всей вступительной кампании.

    14 мая закончился этап платного тестирования, состоявшийся в 34 пунктах. Этот этап прошел организованно и без нарушений, которые могли бы повлиять на результаты. 29 мая начнется этап бюджетного тестирования.

    Количество тестируемых достигает 150-160 тыс. человек. Тестирование будет проходить в 161 пункте.

    В этом году госкомиссия планирует уделить пристальное внимание процессу организации приема на заочную и вечернюю формы обучения как в государственных, так и в частных вузах.

    По словам Министра образования Александра Радькова, в этом году на основе анализа потребностей республики в специалистах, результатов распределения и трудоустройства выпускников были скорректированы контрольные цифры приема. Заявленная ежегодная потребность отраслей экономики в кадрах составляет 18,5 тыс. молодых специалистов с высшим образованием, 10,3 тыс. - со средним специальным.

    С учетом имеющихся результатов изменены контрольные цифры приема на обучение по экономическим, юридическим, гуманитарным и педагогическим специальностям.

    В целом за 2004-2005 годы прием в вузы по педагогическим и юридическим специальностям уменьшен почти на 20%. С учетом интенсивного развития экономики увеличен прием на специальности технического, энергетического, зооветеринарного профиля.

    Президент потребовал вернуться к вопросу оптимизации приема на различные специальности с учетом потребностей народного хозяйства республики. «Все выпускники должны быть востребованы. Специалистов необходимо готовить под заказ», - добавил он.

    Заместитель Главы Администрации Президента Олег Пролесковский подчеркнул, что «Глава государства, по сути, защитил и оградил всех, кто занимается вступительными экзаменами от внешнего давления, соблазна кому-то помочь».

    Он также обратил внимание на еще одну проблему: начиная с марта, в связи с массовой подготовкой учащихся к тестам значительно снижается их внимание к другим дисциплинам.

    Были высказаны также предложения по борьбе с некачественным репетиторством, направленным не на обучение будущих абитуриентов, а на механическую отработку и запоминание заданий тестов и ответов на них. В частности, многие считают необходимым при поступлении в вуз учитывать четвертные и годовые оценки учащихся, начиная с 7 класса.

    Президент еще раз акцентировал внимание на своем главном требовании: для всех абитуриентов должны быть созданы равные условия для поступления. «Этот год должен стать последним, когда мы что-то шлифуем, уточняем вопросы организации вступительной кампании. Главное - создать четкую и понятную систему испытаний», - подчеркнул он.

    Министерству образования надлежит вновь обратить самое пристальное внимание на вопросы централизованного тестирования с учетом прозвучавших на совещании предложений и замечаний.

    Важным считает Александр Лукашенко предоставление возможности всем абитуриентам ознакомиться с результатами экзаменационных работ - весь процесс вступительной кампании должен быть прозрачным и открытым.

    По мнению Главы государства, ни в коем случае не должно быть перегибов и в приеме абитуриентов-льготников. Категории лиц, имеющие преимущества при поступлении, четко определены. Но они не должны перекрывать путь для поступления истинно талантливой молодежи.

    Как отметил Президент, пока имеются серьезные недоработки в вопросах целевого направления. Так, из 23 вузов 16 не выполнили план целевого приема. По 39 специальностям не был обеспечен конкурс поступающих на целевые места. Со сложившейся ситуацией предстоит разобраться в ближайшее время.

    Особую озабоченность у многих родителей вызывает непомерная плата за обучение, достигающая порой 1 000 - 1 500 долларов США в год. Президент не мог не отреагировать на эту актуальную проблему. «Необходимо подходить к вопросу определения размера платы за обучение по-человечески. Ведь для многих родителей это большие деньги», - сказал Александр Лукашенко. Президент поручил Правительству совместно с другими заинтересованными специалистами определить оптимальный размер оплаты за учебу в вузах.

    Александр Лукашенко обратил особое внимание на то, что ректоры высших учебных заведений занимают важное место в белорусском обществе: ведь именно от них зависит воспитание и образование новой интеллигенции, новых поколений специалистов для народного хозяйства страны, научных кадров. Поэтому очень важно, чтобы образовательный процесс в каждом вузе осуществлялся с учетом государственных и общенациональных интересов. За это руководители вузов несут ответственность.

    Президент отметил также, что в ряде вузов по-прежнему имеют место случаи, когда преподаватели отступают от утвержденных образовательных стандартов. «Мы не заставляем людей не иметь своего мнения. Но, работая в вузах, преподаватели должны осуществлять образовательный процесс в соответствии с утвержденными образовательными стандартами и программами», - сказал он.

    Глава государства отметил важную роль СМИ в информировании общественности о ходе