Совещание по вопросу получения Беларусью кредитного рейтинга
Глава государства Александр Лукашенко 12 января провел совещание по вопросу получения Беларусью суверенного кредитного рейтинга (СКР).
СКР представляет собой оценку возможности и готовности правительства страны погашать долговые обязательства в иностранной и национальной валютах. При определении СКР, являющегося одним из показателей платежеспособности и инвестиционной привлекательности государства, проводится анализ как экономической, так и политической ситуации.
На сегодняшний день большинство стран мира имеют СКР. Однако, как признают международные эксперты, этот рейтинговый показатель является весьма субъективным. Кроме того, он может нанести ущерб имиджу государства, если рейтинг изначально низкий или по каким-либо причинам будет впоследствии понижен.
В настоящее время субъекты мировой экономики пользуются услугами трех агентств, присуждающих СКР, - двух американских и одного с штаб-квартирами в США и Европе.
Поручение об изучении вопроса о возможном присвоении Беларуси суверенного кредитного рейтинга было дано Правительству около года назад. В ходе нынешнего совещания белорусский лидер подчеркнул, что «относится очень аккуратно» к самому вопросу получения нашей страной суверенного кредитного рейтинга. Обретение СКР для Беларуси - не самоцель, а одно из средств для решения главной задачи: ускорения экономического развития и повышения качества жизни людей, заявил Президент.
Обращаясь к членам Правительства и руководству Национального банка, Александр Лукашенко потребовал представить необходимые обоснования и гарантии того, что Беларусь получит объективный суверенный кредитный рейтинг и это принесет реальную пользу.
«Казалось бы, финансы должны быть связаны с реальной обстановкой в стране и реальными возможностями правительства платить по долгам. Но в последнее время деньги «пахнут», прежде всего, политикой», - подчеркнул Александр Лукашенко.
Достаточно красноречивым, по мнению Главы государства, является тот факт, что постсоветским странам изначально присваивается заниженный СКР. В то же время, исходя из высокого уровня развития нашей экономики, Беларусь по сравнению с другими странами СНГ могла бы объективно рассчитывать на более солидный рейтинг.
Вопрос объективности при установлении СКР стоит весьма остро. «Где гарантии, что это компании, не зависящие от Правительства США? Там все зависит от американского Правительства и все подчинено интересам Соединенных Штатов Америки. Надо нам сегодня приносить жертвы или нет?» - резонно отметил белорусский лидер.
Правительство представило на рассмотрение Главы государства свои обоснования необходимости получения Беларусью СКР. Суверенный кредитный рейтинг, по мнению заместителя Премьер-министра Андрея Кобякова, позволит более активно работать на международном рынке ценных бумаг, увеличить кредитные ресурсы банков, потребности в которых возросли в связи с длительным устойчивым ростом экономики, а также повысить корпоративные рейтинги белорусских банков, присвоить свои рейтинги крупным белорусским предприятиям-экспортерам.
Однако в целом ни Правительство, ни Национальный банк не смогли полностью гарантировать, что обретение Беларусью суверенного кредитного рейтинга будет выгодно и принесет только плюсы нашей стране, а выплаченные агентствам комиссионные - окупятся.
По мнению Президента, нельзя упускать из вида и еще один немаловажный фактор - рейтинговые агентства потенциально могут по своему усмотрению без каких-либо объяснений понижать рейтинг страны, в том числе и в угоду отдельным политическим силам. Присвоение СКР может в определенной степени использоваться также как инструмент давления на правительства отдельных государств. Как свидетельствует практика, многие страны обрели высокий инвестиционный рейтинг после практически полной распродажи государственной собственности. Однако скупленной экономикой управляют отнюдь не национальные власти.
Подводя итоги совещания, Александр Лукашенко указал на необходимость продолжить работу по тщательному изучению целесообразности получения Беларусью суверенного кредитного рейтинга. «Тезис о том, что главное получить рейтинг, и не важно какой, - я не приемлю. Нужно активно поработать в данном направлении на предварительной стадии, однако все еще раз тщательно обсудим непосредственно перед принятием решения», - сказал Президент.
Как заявил Александр Лукашенко, наша страна рассчитывает, в основном, на собственные силы и ресурсы и залезать в долги не стремится. «Мы взяли совершенно иной курс», - подчеркнул белорусский лидер. При этом он указал на необходимость максимально полно и эффективно использовать возможности по привлечению внутренних инвестиций.
Александр Лукашенко отметил: даже если республика не получит суверенный кредитный рейтинг, а экономика будет нормально развиваться и будут производиться товары, востребованные на международных рынках, стране предоставят необходимые кредиты. «Их дадут предприятиям, а государству и Правительству эти кредиты не нужны, не стоит залезать в долги», - считает он.
Глава государства привел в качестве примера БелАЗ и Белорусский металлургический завод - предприятия, которые могут получить необходимые кредитные средства на выгодных для них условиях именно по той причине, что они эффективно работают и являются весьма прибыльными.
Обращаясь к главе Национального банка Петру Прокоповичу, Президент указал на необходимость в 2005 году активизировать работу по привлечению инвестиционных ресурсов в целом.
Глава государства также призвал руководителей ведущих промышленных предприятий более рационально использовать прибыль: не «проедать» ее, а направлять на модернизацию производства, освоение новых технологий, создание конкурентоспособной продукции. Это реальный путь повышения инвестиционной привлекательности Беларуси.
СКР представляет собой оценку возможности и готовности правительства страны погашать долговые обязательства в иностранной и национальной валютах. При определении СКР, являющегося одним из показателей платежеспособности и инвестиционной привлекательности государства, проводится анализ как экономической, так и политической ситуации.
На сегодняшний день большинство стран мира имеют СКР. Однако, как признают международные эксперты, этот рейтинговый показатель является весьма субъективным. Кроме того, он может нанести ущерб имиджу государства, если рейтинг изначально низкий или по каким-либо причинам будет впоследствии понижен.
В настоящее время субъекты мировой экономики пользуются услугами трех агентств, присуждающих СКР, - двух американских и одного с штаб-квартирами в США и Европе.
Поручение об изучении вопроса о возможном присвоении Беларуси суверенного кредитного рейтинга было дано Правительству около года назад. В ходе нынешнего совещания белорусский лидер подчеркнул, что «относится очень аккуратно» к самому вопросу получения нашей страной суверенного кредитного рейтинга. Обретение СКР для Беларуси - не самоцель, а одно из средств для решения главной задачи: ускорения экономического развития и повышения качества жизни людей, заявил Президент.
Обращаясь к членам Правительства и руководству Национального банка, Александр Лукашенко потребовал представить необходимые обоснования и гарантии того, что Беларусь получит объективный суверенный кредитный рейтинг и это принесет реальную пользу.
«Казалось бы, финансы должны быть связаны с реальной обстановкой в стране и реальными возможностями правительства платить по долгам. Но в последнее время деньги «пахнут», прежде всего, политикой», - подчеркнул Александр Лукашенко.
Достаточно красноречивым, по мнению Главы государства, является тот факт, что постсоветским странам изначально присваивается заниженный СКР. В то же время, исходя из высокого уровня развития нашей экономики, Беларусь по сравнению с другими странами СНГ могла бы объективно рассчитывать на более солидный рейтинг.
Вопрос объективности при установлении СКР стоит весьма остро. «Где гарантии, что это компании, не зависящие от Правительства США? Там все зависит от американского Правительства и все подчинено интересам Соединенных Штатов Америки. Надо нам сегодня приносить жертвы или нет?» - резонно отметил белорусский лидер.
Правительство представило на рассмотрение Главы государства свои обоснования необходимости получения Беларусью СКР. Суверенный кредитный рейтинг, по мнению заместителя Премьер-министра Андрея Кобякова, позволит более активно работать на международном рынке ценных бумаг, увеличить кредитные ресурсы банков, потребности в которых возросли в связи с длительным устойчивым ростом экономики, а также повысить корпоративные рейтинги белорусских банков, присвоить свои рейтинги крупным белорусским предприятиям-экспортерам.
Однако в целом ни Правительство, ни Национальный банк не смогли полностью гарантировать, что обретение Беларусью суверенного кредитного рейтинга будет выгодно и принесет только плюсы нашей стране, а выплаченные агентствам комиссионные - окупятся.
По мнению Президента, нельзя упускать из вида и еще один немаловажный фактор - рейтинговые агентства потенциально могут по своему усмотрению без каких-либо объяснений понижать рейтинг страны, в том числе и в угоду отдельным политическим силам. Присвоение СКР может в определенной степени использоваться также как инструмент давления на правительства отдельных государств. Как свидетельствует практика, многие страны обрели высокий инвестиционный рейтинг после практически полной распродажи государственной собственности. Однако скупленной экономикой управляют отнюдь не национальные власти.
Подводя итоги совещания, Александр Лукашенко указал на необходимость продолжить работу по тщательному изучению целесообразности получения Беларусью суверенного кредитного рейтинга. «Тезис о том, что главное получить рейтинг, и не важно какой, - я не приемлю. Нужно активно поработать в данном направлении на предварительной стадии, однако все еще раз тщательно обсудим непосредственно перед принятием решения», - сказал Президент.
Как заявил Александр Лукашенко, наша страна рассчитывает, в основном, на собственные силы и ресурсы и залезать в долги не стремится. «Мы взяли совершенно иной курс», - подчеркнул белорусский лидер. При этом он указал на необходимость максимально полно и эффективно использовать возможности по привлечению внутренних инвестиций.
Александр Лукашенко отметил: даже если республика не получит суверенный кредитный рейтинг, а экономика будет нормально развиваться и будут производиться товары, востребованные на международных рынках, стране предоставят необходимые кредиты. «Их дадут предприятиям, а государству и Правительству эти кредиты не нужны, не стоит залезать в долги», - считает он.
Глава государства привел в качестве примера БелАЗ и Белорусский металлургический завод - предприятия, которые могут получить необходимые кредитные средства на выгодных для них условиях именно по той причине, что они эффективно работают и являются весьма прибыльными.
Обращаясь к главе Национального банка Петру Прокоповичу, Президент указал на необходимость в 2005 году активизировать работу по привлечению инвестиционных ресурсов в целом.
Глава государства также призвал руководителей ведущих промышленных предприятий более рационально использовать прибыль: не «проедать» ее, а направлять на модернизацию производства, освоение новых технологий, создание конкурентоспособной продукции. Это реальный путь повышения инвестиционной привлекательности Беларуси.