Посещение Минского моторного завода

  • 1:06

Минский моторный завод должен освоить выпуск всей гаммы двигателей мощностью до 400 лошадиных сил и в перспективе наладить производство более мощных моторов совместно с ведущими иностранными компаниями. Такие задачи поставил 9 февраля 2005 года Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко в ходе посещения предприятия.

Вопрос развития производства белорусских двигателей находится на контроле у Главы государства. Минский моторный завод стал в 1994 году одним из первых предприятий, где побывал Александр Лукашенко после избрания Президентом. Как известно, в середине 90-х высказывались настойчивые предложения о закрытии промышленных гигантов Беларуси, предлагалось сделать ставку на небольшие мобильные производства. Наша страна пошла другим путем, и, как показала практика, сохранение «локомотивов» белорусской экономики, в том числе ММЗ, было правильным решением.

Это подтверждает и история развития Минского моторного завода. Предприятие не только выжило в непростых экономических условиях, но и за 10 лет увеличило промышленное производство двигателей в 4 раза. Более того, наряду с четырехцилиндровыми освоены шестицилиндровые моторы, в настоящее время идет работа по переходу на современный стандарт Евро-3. Создан большой количественный и качественный ряд дизельных двигателей. В настоящее время здесь выпускается 24 вида моторов, в то время как в 1994 году производилась всего лишь одна модификация мощностью 80 лошадиных сил.

ММЗ, как и другие «киты» белорусской промышленности, в том числе МАЗ, БелАЗ, МТЗ, стали головными предприятиями в производственных объединениях, крупных холдингах, куда вошли меньшие заводы, расположенные в районных и областных центрах. Такая практика, по мнению Президента, стала благом не только для страны, но и для коллективов - наращивать свои производственные мощности предприятие сможет, используя эти дополнительные площади. Кроме того, это способствует решению важных социальных вопросов, в том числе и таких, как обеспечение занятости, считает белорусский лидер.

В рамках посещения предприятия Глава государства ознакомился с полным циклом сборки современных дизельных двигателей, побывал на испытательной станции, осмотрел выставку готовой продукции.

В ходе совещания по вопросам развития моторостроения на предприятии Александр Лукашенко заявил: Беларусь должна максимально сократить импорт дизельных двигателей. «Будучи страной, где производятся тракторы, кормоуборочная и зерноуборочная техника, мы не можем двигатели покупать за рубежом и тем самым допустить, чтобы эта значительная часть нашей экономики была зависима от импорта», - подчеркнул Глава государства.

Президент отметил, что продукция Минского моторного завода должна не только удовлетворять внутренние потребности страны, но и пользоваться большим спросом на внешних рынках. «Это большая статья доходов предприятия, да и государства в целом», - указал Александр Лукашенко.

Президент высказал твердую убежденность в том, что дальнейшее развитие Минского моторного завода тесно увязано с реализацией двух основных программ: возрождения села и энергетической безопасности.

Уже с января 2006 года на ММЗ будет организован серийный выпуск разработанных по поручению Президента двигателей мощностью 300 лошадиных сил для тракторов и 350 лошадиных сил - для автомобилей. Оно было дано в августе 2004 года, а уже сегодня эти моторы проходят испытания в реальных условиях.

Глава государства особо подчеркнул: в последние годы в стране были разработаны принципиально новые образцы тракторов, автомобилей, сельскохозяйственной техники, которые требуют соответственно новых, более мощных двигателей, отвечающих европейским экологическим нормам. Оснащенная ими техника вполне конкурентоспособна на зарубежных рынках. «Наши восстановленные и развитые отрасли - автомобиле-, тракторо-и комбайностроение потребовали двигателей нового уровня, и мы их сделали. Задача - в течение этого года довести их до требуемого уровня», - сказал Александр Лукашенко.

В этой связи белорусский лидер поставил перед коллективом ответственную задачу: весь ряд двигателей мощностью до 400 лошадиных сил, востребованных экономикой страны, должен производиться ни Минском моторном заводе.

Еще одна важная задача, поставленная Президентом, - налаживание в Беларуси выпуска дизельных двигателей мощностью свыше 400 лошадиных сил. С этой целью в республике планируется создать совместные предприятия и привлечь иностранных инвесторов, которым планируется предоставить определенные преференции. «Пусть мы будем делать только какие-то комплектующие от этого двигателя - это сегодня. А завтра-послезавтра, сотрудничая с ведущими фирмами мира в области дизелестроения, мы выйдем на самостоятельное производство двигателей мощностью свыше 400 лошадиных сил», - убежден Глава государства.

Белорусская сторона уже провела соответствующие переговоры с крупнейшими мировыми компаниями, в том числе с американской «Камминз». «Я думаю, мы сможем привлечь новых инвесторов, которые производят дизельные двигатели больших мощностей», - сказал Александр Лукашенко. Президент подчеркнул, что уже сегодня отечественная промышленность испытывает потребность в двигателях большой мощности. По его словам, с 2006 года только предприятия сельхозмашиностроения будут ежегодно нуждаться в 6 тыс. таких моторов.

О перспективах развития Минского моторного завода Президенту доложил генеральный директор предприятия Николай Лобач. По его словам, ММЗ выполняет прогнозные показатели в полном объеме. В 2005 году сумма запланированных платежей в бюджет превысит 66 млрд. рублей (в 2004 году ММЗ внес в бюджет налогов на сумму 45 млрд. рублей).

В 2004 году предприятию удалось значительно нарастить валютную выручку. Повысилось и качество производимой продукции: количество рекламаций в отношении четырехцилиндровых двигателей снизилось на 60%, в отношении шестицилиндровых - на 71%.

Николай Лобач представил Президенту программу развития ММЗ на 2005-2010 годы, нацеленную на повышение конкурентоспособности белорусских моторов, увеличение объемов выпуска двигателей, закрепление на рынках Беларуси, России и других стран СНГ. На ее реализацию планируется привлечь около 70 млн. долларов США.

В 2005 году Минский моторный завод планирует произвести порядка 90 тыс. двигателей. При этом на МТЗ будет поставлено более 36 400 моторов. Прогноз поставок на Минский тракторный завод в 2010 году - 62 100 единиц. Для Минского автомобильного завода в нынешнем году будет произведено 4 500 моторов. А в 2010 - уже 10 250 двигателей.

В ходе совещания Александр Лукашенко поинтересовался работой предприятий, входящих в производственное объединение ММЗ, и закрепленных за заводом сельскохозяйственных комплексов.

По словам Николая Лобача, большинство предприятий функционируют стабильно и приносят прибыль. Намечена стратегия оздоровления экономики отстающих производств, увеличения выпуска продукции и создания новых рабочих мест.

Президент указал на необходимость рационального использования всех имеющихся площадей, технического оборудования, а также отхода от практики работы через посредников.

Свое мнение о качественных характеристиках новых дизельных двигателей мощностью 300 и 350 лошадиных сил, разработанных по поручению Главы государства, высказали руководители ведущих автомобилестроительных предприятий страны.

Как было отмечено, испытания выявили ряд недочетов в работе новых моделей моторов. Однако уже в ближайшее время недостатки будут устранены.

Глава государства также поинтересовался положением дел на предприятиях и в сельхозорганизациях, входящих в состав крупных холдингов. Было подчеркнуто, что именно введение в состав МТЗ, МАЗ и ПО «Гомсельмаш» убыточных производств позволило не только спасти такие производства, но и вывести большинство на качественно новый уровень, сохранить рабочие места.

В рамках посещения ММЗ Глава государства пообщался с представителями трудового коллектива и ответил на волнующие их вопросы. Одним из таких стал вопрос о перспективах сотрудничества с Украиной, куда Минский моторный завод ежегодно поставляет порядка 5 тыс. двигателей.

Глава государства выразил уверенность в том, что нынешняя ситуация в Украине не повлияет негативным образом на объемы экспорта белорусских двигателей в эту страну. Президент подчеркнул, что экономика является основой межгосударственных отношений и оказывает значительное влияние на все сферы двустороннего сотрудничества, в том числе на политику. При этом Александр Лукашенко назвал Виктора Ющенко проукраинским Президентом и охарактеризовал украинского коллегу как «здравомыслящего, грамотного, разумного человека». При этом Глава государства заметил, что ситуация, в которой находится украинский Президент, весьма схожа с той, что была в 1994 году, когда Александр Лукашенко был избран на президентский пост.

Белорусский лидер заявил также о том, что практически решены проблемы, связанные с переходом в торговле с Россией на взимание НДС по принципу страны назначения. Как отметил Александр Лукашенко, в начале года Беларусь испытывала определенные трудности в продаже своих товаров на российском рынке. По его словам, белорусская сторона была вынуждена даже направить в Россию специалистов из налоговых органов для оказания помощи в отработке новой системы, чтобы отечественные предприятия не потеряли темп производства и продолжали экспорт продукции на российский рынок. «Сегодня в основном все нормализовалось. Это нормальный, выгодный для нас принцип взимания косвенных налогов», - сказал белорусский лидер.

Президент подчеркнул также необходимость диверсификации рынков сбыта продукции Минского моторного завода. «Хорошо, что в России есть спрос на белорусские двигатели, но нельзя зависеть от одного государства», - убежден Александр Лукашенко. Он подчеркнул, что это касается всех экспортных товаров, выпускаемых в республике. «Нужно завоевывать новые рынки сбыта, закрепляться на них, затем организовать сервисное обслуживание, продавать запчасти - это же доход государства, а значит, и зарплата на предприятии», - сказал Президент.

Дисциплина на предприятиях Беларуси будет постоянно усиливаться, подчеркнул Александр Лукашенко. «За бездельем, безответственностью, недисциплинированностью приходят конфликты, теракты, войны. Поэтому дисциплина и порядок - это немаловажная проблема», - добавил белорусский лидер.

При этом он подчеркнул, что государство, укрепляя дисциплину на производстве, будет при этом максимально защищать интересы трудового человека. «Это я вам гарантирую», - сказал Президент, обращаясь к работникам предприятия.

Как было отмечено, продукция минских моторостроителей пользуется большим спросом в странах СНГ. Так, целый ряд российских предприятий отдают предпочтение двигателям белорусского производства. Потребители продукции ММЗ - АМО «ЗИЛ» (Москва), ОАО «ГАЗ» (Нижний Новгород) и многие другие. А с прошлого года этот список еще расширился. Его пополнили такие известные производители, как ОАО «Ростсельмаш» (Ростов-на-Дону), ОАО «Арсенал» (Санкт-Петербург), ОАО «Электроагрегат» (Курск).

Примечательный факт: узбекские машиностроители отказались от закупки американских двигателей, отдав предпочтение белорусским.

Александр Лукашенко отметил, что государство и впредь будет поддерживать Минский моторный завод, а также других промышленных гигантов, имеющих важное социальное и экономическое значение для Беларуси.