Ответы Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко на вопросы журналистов в ходе посещения спортивного комплекса "Раубичи"
ИА "Интерфакс": Александр Григорьевич, в последнее время создается впечатление, что в деле строительства белорусско-российского Союза возникают некоторые проблемы. Что же будет с Союзом?
Лукашенко А.Г: Знаете, что касается того или иного процесса, вы как человек уже взрослый, умудренный опытом понимаете, что без проблем ничего не бывает. Поэтому проблемы всегда есть и будут. Вопрос только, наверное, как решаться будут эти проблемы. Что касается Союза, вы знаете, произойдет это при Путине и Лукашенко или же при ком-то другом, но этот Союз будет. Нормальный, равноправный Союз, народы, которые объединяются на равных. Альтернативы такому пути нет. Поэтому я абсолютно убежден, что такой Союз состоится. Вот только жаль, что это может произойти не при нас. Поэтому я всегда настаивал, что нам не надо тормозить эти процессы. Нам надо двигаться вперед и не надо разрушать то, что создано. Надо опираться на это, и совершенствовать наши отношения и Союз. Затормозить этот процесс можно, но повернуть его вспять уже нельзя.
ТВС ("Шестой канал"): Александр Григорьевич, а изменятся ли приоритеты внешней политики Беларуси?
Лукашенко А.Г: Нет, приоритеты довольно четко расставлены. И вы, наверное, понимаете, что нам нет необходимости менять приоритеты нашей внешней политики. Может быть более чутко реагировать на конъюнктуру внешней политики. Более чутко реагировать на те новые процессы, которые время от времени возникают, или новые тенденции, которые возникают на международной арене. Нам надо учиться более чутко на них реагировать, что мы в последнее время и стараемся делать. А так приоритеты, наверное, у нас определены абсолютно правильно. Наши главные интересы - это наше братское государство Россия на востоке. Птица не может лететь с перебитым крылом (по крайней мере долго.) Поэтому и западное направление для нас очень важно: мы в центре Европы, и мы иначе не можем. Кстати, здесь ничего нового нет. Мы всегда об этом говорили. И знаете, вот что меня в последнее время удивляет, даже порой потрясает, - эти экранные споры о суверенитете и независимости: ах, Беларусь сдаем, ах, еще что-то там теряем. Да никто ничего не сдает. Я как-то года три-четыре тому назад, когда активно шли процессы становления нашего Союза, накануне подписания Договора о Союзе, говорил, что самым заинтересованным в Беларуси человеком, который должен сохранить суверенитет государства, является Президент. Оппозиция сколько бы ни пищала, у нее принцип такой: что ни сделает власть - всё плохо. Даже если она сделает то, что вчера оппозиция говорила или еще думает говорить, всё равно плохо. Ну, это оппозиция. Поэтому самым заинтересованным в сохранении нашего суверенитета человеком является Президент. И вот эти экранные споры о том, куда мы войдем, будет Беларусь, не будет... Да никуда не войдем. Беларусь была и будет суверенным, независимым государством. И мы пойдем на тот Союз, где нас будут уважать, с уважением к нашему народу относиться, и на Союз только на принципах цивилизованных, как во всем мире. Прежде всего, это принцип равноправия. Что тут нового для вас? Я все время об этом говорил. Поэтому никакие другие предложения неприемлемы. Их можно вносить только для того, чтобы, знаете, пиаровски раскатать какую-то проблему и поддержать какую-то личность там и так далее. Это можно сделать, но не больше.
РИА "Новости": Александр Григорьевич! В свете последних предложений Путина и возникшего некого недопонимания ухудшится ли составляющая российской экономики, то есть пойдет ли Россия навстречу Беларуси в плане предоставления льгот на газ, тарифы?
Лукашенко А.Г: Вы имеете в виду наши договоренности с Россией о равных ценах на газ в России и в Беларуси и так далее. Я хочу, чтобы вы четко понимали, что это произошло совсем недавно по газу, но не на все объемы, а только на газ, который поставляет Газпром - это 10 млрд. кубов в год. А еще 6,5 млрд. кубов поставляют другие структуры. Там цены у нас неравные с российскими. Одно можно говорить, а на самом деле это далеко не так. Что касается тарифов, которые мы уравняли для российских и белорусских субъектов, так весь транзит через территорию Беларуси мы тоже для россиян уравняли. И если говорить о газе, я хочу, чтобы вы знали, что Украине за транзит газа российского Россия платит в 3 раза больше, чем Беларуси. А это около 200 млн. долларов. Это очень приличная сумма. Поэтому если посчитать то, что Россия нам помогает и те преференции, которые россияне здесь имеют, то тут трудно будет сказать, баланс этот в пользу Беларуси или России. Мы считали. По всем программам, по всей помощи, которую мы оказываем здесь россиянам и они нам, разница получается в примерно миллиард долларов. Поэтому этого бояться не надо. Если мы будем платить (у нас единственная преференция по газу), тогда России придется платить и за транзит( и другие вопросы. Те, где мы со своей стороны оказываем поддержку России. И в проигрыше белорусское государство не будет.
РИА "Новости": То есть миллиард - это в белорусскую сторону или в российскую?
Лукашенко А.Г: В нашу сторону. Начиная от обороны, границы, таможни и многих других мероприятий. Вот я вам назову одну цифру. Когда строился газопровод по территории Беларуси (Ямал-Европа, вы знаете), Газпром строил, мною были предоставлены льготы Газпрому на территории Беларуси. Россия своему предприятию не предоставила этих льгот, а я предоставил российскому предприятию примерно на 200 млн. долларов. Это сумма приличная. Дай 200 миллионов, я думаю, у нас бы по Раубичам никаких вопросов не было. Вы не думайте, что вот нам россияне... Не россияне, россияне никогда нам претензий никаких не ставили, отдельные в руководстве России говорят: вот мы даем то, даем это. Да никто просто так ничего не дает. И нам тоже никто ничего не дает просто так. И Правительство российское не будет вот просто так давать кому-то деньги, в том числе и белорусам. Все не так просто. Просто они могут это сказать, у них каналов предостаточно и охват населения больший. Вот говорят, что они предложили нам великий план объединения и строительства Союза, а в России никто и не знает нашу реакцию. РТР как-то в одной передаче нечаянно обмолвилось о том, что я говорил о предложении Путина по референдуму, потом быстренько прикрыли всё это. Всё прикрыли, чтобы даже не слышно было. Поэтому у них есть возможность довести свою точку зрения более широкому кругу телезрителей. Но это временное явление. У нас нет барьеров в информационном плане между россиянами и белорусами. Рано или поздно мы до российского общества доведем свою позицию.
Мы никогда не тормозили и не будем тормозить эти процессы. Вот я вам сейчас задам один вопрос: принцип построения и функционирования союза Беларуси и России на принципах Евросоюза, ну что, это плохой принцип? Нормальный. И все схватились: ах, это нам выгодно. Но и от вас в свое время скрыли, да вы и не стремились знать, что предлагает российское руководство: говоря о принципах Евросоюза имеется в виду не на основании Договора, который существует. Этот Договор надо уничтожить, разрушить. Тогда будет принцип Евросоюза. На что я возражаю. Я не против принципа евросоюзовского построения. Но в Евросоюзе 60 процентов актов законодательства прямого действия. То, что наднациональные органы примут - решения прямого действия. И только 40 процентов - решения национальные. И там по некоторым направлениям политика проводится даже пожестче, чем в Советском Союзе. А нам говорят: Договор, который мы подписывали с Борисом Ельциным при участии Владимира Владимировича Путина, уже негодный, его надо ослабить, не надо нам многие статьи, их надо исключить. А это значит, выхолостить весь Договор. Так зачем нам такой Договор, если он превращается в "фиговую бумажку"? Вот в чем предложение. Я уже не анализирую то, где нас хотят порезать на части и включить в состав России. Это просто абсурдное предложение. Оно не приемлемо.
И потом, тут же еще одна хитрость есть, на которую вы не обратили внимания. В Союзном Договоре записано, что референдум мы должны провести по Конституционному Акту. Мы на референдум должны внести конституцию будущего Союза. А нам предлагают, подменяя это положение Договора, провести по трем вопросам референдум. "Хотите ли вы, чтобы вы были в Союзе равными?" Да, ответят, да, мы хотим быть равными. Зачем тогда на референдум вносить этот вопрос? И более того, в Договоре мы уже это прописали. Эта уже норма действует между Беларусью и Россией. Но мы за три года не выполнили ее в полном объеме. Зачем же тогда на референдум вносить это? Это первый вопрос.
Второй вопрос - по поводу расчленения Беларуси и включения в состав России. А третий вопрос - это вообще абсурд - сформировать союзные органы на основании российской Конституции. Это значит, все функции союзных органов передать нынешней российской власти. Конечно, такие предложения приняты никогда не могут быть.
Стоит вопрос: зачем тогда вносить? Что, этого люди не знают? А вносят только для того, чтобы сказать "нет" Союзу. В противном случае, зачем их вносить? Ясно, что они не приемлемы. А раз не приемлемы, значит, Союза нет.
Более того, на переговорах эти вопросы в полном объеме и не обсуждались. Это был экспромт на пресс-конференции. Так же тоже нельзя поступать. Притом я знаю, как эти были сформулированы вопросы и подброшены, просто подброшены на моих глазах Президенту. Он их прочитал. Это просто подставляют Президента. Так мы вести диалог не должны. Особенно государства, которые в одной колыбели выпестованы.
Поэтому здесь проблем, конечно, много. И главное, чтобы не усложнять эти проблемы. Поэтому я и предложил: коль не можем что-то изобрести, то и этот Договор еще долго может работать. Он не реализован. Давайте будем реализовывать нынешний Договор о Союзном государстве. Хоть какие, но у нас есть органы управления в этом Союзе - Высший Госсовет, Правительство Союзное, Парламентское Собрание. Есть структуры, небольшие, но достаточные для нынешнего этапа. И давайте не будем ломать, а будем их совершенствовать и идти вперед.
ТК "Московия": Хотелось бы про инвестиционный климат спросить. В последнее время очень много говорят о неблагоприятном инвестиционном климате в Беларуси. И все-таки из первых уст хотелось бы узнать об акционировании таких предприятий, как например "Нафтан" (нефтехимия и газ интересует).
Лукашенко А.Г: Знаете, что я вам скажу насчет инвестиционного климата. Я вчера был поражен, я этого не знал к своему стыду. Мне вчера Премьер-министр принес справку Международного валютного фонда. Россия по иностранным инвестициям, если их рассчитать на душу населения, в три раза отстает от Беларуси. Это не мои данные, а МВФ. Мы занимаем в СНГ третье место. Впереди Азербайджан, но там нефть, большие деньги вложены в инвестиции. Так что сравнивайте, Россия и Беларусь. Это об инвестиционном климате. Что касается вот этих воплей: ах, "Балтика", ах, нефтекомплекс и так далее, - мы назвали свои условия, на которых мы будем вести акционирование наших предприятий. Мы это сделали гласно. На уровне тех, кто будет принимать решение, - на уровне Главы государства. Открыто, гласно, не играя ни с кем, не заигрывая. Вот планка - прыгайте. Россияне, американцы, немцы, европейцы, латиноамериканцы, африканцы - пожалуйста, кто преодолеет эту планку, тот приходит и покупает акции наших предприятий. Нам говорят высоко. Давайте будем опускать эту планку. Но не через средства массовой информации, когда заказываются статьи и начинают кричать: Лукашенко кинул, Лукашенко обманул и так далее. Я никого не обманывал и никого не кидал. Это публично озвученные условия. Кто готов, приходите. Вот, к примеру, у вас есть МТС. Она прыгнула через эту планку. И вчера была информация, что у них уже 10 тысяч абонентов буквально за месяц. Они пришли и работают, и не убыточно работают. Процветающая компания уже буквально за эти месяцы. А, знаете, у нас многие хотят в Беларуси работать, приобрести акции предприятий, но за копейку, за цент или вообще бесплатно. Так не будет. Мы ошибку России повторять не будем. Поэтому насчет инвестиционного климата, инвестиций, милости просим. Но всё стоит денег. Если у вас нет денег, тогда не ходите в Беларусь на этих условиях. Если у вас деньги и вы хотите у нас работать, приходите, будет моя прямая поддержка. Только выполняйте вот эти условия.
ТК "Московия": Но в этом году акционируются эти предприятия?
Лукашенко А.Г: Да, безусловно. Они уже акционированы. И если сегодня кто-то условия соблюдает и приходит к нам, деньги на бочку и начинают работать.
Белорусское телевидение: Александр Григорьевич, вопрос, наверное, в продолжение всех предыдущих. Ни для кого не секрет, что в России на принятие политических решений, на какие-то политические заявления в определенной степени все еще продолжает влиять так называемая бизнес-элита...
Лукашенко А.Г: Еще больше начала влиять.
Белорусское телевидение: Как Вы считаете, сработал ли этот фактор при последних заявлениях по Союзному строительству?
Лукашенко А.Г: Безусловно. Россия вступает в предвыборный период. Это всем понятно. Поэтому, естественно, давление идет и на Владимира Владимировича, и на Правительство российское. Я это все понимаю. Но, знаете, есть святое, и им жертвовать нельзя.
Польское радио: Когда Вы начинали интеграцию, Вы думали, что будут такие предложения, как включение Беларуси в состав Российской Федерации? И второй вопрос. Только что закончился в Польше визит Папы Римского. Известно, что белорусские католики пригласили его посетить Беларусь. В ближайшем будущем будет какое-то официальное приглашение на государственном уровне?
Лукашенко А.Г: Что касается "знал - не знал", так и в то время были такие предложения о включении Беларуси в Россию. Все эти предложения формировались в тех же кабинетах. Только Президент тогда их не высказывал. А здесь Президента просто подставили. Это же на моих глазах было. И я знаю, что нынешний Президент Российской Федерации и первый Президент, мне известна его позиция, они сторонники этого Договора. Поэтому разные были предложения и тогда. Я думаю, они и еще будут. Разрушителей у нас достаточно.
Что касается визита Папы Римского, то здесь очень много обстоятельств. Это вопрос не только религиозный, но и государственный. Папа является Главой государства Ватикан. Поэтому здесь вопрос и Президента Беларуси, и Папы. Я знаю позицию Папы Римского. Я очень ценю эту позицию и этого человека. Он очень положительно отзывается о ситуации в Беларуси, о том религиозном межконфессиональном мире, который здесь присутствует, и я знаю, что он высказывал ни единожды свое пожелание побывать в Беларуси. Но есть еще третий вопрос. У нас есть еще, кроме католиков, и православные. Хотелось бы, чтобы этот визит не внес раскола. И мы часто эти проблемы обсуждали с нашим Патриархом в Москве. Я думаю, что недалеко то время, когда я с удовольствием смогу принять Папу здесь, на территории Беларуси. Это действительно такой перекресток, и я был бы сторонником, чтобы здесь встретился наш Патриарх и руководитель Римско-католической церкви. Я их жду обоих в Беларуси.
НТВ: Александр Григорьевич! Приближается 9 сентября - годовщина Вашего переизбрания. Наверняка и Вы, но и мы тоже будем подводить какие-то итоги этих восьми лет. И вот о таких промежуточных итогах. Так случилось, что за эти годы некая часть белорусской творческой интеллигенции заняла определенную политическую позицию. Если уже прямо говорить, то ушла в оппозицию к власти. Но среди них достаточно громкие имена, известные не только в Беларуси и России, но и во всем мире. И хотелось бы узнать, что Вы думаете по поводу этих людей, как Вы к ним относитесь, почему так случилось?
Лукашенко А.Г: Я очень хорошо отношусь к нашей творческой интеллигенции. Я очень хорошо и с пониманием отношусь к их позиции, но очень бы их просил быть патриотами своей страны. Вот единственное, чтобы я хотел по этому поводу сказать. Что касается того, что вот за этот период, после моего переизбрания, как Вы сказали, дополнительная, я так понял, часть творческой интеллигенции перешла в оппозицию, - для меня это новость. Я поинтересуюсь, так ли это. Просто вы меня напугали.
НТВ: Я имел в виду восемь лет.
Лукашенко А.Г: А, за это время. Естественно, в каждом же обществе есть оппозиция, в том числе и творческая интеллигенция. Возьмите в вашем государстве. Что, там нет оппозиции творческой интеллигенции? Да еще какая! Поэтому есть и у нас оппозиция. И в ее числе определенная часть творческой интеллигенции. Я с уважением к ним отношусь. Это, в основном, несколько писателей, которые были сторонниками супернационалистического курса нашей страны. Я считаю, что национализм в Беларуси не приживется. Поэтому мы с ними в этом не сходимся. Но я еще раз хочу подчеркнуть: я с пониманием отношусь к их позиции, я ее учитываю, хотел бы этого или не хотел. Они - часть нашего общества. И только бестолковый президент не будет учитывать и прислушиваться к тем голосам, которые порой раздаются с одной или с другой стороны. Просто мы можем делать вид, что мы их не слышим. Но я их очень хорошо слышу.
"Прессбол": Вернемся к спорту.
Лукашенко А.Г: Что, на лыжах побежим? (Смеется.)
"Прессбол": Нам хотелось бы узнать Ваше мнение о том, что на следующей неделе состоится отчетно-выборная конференция федерации футбола. Казалось бы, сезон не закончен. И как-то Вы обронили фразу... жатва...
Лукашенко А.Г: Нет, меня удивляет, какая отчетно-выборная конференция? Конференции никакой...
"Прессбол": 27 августа.
Лукашенко А.Г: Нет, конференции не будет, насколько я знаю. И Вы очень правильно назвали причину. Какая может быть конференция, когда сезон не закончен: внутренний чемпионат, сборная команда только втягивается, тренировочную одну игру провела, еще масса проблем. Рано говорить о какой-то отчетно-выборной конференции. Я поддерживаю, кстати, Вашу позицию в этом плане: во время жатвы итоги не подводятся. Давайте закончим сезон. И где-то зимой, когда более свободно будет, соберемся и обсудим проблемы. Я, кстати, собираюсь побывать на этой конференции федерации футбола. Футбол - всенародный вид спорта. Ему нельзя не уделять внимания. Поэтому я полагаю, что конференция состоится зимой. Вот Министр спорта как раз мне подсказывает, что оно так и будет.
ОНТ: После Вашего возвращения из Москвы Вы неоднократно давали оценку тому, что там произошло, и тем предложениям, которые там были озвучены. Вас не удивляет, что до сих пор не последовало никакой официальной реакции с той стороны?
Лукашенко А.Г: А какая может быть реакция? Вы понаблюдайте за Павлом Селиным (НТВ), за ОРТ, РТР. Вот они в тот день схватились за этот "жареный" факт и крутили, крутили. А потом к концу дня посмотрели и опомнились: а что раскручиваем? Что, Павел не понимает, что там неприемлемые условия, мягко говоря? Понимает. И на следующий день ( ну вообще ни слова на эту тему. Ну, впросак попали. И средства массовой информации, и те политики, которые это предлагали. Поэтому тихонечко, успокоились и спустили на тормозах. Ну, это их дело. Как раскрутили, так оно и потухло. Почему я должен разжигать этот пожар? Я просто, когда мне задают вопросы, реагирую и рассказываю о своей позиции. Поэтому вы очень правильно заметили, что там всё утихло. А реагировать не на что. Ну люди сделали, наверное, то, что хотели сделать. Они считают, что они хорошо это сделали. Может быть, тактически они где-то какие-то купоны состригли, но стратегически это очень сильный проигрыш. Даже те люди, которые это задумали. Они поэтому и не реагируют, что реагировать не на что.
Пресс-служба Президента Республики Беларусь