КОММЕНТАРИЙ Президента Республики Беларусь Александра Лукашенко относительно Соглашения о формировании Единого экономического пространства, подписанного 19 сентября 2003 г. президентами Беларуси, Казахстана, России, Украины

    По поводу нашего Соглашения и вопроса. Не повторим ли мы судьбу СНГ.

    Я сегодня боюсь накликать еще раз укоры и упреки своих коллег, но напомню одну вещь.

    Когда мы первый раз вели переговоры о глубокой интеграции, интеграции высокого уровня, реальной экономической интеграции, то Владимир Владимирович Путин пригласил нас, президентов Беларуси, Казахстана, Украины, к себе домой. И первый документ, первые строчки были написаны им лично в нашем присутствии в его загородной резиденции. Владимир Владимирович тогда сказал: "Слушайте, мужики, давайте хоть что–нибудь реальное сделаем", с чем мы согласились и договорились принять решение по реальной интеграции. Это было конкретное предложение Владимира Владимировича Путина, на которое Нурсултан Абишевич (Назарбаев) и я заметили, что если мы только реализуем наш замысел (а тогда мы определились по замыслу), это будет реальное экономическое пространство, мы создадим межгосударственный, наднациональный, координирующий орган, который по принципу Евросоюза будет определять основные правила деятельности четырех государств. Нурсултан Абишевич тогда сказал, и я его поддержал, что если всё нормально пройдет, как мы договорились, то можно и ЕврАзЭС распускать. Потому что наша инициатива в рамках четырех стран будет означать такое решение, которого мы не смогли до сих пор достичь в рамках СНГ.

    Вот такой был замысел. И я тогда сказал, что Беларусь в принципе может подписывать любой документ, поскольку мы значительно дальше продвинулись в сотрудничестве России и Беларуси. Это 90–95 процентов решения экономических проблем Республики Беларусь.

    Конечно, хотелось бы, чтобы мы более открыто работали с Украиной, потому что это наша ближайшая соседка, страна с огромным потенциалом.

    И белорусская сторона пошла на разработку этого документа. Но мы всегда помнили о том, что мы не должны создать мини–СНГ, не должны повторить судьбу СНГ. И мы будем поддерживать этот документ и стремиться к выработке реального радикального документа.

    Что произошло? В результате работы над документом по просьбе украинской стороны мы определили разноуровневую и разноскоростную интеграцию. То есть мы уже отошли от первоначальных договоренностей. Нам надо было не разные уровни и разные скорости включать, а идти с одной скоростью и решать давно назревшие проблемы. Тем более, сейчас идет речь об оговорке Украины. Это право Украины.

    Я знаю позицию Леонида Даниловича (Кучмы). Да, политическое давление на Президента Украины, наверное, велико, мы это видели вчера по телевидению. Но ведь 75 процентов, даже выше, украинцев, как нас проинформировал Президент Украины, сегодня однозначно выступают за эту экономическую интеграцию.

    Поэтому, мне кажется, что перспектива полномасштабного присоединения к этому Договору Украины налицо, и мы можем получить хороший эффект.

    Поэтому во имя этого будущего Беларусь подписывает Соглашение о формировании Единого экономического пространства, но пока с большими сомнениями в отношении его результатов, реализацию того замысла, который был намечен еще в Москве.

    Беларусь будет реально делать шаги только после реализации всеми государствами всех положений Соглашения и Концепции. Россия, Украина, Казахстан делают реальные шаги вперед " и мы будем идти в ногу. Если пойдут опять оговорки и разные скорости, разные уровни, Беларусь не будет этим заниматься, потому что это большие затраты и большая перспектива опять же повторить судьбу СНГ.

    Вот что я хотел сказать в связи с этим по позиции Беларуси.