Доклад о ходе приемной кампании и подготовке системы образования к новому учебному году

  • 1

Если у белорусских учителей не будет достойного статуса и зарплаты, государство потеряет лучшие педагогические кадры. Об этом Президент Беларуси Александр Лукашенко заявил 9 августа, заслушивая доклад о ходе приемной кампании и подготовке системы образования к новому 2016/2017 учебному году.

«Вопрос статуса педагогического работника, скажу точнее - учителя, прежде всего средней школы, уже приобрел не просто общественное звучание, а политическое. По многим причинам. На учителе всегда лежала тяжелая миссия, и никогда богатыми учителя не были. Не совсем богаты они и сегодня. Но нагрузку на них, в том числе политическую, мы накладываем огромную, - сказал Александр Лукашенко. - Возьмите парламентские выборы, недавние президентские выборы: кто составлял основу политического ядра, которое проводило главную политическую кампанию? Учителя, врачи, государственные служащие. И сегодня эти категории граждан, которые обеспечивают стабильность в нашем государстве, необоснованно, наверное, обижены. Но, прежде всего, учитель».

Глава государства отметил, что далек от популизма «просто повысить зарплату учителям и точка». «Я не хочу так ставить вопрос. Я хочу сказать по-другому: ситуация с материальным обеспечением учительства дальше нетерпима, поэтому давайте учителя нагрузим настолько, насколько он должен быть загружен, но будем платить достойную зарплату. Мы учителя не потеряем: учителя были и всегда будут. Но мы вымываем самые сильные кадры из системы нашего образования, прежде всего школы. Мы теряем самых лучших учителей», - добавил Президент.

Александр Лукашенко подчеркнул, что в обществе часто задаются вопросом, почему женщин больше всего среди учителей. «Издревле мужчина - кормилец. И что, если он учитель, он прокормит семью на эту зарплату? Поэтому женщина остается, а мужчины идут искать новую, более оплачиваемую работу. Таким образом мы теряем мужскую часть нашего учительства. Это не совсем хорошо», - уверен белорусский лидер.

Президент резюмировал, что статус учителя надо поднимать. «Прежде всего он зависит от самого учителя. Поэтому давайте загружать учителя таким образом, чтобы действительно его статус был высок. Чтобы на селе и в городе, особенно на селе, учитель был главным действующим лицом, - обратил внимание Глава государства. - С другой стороны, и государство должно подставить свое плечо. Это плохо, когда уже сегодня учитель в хороших, средних хозяйствах имеет половину зарплаты от механизатора, доярки. Это ненормально. Поэтому этот вопрос коренной, центральный. Как бы мы от него ни уходили, как бы мы себя ни убаюкивали, что учителя не ставят перед нами каких-то материальных вопросов, мы четко должны понимать, что для каждого человека это важный момент. А для учителей архиважный, поскольку их средняя заработная плата ниже, чем по стране».

Еще одним важным вопросом в системе образования, по словам Александра Лукашенко, является подготовка учеников к школе. «Завтра дети пойдут в школу. Мое требование одно, оно исходит от общества: все дети должны быть в равных условиях и должны пойти в школу «одинаково». Они должны быть одеты, как все. Есть беднейшие слои населения, есть средние, богатые и так далее, но дети в этом не виноваты. Они должны быть одеты и подготовлены: портфели, рюкзаки и прочее, что необходимо от пластилина и карандашей до одежды, - все должно быть одинаково. Где брать деньги, я уже десять раз об этом говорил в предыдущие годы», - сказал Александр Лукашенко.

Глава государство особо подчеркнул, что реформы в белорусской системе образования не нужны. «Хватит этих реформ в образовании - надо совершенствовать то, что есть. Надо дать нормальные учебники, прежде всего, учебники истории в школы, чтобы дети понимали, что происходило вчера в нашей стране. Взгляд в прошлое - это взгляд в будущее. Не мне вас учить. А мы начинаем заниматься не теми вопросами, которые сегодня насущные, злободневные для нашей системы образования», - отметил белорусский лидер.

В частности, Александр Лукашенко отметил, что необходимо аккуратно относится к Болонскому процессу. Необдуманные решения в этом направлении просто разрушат старую, нормальную систему образования, а на ее месте ничего не появится. «Нас уже западники предупреждают: вы единственные в бывшем социалистическом лагере, не говоря о Советском Союзе, остались, кто не разрушил систему образования, и она дает вам эффект, не поломайте ее. Особенно нас предупреждают наши западные соседи - восточно-европейские государства, которые имели подобную систему образования», - подчеркнул Глава государства.

Президенту доложили о развитии профильного обучения в школах, подготовке новых учебников, закрытии учреждений среднего образования и результатах сдачи централизованного тестирования. Александр Лукашенко согласился с тем, что закрытия отдельных школ не обойтись, однако подходить к данным решениям стоит взвешенно, просчитывая каждый шаг. Глава государства также поручил проверить, каким образом разрабатываются задания к ЦТ: возможно, это направление необходимо усовершенствовать.

На совещание было отмечено, что подробные отчеты о том, как закончился набор абитуриентов в вузы и как школы готовы к новому учебному году будут обсуждены в ближайшее время на отдельном совещании. На нем примут решение по проблемам, которые сегодня существуют в системе образования: от школы до последипломного образования. «Сегодня задача одна - мы должны обозначить эти проблемы и к совещанию подготовить решение или принять решение по этим проблемам. Вот это меня больше всего волнует», - обратил внимание Президент.