Встреча с финалистами республиканского конкурса "Учитель года Республики Беларусь"

  • 1

Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко 3 октября на встрече с финалистами республиканского конкурса профессионального мастерства педагогов "Учитель года Республики Беларусь" подчеркнул важнейшую роль профессии учителя в современном обществе.

"Мы живем в динамичное время. Совершенствуется система образования, обогащается его содержание, внедряются новые технологии, но при этом неизменной остается величайшая роль учителя. Нет важнее в обществе человека, чем учитель. Без учителя не может быть нормального общества и государства", - подчеркнул белорусский лидер.

По словам Александра Лукашенко, настоящий учитель - это не только грамотный преподаватель, но и интересный человек, который способен увлечь ребят своим предметом, разбудить в них энтузиазм и творческую энергию. "Мы строим новые школы, укрепляем их материально-техническую базу, вкладываем огромные средства в оснащение кабинетов необходимым оборудованием, развиваем информационную среду. Наша главная цель - сделать так, чтобы отечественная средняя школа всегда отвечала требованиям времени", - сказал Президент.

Александр Лукашенко отметил, что современные ученики могут черпать информацию не только из книг и учебников, но и из интернета, умеют свободно обращаться с компьютером. "И школа должна соответствовать этим реалиям. Учитель не может отставать от учеников. Ему необходимо стать авторитетным и знающим старшим товарищем. В то же время в его багаже должны быть основополагающие знания и ценности, наработанные многими поколениями предшественников", - уверен Глава государства. 

На встрече в непринужденной дружеской обстановке обсуждались самые различные вопросы, касающиеся развития белорусской школы. Среди них - отношения между школой и семьей, роль учителя в воспитании подрастающего поколения, формирование здорового образа жизни, обучение трудовым дисциплинам, работа государственных и частных учебных заведений, содержание учебных программ.

Александр Лукашенко считает, что пока еще много формализма при составлении программ преподавания тех или иных школьных предметов, особенно по гуманитарным дисциплинам. В связи с этим Президент подробно интересовался у участников встречи их мнением относительно объективности содержания соответствующих учебных программ. В качестве примера Глава государства привел белорусскую литературу: "Василь Быков не был моим сторонником, но у него есть классные произведения - то, что мы и наши дети должны знать. Но есть некоторые авторы, включенные в школьную программу, которые только фамилию белорусскую носят, а читать нечего".

На встрече также обсуждалось содержание школьного курса истории, в частности сведений о Великой Отечественной и Второй мировой войнах. Александр Лукашенко подчеркнул необходимость противостоять попыткам нивелировать и забрать у белорусского народа Великую Победу над фашизмом.

Говоря в целом об истории, Президент заявил о недопустимости ее переписывания под ту или иную личность, включая главу государства. "Этого быть не должно. Самое страшное, когда после твоего ухода начнут это все переоценивать и вообще перечеркнут. Мы ни в коем случае, прежде всего гуманитарные, дисциплины не должны подстраивать под кого-то. Это должно быть объективно и честно - как было, так надо и подавать", - считает белорусский лидер.

Александр Лукашенко также заверил, что на посту Главы государства не намерен прилагать какие-то особые усилия, чтобы привлечь на свою сторону представителей творческой интеллигенции. "Это унижение интеллигенции, и я никогда, пока буду Президентом, не стану их заставлять восхвалять меня и мой период руководства. Это после меня они пусть оценят, - отметил Глава государства. - Никакой здесь диктатуры нет. Да, у нас есть определенная государственная позиция, и мы приветствуем, если ее люди поддерживают. Но если у интеллигента - художника, писателя - есть своя точка зрения и позиция - пожалуйста, говори".

На встрече также поднимался языковой вопрос. В этом плане Александр Лукашенко в очередной раз подчеркнул важность сохранения и изучения обоих государственных языков - как белорусского, так и русского. В этом, по его словам, в том числе состоит богатство белорусского народа.

Президент поднял также вопрос взаимоотношений школы и семьи. "Неоспоримый факт, что только совместными усилиями родителей и учителей мы сможем подготовить наших детей к самостоятельной жизни. И то, что в последнее время все больше и больше мы начинаем констатировать факты негативного в нашем обществе, связано с огромным браком - вашим и моим, - заявил Александр Лукашенко. - То, что у нас заложников захватывают, курят, пьют, более того, употребляют наркотики, - большой минус вам и мне как представителю власти. И мы с этим должны разобраться, притом радикальнейшим образом".

По словам Александра Лукашенко, в этой ситуации, конечно, можно сослаться на то, что дети находятся под большим влиянием улицы, своего окружения и прочих процессов. "Но это нам дополнительная нагрузка. Все равно они приходят в школу, и мы должны быть настолько талантливы, чтобы показать, что неправильно", - сказал Глава государства.

Президент потребовал объективно разобраться в существующих проблемах сферы образования.

"В адрес системы образования звучит немало нареканий, притом справедливых. Это касается содержания и сложности учебных программ, качества учебников, подхода к языковой подготовке учащихся, шестого школьного дня и других вопросов. По моему поручению одна комиссия уже закончила работать, и я категорически не удовлетворен тем, как проходила эта работа (особенно на последней стадии), и вмешательством отдельных чиновников в ее работу. Сейчас разбираются правоохранительные органы. Оценку получат все, кто пытался влиять на результат работы этой комиссии, - заявил Глава государства. - Тем не менее мне пришлось назначить повторную группу специалистов, которые изучат все существующие сегодня в школе проблемы - от жалоб учителей на непомерные нагрузки (информации, отчеты) до жалоб учеников, которые не воспринимают то, чего не должно быть в школе". 

Президент подчеркнул, что к соответствующей работе необходимо привлечь лучших учителей Беларуси, в том числе победителей конкурса "Учитель года" различных лет. "Вы должны стать независимыми экспертами и моими надежными советчиками в работе по совершенствованию отечественного образования. Я жду от вас замечаний, рекомендаций, предложений, конструктивной критики и новых идей", - отметил Александр Лукашенко.

Глава государства подчеркнул, что образование в стране должно быть оптимальным, и ни ученик, ни учитель не должны быть перегружены чем-то излишним и ненужным. Вместе с тем речь скорее идет о необходимости дошлифовать те или иные аспекты в сфере образования, а не о коренной ломке или очередной реформе уже сложившейся системы. Что касается уровня зарплат, Президент отметил, что, несмотря на трудности в экономике, затянувшийся мировой кризис, в последнее время были приняты решения, направленные на повышение материального стимулирования труда учителей. Вместе с тем Александр Лукашенко заметил, что в этом вопросе многое зависит и от самих педагогов, их способности переориентироваться и выстроить свою работу с учащимися в соответствии с современными требованиями, в том числе более широко использовать дополнительные занятия, различные кружки и факультативы.


Президент вручил победителю республиканского конкурса профессионального мастерства педагогов "Учитель года Республики Беларусь" Виктору Жуку главный приз конкурса - "Хрустальный журавль" и ключи от автомобиля.

"В этом году "Хрустальный журавль" достался самому молодому победителю за всю историю конкурса. Его получил учитель истории из города Молодечно. После школы он получил рабочую профессию, работал несколько лет на стройке, отслужил в армии и осознанно пришел к учительской профессии. Побольше бы таких учителей", - отметил Глава государства.

Президент подчеркнул, что победители конкурса "Учитель года" по праву обретают известность и становятся достойными ориентирами для тысяч учителей Беларуси. 

Александр Лукашенко также отметил, что в нынешнем году на старт конкурса вышли более 30 тыс. педагогов, которые работают в самых различных школах - от маленькой сельской до городской. "На протяжении многих лет мы делаем все возможное, чтобы в нашей стране каждый ребенок имел возможность получить качественное образование независимо от того, где он живет", - заметил белорусский лидер.

Глава государства выразил уверенность, что проведение конкурса содействует повышению престижа профессии учителя и оказывает заметное влияние на развитие национальной системы образования.