Совещание по итогам деятельности правоохранительных органов в 2016 году и вопросам оптимизации правоохранительной и судебной систем

  • 10

Прошедшее 10 марта у Президента Беларуси Александра Лукашенко совещание, где рассматривались итоги деятельности правоохранительных органов в 2016 году и вопросы оптимизации правоохранительной и судебной систем, было ожидаемым мероприятием. К нему долго и тщательно готовились, ведь главная задача состояла в том, чтобы максимально предметно и открыто обсудить все имеющиеся в этой сфере вопросы. Несмотря на отдельные нюансы, правоохранительные структуры страны призваны работать во взаимоувязке, а потому и затронутые на совещании темы касались каждого министерства и ведомства. Отсюда и представительный состав участников мероприятия - более двух с половиной сотен человек, включая высших должностных лиц.

О достижениях и проблемных моментах в правоохранительной сфере доложили государственный секретарь Совета Безопасности Станислав Зась, председатель Верховного суда Валентин Сукало, генеральный прокурор Александр Конюк. Ряд замечаний и предложений прозвучали из уст министра внутренних дел Игоря Шуневича и председателя Следственного комитета Ивана Носкевича.

В целом на совещании поднимались самые разные вопросы. Кроме оптимизации, речь велась об экономии средств при выполнении тех или иных функций, избавлении от формализма в работе, борьбе с коррупцией и иными правонарушениями, обеспечении экономической безопасности государства и поддержании транзитной привлекательности. Отдельно подчеркивалась важность профилактической и предупредительной работы по различным направлениям.

Состоявшийся предметный разговор показал, что в Беларуси сформированы концептуальные подходы к организации деятельности правоохранительных органов. Система выстроена и работает. Осуществляется планомерная практическая реализация задуманного, и для этого правоохранители наделены достаточными властными полномочиями.

"Время требует кардинального повышения эффективности всех структур"

"Время настоятельно требует кардинального повышения эффективности работы всех структур и звеньев правоохранительной и судебной систем. В первую очередь необходимо грамотно организовать свою деятельность, оптимизировать затраты, развивать конструктивное взаимодействие между ними", - подчеркнул Александр Лукашенко.

Причем недопустимо подменять эту работу скороспелыми законодательными инициативами, основанными на узковедомственных интересах, а не направленными на урегулирование тех или иных общественных отношений.

Президент требует, чтобы процесс совершенствования системы обеспечения безопасности и поддержания правопорядка был непрерывным.

Без дублирования и лишней отчетности

Одной из сохраняющихся проблем в силовом блоке Александр Лукашенко назвал дублирование функций. "Компетенция каждого органа должна быть предельно четко сформулирована, чтобы не допускать двойного толкования", - требует Глава государства.

"Это не значит, что если ДФР (Департамент финансовых расследований КГК) видит коррупционное проявление, он должен пройти мимо, потому что это не его работа. Нет, так быть не должно. Просто подобные факты надо передавать для расследования специалистам, если у вас таких не хватает. Здесь очень тонкая грань. По большому счету, друг за другом только ходить не надо", - привел пример Александр Лукашенко.

Он также поручил и далее избавляться от излишней отчетности, как это уже сделали в органах прокуратуры, МВД. Актуальным критерием оценки работы правоохранительных органов должна быть не статистика, а оперативное реагирование на динамично изменяющуюся обстановку, возникающие вызовы и угрозы. "И такой подход должен быть у каждого - от руководителя до рядового исполнителя", - подчеркнул Президент.

Не бить по "хвостам"

Основными задачами для правоохранительных органов должны являться как пресечение, раскрытие и расследование правонарушений, привлечение к ответственности виновных, ликвидация чрезвычайных ситуаций, так и их предупреждение, система профилактических мер.

Глава государства констатировал, что, конечно, правоохранителям в их ежедневной деятельности порой приходится работать по "факту" и бить по "хвостам". Но важна и профилактика, причем не только словом, но и делом.

"До тех пор, пока мы будем бороться с последствиями, а не с причинами, коренного улучшения ситуации с правонарушениями (теми же наркоманией, алкоголизмом, гибелью людей на производстве и в быту, в дорожно-транспортных происшествиях) мы не добьемся", - уверен белорусский лидер.

Он подчеркнул, что только преодолев шаблонность, формализм в работе, правоохранители смогут конструктивно и эффективно содействовать развитию и укреплению государства. "Да, в этом плане многого удалось достичь. Но и сделать предстоит немало", - сказал Александр Лукашенко.

Оптимизация без ущерба качеству

В настоящее время, по словам Главы государства, созданы благоприятные условия и предпосылки для проведения оптимизации: достаточно крепкие правоохранительные органы, имеющие опыт работы; оснащенные и подготовленные кадры; отстроенная система деятельности силового блока, которая приносит положительные результаты, в том числе по снижению уровня преступности в стране. Беларусь вошла в десятку стран мира с наименьшим уровнем преступности и высоким уровнем безопасности.

"Поэтому сейчас мы можем говорить о дальнейшем проведении оптимизации как о приоритетном направлении. Нельзя ее сводить к простому сокращению штатов, хотя лишних людей быть не должно", - заявил Александр Лукашенко.

Он подчеркнул, что этот процесс никоим образом не должен сказаться на качестве функционирования правоохранительной и судебной систем. "Мы не должны допустить, чтобы сокращение правоохранительного блока привело к всплеску преступности. Поэтому необходимо сохранить сильные и сбалансированные структуры, способные эффективно решать стоящие задачи", - сказал Президент.

Проблема страхового стажа

По словам Александра Лукашенко, необходимо внимательно посмотреть на проблему так называемого страхового стажа для военнослужащих. "Это неправильно, когда выслуга лет на военной службе вообще не засчитывается в страховой стаж, необходимый для назначения трудовой пенсии", - заявил он.

В результате военнослужащий, уволенный без военной пенсии, но прослуживший 10, 15 и более лет, должен наравне со вчерашним студентом в зрелом возрасте отработать еще 20 лет для получения трудовой пенсии, привел пример Глава государства.

Он назвал такую ситуацию особенно несправедливой по отношению к военнослужащим, которые увольняются со службы без военной пенсии по независящим от них причинам.

Александр Лукашенко кратко обозначил ключевые проблемы, которые предстоит решать в каждом из ведомств правоохранительного блока.

О госсекретариате Совбеза

Государственный секретариат Совета безопасности - это рабочий орган Президента по контролю над функционированием силовых структур. "Со своими функциями они справляются. Однако надо понимать, что это стратегический орган, и задачи у него должны быть соответствующие. Поэтому никакой мелочной опеки быть не должно, особенно вмешательства в деятельность тех или иных министерств", - обратил внимание Александр Лукашенко.

Государственный секретариат должен сосредотачивать первоочередные усилия на определении основных угроз национальной безопасности, поиске путей их устранения.

О прокуратуре

Президент требует от прокуроров объективного и профессионального подхода, основанного на законе, а не на ведомственных интересах.

Генеральной прокуратуре следует больше внимания уделить проблеме полноты возмещения ущерба, причиненного преступлениями. Сейчас уровень его возмещаемости недопустимо низкий - лишь около 33%, а по коррупционным преступлениям - порядка 40%. Т.е. имущественные права конкретных граждан, организаций и государства во многих случаях остаются не восстановленными. "Необходимо совместно со Следственным комитетом, МВД, КГБ, другими структурами тщательно изучить данную проблему и принять действенные решения по исправлению ситуации", - поручил Александр Лукашенко.

В дальнейшем совершенствовании нуждается и надзор за точным исполнением законов и иных нормативных правовых актов.

Нельзя также допустить, чтобы красивая статистика плановых мероприятий закрывала собой отсутствие прокурорского реагирования на действительно серьезные проблемы и упущения в защите государственных и общественных интересов.

"Обращаю внимание не только прокуратуры, но и всех контролирующих органов. Применяемые к нарушителям меры ответственности должны быть соизмеримы с допущенным нарушениям, стимулировать добровольное устранение последствий этих нарушений и возмещение вреда пострадавшим, - сказал белорусский лидер. - Недопустимы мелкие придирки к представителям реального сектора экономики и инвесторам, когда излишняя принципиальность в вопросах принесения исков и представлений по формальным признакам несоблюдения законодательства приводит к приостановлению реализации инвестиционных проектов, прекращению деятельности субъектов хозяйствования".

О Следственном комитете

Глава государства сразу же обратил внимание: качество следственной работы постепенно улучшается, но останавливаться на достигнутом нельзя.

"Преступность сокращается, нагрузка на следователей снижается, но почему-то мы не видим кардинального роста раскрываемости. Вероятно, проблема здесь кроется в том, что следователи редко включаются в работу на ранней стадии и ждут готовые материалы", - отметил Александр Лукашенко.

Он привел пример, что сегодня первоначальное расследование даже грабежа или разбоя возложено законом на органы дознания. Может быть, есть рациональное зерно в том, чтобы законодательно расширить категории сообщений о преступлениях, которые должны изначально проверяться следователями, предположил Глава государства.

Президент также предостерег от "корпоративного" взгляда на реализацию задач по защите прав и интересов граждан, общества и государства: "Расследование зачастую подчинено стремлению уложиться в параметры положительной статистики и судебной перспективы. Это влечет боязнь принятия даже простых решений, перестраховку, формализм, волокиту. Но самое главное - это подрывает доверие".

Сегодня активно обсуждается и тема декриминализации экономических преступлений. "Но, исключив их из Уголовного кодекса, мы можем оставить бизнес один на один с мошенниками. Поэтому одновременно с вопросом декриминализации следует изучить возможность отнесения таких преступлений к делам частного обвинения", - сказал Глава государства.

Такой шаг, по его словам, позволит одновременно разгрузить правоохранительный блок и повысить доступность правосудия, при этом не допуская разгула криминалитета.

О милиции

Вопросы реформирования основных направлений работы МВД неоднократно обсуждались на совещаниях у Президента. Результаты есть - о них свидетельствует спокойная обстановка в стране. "Вместе с тем для системы МВД проблема чистоты кадров остается. Должны быть приняты исчерпывающие и жесткие меры по наведению порядка внутри системы, недопущению преступлений, нарушений законности со стороны сотрудников органов внутренних дел, в особенности коррупционных проявлений", - поставил задачу Александр Лукашенко.

Сегодня, когда на повестке дня стоит вопрос проведения очередной масштабной оптимизации ведомства, необходимо обратить особое внимание на стиль и методы работы. Милиция должна соответствовать современному уровню, работать меньшими силами, с меньшими затратами, но более эффективно.

Криминальная милиция, по мнению Президента, должна более оперативно реагировать на изменения обстановки, раскрывать не только резонансные и стоящие на контроле преступления, но и те, которые, на первый взгляд, не представляют большой опасности, но приносят беду и страдания простому человеку.

Александр Лукашенко, в частности, подчеркнул важность борьбы с такими проявлениями, как коррупция, наркомания, преступления в сфере высоких технологий.

Он также отметил особый статус милиционера, который, находясь на страже законности и правопорядка, в том числе имеет право на применение оружия. Отсюда и повышенные требования к профессиональной подготовке, подбору кадров.

О КГБ

"Достигнуты определенные результаты по обеспечению экономической безопасности, борьбы с коррупцией. Но, работая в правоохранительной сфере, не надо подменять другие ведомства. КГБ - это прежде всего спецслужба со своими функциями и задачами, которые ни на кого больше не возложены", - подчеркнул Президент.

По его словам, пристального внимания заслуживают контрразведывательная и антитеррористическая составляющие в функционировании КГБ.

"Мы не должны допустить к нам лиц, вынашивающих враждебные и экстремистские намерения. Более предметным должен быть контроль за обстановкой в госорганах, правоохранительных, контролирующих структурах. Нужно не только выявлять преступления, но и глубоко владеть происходящими там процессами, оказывать на них позитивное воздействие", - ориентировал Александр Лукашенко руководство комитета.

О границе

Перед пограничным ведомством поставлены задачи по усилению войскового компонента. Также необходимо на порядок повысить качество оперативной деятельности, работы с местным населением.

"Учитывая, что мы - транзитная страна, одна из основных задач для контрольных органов на границе - создание благоприятных условий для перемещения пассажиров и грузов. Не дело, когда проезд через границу становится мучительным испытанием для людей", - подчеркнул белорусский лидер.

В качестве примера был приведен случай с детской спортивной командой, которая, возвращаясь из Вильнюса в декабре прошло года, провела на границе в пункте пропуска "Каменный Лог" около 10 часов. Александр Лукашенко заметил, что в этом, возможно, вина не только пограничных органов, но и сопровождающих, которые вовремя не обратились за содействием. "Но тем не менее нам надо тоже быть более внимательными", - добавил Президент.

При охране границы нельзя забывать и об обеспечении экономической безопасности государства. "К сожалению, активно используют удобные транзитные белорусские коридоры контрабандисты и разного рода недобросовестные предприниматели, откровенно "покупая" должностных лиц таможенного и пограничного ведомств, - констатировал Президент. - Пора менять тактику борьбы с коррупцией в этой сфере. Не допускать подкупа сотрудников на границе и их работы в интересах контрабандистов, а переходить в наступление, выходить на основных исполнителей и организаторов контрабандных каналов".

Об МЧС

"В целом со своими задачами ведомство справляется. Снижается количество пожаров и аварий, гибели в них людей. Но вместе с тем нужны новые подходы к надзорной деятельности. Пожарный инспектор не должен быть пугалом, особенно для предпринимателей. Мы об этом говорили. Думаю, что после этих разговоров дело с мертвой точки сдвинулось", - отметил Александра Лукашенко.

Министерству по чрезвычайным ситуациям, по мнению Президента, следует упрощать и удешевлять разрешительную систему. Ведь неправильно, если госорган стремится зарабатывать на сертификации продукции или выдаче лицензий. Именно отсюда зреет коррупция и другие злоупотребления.

В рамках дальнейшей оптимизации МЧС также следует развивать добровольные пожарные команды, как это принято и в Европе, и в Америке.

Еще одной из важнейших задач ведомства является контроль за обеспечением ядерной и радиационной безопасности Белорусской АЭС. "БелАЭС должна быть и будет самой безопасной, но кадры нужно готовить сегодня", - подчеркнул Александр Лукашенко.

О судебной системе

Важнейшим условием работы судебной системы должно быть строжайшее соблюдение законности и недопустимости привлечения невиновных к уголовной ответственности.

"В последние годы судами не допущено необоснованного осуждения. Это говорит о качественной и добросовестной работе судей. Но есть один немаловажный факт, над которым стоит подумать: судебное решение должно быть социально справедливым", - убежден Глава государства.

Чтобы люди доверяли судам, нужен сильный кадровый потенциал, открытость, гласность судебного разбирательства. "И мы уже говорили о том, что судебный процесс должен быть дешевле. Для этого у нас все есть", - отметил он.

Об армии

Боеспособность белорусской армии, сказал Глава государства, позволяет решать поставленные задачи по обороне страны. Но необходимо больше внимания уделить планированию применения Вооруженных Сил в современных условиях. Очевидно, что сейчас нужны новые подходы к ведению операций.

"Необходимо активизировать работу по оптимизации Минобороны. Говорят, что вы взяли в 2016 году какую-то паузу и не выполнили запланированное сокращение обеспечивающих структур. Надо к этому вернуться, не надо затягивать эти процессы. Армия не должна быть излишней, но это не значит, что ее боеспособность должна понизиться", - заявил Александр Лукашенко.

Президент также обратил внимание на наличие фактов нарушения дисциплины и правонарушений, которые категорически недопустимы для людей в погонах.