Интервью Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко СМИ по наиболее актуальным вопросам внешней политики

    Вопрос. Александр Григорьевич, несмотря на существующие сегодня проблемы с поставками газа из России, Вы открываете новые точки по пуску газа. Актуально ли это сейчас, и как существующие ограничения в поставках природного газа могут повлиять на этот процесс?

    Лукашенко А.Г. Я хочу, чтобы вы понимали, что население из всего объема природного газа, который мы покупаем, потребляет около 10 процентов. Процентов 20 - промышленность. И остальное, 60 процентов - энергетика: мы сжигаем газ, получаем электроэнергию на теплоэлектростанциях. Поэтому мы, если вдруг проблема встанет еще острее, сократим промышленность, сократим энергетику, но население всегда обеспечим.

    Все давно просчитано, и мы это строим не зря. Все-таки главное - удобство для людей.

    Второе. Я сказал уже: знаете, в советские времена понаобещали еще с машеровских времен (он еще обещал Полесью оказать эту поддержку). Не получалось. Видимо, руки не доходили, другие какие-то были объекты. Но надо было решить эту проблему. Показать преемственность власти, что нынешний Президент - преемник того поколения советских руководителей, которые были у нас. Я не боюсь этого слова. И я пообещал.

    И третье, на чем это было основано. Полесье - это чернобыльский район. Это очень густо населенные районы. Здесь порой людям земли не хватает для того, чтобы работать. Вот в Столине была проблема, когда я военные полигоны сокращал и передавал людям землю. Людей много, трудолюбивые. И еще чернобыльская загрязненная территория. И я вынужден был принимать это решение, как бы оно ни было сложно.

    Вот комплекс основных причин, которые побудили меня к тому, чтобы газифицировать Полесье. Ну, и это же наша жемчужина. Что такое Беларусь без Полесья?! Это уже, конечно, эмоции и такая нравственная позиция, но, тем не менее, это тоже важно.

    Вопрос. Александр Григорьевич, вчера прозвучало заявление Госсекретаря Совета Безопасности Республики Беларусь о ситуации, сложившейся с гражданами России на белорусско-польской границе. Вы являетесь Председателем Высшего Государственного Совета Союзного государства. Нам, белорусам, естественно, не безразлична судьба граждан России. Как Вы видите выход из сложившейся ситуации, и почему хранит молчание российское посольство в Беларуси?

    Лукашенко А.Г. Я вам скажу честно и искренне, что там происходило. По своим каналам мы знали о том, что "демократическое" руководство "демократической" Польши (беру в кавычки) отдало примерно месяц тому назад команду всем постам и службам на границе блокировать российских граждан, прежде всего, выходцев из Кавказского региона (не только чеченцев), и не пускать их на территорию Польши.

    Законно, правильно ли это сделано? Неправильно. Эти люди, какие они террористы? Потому что у них национальность такая? Так все же мы кричим о том, что национальность здесь не при чем, терроризм не имеет национальных границ. При чем здесь эти люди - старушки, дети, женщины? Они же не от добра едут оттуда. И притом они же едут по установленным поляками правилам, они ведь не нарушают их. Они имеют все проездные документы для пересечения границы. Мы в этом убедились.

    Это политическое решение, не демократическое решение польского руководства. Поэтому я вчера поручил своему помощнику по национальной безопасности Геннадию Николаевичу Невыгласу предупредить российское посольство и консульство о непозволительности такого поведения. Что это? Полторы сотни российских граждан за несколько дней посадили на вокзалах, посол молчит, консул молчит, как будто им до этого нет дела. Ну, могут подумать, что там Лукашенко вмешивается в эти проблемы? Как минимум по двум причинам: во-первых, они на территории нашей страны, во-вторых, это граждане нашего Союзного государства. Это не чужие нам люди. Пусть они чеченцы, пусть осетины, пусть они грузины, узбеки, туркмены - это не чужие нам люди, особенно те, которые живут на территории России.

    И еще. Плохой Союз, хороший Союз, но я Председатель Высшего Государственного Совета Союза Беларуси и России. У нас это высший орган в Союзе, и я являюсь его руководителем. Я обязан по своему статусу защищать интересы не только белорусов, но и россиян. Поэтому я вынужден был резко отреагировать на поведение российского посольства и дипломатических представителей здесь.

    И это еще не итог. Я буду жестко ставить этот вопрос и перед руководством России. Так нельзя относиться к своим гражданам, они в этом не виноваты. И я поручил помочь этим гражданам. Хоть мы там и помогаем - роды приняли у женщины, и хлеб дали, и соль. И правильно: добро всегда добром обернется. Они, эти люди, не виноваты.

    А польское руководство, зная, какую они политику проводят сегодня по отношению к россиянам, да и к белорусам (мы тут не делим), я хочу просто предупредить: мы на подобные вещи отреагируем адекватно. Это честные, принципиальные люди, которые к ним едут по документам. У нас примерно 150 тысяч нелегальных мигрантов - из Индии, Пакистана, Афганистана и других стран. Они в нашей стране на низком старте, чтобы преодолеть эту границу. Мы сдерживаем их. Вот с этими надо бороться. Поляки этого делать не хотят. Они устраивают все больше и больше провокаций на нашей границе. И польское руководство должно иметь в виду, что мы просто безучастно на это смотреть не будем.

    Вопрос. Александр Григорьевич, сегодня в ряде средств массовой информации прошла информация о том, что официальный представитель Администрации Президента США сделал заявление о том, что Президент Лукашенко не должен появиться на саммите НАТО в Праге, якобы из-за того, что белорусское руководство не придерживается демократических норм, принципов и так далее. Как Вы прокомментируете это заявление, и, на Ваш взгляд, поддастся ли правительство Чехии на подобный нажим со стороны Соединенных Штатов?

    Лукашенко А.Г. Мы не рвались в евроатлантическое партнерство, в СЕАП. Это какой-то там предбанник, говорят, НАТО. Мы туда не рвались. Нас пригласили туда, поскольку мы - страна, которая спасла вместе с русским человеком от нацизма Европу, весь мир. У нас прекрасная история. Потому что мы в центре Европы. И безопасность без Беларуси в Европе обеспечить невозможно. Нас туда пригласили. Но, видя то, что мы не можем противостоять расширению НАТО на Восток, мы согласились на это сотрудничество.

    Когда Россия вступила в НАТО (ну хоть на приставной табуретке, как говорят), к сожалению, они с нами не советовались, и мы попали в серьезную ситуацию. И заметьте, сейчас российские СМИ ехидничают и посмеиваются: ах, вот Лукашенко не дают визу и так далее. Да они не такую позицию должны были занимать. Они должны были занять жесткую, принципиальную позицию по поддержке союзного им государства и его Президента, который всегда и с Ельциным, и с Путиным выступал согласованно в отношении НАТО. А сегодня нас пытаются, знаете так, бросить один на один с этим блоком. Ради Бога, мы особо не напрашивались туда и особо Россию не просим, руководство России, которое нас не хочет поддерживать в этом плане. Вы видите их позицию. Вопрос не в этом.

    Почему они не хотят видеть Лукашенко (и заметьте, американцы не хотят видеть, не европейцы)? Они боятся правды. Они боятся, что Лукашенко выскажет ту позицию, которой мы придерживались в последние годы. А не высказать ее, выступая, я не могу. Другое я сказать не могу. Я действительно категорически против расширения НАТО на Восток. Потому что они не к российским границам, как Путин говорит, подступают, не на границах России разместят арсеналы свои. Они на наших границах, на границах с Украиной, прежде всего, будут размещать эти арсеналы. Они не хотят этой правды слышать.

    И самое главное. Для того чтобы поехать на саммит любой делегации не надо никакого ни приглашения, ни соглашения, ни желания американцев или Робертсона, никакого "ястреба" разрешения не надо. Захотел, сел и поехал. Выступил и уехал. Это будет страшный абсурд и нонсенс, если наша делегация не получит от чехов визы. Мы немедленно и адекватно на это отреагируем. Притом жесточайшим образом. И все позиции чехов в Беларуси будут потеряны навсегда, ну, по крайней мере, на долгое время, если Чехия поступит под давлением американцев соответствующим образом.

    Но я рад, что сегодня так называемый какой-то там не то "ястреб", не то представитель Буша, как он назвался, сделал это заявление. Теперь мы видим, кто стоит за спиной тех, кто сегодня покрикивает, в том числе и за спиной наших отморозков от оппозиции. Они руки потирают, рады: ах, белорусскую делегацию туда не пустят. Да ради бога, мне хватает в стране проблем и вопросов для того, чтобы их решать.

    Я уверен, что европейцы не просто в Беларусь придут, они приползут и будут просить у нас помощи в сотрудничестве, как минимум, по борьбе с наркотрафиком и с нелегальными мигрантами, миграцией, потому что это у них самая больная сейчас проблема. Поэтому они нигде не денутся без сотрудничества и нашей поддержки.

    И еще. Не будут платить, мы не будем за свой счет защищать Европу от этих потоков. Это они в Афганистане проблему создали, и сейчас афганцы прут через нашу страну в Европу. Вот они должны как минимум нас попросить, чтобы мы боролись против этого, и заплатить нам. Но это уже другая тема.

    Вопрос. Александр Григорьевич, у России в последнее время складываются достаточно доверительные отношения с Евросоюзом. Как Вы оцениваете последние договоренности России по Калининградской области с Евросоюзом, и, может быть, возможно, нужно будет что-то сделать Беларуси в этом вопросе?

    Лукашенко А.Г. Что касается калининградской проблемы и тех якобы итогов договоренностей и большой любви между Путиным и Евросоюзом и Евросоюзом и Путиным. Как Президент скажу: любовь Президента с кем бы то, и с чем бы то, и с какой бы то ни было организацией только тогда чего-то стоит и важна, если для народа есть хороший плод от этой любви. Если результата от этой любви нет, так такая и любовь никому не нужна. Ну а какая любовь между Евросоюзом и руководством России, вот вам результат по соглашению в Брюсселе.

    Во-первых, окончательных договоренностей, по моей информации, не достигнуто. Сегодня говорят, что ура-ура, выстроились все российские СМИ и кричат: победа России. А в чем победа? Что виза будет не розовая, а голубая, и что это будет чуть-чуть дешевле, чем обычная виза? То есть это проигрыш будет России, если она на это согласится.

    Российские граждане с одной территории России на другую должны беспрепятственно перемещаться. И сегодня, когда Литва или какое-то другое государство начинает отстраивать ядерную державу и накатывать на граждан России, в том числе и белорусов, это непозволительно. У России достаточно рычагов, чтобы добиться соблюдения международных прав, общепризнанных прав человека - свобода перемещения по своей территории, к своим людям. Если Россия на это пойдет, будет сильнейшая очередная уступка российского руководства западным государствам. Это не политика. Такой политики быть не должно. Мы должны защитить своих граждан.

    Почему я об этом так говорю? Потому что, во-первых, эти граждане перемещаться будут не только через Литву, но и через Беларусь, во-вторых, там наши люди, белорусы, и их немало среди миллиона живущих в этом анклаве. И, в-третьих, россияне нам не чужие люди, а калининградцы - это вообще, наверное, больше белорусы, чем в целом россияне. Эта территория всегда была близко к нам, и все, что там делалось, делалось через Беларусь. Помните, даже были планы присоединения Калининграда к Беларуси? Это наши люди. Поэтому нас это очень волнует, потому что нас это касается.

    Я считаю, что попытки в опломбированных вагонах везти россиян из Калининграда в Россию и наоборот, может быть даже по какой-то большой трубе их перемещать как нефть, или бензин, или солярку, по газовым трубам перемещать россиян - это унижение российского народа. Что это значит, в опломбированных вагонах везти человека? Это что, скот? Только скот и товар возят в опломбированных вагонах. Кто там выскочит?! Да сегодня в Литву через границу перемещается море людей, которые могут быть и не желательны для Литвы. Кто там будет прыгать с поезда? Это всего 100 километров.

    Поэтому я считаю, что россияне из Калининграда в Россию и обратно в Беларусь должны перемещаться беспрепятственно. Это единственное требование, которое должно быть поставлено со стороны России. Россия имеет право на такую постановку вопроса. Она кормит, поит, одевает, обувает, качает туда газ, нефть, нефтепродукты для того, чтобы Европа сегодня жила. И Прибалтика тоже, кстати. Поэтому они должны не препятствовать передвижению этого количества людей.

    Мы, белорусы, сделаем все для того, чтобы было хорошо нашим гражданам Союза Беларуси и России.